Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования

Тип Реферат
Предмет Физкультура и спорт
Просмотров
1196
Размер файла
286 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования

Доктор педагогических наук, профессор В.И. Бондин, Ростовский государственный педагогический университет, Ростов-на -Дону

В историческом плане разработка здоровьесберегающих технологий в системе высшего педагогического образования осуществлялась поэтапно. Первый этап проходил с 1996 по 2000 г. и был связан с включением в Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (в цикл общепрофессиональных дисциплин - ДН.00) новой учебной дисциплины "Валеология" (приказ Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию № 380 от 4 марта 1996 года).

В связи с новым научным направлением в 1996 г. в РГПУ, а также в других учебных заведениях были созданы кафедры валеологии.

При разработке здоровьесберегающих образовательных технологий нами были обнаружены отсутствие единого понимания валеологии как учебной дисциплины и существенные различия в действующих программах. В одних программах наблюдается доминирование основ медицинских знаний (Э.Н. Вайнер, 1993), в других отражаются проблемы семьи и здорового образа жизни (Л.М. Панкова, 1994), а в третьих (Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова, 1994) содержится комплекс знаний по психофизиологическим и педагогическим основам здоровья человека. Анализируя другие подходы к проблемам здоровья человека, авторы (Н.М Амосов, Я.А. Бендет, 1989; Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова, 2000; И.И. Брехман, 1990; Э.Н. Вайнер, 2002; В.И. Дубровский, 2001; Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова, 2000; В.В. Колбанов, 2000; Н.И. Куинджи, 2001; В.В. Марков, 2001; В.И. Петрушин, Н.В. Петрушина, 2002; Тель Л.З, 2001; Б.Н. Чумаков, 2000; R.S. Paffenbarger, 1994, и др.) отмечают, что опубликованные работы и содержащиеся в них рекомендации не способствуют эффективному формированию культуры здоровья у населения. Данное положение связано с множеством факторов, и в первую очередь с отсутствием теории и методологии здоровья.

В "Большом энциклопедическом словаре" (А.М. Прохоров, 1985) понятие "теория" (от греч. theoria - распознание, исследование) трактуется как "система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях действительности".

"Методология (от греч. methodos - путь, исследование, учение) - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности".

Исходя из представленных определений, следует, что в науке о здоровье нет общепринятой теории, так как многие процессы, происходящие в организме, еще не изучены и соответственно не может быть методологии как логической организации средств и методов деятельности по формированию культуры здоровья.

Определяя концепцию проектирования здоровьесберегающих технологий, из множества определений понятий здоровья мы остановились на наиболее достоверном - "…как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…" (Устав ВОЗ). Исходя из данного определения, при разработке здоровьесберегающих технологий для студентов педагогического университета (рис. 1) мы взяли за концептуальную основу изучение физического, психического и социального компонентов здоровья человека.

В предлагаемой концепции система валеологического образования направлена на овладение определенным объемом знаний о своем организме, на формирование мотивов, убеждений и потребности в здоровом образе жизни. Ведущее место при

Рис 1. Блок-схема валеологического образования

этом отводится физическому компоненту здоровья и рассмотрению фундаментальных данных о влиянии оптимальной двигательной активности на состояние здоровья, так как гиподинамия приводит к снижению иммунных свойств крови, нарушениям функционального состояния сердца, уменьшению объема циркулирующей крови, снижению афферентной стимуляции клеток головного мозга, понижению умственной и физической работоспособности, развитию детренированности систем организма и механизмов их регуляции. Вредны и большие физические нагрузки, приводящие к перенапряжению всех систем организма, снижению их функционального состояния, уменьшению сопротивляемости к инфекциям и так далее. Поэтому формирование необходимых знаний, умений и навыков для определения оптимальных двигательных режимов, повышающих функциональное состояние и здоровье человека, - одна из основных задач валеологического образования в подготовке специалистов педагогического профиля.

Аналогично рассматриваются аспекты психического и социального компонентов здоровья, где изучение вопросов психического здоровья связано с лимбико-ретикулярным комплексом головного мозга и функциональным состоянием эрготропной и трофотропной систем, а социальные компоненты всецело зависят от культуры здоровья и образа жизни: его уровня, качества, стиля и уклада.

Второй этап разработки здоровьесберегающих технологий в университете связан с созданием в1999 г. новой кафедры медико-педагогических дисциплин и разработкой комплексной программы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни.

Рис. 2. Система обеспечения здорового образа жизни

Рис. 3. Факторы риска развития функциональных расстройств у мужчин

Рис. 4. Факторы риска развития функциональных расстройств у женщин

С целью создания данной программы были проведены исследования организационно-педагогических условий обеспечения здорового образа жизни в университете, в результате которых разработана здоровьесберегающая педагогическая система, основанная на системно-деятельностном подходе в двух основных направлениях: проектировочная деятельность и исполнительская деятельность (рис. 2).

Проектировочная деятельность осуществляется руководством университета в двух направлениях: проектирование здорового образа жизни и организация деятельности служб здоровья, а исполнительская деятельность - в трех: в первом анализируются образ жизни и состояние здоровья студентов, во втором формируются установки на здоровый образ жизни и в третьем проводится оздоровительно-профилактическая деятельность.

Дальнейшая разработка здоровьесберегающих технологий в университете была связана с экспериментальными исследованиями, направленными на анализ состояния здоровья и образа жизни студентов.

Полученные данные диагностики образа жизни показали, что у большинства студентов отсутствует установка на здоровый образ жизни, более 60% нуждаются в перестройке своего образа жизни и лишь 4% опрошенных считали состояние своего здоровья хорошим. Достаточно низкие показатели получены по отношению к окружающим: более 60% испытывали трудности во взаимоотношениях. Большинство студентов не проявляют интереса к здоровью, нарушают режим питания и только 9% довольны своей жизнью.

Обобщенный анализ результатов исследований образа жизни и состояния здоровья свидетельствует, что одним из основных факторов риска развития функциональных расстройств у обследованного контингента является гиподинамия (53%), что в сочетании с нерациональным питанием (38%) приводит к избытку массы тела: у 67% по группе, у 71% обследованных мужчин и у 66% обследованных женщин (рис. 3, 4).

У 31% обследованных мужчин выявлена такая вредная привычка, как табакокурение, 46% не занимаются аутотренингом, хотя практически все жалуются на раздражительность, повышенную психоэмоциональную реактивность.

Наличие вышеперечисленных факторов риска приводит к плохому самочувствию и большому количеству жалоб, в первую очередь на состояние опорно-двигательной (69%), центральной нервной (61%), сердечно-сосудистой (56%) и пищеварительной (56%) систем. По данным системы компьютерной вычислительной томографии "Амсат", состояние опорно-двигательной системы было хорошим только у 7,7% обследованных, у 28,2% выявлены функциональные нарушения и у 64,1% - пред- и патологические. Состояние пищеварительной системы только у 7,7% обследованных было нормальным, у 85,9% выявлены функциональные нарушения, у 6,4% пред- и патологические (табл. 1).

В целом обследование показало наличие субъективных жалоб и объективно подтвержденных изменений в одной или нескольких системах и органах у подавляющего большинства обследованных. Ни одному обследованному нельзя было дать заключение "абсолютно здоров", и лишь 15% могли характеризоваться как "условно здоровые" (то есть имели только функциональные нарушения).

На заключительном этапе разработки здоровьесберегающих технологий были проанализированы полученные данные и построена педагогическая модель формирования здоровья (рис. 5).

Таблица 1. Выявленные изменения по данным «Амсат»

Системы и органыНормаФункциональные нарушенияПредпатологические и патологические изменения
n%n%n%
Опорно-двигательная67,72228,25064,1
Дыхательная56,41721,85671,8
Сердечно-сосудистая1114,15570,51215,4
Пищеварительная67,76785,956,4
Выделительная6785,9810,333,8
Репродуктивная6178,21012,879
Щитовидная железа1924,41823,14152,5

Таблица 2. Показатели успешности обучения студентов, %

ПоказателиСтуденты 4-5-го курсов
1 этапII этап
Эмоциональный комфорт5971
Личностная тревожность7057
Успешность обучения по основным предметам6375

Рис. 5. Педагогическая модель формирования здоровья студентов в процессе физического воспитания

Предлагаемая модель позволяет в комплексе реализовать образовательную, воспитательную, развивающую и оздоровительную направленности учебно-воспитательного процесса.

В процессе практической реализации здоровьесберегающих технологий у стдентов вырабатывается свой образ жизнедеятельности: многие перестали курить, стали следить за своим питанием, контролировать физическую нагрузку в процессе занятий и вести паспорт своего здоровья, что свидетельствует о позитивных установках на здоровый образ жизни.

Апробация предлагаемых технологий в системе высшего педагогического образования показывает достоверное улучшение физического состояния и здоровья студентов. Уровень физического состояния (УФС) у студентов в процессе обучения на 4-м и 5-м курсах увеличился после года занятий, у мужчин - с 0,55 + 0,22 до 0,69 + 0,19, у женщин - с 0,31 + 0,13 до 0,49 + 0,17 при p <0,05, что соответствует в динамике результатов от "ниже среднего" до "выше среднего".

Наибольшие сдвиги произошли в показателях индекса Скибинской, пробы Генчи и эффективности кровообращения. У студентов значительно улучшались данные силовых индексов, весо-ростовой индекс и показатели степ-теста.

Сравнительный анализ данных I и II этапов эксперимента свидетельствует не только об улучшении состояния здоровья, но и об успешности обучения (табл. 2).

По данным исследований, в группах улучшилась атмосфера психологического комфорта и снизилась тревожность в учебном процессе. Так, определение статистически значимых различий по критерию Фишера показало наличие позитивной динамики (при р<0,05) в учебе, снижение показателей личностной тревожности (по методике Спилбергера-Ханина), улучшение показателей эмоционального комфорта и функционального состояния (по методике САН).

Таким образом, полученные в исследованиях результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в систему высшего педагогического образования показали их эффективность и позволили подготовить 2 докторские, 5 кандидатских диссертаций и издать более 30 методических и практических рекомендаций по исследуемой теме.

Список литературы

1. Амосов Н.М., Бендет Я.А. Физическая активность и сердце. 3-е изд. перераб. и доп. - Киев: Здоровье, 1989. - 216 с.

2. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология /Серия "Гиппократ". - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 248 с.

3. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. 2-е изд., доп. и перераб.- М.: ФиС, 1990. - 208 с.

4. Вайнер Э.Н. Валеология: Учеб. программа для студентов всех специальностей педагогических вузов. Липецк, 1993. - 15 с.

5. Вайнер Э.Н. Валеология: Учеб. для вузов. 2-е изд., испр. - М.: Наука, 2002. - 416 с.

6. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни/ Предисл. Н.А. Агаджанян. - М.: RETORIKA-A, 2001. - 560 с.

7. Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии. СПб., 1994. - 78 с.

8. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пос. для студ. высш. уч. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -192 с.

9. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения.- СПб.: Деан, 2000. - 256 с.

10. Куинджи Н.И. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Метод. пос. - М.: Аспект Пресс, 2001.-139 с.

11. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пос. для студ. высших. пед. учеб. зав. - М.: Изд. центр "Академия", 2001. - 320 с.

12. Панкова Л.М. Кафедра семьи и здорового образа жизни. СПб., 1994. - 57 с.

13. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология: Учеб. пос. - М.: Гардарики, 2002. - 432 с.

14. Тель Л.З. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3 т. Т. 3. - М.: ООО "Издательство АСТ"; "Астель", 2001. - 416 с.

15. Чумаков Б.Н. Валеология: Учеб. пос., 2-е изд., испр. и доп. - М.: Пед. общ-во России, 2000 - 407 с.

16. Paffenbarger R.S., 1994. Chronic disease in former college students. Lectures. 93-109.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно