Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Физическая культура в системе отечественного образования

Тип Реферат
Предмет Физкультура и спорт
Просмотров
1242
Размер файла
19 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Физическая культура в системе отечественного образования

Академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ В.И. Загвязинский, Тюменский государственный университет, Тюмень

В отличие от большинства школьных предметов и вузовских дисциплин, носящих название определенной отрасли науки (математика, физика, химия, биология и др.) или сферы деятельности (филология, труд, музыка и др.) в учебных планах присутствуют только два предмета, в своем наименовании несущих культурологическое содержание. Это физическая культура и мировая художественная культура, причем последняя появилась сравнительно недавно и изучается на уровне элективного компонента, а первая традиционно входит в базовое содержание образования.

Физическая культура, таким образом, не только название, но и традиционное направление образования. Однако следует признать, что точное, несущее большую смысловую нагрузку, актуальное в современной ситуации и, несомненно, перспективное название предмета пока еще не отвечает по смысловому наполнению критериям и требованиям культуры и в массовой практике содержание предмета "физическая культура" , скорее, отвечает названию "физическая подготовка", а внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию (её теперь включают в дополнительное образование или дополнительные образовательные услуги) часто идёт в русле спортивной подготовки.

Известно, что смысловым ядром культуры являются ценности и идеалы, содержанием - созидательная, прежде всего творческая деятельность и её результаты, способом трансляции и передачи богатства культуры новым поколениям - традиции, механизмом развития - инновации.

В наполнении содержания физической культуры и спортивной подготовки есть много общего, но есть и серьезные различия, отражающие специфику направленности деятельности и ее результатов. Мы видим основное различие в том, что физическая культура направлена на развитие человека, а её идеалом является физически, нравственно и психически здоровая личность, способная реализовать свой потенциал и приносить пользу людям, а спортивное совершенствование направлено на достижение высоких спортивных результатов (конечно, тоже через развитие и совершенствование человеческого потенциала, личности спортсмена).

Направленность на развитие и самореализацию человека и определяет содержание физической культуры, ее ценностные ориентации - человек и его физическое, психическое и нравственное здоровье как первейшая и наиболее значимая ценность для самого человека (ребенка, .., взрослого), семьи, общества и государства; её содержание - деятельность, обеспечивающая достаточно высокую двигательную активность, соматическое и психическое здоровье, нормальное физическое развитие и одновременно развивающая самостоятельность, инициативу, волю, мыслительные способности, нравственные качества; традиции - приверженность здоровому образу жизни, двигательной активности, состязательности, физическому труду; инновации - современные способы организации и психофизические средства тренировки, диагностики, медицинского и педагогического контроля, но главное - возрождение традиций здорового образа жизни и отказ от вредных привычек, здоровьеразрушающего поведения.

По направленности, содержанию и средствам деятельности физическая культура сближается, тесно взаимодействует с физиологией, психологией, педагогикой и медициной. Ведущими идеями и ключевыми направлениями этих дисциплин, на наш взгляд, служат:

- идея ценностного подхода к изучению, воспитанию и развитию человека (К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Б.Г. Ананьев, А.Г. Щедрина, Н.П. Дубинин и др.).

- идея приоритета физического, психического и нравственного здоровья как основополагающей ценности;

- идея преодоления гиподинамии, развития физических кондиций, стрессоустойчивости, мобильности, коммуникабельности, толерантности, приобщения детей и молодежи к здоровому, физкультурно-спортивному стилю жизни и поведению;

- идея воспитания индивидуальной культуры здоровья каждого ребёнка, подростка, взрослого, её внедрения во все сферы жизни на уровне как государственной политики, так и жизнедеятельности различных формальных и неформальных сообществ, включая конкретную семью.

Все эти идеи многофункционального содержания физической культуры должны быть реализованы в процессе физического воспитания.

Указанные положения делают целесообразным и необходимым комплексный культурно -оздоровительный развивающий подход к физическому воспитанию в теории и практике образовательной и оздоровительной работы. Он требует объединения усилий исследователей : физиологов, медиков, валеологов, психологов, педагогов, специалистов по физической культуре, а также единства устремлений и действий ученых и практиков [3, 4].

В Тюменском государственном университете, Тюменском научном центре Уральского отделения Российской академии образования накоплен достаточный опыт разработки и реализации комплексного культурно-оздоровительного подхода в исследовательской работе и в физкультурно -оздоровительной практике.

Во всех 20 программах областного, регионального, муниципального уровней (в Тюменскую область фактически входят три субъекта федерации: сама область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) выделены разделы или целевые подпрограммы оздоровительно-физкультурной работы. Реализация этих разделов подпрограмм, начиная с 1993 г., обеспечена научно-методическим сопровождением, которое в значительной степени осуществляется авторами-составителями (И.Е. Видт, С.А. Гильманов, Н.А. Голиков, А.Ф. Закирова, И.В. Манжелей, О.В. Морева, Т.А. Строкова, И.Г. Фомичева, В.М. Чимаров и др.). Проводятся семинары, практикумы, конференции, обеспечивается экспертиза процесса и результатов реализации. Такой подход оправдал себя в Ямало-Ненецком АО, в городах Тюмени, Ноябрьске, Муравленко.

В принципе такой же подход реализуется при составлении и осуществлении проектов развития инновационных образовательных учреждений. Ряд из них положили идеи ценности здоровья и формирования культуры здоровья в основу своих поисков. Таковы областной детский центр реабилитации детей "Крепыш", оздоровительный центр "Успех", школы № 40, 57, 70 г. Тюмени, средние школы № 2 и 7 г. Ханты-Мансийска и др.

Общая черта концепций, программ и реальной деятельности этих учреждений - ценностный подход к воспитанию и комплексный подход к сохранению, восстановлению и созиданию здоровья, сочетание физических упражнений, хореографии, художественного творчества, необходимой медицинской, психологической, педагогической поддержки, предоставление ребенку всей необходимой помощи "под одной крышей" в наиболее эффективных для каждого форме и объеме [1 - 3).

В школе № 57 пришли к мысли, что сформировать культуру здоровья можно только при условии, что активными субъектами этого процесса станут не только медики, учителя физкультуры и руководители учреждения, но и каждый ученик, педагог, родитель. С этой целью подготовлены и осуществлены программы работы с учителями, учащимися и родителями, включающие диагностику, освоение знаний и методик здоровьесохраняющей и здоровьесозидающей деятельности, создание условий для занятий физической культурой и спортом, стимулирование и поощрение субъектной активности.

Были четко сформулированы реально достижимые цели: за счет совершенствования организации и увеличения объема часов занятий "физической культурой", разнообразия спортивных секций, валеологического просвещения и медицинской профилактики, а также нормирования общей учебной нагрузки добиться увеличения адаптационных возможностей и неспецифической устойчивости детского организма, свести заболеваемость до генетически детерминированного минимума, обеспечить высокую умственную и физическую работоспособность и гармоничное нервно-психическое, физическое и эстетическое развитие субъектов учебно-воспитательного процесса. Выпускник школы, как предполагается, должен быть физически, психически и нравственно здоровой личностью, способной формировать своё здоровье, управлять им в будущем, привлекать к здоровьесозидающей деятельности свое ближайшее окружение.

Положительные результаты не заставили себя ждать. В течение 1998-2004 гг. среди учащихся не наблюдалось ни одного случая токсикомании и наркомании, заметно снизилась заболеваемость, повысился индекс здоровья. Очень важную роль в достижении этих результатов сыграла физическая культура. В школе с полной нагрузкой работают два игровых спортивных зала, несколько тренажерных залов и стадион, в которых занимаются не только учащиеся, но и их родители, а также молодежь микрорайона.

Остановимся на научно-теоретическом направлении работы. Обстоятельства сложились так, что в нашем докторском диссертационном совете, функционирующем с 1998 г., объединены две специальности : 13.00.01 - "Общая педагогика, история педагогики и образования " и 13.00.04 - "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры" . Поначалу явственно сказывались определенные различия в оценках, подходах, исследовательском аппарате.

Однако довольно быстро произошло сближение стратегических ориентиров, была принята гуманистическая концепция культурологического подхода к образовательной сфере "физическая культура" (М.Я. Виленский, В.И. Ильинич, Л.И. Лубышева и др.), основанная на интеграции естественно-культурных и социально-культурных направлений в развитии человека. Постепенно происходил процесс согласования и взаимного обогащения методологии и диагностического аппарата исследования. "Педагоги" учились учитывать психофизиологические факторы, способы влияния на них и методики измерений, "физкультурники" осваивали личностно и индивидуально ориентированные подходы, учились формированию и диагностике мотивации, ценностных ориентаций, коммуникативных качеств. И те, и другие двигались по направлению ценностного охвата личности и комплексной диагностики ее развития, т.е. приближались к гуманистической ориентации, личностно -деятельностному подходу с учетом влияния социальных факторов. В этом ключе выполнена докторская диссертация В.Н. Потапова (об индивидуальном стиле саморегуляции спортсменов), готовится к защите докторская диссертация И.В. Манжелей (о средо ориентированном физическом воспитании), кандидатские диссертации О.В. Лимаренко и В.А. Богдановой (дифференцированное физкультурное образование школьников), Л.Е. Матузова (формирование положительного отношения студентов к самостоятельным занятиям физической культурой). С.В. Кузнецова посвятила свою работу подготовке студентов факультета физической культуры к личностно ориентированному педагогическому взаимодействию.

Недавно защищена диссертация Т.А. Гусевой, представленная по двум специальностям (13.00.01 и 13.00.04) и посвященная подготовке дошкольников к поступлению в школу средствами спортивно -оздоровительной гимнастик и. Ряд работ были специально посвящены оздоровительным возможностям физической культуры (Н.М. Глухенькая, Е.В. Перепелюкова и др.). Были разработаны рекомендации по содержанию и организации физкультурных занятий в условиях Севера с учетом национально-регионального компонента (А.Н. Кривуля), а докторская диссертация В.В. Пономарёва (г. Красноярск) посвящена специфике физкультурного образования школьников, проживающих в условиях Крайнего Севера.

Вопросы физического воспитания и физической культуры, вписанные в контекст ценностного развития личности, должны стать основополагающими в системе образования. Для этого еще очень многое нужно сделать и в отношении совершенствования содержания образования, насыщения его культурологическим содержанием, и в охвате физкультурным просвещением и занятиями физической культурой широких слоев населения, и в подготовке кадров, способных осуществить поставленные задачи.

Сегодня необходимы признание идеи "человекотворческой сущности физической культуры" (Ю.М. Николаев) на уровне массового сознания, изменение отношения педагогического сообщества к "физической культуре" как к "второстепенному" предмету и построение здоровьесберегающего воспитательно -образовательного процесса.

Для этого требуется объединить усилия органов власти и управления в центре и на местах, ученых, работающих в сфере наук о человеке, работников медицины, педагогов, психологов, тренеров, общественных организаций по развитию массового физкультурного движения, по приобщению в первую очередь детей и молодежи к культуре здоровья и здоровому физкультурно-спортивному стилю жизни.

Список литературы

1. Волкова В.К. Лечебная педагогика в условиях детского реабилитационного центра. -Тюмень: Вектор Бук, 2000.

2. Голиков Н.А. Школа здоровья. - Тюмень: Вектор Бук, 2000.

3. Образование и здоровье. Сб. науч. ст. / ред. В.И. Загвязинский, В.М. Чимаров.- Тюмень: Изд. ТюмГУ, 2005. - Тюмень: Вектор Бук, 2005.

4. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты. Новосибирская государственная медицинская академия, Новосибирск, 2003.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской област
Спасибо Елизавете за оперативность. Так как это было важно для нас! Замечаний особых не бы...
star star star star star
РУТ
Огромное спасибо за уважительное отношение к заказчикам, быстроту и качество работы
star star star star star
ТГПУ
спасибо за помощь, работа сделана в срок и без замечаний, в полном объеме!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно