Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Классификационная проблема тактики спортивного фехтования

Тип Реферат
Предмет Физкультура и спорт
Просмотров
1591
Размер файла
18 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Классификационная проблема тактики спортивного фехтования

Кандидат педагогических наук, доцент В.Г. Войтов Смоленский государственный институт физической культуры, Смоленск

Одной из наиболее насущных методологических проблем современной науки считается классификационная проблема [3, 5, 8]. Ее обсуждению посвящены многочисленные конференции, тысячи публикаций. Во многих науках на протяжении десятков лет изучается широкий круг вопросов, связанных с классификацией. Гносеологический анализ классификационной проблемы показывает, что она служит одним из эффективных механизмов развития научного познания, важным условием перевода конкретной науки с эмпирического уровня на более высокий - теоретический [5]. Неклассифицированный мир дорого обходится человеческому обществу. "Без хороших классификаций нет коммуникативных языков. Нет эффективных информационно-поисковых систем. Нельзя хорошо анализировать, диагностировать, предсказывать неизвестные вещи и свойства вещей" [3].

В теории и методике спортивного фехтования классификационная проблема тактики остается одной из самых актуальных, несмотря на то что решению классификационных вопросов в течение долгого времени уделялось большое внимание [1, 9, 12, 13, 14]. Предклассификационные процедуры всегда осуществлялись в соответствии с достигнутым на определенный момент времени уровнем теории и методики фехтования, а собственно классификации являлись лишь выражением и оформлением уже достигнутых наукой результатов, в том числе и ее методологических возможностей.

К настоящему времени в фехтовании создан внушительный научно-теоретический задел [2, 6, 9, 11]. Вместе с тем качество имеющихся классификаций нельзя назвать удовлетворительным. Их содержание во многом противоречиво и не соответствует современным научным представлениям. В частности, в существующих классификациях в качестве подготавливающих действий выделяются маневрирование (глубокое перемещение по полю боя), игровые движения оружием (перемещения клинка), имитация защит и нападений. Эти действия представляют собой движения с определенными характеристиками: амплитудами, глубинами, быстротами и другими, являются средством реализации тактических решений, принятых спортсменом. Действия эти двигательные, а не тактические. Их можно оценить с точки зрения техники. Кроме того, маневрирование (передвижения), игра оружием и имитация защит и нападений (движения оружием) представлены в соответствующих разделах классификации технических приемов [9, 14].

Что касается тактических задач подготавливающих действий, как-то: разведка, маскировка, вызов, помехи, - то каждую из этих задач спортсмен решает (может решать) не только до начала схватки, то есть при подготовке действия, но и в процессе реализации нападения или защиты. Например, при выполнении атаки фехтовальщик скрывает (маскировка) всю существенную для противника информацию как о моменте начала действия, так и о моменте завершения, секторе завершения нападения и другую. Вместе с тем выполняющий атаку спортсмен стремится получить важную информацию о намерениях противника (разведка). Будет ли он защищаться или контратаковать? Если начал защищаться, то действие это истинное или ложное? Если ложное, то что будет за ним - контратака или защита? Тактическая задача вызова противника на желаемое действие тоже не является исключительно задачей подготавливающих действий. Например, выполняя финт в атаке, спортсмен ставит задачу вызвать противника к защите этого сектора, а выполняя ложную защиту на атаку противника, спортсмен вызывает его к нападению в определенный сектор. Все действия, которые побуждают противника к выполнению нужного спортсмену средства противодействия, решают тактическую задачу вызова. Таким образом, тактические задачи информационного поиска или сокрытия, а также управление действиями противника (вызов) могут решаться фехтовальщиками в любой момент их взаимодействия.

Недостаточная теоретическая и методологическая разработанность проблем тактики, и в первую очередь ее классификации, с одной стороны, связана с объективными трудностями, возникающими при теоретическом и экспериментальном изучении процесса тактического взаимодействия спортсменов в поединке (объект исследования недоступен непосредственному наблюдению и оценке), с другой - является существенным сдерживающим фактором развития теории и методики фехтования. В специальной научной литературе каждое тактическое действие часто рассматривается как процесс постановки одной тактической задачи, с одним механизмом ее решения, например атака с выбором. Однако при выполнении атаки спортсмен должен решать несколько тактических задач: определить момент начала атаки, способ выполнения, момент и сектор завершения нападения и др. Однозначная характеристика действия не отвечает на вопрос: "Что именно выбирал спортсмен при его выполнении?" Поэтому характеризовать действие следует не в целом, а по отдельным его элементам, в соответствии с решаемыми частными тактическими задачами. Ведь начинать атаку спортсмен мог, переключившись от защиты, завершать - обусловленно, на остановку отступающего противника, а сектор нападения определять с выбором. Детализированная оценка тактических задач при подготовке и реализации одного действия корректна с научной точки зрения и целесообразна - с методической.

Создание новых классификаций связано с многочисленными трудностями, преодолеть которые сложно из-за отсутствия необходимых теоретических и методологических средств. Главные сложности построения классификаций (поиск существенного объединяющего признака, расчленение его на классообразующие значения, определение родо-видовых отличий, увязывание в одной классификации многих параметров, необходимость охватить все элементы, свойства, параметры и другое) могут быть преодолены только с помощью развитой научно-теоретической базы. До настоящего времени разработка классификации тактики сдерживалась в первую очередь неопределенностью самого понятия тактики, отсутствием четких и обоснованных представлений о тактике как об особом явлении [7]. В спортивной теории, а тем более практике, тактика отождествляется с уровнем мастерства, техникой, психологией [4, 9, 10], что говорит о трудностях и противоречиях аналитической и исследовательской деятельности по проблемам тактики.

Спортивная тактика - это система познавательных психических процессов, специальных знаний и умений принимать решения о содержании и моментных параметрах действий на основе информации о состоянии и намерениях противника, условиях взаимодействия с ним, а также сокрытии собственных намерений и управлении действиями соперника с целью оптимизации состава и структуры основного соревновательного упражнения. Из определения тактики исключается двигательный компонент действия. Тактика связана лишь с принятием решений, что и когда делать [1, 14], а техника помогает реализовывать эти решения. Именно поэтому в теории фехтования в свое время было предложено разграничение понятий "прием" (двигательный компонент) и "действие" (тактическая задача) [2, 14].

В соответствии с предложенным определением только тактическая задача может быть существенным объединяющим признаком в классификации тактических действий. Все тактические задачи (действия), которые решает спортсмен, делятся по родо-видовым отношениям на четыре класса:

1. Инициативный класс включает два вида тактических задач - ожидать и создавать. Эти тактические задачи характеризуются наличием или отсутствием инициативы у спортсмена. В ходе боя фехтовальщик может активно управлять ситуацией, вынуждая противника выполнять нужные спортсмену действия с определенными технико-тактическими параметрами. К данному виду тактических задач относятся вызовы, действия второго намерения, ложные действия, поскольку их объединяет одна цель - управлять действиями противника. Вместе с тем спортсмен может не управлять, а ожидать повода, сигнала, ошибки со стороны противника и затем реализовывать принятое решение.

2. Информационный класс объединяет тоже два вида задач: получать и скрывать информацию. Эти задачи спортсмен может решать (решает) одновременно. Успешное решение информационных задач имеет первостепенное значение в процессе тактического взаимодействия с противником, поскольку адекватность принимаемых спортсменом решений во многом определяется наличием своевременно полученной достоверной и значимой информации о состоянии и намерениях противника, условиях единоборства и другой.

3. Ситуационный класс включает широкий круг тактических задач, связанных с восприятием и оценкой всех существенных, с точки зрения тактики, параметров взаимодействия, а также управление ими в складывающихся ситуациях в ходе поединка. В данном классе объединены четыре группы тактических задач, связанных со следующими параметрами:

- с дистанцией: сохранить, увеличить, сократить;

- с направлением перемещений по полю боя: наступать, отступать, оставаться на месте;

- с положением и направлением движения оружием: при нападениях, защитах;

- с моментами начала и завершения действия.

4. Операционный класс объединяет задачи, направленные на реализацию всех видов нападений и защит. В этом классе - действия только первого намерения.

Традиционно в прежних классификациях действия делились на два класса: подготавливающие и основные [1, 14]. Такой подход оправдан лишь отчасти. С одной стороны, при подготовке действия спортсмен, безусловно, решает широкий круг тактических задач. С другой - почти все тактические задачи подготавливающих действий могут решаться и на любом другом этапе взаимодействия, то есть не являются специфическими задачами подготавливающих действий. Только ожидание или создание момента начала атаки можeт считаться тактической задачей подготавливающих действий в чистом виде.

Данная работа не претендует на окончательное решение классификационной проблемы тактики фехтования. Предложенный подход к решению проблемы классификации тактики требует еще более глубокой конкретизации и является лишь частью этой проблемы. В настоящее время представляется своевременным системное теоретическое исследование процесса тактического взаимодействия спортсменов, в котором были бы структурированы цель, задачи, механизмы, условия, средства: специальные тактические знания и умения, познавательные психические процессы, а также тактические категории: неожиданность, неопределенность, вероятность, альтернативность, вариативность и другие. Успешное решение классификационной проблемы тактики создаст предпосылки для существенного наращивания теоретических и методологических возможностей исследования тактики спортивного фехтования.

Список литературы

1. Аркадьев В.А. Тактика в фехтовании. - М.: ФиС, 1969.

2. Келлер В.С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях. - Киев: Здоровье, 1977.

3. Кожара В.Л. Классификационная проблема. - Борок, 1984. - Рукопись депон. во ВИНИТИ 5.11.84, № 7149-84 Деп.

4. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов: Учебное пособие. - Киев: Олимп. лит-ра, 1999.

5. Митрофанова С.С. Классификационная проблема как рефлексивный механизм теоретизации науки // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. - Новосибирск: Наука, 1997.

6. Мовшович А.Д. Система многолетней подготовки юных фехтовальщиков: Автореф. докт. дис. - М., 1996.

7. Павлов А.И., Войтов В.Г. Определение понятия "спортивная тактика" //Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 9.

8. Розова С.С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск, 1986.

9. Спортивное фехтование: Учебник для ИФК /Под общ. ред. Д.А. Тышлера. - М.: Физкультура, образование и наука, 1997.

10. Теория спорта: Учебник для ИФК /Под общ. ред. В.Н. Платонова. - Киев: Вища школа, 1987.

11. Тышлер Д.А. Теория и методика спортивного совершенствования в современных единоборствах: Автореф. докт. дис. М., 1984.

12. Фехтование: Учебник для ИФК /Под общ. ред. В.А. Аркадьева. - М.: ФиС, 1959.

13. Фехтование: Учебник для ИФК / Под общ. ред. К.Т. Булочко. - М.: ФиС, 1967.

14. Фехтование: Учебник для ИФК /Под общ. ред. Д.А. Тышлера. - М.: ФиС, 1978.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно