Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


"Уктусская школа" (1965-1974). К истории уральского андерграунда

Тип Реферат
Предмет Культура и искусство
Просмотров
1603
Размер файла
20 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

"Уктусская школа" (1965-1974). К истории уральского андерграунда

"Уктусская школа" (1965-1974). К истории уральского андерграунда

Т. П. Жумати

Свердловский андерграунд, представлявший в 70–80-х годах сложную структуру, включавшую разветвленную сеть неофициальных творческих объединений и активную деятельность их членов – художников, поэтов, музыкантов-"авангардистов", начинался десятилетием раньше: 60-е стали временем формирования его первого неоднородного состава, проявлявшего себя в художественной практике широким разнообразием формалистических исканий, лежащих преимущественно в русле осваиваемого модернистского наследия. В общей ситуации "умеренного новаторства" неофициальное искусство 60-х годах было представлено и другими силами, стремившимися к радикальному "прорыву" в новое языковое пространство. На формальном уровне это выражалось в активных инновациях художников в области используемых приемов, техник и материалов, на более общем – вело к радикализации языковых кодов, дистанцированию от старых и продуцированию новых. Последнее закрепляло ситуацию "неофициальности" подобного творчества, делая невозможным его выход в официальный контекст. В среде свердловских шестидесятников эта линия была инициирована группой членами "уктусской школы".

Возникнув в 1965 году при любительской студии Дома культуры железнодорожников, одной из самых "левых" в городе 1 , "уктусская школа" стала первым неофициальным художественным объединением в Свердловске. Ядро группы составили Анна Таршис, Валерий Дьяченко, Феликс Волосенков и присоединившиеся к ним Евгений Арбенев, Александр галамага, Сергей Сигей. Творческий путь "уктуссцев" – от начального, вполне реалистического изображения натуры к экспрессионизму и абстракционизму (к ретроспективному увлечению модернистскими течениями начала века) и далее – к радикальному авангарду – был близок пути, пройденному несколькими генерациями отечественного андерграунда. Значительный потенциал группы позволил за время ее существования реализовать многие проекты, важнейшим из которых стал выпуск журнала "Номер" 2 . Продолжив традиции жанра самиздатской книги, в котором работали в 10–20-х годах русские футуристы, "уктуссцы" обратились к новой для самиздата форме периодического художественно-литературного издания. "Номер", популярный в "неофициальной" творческой среде, нес в себе бесцензурное творчество и одновременно являлся самоценным произведением искусства. Включая оригинальные рисунки и тексты, журнал представлял собой своеобразный художественный объект, каждый составляющий элемент которого имел свою визуальную и смысловую нагрузку; рукописность и одноэкземплярность являлись при этом важнейшими принципами, которым следовали его создатели. Литературная часть журнала была представлена "авангардистской" поэзией и прозой самих "уктуссцев", опиравшихся в творчестве на традиции русской формальной школы и видевших в числе своих главных авторитетов Велимира Хлебникова, Алексея Крученых, Александра Туфанова 3 . Позднее для "уктуссцев", шагнувших от футуристической "зауми" к приемам концептуализма, перечень имен русских поэтов возглавит имя Алексея Чичерина 4 . Помимо создателей "Номера" в нем участвовали многие авторы, чему способствовала "открытая" форма журнала – введенные в него раздел "Впиши свое" и колонкa "Критикa" 5 .

Теоретические материалы и художественная практика "уктуссцев" в "Номере" активизировали творческий поиск всех членов группы. Периодическое издание, являясь действенной формой функционирования творчества, эффективным средством художественной коммуникации, провоцировало ситуацию совместного, коллективного продуцирования идей и появление новаций на формальном уровне. Открытие художниками "уктусской школы" искусства начала века не привело к серьезному вовлечению их в то или иное его русло. Экспрессионистические и абстракционистские тенденции, выраженные на раннем этапе, не стали ведущими в творчестве "уктуссцев". Став актуальным на время, модернистское и авангардное наследие оказалось освоено, "преодолено" художниками, проявлявшими в качестве преемственности по отношению к нему прежде всего стремление к эксперименту 6 .

То общее, что отличало искусство свердловских художников на новом этапе, может быть определено как преобладание аналитических тенденций и появление элементов концептуального творчества. Художника не занимало больше выражение внутреннего "я", как это было в экспрессионистических работах, он не чувствовал себя более "творцом невиданного", как в абстрактных произведениях. Своим творчеством он начинал некое исследование самой природы искусства, его подсознательных мотиваций, его сверхсмысла, его идеи, проступающей во всяком творческом акте, фиксируемой посредством визуального (или иного) знака в произведении. Внешним проявлением новых устремлений "уктуссцев" стало пренебрежение многими традиционными методами творчества. Художники уходят от "весомой", "тотальной" материализации идеи в картине, обнаруживая свой разрыв не только с нормами традиционного искусства, но и с каноном модернистской живописи. Одной из особенностей их творчества становится эскизность. Такие характеристики, как "завершенность", "сделанность" по отношению к произведению, теряют для них всякую актуальность. В поисках новых средств выражения они осваивают различные знаковые системы, легко вторгаясь в "нехудожественные" сферы. Примерами такого творчества являлись многочисленные работы в "Номере", соединявшие в себе изобразительные и вербальные элементы. Одним из новых творческих приемов стало использование готовой полиграфической продукции, технических чертежей и документации в качестве основы для вводимого авторского изобразительного или вербального ряда. Образцами в данном случае служат работы Анны Таршис 7 : живописно-графический альбом "Lima", сделанный в 1968 г. (комплект чертежей экскаватора, дополненный рисунками автора), и "реди-мейдная" книжка "Шваль" 1971 г. (каталог немецких слесарных инструментов с обильными авторскими текстовыми включениями) 8 . Примеры свободного оперирования нетрадиционными средствами выражения широко представлены в творчестве "уктуссцев" 60-х годов. Один из них – иллюстрация к стихотворению Кандинского "Белый скачок за белым скачком", выполненная в 1967 году Е. Арбеневым. Это попытка визуальной фиксации идеи движения, временной последовательности, "прочитываемых" в строке Кандинского. Художник вводит в изображение элементы, заимствованные из "чужой" знаковой системы, – цифры. Критерием оценки произведения становится точность перевода "нематериального" в визуальный знак, достижение "чистоты" этого знака. Разработка проблемы обратимости знаков различных систем представлена в творчестве Арбенева 60-х годов опытами по "кодированию" литературы – переводами поэтического текста в невербальную форму при помощи обозначения букв, фраз геометрическими изображениями. Обратившись к воплощению тех же идей в 80-х годах, он создал более совершенные "блоки кодирования" литературных текстов, названные им "иллюстрациями структур". Формальные приемы – игнорирование информационной ценности текста, его знаковой специфики, фиксация его "следов" (структур) сближают подобное творчество с опытами современного авангарда 9 .

Новая отстраненная позиция художников по отношению к системе, осуществленный прорыв "вовне" ее структур на языковом уровне не означали полную социальную "незадействованность" их искусства, давая, напротив, возможность критического рассмотрения механизмов функционирования этой системы. Кульминацией выходов "уктуссцев" на социально-политическую проблематику было создание оригинальных произведений, выполненных в новом, трудно определимом тогда направлении, образцами которого стали картины Валерия Дьяченко, написанные маслом (возвращение к стилистически востребованной форме). Одно из них – "Портрет Ленина" (1967), на котором изображен молодой вождь с томом собственных сочинений в руках на фоне кремлевской стены. Ироническое переосмысление соцматериала, абсурдизация его в новом контексте – черты знаменитого соц-арта, в полной мере характерные для представленного произведения. Другая работа – "Чье это облако?" (1967) 10 , с изображенным облаком и расположенным сверху и снизу от него текстом (содержащим вопрос, отнюдь не праздный в условиях тотального контроля системы), – может быть названо одним из первых произведений советского концептуализма, появившимся задолго до образцов "московской школы" 11 .

Диапазон творческих поисков "уктуссцев" был широк. Одним из проектов, осуществленных в 60-х годах, стал журнал "Документ", создававшийся на материале массовой изопродукции Е. Арбеневым и А. галамагой (своеобразная рефлексия по поводу отечественной масс-культуры ). Руководствуясь идеей "сохранения формы", авторы обратились к освоению анонимной массовой художественной продукции путем ее "вторичной эстетизации".

"Уктуссцы" двигались в своем творчестве почти интуитивно, следуя собственным теоретическим разработкам, публиковавшимся в "Номере" и предшествовавшим новациям в художественной практике. Отсутствие информации о современном западном искусстве исключало возможность соотнесения их "открытий" с исканиями других авангардистов. Вместе с тем образцы их творчества позволяют говорить о наличии тенденций, обычно связываемых с материалом западного неоавангарда 60–70-х годов, прежде всего концептуализма, и о появлении элементов постмодернистской практики, достаточно неожиданных в отечественном художественно-интеллектуальном контексте того времени.

Список литературы

1 В 1959–1974 гг. изостудией при СДКЖ руководил Н. Г. Чесноков, известный екатеринбургский художник, допускавший свободу в творческих поисках своих учеников и привлекавший к преподаванию в студии наиболее прогрессивных мастеров того времени – г. Мосина, М. Брусиловского и др.

2 Первыми редакторами журнала "Номер были лидеры группы – А. Таршис и В. Дьяченко. С 1965 по 1974 г. осуществлено 36 его выпусков (с 1971 г. журнал издавался А. Таршис и С. Сигеем в Ейске).

3 Среди "уктуссцев" знатоком творчества русских футуристов был Сергей Сигей (псевдоним С. Сигова), основавший до переезда в Свердловск группу анархо-футуристов в Вологде. В 80–90-х годах статьи С. Сигея о поэтах- футуристах были опубликованы во многих отечественных и зарубежных изданиях.

4 "Первым русским концептуалистом" называет А. Чичерина Анна Таршис. См.: Никонова-Таршис А. Ры.. Уктусская школа // Авангардные направления в советском изобразительном искусстве. Екатеринбург, 1993. C. 58.

5 Сюрреалистическая составляющая, ярко выраженная в искусстве свердловского андерграунда 60–70-х годов, была представлена в "Номере" творчеством В. Гаврилова и В. Павлова. Популярность журнала обуславливала появление в нем и произведений, стилистически и эстетически далеких от творческих устремлений его издателей. Желание дистанцироваться, вынужденные "изоляционистские" настроения "номеристов" вызвали появление в журнале негласного раздела "опсарник", начинавшегося после определенной страницы, материалы в котором воспринимались членами группы с известной долей иронии.

6 Наследие модернизма и авангарда начала века для отечественных художников 60-х годов являлось "живым" искусством, а отнюдь не материалом для рефлексии. Ситуация его "начального" освоения преимущественно характеризовалась поисками художников в рамках существовавших течений и отсутствием качественных новаций в их творчестве.

7 Анна Александровна Таршис ( с 1981 г. псевдоним – Ры Никонова). Род.1942, Ейск. Художник, поэт, автор статей об авангардном творчестве. См.: Никонова Ры. Трансфлейта //Искусство. 1989. .N 10; А. Ры Никонова-Таршис. Уктусская школа; G. Janecek.Rea Nikonova. // Dictionary of Russian women writers. Greenwod Press Westport, Connecticut. 1996. P.467 ( First published in 1994); R. and V. Gerlovin. Russian Samizdat Art. N.Y., 1986; Blue Lagoon Anthology of Modern Russian Poetry. N.Y., 1986. Vol. 5b. P.507–568.

8 Идея "транспонирования" – "переделки" чужого материала, переведения его в "новую авторскую тональность", являлась одной из ведущих в последних "Номерах" и базовой идеей следующего издания А. Таршис и С.Сигея – 5- экземплярного журнала "Транспонанс" (1979–1986). См.: Никонова-Таршис А. Ры.Уктусская школа.. С. 61.

9 Многие произведения "уктуссцев" 60–70-х годов можно соотнести в образцами визуальной поэзии – одного из актуальных видов творчества как современных западных, так и отечественных авторов.

10 Картина хранится в Ейском музее.

11 Свои интерпретации картин В. Дьяченко предложил С. Сигей. См.: Сигей С. Чье это облако, или Что это было? // гуманитарный фонд.1992. N 52 (155). С.3.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно