Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Доля самовластия. Какая президентская республика возможна в России

Тип Реферат
Предмет Политология
Просмотров
1171
Размер файла
21 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Доля самовластия. Какая президентская республика возможна в России

Сергей Земляной, кандидат философских наук

Действительность, в том числе действительность общественно-политическая, вообще говоря, устроена так, что не требуется ничего выдумывать. Надо осмысливать то, что есть. Нечто в этом роде носилось перед внутренним взором сэра Исаака Ньютона, когда он выдвигал свой знаменитый постулат «Гипотез не измышляю». Этот постулат вспомнился мне в связи с захватывающей картиной измышлений, гипотез и фантазий отечественных политологов относительно политических реальностей нынешней России. Они сумели выдумать почти все, кроме того, что выдумывать не нужно: а именно, какая политическая погода у нас стоит сегодня на дворе. Мне уже доводилось отстаивать в «Политическом журнале» ту мысль, что в стране завершается оформление режима плебисцитарной демократии, основанного на извлечении президентской властью своей легитимности из прямого народного волеизъявления и непосредственной поддержки обществом главы государства. К этому стоит добавить, что конкретной государственной формой этого режима является президентская республика, манифестом каковой стала принятая 12 декабря 1993 г. на референдуме Конституция РФ. Принятие Основного закона путем «всенародного голосования», а не, скажем, на Учредительном собрании, специально для этого созванном, как раз и отвечает духу плебисцитарной демократии. Конституция РФ была скроена в значительной мере «на вырост» России, ибо ее образцами послужили основные законы гораздо более развитых демократий, прежде всего американской и французской.

В ельцинскую эпоху государственная форма президентской республики во многом так и оставалась формой, из которой был извлечен квадратный корень в виде авторитаризма, демократического самовластия Бориса Ельцина (с начала 1994 г. его стали — кто прикровенно, кто откровенно — называть «царем Борисом», хотя предыдущий царь Борис, как известно, плохо кончил). С приходом к власти Владимир Путин и его окружение стали с завидным упорством наливать молодое вино в мехи очерченной Конституцией 1993 г. президентской республики. Один за другим были приведены в действие ее политические механизмы, использованы характерные для нее инструменты. И я не стал бы подозревать непосредственных участников этого процесса в чрезмерной сознательности: скорее всего, их вела за собой непререкаемая логика процесса. Об этом замечательном эффекте общего хода вещей в свое время прекрасно сказал эренбурговский Хулио Хуренито. «Я приветствую вас, — заявил он реформаторам и преобразователям 1918 г., — ибо вы за год основательно выбили из голов лежебок, грезеров и слюнтяев понятие свободы. Но мне очень обидно видеть, что вы не являетесь капитаном корабля и что в этом безумном повороте повинны не руль, а черные волны. Короче, вы сами не сознаете, что делаете». Впрочем, вопрос о ясности сознания, как правило, — самый темный.

Что такое президентская республика в ее классическом смысле? Если в парламентарных республиках (Италия, Индия, ФРГ) президент избирается либо парламентом, либо особой коллегией, составленной тем не менее в основном из членов парламента, то в президентских республиках президент избирается путем либо прямых (Франция), либо косвенных выборов (США). В Америке правительство (администрация) возглавляется непосредственно президентом. Во Франции премьер-министр согласно конституции назначается президентом, но фактически формируется правительство, ответственное перед парламентским большинством. В рамках президентской республики происходит концентрация власти в руках исполнительных органов, главы государства и правительства. В сравнении с ними парламент отходит на задний план, что проявляется, например, в зарезервированной за президентом возможности действовать через голову парламента при проведении референдумов или оказывать повседневное давление на представительные органы (право роспуска парламента, процедура подписания законов перед их вступлением в силу и др.).

В чем политическая суть генеральной идеи президентской республики? Ответ на это дает история американской демократии, в первую очередь Конституции США, а также история Конституции Пятой республики во Франции. Как известно, главным мотивом разработки Основного закона Америки послужила необходимость резкого усиления центральной власти, которая к моменту его принятия в 1787 г. раздиралась противоречиями внутри конфедерации и была представлена прежде всего конгрессом. Он не имел необходимых полномочий и инструментов в своем распоряжении для интеграции страны и нации, обеспечения экономической целостности и политической стабильности Америки, противодействия внешним вызовам и угрозам. Конституция Франции 1958 г. также принималась в остроконфликтной ситуации: конкретным поводом для ее разработки послужили мятеж в Алжире, который тогда был французской колонией, и угроза гражданской войны в самой метрополии. За действующим Основным законом России явственно просматриваются драматические события осени 1993 г., также поставившие страну на грань гражданской войны.

Если вернуться к Конституции США, то ее II статья гласит: «Исполнительная власть предоставляется президенту Соединенных Штатов. Он занимает свою должность в течение четырехлетнего срока и вместе с вице-президентом, выбираемым на тот же срок, избирается следующим образом».

В этой связи полезно коснуться широко обсуждаемого ныне в России вопроса об оптимальном сроке пребывания у власти избранного президента РФ: четыре года или семь лет. Сама по себе длительность срока президентства еще ничего прямо не говорит о демократичности/авторитарности режима правления в президентской республике, но кое на что намекает. В США, как уже отмечалось, президент избирается на четыре года. В Конституции Франции соответствующая (5-я) статья выглядит следующим образом: «Президент республики избирается на семь лет путем всеобщего и прямого голосования. Условия применения этой статьи устанавливаются органическими законами». Последними, в частности, определяется разрешенное число сроков, на которые президентом Франции может кряду избираться один человек. В статье 81 Конституции РФ прописаны как длительность нахождения на посту президента, так и разрешенное число сроков: «Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании <…> Одно и то же лицо не может занимать должность президента РФ более двух сроков подряд». Отмечу слово «подряд»: из него следует, что лицо, занимавшее президентский пост два срока один за другим, через четыре года вправе вновь баллотироваться в президенты РФ. Прохладное отношение Путина к предложениям увеличить длительность президентского срока до семи лет может быть мотивировано как его нежеланием изменять Конституцию, так и воспрепятствованием его будущему преемнику в получении тем семилетней форы. За семь лет может утечь слишком много воды в политическом потоке.

В американской Конституции указывается, что «президент является главнокомандующим армией и флотом Соединенных Штатов», что он контролирует деятельность «высших должностных лиц каждого из департаментов», что он «имеет право по совету и с согласия сената заключать договоры», что он «вводит в должности послов», «судей Верховного суда и всех должностных лиц» США, причем в некоторых случаях — единолично. «Президент имеет право заполнить любые вакансии, которые могут открыться в период между сессиями сената», «он может при чрезвычайных обстоятельствах созвать обе палаты либо одну из них и в случае разногласий между ними по поводу срока заседаний может отложить их на тот срок, который сочтет возможным». Предусмотрено отстранение президента от должности по импичменту «за государственную измену, взяточничество либо за другие серьезные преступления и правонарушения».

Соответствующие положения в Конституции Франции 1958 г. выглядят следующим образом. Статья 5: «Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и международных договоров». Статья 6: «Президент Республики избирается на семь лет путем всеобщего и прямого голосования». Далее, статья 8: «Президент Республики назначает премьер-министра. Он прекращает исполнение его функций по представлении им заявления об отставке правительства. По предложению премьер-министра он назначает других членов правительства и прекращает исполнение их функций». В статье 9 предусмотрена такая функция президента: «Президент Республики председательствует в Совете министров». Французский президент подписывает решения правительства, назначает на гражданские и военные должности, является главой вооруженных сил. Как можно видеть из этого изложения, summa summarum французской Конституции (с поправкой к ней 1962 г., установившей ныне действующий порядок выборов президента, в то время как прежде он избирался коллегией выборщиков) состоит в максимальном сосредоточении политической власти в руках президента и подчиненных ему исполнительных органов. В этом смысле Конституция французской Пятой республики гораздо более авторитарна, чем действующая Конституция США.

Наряду с идеей усиления центральной власти в основу Конституции США положена доктрина суверенитета самого народа в противовес английскому принципу суверенитета парламента. Этот суверенитет народа должно обеспечить разделение ветвей государственной власти, препятствующее безраздельному господству одной из них. Сообразно этому в Основном законе последовательно отстроена система сдержек и противовесов. В 1789 г. Конституция США была дополнена «Биллем о правах», официально вступившим в силу в 1791 г. (Сходный подход к правам человека был избран законодателем во Франции. В «Преамбуле» конституции отмечается, что «французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 г.».) Таким образом была сбалансирована политическая система президентской республики в США, выдержавшая испытание временем.

В Основном законе Франции его первым разделом является раздел «О суверенитете», где акцент также поставлен на суверенитете народа: «Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление». В гораздо меньшей степени, чем в Конституции США, в Основном законе Франции соблюдается система сдержек и противовесов: если в Четвертой республике (1946—1958) нижняя палата парламента — Национальное собрание — фактически имела монополию на законодательную деятельность, то в Пятой республике эта монополия была подорвана в пользу верхней палаты и исполнительной власти. Например, в 34-й статье перечислены вопросы (правила, принципы), входящие в законодательную сферу, а в статье 37 указано: «Вопросы, не входящие в область законодательства, носят регламентарный характер», то есть решаются исключительно исполнительной властью.

Нетрудно заметить, что Конституция России 1993 г. во многом следует именно рассмотренным конституционным образцам. Различия между этими документами заключаются прежде всего в том, что «Билль о правах» (или «Декларация 1789 г.») фактически инкорпорированы в главу 2 российского Основного закона «Права и свободы человека и гражданина». Очевидно и то, что создатели действующей Конституции РФ ориентировались скорее на президентскую республику в исполнении де Голля, чем на американскую демократию. Существеннейшим отличием Конституции России от Конституции США является практически неограниченный объем полномочий, который предоставляется ею президенту РФ. Скажем, в Основном законе Америки был бы невозможен такой пункт (статья 80): «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина». По логике демократии гарантом Конституции, неотчуждаемых прав и свобод является сам суверенный народ. В этом и состоит специфика российской президентской республики: президент является не слугой народа, а его опекуном. В той же статье 80 заявляется, что президент РФ "определяет основные направления внутренней и внешней политики государства". Прежде такое говорилось только о многомиллионной КПСС. Только одно перечисление полномочий президента России в ее Основном законе занимает восемь статей (83—90). Законодатель творчески обогатил и расширил соответствующий раздел Конституции Франции. При этом он не предусмотрел никаких сдержек и противовесов президентской власти. А ведь еще Шарль Монтескье писал в своей великой работе "О духе законов": "Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга".

Сообразно с этим положением дел разделение властей в российской президентской республике носит во многом мнимый характер. Представление о конкретном разделении законодательной и исполнительной властей могут дать следующие (предварительные) данные о законотворческом процессе в предыдущей Думе (см. также "ПЖ" №2 за 2003 г.). За четыре года Думой рассмотрено 2125 законопроектов, из которых было внесено в Думу и принято ее советом:

от депутатов — 50%

от законодательных органов субъектов РФ — 31%

от правительства — 8%

от президента — 3%

от членов СФ — 6%

от Совета Федерации — 1%

от судов — 1%.

За тот же период вступило в силу принятых законов после подписания президентом РФ, внесенных:

правительством — 41%

депутатами — 28%

президентом — 18%

законодательными органами субъектов Федерации — 9%

членами СФ — 2%

Советом Федерации — 1%

судами — 1%.

Всего за четыре года вступил в силу 771 закон, принят Государственной думой 781 закон. Из них, как видно из приведенных цифр, от числа внесенных законопроектов президентские и правительственные составляют 11%, в числе принятых — 58%.

Такая диспропорция показывает безусловное доминирование исполнительной власти над законодательной. Риски и угрозы для государства и граждан, связанные с этой ситуацией, раскрыты все тем же Монтескье: "Если монарх станет участвовать в законодательстве своим правом издавать постановления, то свободы уже не будет <…> Так как исполнительная власть участвует в законодательстве только посредством своего права отмены, она не должна входить в самое обсуждение дел. Нет даже необходимости, чтобы она вносила свои предложения; ведь она всегда имеет возможность не одобрить заключения законодательной власти".

В заключение я хотел бы высказать свое твердое убеждение в том, что президентская республика и плебисцитарная демократия в наибольшей мере из всех демократических форм отвечают специфике России. Главная проблема здесь заключается в том, что наша страна знает лишь два агрегатных политических состояния: либо сильная государственная власть, либо безвластная смута, пределы которой обычно устанавливаются очень жесткими методами. В этой связи выясняется, например, что для России неадекватна такая государственная форма, как парламентарная республика: два раза за ХХ в. ее пытались ввести по западному образцу в нашей стране, и оба раза это оборачивалось великими смутами. Из этого опыта надо извлечь хоть какие-то уроки. Пусть даже в стиле другого великого политического философа Нового времени. Я имею в виду Гегеля и его "Философию права": "Каждый народ имеет свое собственное государственное устройство, английское является государственным устройством англичан, и, если бы захотели дать его пруссакам, это было бы столь же абсурдно, как решение дать прусское государственное устройство туркам. Каждое государственное устройство есть только продукт, манифестация собственного духа данного народа".


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской област
Спасибо Елизавете за оперативность. Так как это было важно для нас! Замечаний особых не бы...
star star star star star
РУТ
Огромное спасибо за уважительное отношение к заказчикам, быстроту и качество работы
star star star star star
ТГПУ
спасибо за помощь, работа сделана в срок и без замечаний, в полном объеме!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно