Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Похвала и порицание как речевые жанры (прагматический анализ)

Тип Реферат
Предмет Языкознание и филология
Просмотров
1649
Размер файла
20 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Похвала и порицание как речевые жанры (прагматический анализ)

И.Г. Дьячкова, Омский государственный университет, кафедра русского языка

Коммуникация - это процесс, в котором принимают участие как минимум два действующих лица - отправитель и получатель информации. "Их взаимодействие выступает как обобщающий внеязыковой фактор в языковой организации высказывания" [1]. Содержание и форма высказывания определяются, в первую очередь, иллокутивной целью - намерением говорящего. Кроме того, здесь играют роль все внеязыковые знания говорящих, их социальные и психологические характеристики.

В зависимости от своего намерения говорящий избирает тот или иной речевой жанр (РЖ), т.е. "определенный, относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказывания" [2]. Предметом нашего рассмотрения являются два антонимичных речевых жанра - "похвала" и "порицание".

Названные РЖ относятся к фактическим жанрам (т.е. имеющим целью общение, а не сообщение информации - как информационные) и рассматриваются как оценочные (см. классификации Н.Д. Арутюновой, Е.М. Вольф, Т.В. Шмелевой).

Оценочные высказывания имеют свои особенности в структуре и семантике. Многоплановое изучение природы и сущности оценки, особенностей ее выражения проведено в исследованиях Е.М. Вольф, Ю.Д. Апресяна, Н.Д. Арутюновой, Н.А. Лукьяновой, А.Д. Шмелева и других. Оценочные речевые жанры рассматривались в зарубежной теории речевых актов [3]. И в отечественной жанрологии существует целый ряд работ, посвященных особенностям оценочных высказываний, в том числе рассматривались похвала и порицание [4].

Тем не менее отмечается, что фактические речевые жанры изучены недостаточно [5]. В статье ставится цель дать сопоставительный анализ двух антонимичных жанров путем описания инвариантной модели высказываний - похвал и высказываний-порицаний и особенностей ее реализаций, обусловленных экстралингвистическими факторами: образом поступка, образом автора и образом адресата.

Под порицанием мы понимаем высказывание, в котором говорящий выражает отрицательную оценку поступка (поведения адресата), рассчитывая вызвать его отрицательную эмоциональную реакцию.

Например:

- Я должен вам сказать, что вы неприлично вели себя вчера.

- Вит, тебе стыдно. Ты офицер.

Похвала - это высказывание, в котором говорящий выражает положительную оценку поступка (поведения) адресата, рассчитывая вызвать его положительную эмоциональную реакцию:

- Какое вы доброе дело сделали. Просто молодцы.

Важно отметить, что, вынося оценку, говорящий опирается не только на свое субъективное мнение, но и на общепринятые представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Нами рассматриваются также высказывания, в которых оценивается поведение лица, не участвующего в референтной ситуации. Это те же высказывания-порицания и похвалы, но употребленные в неканонической ситуации общения [6].

- Нет, они того, душевнобольные. Ведь они могут нас под такую беду подвести, что не расхлебаешь (М.Булгаков).

- Мне понравилось сегодня выступление команды из Днепропетровска.

Такие высказывания близки анализируемым жанрам тематически, композиционно и стилистически, и, хотя не рассчитаны на непосредственный перлокутивный эффект, опосредованный, отсроченный подобный эффект возможен.

Высказывания-похвалы и высказывания-порицания, построенные на полной структуре, состоят из следующих семантических компонентов: субъект оценочного отношения, объект оценки, поступок, само оценочное отношение, основание оценки, определитель-интенсификатор оценки. Как нами уже отмечалось [7] , эти компоненты имеют в похвале и порицании различное наполнение, обусловленное коммуникативной полярностью высказывания. Кроме того, эти компоненты характеризуются разной степенью эксплицитности (словесной представленности) в высказывании.

"...в состав оценочной модальной рамки входят элементы трех типов: те, которые обычно эксплицируются (объект оценки), элементы, как правило, имплицитные (шкала оценок, оценочный стереотип, аспект оценки) и элементы, которые реализуются и в эксплицитном, и в имплицитном виде (субъект оценки, аксиологические предикаты, мотивировки оценок) [8] . В зависимости от того, как выражен тот или иной компонент, высказывание принимает ту или иную модификацию. Например:

- Я хвалю вас за хорошо выполненную работу.

- Вы очень хорошо поработали.

- Хорошая работа.

- Хорошо.

- Вот это работа. И т.д.

Выбор той или иной модификации определяется ситуацией, условиями общения, взаимоотношениями коммуникантов.

Рассмотрим образ поступка в жанрах "похвала" и "порицание".

Любое высказывание имеет референтную характеристику. (Здесь мы придерживаемся точки зрения Э.Бенвениста, Е.В. Падучевой, А.М. Ломова) [9]. В основе высказывания-похвалы и порицания лежит какая-то ситуация (поступок), которую оценивает говорящий - положительно или отрицательно.

Все поступки можно разделить на две группы: те, которые являются однозначно оцениваемыми, поскольку соотносятся с нормами, принятыми в обществе, и те, которые могут получать ту или иную оценку в зависимости от субъективного к ним отношения, поскольку прямо с нормами не соотносятся.

Первую группу поступков можно представить обобщенно в виде моделей: X обманул У-а, Х обидел У-а, Х не справился с работой (порицание); Х достиг успехов, Х оказал помощь У-у, Х хорошо ведет себя (похвала).

Референциальная ситуация получает выражение в диктумной части высказывания, а ее оценка - в модусной. Или та, или другая части могут быть невыраженными, подразумеваться. Так, не всегда в высказывании эксплицирован сам поступок:

- Какой ты молодец!

- Как тебе не стыдно!

И наоборот, высказывание может состоять только из диктумной части, а все оценочные элементы переводятся в пресуппозицию. Такая структура характерна для высказываний-порицаний. Например:

- Вы опоздали.

- Я вижу, вы не признаете никаких авторитетов.

- Ты слишком много говоришь.

В высказывании-похвале оценочный компонент опускается редко. Трудно похвалить, отметив только сам факт хорошего поступка:

- Ты учишься на пятерки.

- Вы выполнили работу.

Поскольку норма совпадает с положительным концом ценностной шкалы [10], такие поступки воспринимаются как норма, а не как ее превышение. Следовательно, нужны дополнительные словесные средства, чтобы выразить одобрение: Вы выполнили работу. Молодцы! Немаловажно и то, что в порицании, опуская оценочные элементы, говорящий стремится к снижению категоричности, что неактуально для жанра похвалы.

Существуют и такие высказывания, авторы которых как бы отвергают общепринятую шкалу ценностей, одобряя предосудительные поступки и осуждая положительные. Например:

- Убил ты его, конечно, правильно.

- Ни одного проступка за всю жизнь - это отвратительно, это ужасно.

Такие высказывания воспринимаются как парадоксальные..

Во вторую группу поступков входят такие, которые могут получать двоякую интерпретацию - и как положительные, и как отрицательные, поскольку не соотносятся прямо с представлениями о норме. Это могут быть любые естественные действия человека, например:

- Он уехал в другой город (И хорошо, и плохо).

- Ты читаешь книгу (И хорошо, и плохо).

- Она вышла замуж (И хорошо, и плохо). И т.д.

Высказывания, отражающие подобные ситуации, могут состоять только из модусной части, но не могут состоять только из диктумной.

Таким образом, представленность в похвале и порицании всех компонентов - модусных и диктумных - зависит от того, какой тип поступка представлен в высказывании.

Образ автора по-разному проявляется в канонической и неканонической ситуации общения. В условиях непосредственного общения автор похвалы и порицания должен быть или выше адресата по статусу, или равен ему. Отношения "сверху вниз" характерны для дидактической сферы. Здесь используются перформативные высказывания, которые придают официальный оттенок речи:

- Я одобряю ваше решение.

- Я должен сделать вам замечание.

- Мне хотелось бы похвалить...

Наиболее часто в ситуации учитель - ученик употребляются высказывания, реализующие всего один компонент оценочной структуры - предикат: Хорошо. Плохо. Правильно. Неправильно. Стыдно. И т.д. В общении с детьми наиболее уместно в качестве порицания экспликация нормы поведения:

- Нехорошо быть жадным.

- Нельзя обижать маленьких.

- Так себя не ведут.

Такие высказывания в виде обобщенных сентенций уже нельзя строго квалифицировать как порицания, в них есть черты запрета и императива.

В симметричной ситуации общения образ автора отличается тем, что здесь автор не всегда может открыто обнаружить свои коммуникативные намерения и дать прямую оценку, особенно отрицательную. Сообразуясь с принципом вежливости, автор порицания иногда прибегает к уклончивым ответам, косвенно выражает свои мысли, использует иронию, например:

- Вам не понравилось?

- Мне кажется, Моцарта нужно играть иначе. (Нарушение максимы релевантности, ответ не соответствует вопросу).

- Как ты можешь так поступать? (Косвенное порицание в форме вопроса).

- Хорошо же вы встречаете своих гостей! (С иронией).

В неканонической ситуации общения статусные ограничения коммуникантов снимаются. Хвалить и осуждать "за глаза" можно кого угодно и за что угодно, но на выбор формы высказывания накладывает ограничение этикет. Если же и этого ограничения нет, порицание перерастает в брань.

Таким образом, для успешности коммуникативного акта говорящий действует в соответствии со своими коммуникативными намерениями и ролевыми признаками. Автор порицания использует более разнообразные приемы и средства языкового воплощения своих намерений.

Образ адресата похвалы и порицания предстает соответственно в положительном и отрицательном свете. В речевых актах исследователями выделяется несколько типов адресатов [11]: единичный, коллективный, массовый и квазиадресат. Не все из названных типов адресатов возможны в рассматриваемых нами жанрах.

В условиях непосредственного общения наиболее обычен единичный адресат, который может быть ниже автора по иерархии или равным ему, но не выше. Коллективный адресат также возможен при прямом общении, но в этом случае накладываются определенные ограничения на содержание и форму обращенных к нему высказываний. Например, можно похвалить коллективного адресата:

- Вы, ребята, очень хорошо написали контрольную работу.

Но ту же фразу со знаком "минус" (Вы очень плохо написали контрольную работу) уже вряд ли можно отнести к жанру порицания, скорее, это констатация факта. Видимо, здесь все зависит от содержания высказывания. Что же касается языкового выражения, то "по мере ухода от первичной формы диалога индивидуальная свобода отбора языковых средств становится все более ограниченной" [12].

Массового адресата имеют в виду, когда говорят о средствах массовой информации. Обратить похвалу или порицание к массовому адресату невозможно, так как его нельзя ни обидеть, ни обрадовать. В качестве исключения пример, подтверждающий правило:

- Россия, ты сошла с ума! (Реплика депутата по телевидению по поводу успехов Жириновского на выборах, обращенная ко всем россиянам).

Под квази-адресатом понимаются грудные дети, домашние животные, сам говорящий. Из трех разновидностей квази-адресата нам интересен последний, так как он широко представлен в жанре порицания и нередко встречается в жанре похвалы.

- Студент из меня был неважный, слишком много времени я проводил за литературными опытами.

- Меня и в застойные годы признавали, и сейчас признают (слова известного архитектора).

Самовосхваления встречаются в речи реже, поскольку не поощряются правилами общения (нарушение максимы скромности).

Кроме названных разновидностей адресата, можно выделить еще две: неопределенный и неизвестный. Например:

- И вот этими плакатами довели народ до цинизма (неопределенный адресат).

- Вот молодец кто-то, горку построил для детей (неизвестный адресат).

Подобные высказывания сходны тем, что они обращены к условному адресату. В первом случае он не эксплицирован потому, что для говорящего важнее назвать сам поступок, чем деятеля (хотя деятеля можно предположить: власти, тот, кто управляет обществом), то есть в данном случае это речевой прием. Во втором высказывании деятеля нельзя назвать конкретно по экстралингвистическим причинам. Такие высказывания используются преимущественно в разговорной речи.

Из сказанного вытекают следующие выводы. Похвала и порицание сходны по составу семантических компонентов, входящих в структуру высказываний, хотя по содержанию эти компоненты различаются в связи с коммуникативной полярностью самих высказываний. В конкретных условиях общения полная семантическая модель порицаний и похвал реализуется редко, чаще всего представлена та или иная ее модификация. Определяет эту модификацию характер референтной ситуации, отраженный в высказывании, особенности образа автора и адресата.

Список литературы

Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М., 1980. С. 88.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 241.

Дж.П. Серль Что такое речевой акт? Дж.Д. Остин. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. М., 1986.

Шмелева Т.В. Модель речевого жанра// Жанры речи. Саратов, 1997; Федосюк М.Ю. Комплексные жанры разговорной речи: "утешение", "убеждение", "уговоры" // Русская разговорная речь как явление городской культуры. Екатеринбург, 1996; Он же. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи. Жанры речи. Саратов, 1997; Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Оценочные речевые акты извне и изнутри // Логический анализ языка. Язык речевых действий. М., 1994; Дементьев В.В. Косвенность и косвенные речевые жанры: определение косвенности в связи с функциями языка // Городская разговорная речь и проблемы ее изучения. Омск, 1997. Вып. 2; Орлова Н.В. Исповедь и признание // Русский вопрос: история и современность. Омск, 1994; Она же. Жанры речи и их стилистическая обработка: к вопросу о соотношении стиля и жанра // Жанры речи. Саратов, 1997; Иссерс О.С. Коммуникативная тактика комплимента в русской разговорной речи // Городская разговорная речь... Вып.2; Никитина Л.Б. Оценка интеллекта в речевом жанре порицания // Человек, коммуникации, текст. Барнаул, 1997. Вып. 1.

Дементьев В.В. Изучение речевых жанров: обзор работ в современной русистике // Вопросы языкознания. 1997. 1.

Падучева Е.В. Семантические исследования. М., 1996 (заочные отзывы).

Елагина И.Г., Одинцова М.П. Высказывания-похвалы и высказывания-порицания (сопоставительный анализ антонимических жанров) // Высказывание как объект лингвистической семантики и теории коммуникации. Омск, 1992. Ч. 1.

Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М., 1985. С. 47.

Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974; Падучева Е.В. Семантические исследования. М., 1996; Ломов А.М. Типология русского предложения. Воронеж, 1994.

Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М., 1988.

Гловинская М.М. Семантика глаголов речи с точки зрения теории речевых актов // Русский язык в его функционировании. М., 1993; Земская Е.А. Городская устная речь и задачи ее изучения // Разновидности городской устной речи. М., 1988.

Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М., 1980. С. 119.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно