Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Зарождение и развитие пленэрной живописи на Северо-Западе России в XIX - XX вв.

Тип Реферат
Предмет Культура и искусство
Просмотров
555
Размер файла
20 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Зарождение и развитие пленэрной живописи на Северо-Западе России в XIX - XX вв.

Зарождение и развитие пленэрной живописи на Северо-Западе России в XIX - XX вв.

Бубенцов В.Н.

Доцент кафедры искусств и дизайна Мурманского государственного гуманитарного университета, Заслуженный художник России

Рассматриваются история и особенности творческого постижения пленэрной живописи на Северо-Западе России. Выявляются её уникальные черты в данном регионе, акцентирован историко-художественный анализ зарождения и развития северного пленэра во взаимосвязи с его существованием в странах Северной Европы. Исследуются профессиональные особенности техники и технологии живописи, характерные для окружающей среды уникальных арктических территорий. Установлено, что все художн™^ побывавшие на северо-западе Арктики, своими произведениями создали творческий фон и способствовали зарождению и развитию северного пленэра.

Начало развития изобразительного искусства, период перехода от древнерусского к светскому искусству на Кольской земле, в связи с удалённостью от культурных центров, приходится на XIX век. Ранее изобразительное искусство, а тем более пленэрная живопись, отсутствовали. Впервые профессиональные художники начали работать над северным пленэром в составе арктических экспедиций. Появились необычные, невиданные никем ранее реалистические этюды и колоритные полотна неведомых заполярных земель.

Первые художники начали работать в Арктике на Новой Земле: в составе экспедиции К. Бэра в 1837 году находился художник Х. Д. Редер, написавший картину «У входа в Маточкин Шар»; ученик Академии художеств Е. И. Столица участвовал в походе «Ермака» в Северный Ледовитый океан. Из числа московских художников -

В. В. Переплётчиков знал Кемь и Кандалакшу, а А. Е. Архипов писал свои любимые места - деревни Беломорья, в Архангельской губернии на Северной Двине.

Н. В. Пинегин - географ, маринист, писатель. Окончил Академию художеств в Петрограде (1916). В 1909 побывал на Кольском полуострове - на р. Ту- ломе, Айновых островах, в Коле, Печен- ге, Нотозере. Участник экспедиции Г. Я. Седова 1912-1914 годов на шхуне «Святой Фока», в 1924-1934 годах работал в арктических экспедициях в Баренцевом море на ледоколе «Малыгин». Известны остро подмеченные сюжеты в его картинах: «Святой Фока» во льдах», «Суровые берега Северной Земли».

По ходатайству министра финансов России С. Ю. Витте русские художники А. А. Борисов, В. А. Серов и К. А. Коровин побывали на Кольской земле и в Норвегии, поработали на побережьях Белого, Баренцева и Норвежского морей в августе 1894г. По материалам этой поездки К. А. Коровин создал колоритные пейзажи: «Святой Нос», «Полночное солнце на Мурмане», «Становище Терибер- ка», Екатерининская гавань», «Трифонов ручей», «Церковь Бориса и Глеба», «Трифоно-Печенгский монастырь» и др.

Один из первооткрывателей северной красоты художник А. А. Борисов (1866 - 1934) создал серию арктических пейзажей во время морских исследований на построенном им судне «Мечта». Для более плодотворной и систематической работы А. А. Борисов доставляет морем из Архангельска брёвна и собирает дом- мастерскую на Новой Земле, на сохранившихся старых фотографиях мы можем видеть творческую обстановку этой первой «арктической студии».

После возвращения из Арктики А. А. Борисов привёз массу уникальных этюдов, написанных в условиях суровой природы Заполярья: «Ночь в Большеземельной тундре», «Карское море. Вид Новой Земли» и др. Уже в этих работах живописец точно передаёт эффекты высокоширотного освещения с низкого горизонта. «На этих же этюдах я убедился, как бедно и однообразно по тонам южное небо - не то, что на нашем севере», - вспоминает Борисов [1]. Кроме Крайнего Севера ранее мастер работал и на Соловецком острове, в Печенге у игумена Ионафана.

Имея такой богатый пленэрный материал, в Санкт-Петербургской Академии художеств А. А. Борисов пишет конкурсную картину в мастерской А. И. Ку- инджи в 1896 году. Название огромного сюжетного пейзажа - «В области вечного льда. Лето» (2 х 3,5 м). В истории искусства это первое грандиозное живописное полотно на арктическую тему.

Начало 20 века - время освоения Севера искусством и обществом. На Всемирной Парижской выставке 1900 г. был открыт отдел Крайнего Севера. Экспозиция его была полной неожиданностью и поразила воображение Европы. После выставки в специальном научном журнале появилась статья «Ледниковый период на картинах Борисова». Позднее русский художник получает приглашения и проводит свои персональные выставки во многих странах Западной Европы и в Америке, всем им сопутствовал успех.

Другим первооткрывателем северной гармонии был С. Г. Писахов (1879 - 1960) - знаток северного искусства, народных легенд и преданий, автор удивительных сказок, путешествовал по русскому северу. Основная тема его живописных работ - Беломорские пейзажи, лирические с тонкими деревцами на прибрежных скалах. Одно из полотен - «Белая ночь. Восход солнца» (1901) г. Некоторые критики называли колорит его работ «нежнейшим сиянием разреза слитка серебра».

Список художников, побывавших в Заполярье, постоянно растёт. Работы, сделанные мастерами во время их поездок по Северу, покупали П. Третьяков, члены царской семьи и купцы-меценаты. Многие попали позже в залы Третьяковской галереи, Русского музея и в частные коллекции.

Загадочность новых мест, их световая и цветовая необычность манили многих живописцев-романтиков в эти уникальные земли с неправдоподобным и фантастичным ландшафтом, где привычные для нас натуральные цвета превращаются в нереальные, можно сказать, театрально оформленные самой природой. « Иногда едешь лунной ночью и думаешь себе, что едешь среди какого-то гигантского античного храма, который весь заставлен множеством колоссальных мраморных статуй...» - вспоминал А. А. Борисов [1: 16].

Естественное освещение на Крайнем Севере значительно отличается от других, более южных областей России. Поэтому мы и наблюдаем такое влияние контраста на восприятие цвета, когда происходит смена полярной ночи и полярного дня. Зимой на фоне снега окружающие предметы выглядят более яркими, тем более на солнце. В отсутствии его они становятся более приглушенными и монотонными по цвету, и поэтому даже малонасыщенный цвет на таком фоне смотрится достаточно ярко.

В северных широтах суточный путь солнца идёт косо по отношению к горизонту, поэтому наступление ночи происходит постепенно через сумеречный свет, что создаёт заполярный эффект освещения. В это время снег, как белый экран, получает достаточно сильный цветовой поток с неба и тени на нём приобретают различные оттенки голубого, синего, фиолетового, а косые лучи солнца усиливают тёплые оттенки, проходя путь через толщу атмосферы, где теряется коротковолновая часть излучения (все холодные оттенки). С другой стороны, тёплые оттенки осеннего колорита листвы, тундровой поверхности земли создают контраст с холодной палитрой неба.

Тонко чувствовавший северные состояния А. А. Борисов делился своими наблюдениями: «.между землёй и небом устанавливается связь, и земля, одетая в белоснежный покров, повторяет то, что говорит ей небо. В свою очередь, и на облаках, парящих на далёком небосклоне, опытный взор видит отражение того, что находится на земле или на воде, далеко за пределами горизонта. если нашу обычную природу Средней России можно изобразить тонами и полутонами, то даже для приблизительного изображения Крайнего Севера необходимо ясно отдать себе отчёт даже в одной десятой тона» [2: 87]. Так самоеды по тёмным отражениям на облаках узнают за десятки вёрст места тундры, где нет снега, где могут пастись олени, или открытую воду, где можно найти зверя. Такой анализ заполярной атмосферы и высокое профессиональное мастерство позволило Борисову создать правдивые пленэрные полотна.

Во время посещений Новой Земли он обратил внимание на одного подростка ненца Тыко Вылко (1886 - 1960), постоянно и заинтересованно наблюдавшего за его творческой работой, впоследствии ставшего самобытным художником. Его, родившегося на Новой земле, тоже можно смело причислить к первооткрывателям искусства Крайнего Севера. Тыко Выл- ко много лет участвовал проводником в экспедициях исследователя Арктики В. А. Русанова по Новой земле. Была сделана масса путевых зарисовок. Тыко Вылко рисовал, не сковывая себя никакими канонами. Удивительно, что, не зная контрастов севера и юга, он остро чувствовал свой замкнутый мир, изображая его всего лишь цветными карандашами! Много и живописных работ было написано Тыко Вылко во время экспедиций в Арктике, и позже он продолжал работать над родной темой: «Северное сияние», «Мыс Дровяное», «Новая Земля. Ледник», «Последний путь Седова», «Стоянка Русанова» и др. Во всех этих холстах лаконичность цвета, характер конкретного места, отбор деталей убедительны и грамотны.

Русские художники конца XIX века - А. А. Борисов, С. Г. Писахов, Тыко Вылко и другие проложили творческую дорогу для дальнейшего развития пленэрной живописи в условиях Крайнего Севера. На смену им пришли мастера, продолжившие их традиции и обогатившие художественную летопись Севера своими индивидуальными произведениями. Если первые художники-полярники в основном работали в экспедициях и вместе с научными исследователями осваивали новые для себя мотивы, то последующая плеяда художников продолжает эту традицию, но уже в других социально-экономических условиях. Начинается бурное освоение Севера. «Фасад России» меняет свой облик - прокладывается Северный Морской путь, развиваются города Мурманск и Архангельск, городские посёлки по побережью этого пути. Уже не на утлых судёнышках, а на ледоколах и крупных судах, на борту полярной авиации художники проникают всё дальше и дальше в различные уголки Арктики. Пленэрная живопись расширяет свои границы. На холстах и рисунках мы уже видим не только колоритный пейзаж, но и результат деятельности человека в новых условиях, жанровые картины, портреты. Рождается новый образ в произведениях северного пленэра. «Тайна творчества, вся художественная деятельность невозможна без создания художественного образа» [3: 2 ].

Так, московский живописец Ф. П. Решетников (1906), график, автор жанровых картин, был участником экспедиции на ледокольном пароходе «А. Сибиряков» в 1932 г. и на ледоколе «Челюскин» в 19331934 гг. Им был написан портрет легендарного учёного-полярника О. Шмидта.

С 1925 г. другой московский художник - В. В. Крайнев (1879-1955), окончивший Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1910г., связал свою творческую судьбу с Севером и позднее совершает регулярные поездки по Мурманской области, часто посещая уникальные живописные места побережья Баренцева моря. По свежим впечатлениям после колоритных, живых этюдов он пишет эпические пейзажи. На полотне «Оленьи острова» (1926 г.), острова, расположенные в перспективе поверхности моря, создают динамику композиции. Сдержанный колорит подчёркивает суровость Севера. В противоположность этой работе, «Солнечная ночь» (1935 г.) наполнена полуночным светом с низким оранжевым солнцем и его горячей дорожкой в заполярных водах. В эти десятилетия морские пейзажи уже часто оживлены крупными морскими судами - тральщиками, беломорскими ёлками, шхунами, подчёркивающими масштаб отвесных окружающих скал. У В. В. Крайнего они становятся поэтической принадлежностью полотен на фоне суровой аскетичной красоты. Древний лик земли - основной образ его приглушённой живописи, изображение неба и воды, воспетого в поморских напевах «океан-моря». «Красота грозная и плачевная, восторгом охватывающая душу»,- выразил это в словах поморский писатель Б. Шергин.

Все эти художники, побывавшие на северо-западе Арктики, своими произведениями создали творческий фон и, продолжив традиции русской пленэрной живописи, способствовали зарождению и развитию северного пленэра. «... Чувство художника, отображающееся в его произведении и доставляющее не только простую копию внешних объектов, но раскрывающее вместе с тем себя и свой внутренний мир». [4: 197]. Эти слова философа можно отнести и к русским северным мастерам живописи.

Их произведения запечатлели уникальные места Арктики и в том числе Кольского полуострова. Завершая эту статью, ещё раз убеждаемся в том, как богата Россия духовными подвижниками северного пленэра, которые в своём творчестве, порою на грани жизни и смерти, создали художественную летопись сурового, но такого романтичного края. Они похитили в начале XX в., по словам А. А. Борисова, молчаливую тайну Заполярья и явили её миру.

Список литературы

Борисов А.А. У самоедов. От Пинеги до Карского моря. СПб.: Изд-во А.Ф. Деври- ера, 1907. 104 с.

Борисов Н.П. Художник вечных льдов. Л.: Художник РСФСР, 1983. 267 с.

Бербаш Т.И. Рисунок на старших курсах художественно-графического факультета // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2012. Вып. 1.

Гегель Г. Эстетика. Т. 3. М.: Искусство, 1971. 621 с.

БорисовА.А. At the Samoyeds’. From Pinega to the Kara Sea. SPb.: A.F. Devriyer’s publishing house, 1907. 104 pp.

Borisov N.P. The painter of eternal ice. L.: Khudozhnik RSFSR, 1983. 267 pp.

Berbash T.I. Drawing at the senior courses of the art and graphic faculty // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Philology and the arts». Maikop, 2012. Iss. 1

Gegel G. Aesthetics. V.3. M.: Iskusstvo. 1971. 621 pp.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно