Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Характеристика психофизиологических показателей у пловцов в ластах и баскетболистов

Тип Реферат
Предмет Культура и искусство
Просмотров
1043
Размер файла
24 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Характеристика психофизиологических показателей у пловцов в ластах и баскетболистов

Характеристика психофизиологических показателей у пловцов в ластах и баскетболистов

Козина Ж.Л., Делова И., Ляшенко А., Коломиец Н.А.

Харьковский национальный педагогический университет им. Г.С. Сковороды

Харьковская государственная академия физической культуры

Введение.

Спортивная деятельность предъявляет к психофизиологическим функциям человека самые разнообразные требования. Это справедливо как для работы в условиях дефицита времени на фоне непрерывно изменяющихся ситуаций, которая вызывает высокое нервно-психическое напряжение, так и для длительной монотонной работы, заметно снижающей тонус нервной системы [1,2,3,5,7].

Поэтому условия соревновательной деятельности с точки зрения требований, предъявляемых к развитию психофизиологический функций, различны для разных видов спорта. По результатам исследований ряда авторов [1,4,5,7], условия спортивной борьбы в ситуационных видах спорта (спортивных играх, единоборствах), вызывают у человека повышенное нервно-психическое напряжение и требуют высокого уровня развития психофизиологических показателей. Это связано с большим объемом информации, который должен перерабатывать спортсмен в кратчайшие отрезки времени - часто в десятые и сотые доли секунды. Однако до настоящего времени остается невыясненным вопрос, насколько необходимым для соревновательной деятельности является уровень развития психофизиологический функций в циклических видах спорта. Особенно актуальным данный вопрос является для пловцов в ластах, поскольку в данном виде спорта значимость развития психофизиологических показателей не исследовалась. Поэтому определение особенностей развития психофизиологический показателей у пловцов в ластах разной квалификации и сопоставление полученных данных с уровнем развития психофизиологических показателей у представителей ситуационных видов спорта (например, баскетболистов) является своевременным и актуальным.

Исследование проведено согласно Сводному плану научно-исследовательской работы Государственного комитета Украины по вопросам физической культутри и спорта на 2006-2010 г. по теме 2.2.8.1 п "Совершенствование подготовки спортсменов разного возраста и квалификации в спортивных играх" и по теме 2.4.1.4.3 п "Психологические, педагогические и медико-биодлогические средства восстановления работоспособности в спортивных играх".

Формулирование целей работы.

Цель работы - определить особенности развития психофизиологических показателей у пловцов в ластах различной квалификации по сравнению с представителями ситуационных видов спорта (баскетболистов).

Методы исследования. В данном исследовании применялись методы определения психофизиологических способностей спортсменов по показателям простой и сложной реакции, теппинг-тесту, чувству времени (воспроизведение и укорочение заданных временных интервалов во световым и звуковым сигналам). Тесты проводились по компьютеризированной версии В.С.Ашанина [1].

В исследовании приняли участие 22 квалифицированных пловца и 24 квалифицированных баскетболиста. При определении сравнительной оценки показателей психофизиологических функций пловцов различной квалификации использовались данные тестирования шести мастеров спорта и мастеров спорта международного класса по плаванию в ластах и десяти спортсменов 1 разряда и кандидатов в мастера спорта.

Результаты исследования.

Результаты сравнительного анализа психофизиологических показателей у пловцов в ластах и баскетболистов показали, что баскетболисты практически по всем исследуемым показателям достоверно отличаются от пловцов в ластах (табл. 1). Наиболее выраженные различия выявлены в тестах "Время простой реакции на световой раздражитель" ( у пловцов составляет 266,23 мс, у баскетболистов составляет 248,38 мс, р=0,023), "Время простой реакции на звук" ( у пловцов составляет 494,41 мс, у баскетболистов составляет 363,75 мс, р=0,000), "Время реакции на наличие признака" ( у пловцов составляет 1859,05 мс, у баскетболистов составляет 833,38 мс, р=0,000), "Время реакции на отсутствие признака" ( у пловцов составляет 2370,68 мс, у баскетболистов составляет 772,00 мс, р=0,000 (табл. 1). Достоверные различия между двумя исследуемыми группами выявлены также в показателях теппинг-теста и некоторых показателях чувства времени: "Воспроизведение коротких интервалов времени по световому сигналу", "Сокращение длинных интервалов времени по световому сигналу", "Сокращение заданных интервалов времени по звуку" (р<0,001) (табл. 1). Группы баскетболистов и пловцов достоверно не различаются лишь по показателям "Воспроизведение длинных интервалов времени по световому сигналу", "Сокращение коротких интервалов времени по световому сигналу", "Воспроизведение заданных интервалов времени по звуку" (р>0,05) (табл. 1).

Таким образом, было получено, что практически по всем психофизиологическим показателям баскетболисты превосходят пловцов в ластах. Этот факт можно объяснить тем, что в спортивных играх результативность спортивной деятельности определяется не только способностью преобразования энергии, но и возможностью переработки информации. Наряду с совершенствованием навыков моторных действий у спортсменов-игровиков происходит формирование навыков тактического мышления - специализированной формы умственной деятельности. А тактическое мышление - от индивидуальных действий в нападении и защите до групповых и командных - требует высокого уровня развития зрительно-моторной реакции, реакции выбора, реакции на движущийся объект, на звук. Это связано с тем, что отсутствие в спортивных играх стандартных программ двигательной деятельности требует высокого вниманиях текущим ее условиям. Поэтому в ситуационных видах спорта основной формой активности мозга является не отработка двигательных стереотипов, а "творческая" функция. С этим связано большое значение процессов восприятия и переработки информации центральной нервной системой.

Однако, как показало проведенное исследование, по некоторым показателям чувства времени пловцы в ластах достоверно не отличаются от баскетболистов. Полученные данные свидетельствуют о том, что показатель чувства времени является значимым для пловцов в ластах практически также, как и для баскетболистов.

Таблица 1

Психофизиологические показатели квалифицированных баскетболистов и пловцов в ластах

Показатели

группы

N

σ

m

t

p

Время реакции на световой раздражитель

пловцы

22

266,23

21,43

4,57

2,361

0,023

баскетбол.

24

248,38

28,92

5,90

Время реакции на звуковой раздражитель

пловцы

22

494,41

106,60

22,73

5,41

0,000

баскетбол.

24

363,75

49,33

10,07

Время сложной реакции на наличие признака

пловцы

22

1859,05

1204,93

256,89

4,082

0,000

баскетбол.

24

833,38

246,01

50,22

Время сложной реакции на отсутствие признака

пловцы

22

2370,68

1104,08

235,39

6,902

0,000

баскетбол.

24

772,00

255,19

52,09

Теппинг-тест (сумма 4-х попыток)

пловцы

22

5,59

0,42

0,09

5,018

0,000

баскетбол.

24

5,06

0,27

0,06

Воспроизведение коротких интервалов времени по световому сигналу

пловцы

22

-3966,55

3382,66

721,19

-3,644

0,001

баскетбол.

24

-963,75

2112,57

431,23

Воспроизведение длинных интервалов времени по световому сигналу

пловцы

22

-3034,82

4185,21

892,29

0,239

0,813

баскетбол.

24

-3316,38

3818,36

779,42

Сокращение коротких интервалов времени по световому сигналу

пловцы

22

3683,50

7200,28

1535,11

1,706

0,095

баскетбол.

24

1114,25

1562,23

318,89

Сокращение длинных интервалов времени по световому сигналу

пловцы

22

2379,00

1921,27

409,62

3,105

0,003

баскетбол.

24

886,38

1305,22

266,43

Воспроизведение заданных интервалов времени по звуку

пловцы

22

-1087,41

1351,99

288,25

-1,301

0,200

баскетбол.

24

-677,38

716,10

146,17

Сокращение заданных интервалов времени по звуку

пловцы

22

461,91

371,98

79,31

3,972

0,000

баскетбол.

24

154,75

70,80

14,45

Результаты сравнительного анализа психофизиологических показателей пловцов разной квалификации показали, что, несмотря на то, что развитие психофизиологических показателей для пловцов не столь значимо, как для представителей ситуационных видов спорта, например, баскетболистов, высококвалифицированные пловцы в ластах (мастера спорта и мастера спорта международного класса) достоверно отличаются по показателям психофизиологического тестирования от перворазрядников и кандидатов в мастера спорта. К таким показателям относятся: "Время реакции на световой раздражитель" (р=0,003), "Время реакции на звуковой раздражитель" (р=0,000), "Теппинг-тест (сумма 4-х попыток)" (р=0,000), "Воспроизведение длинных интервалов времени по световому сигналу" (р=0,010), "Сокращение коротких интервалов времени по световому сигналу" (р=0,020), "Воспроизведение заданных интервалов времени по звуку" (р=0,004) (табл. 2). Следует заметить, что показатели сложных реакций достоверно не различаются у пловцов в ластах разной квалификации (табл. 2). Это свидетельствует о том, что для плавания в ластах скорость сложной реакции не является значимой. В то же время наличие достоверных различий в показателях времени простых реакций на свет и на звук, показателях частоты движений по данным теппинг-теста и по показателям точности воспроизведения временных интервалов пловцы в ластах мастера спорта и мастера спорта международного класса достоверно отличаются от перворазрядников и кандидатов в мастера спорта. Это свидетельствует о том, что показатели простых реакций, чувства времени и частоты движений являются значимыми для плавания в ластах, поскольку данные показатели увеличиваются с повышением квалификации спортсменов.

Факт выявления достоверных различий в психофизиологических показателях у пловцов в ластах разной квалификации является новым, поскольку до настоящего исследования считалось, что развитие психофизиологических показателей достаточно значимо лишь для представителей ситуационных видов спорта (спортивные игры, единоборства). В нашем исследовании получены достоверные различия в показателях психофизиологических функций у пловцов в ластах разной квалификации, т.е. у представителей циклического вида спорта. Получ5енные данные свидетельствуют о том, что психофизиологические показатели являются отражением уровня слаженности функционирования всего организма [6,7], и поэтому они улучшаются по мере повышения спортивной квалификации не только представителей ситуационных видов спорта, но и циклических, в частности, плавания в ластах.

Таблица 2

Психофизиологические показатели пловцов в ластах различной квалификации

Показатели

группы

N

σ

m

t

p

Время реакции на световой раздражитель

мс, мсмк

6

247

26,29

10,73

-3,57

0,003

кмс, 1 разр.

10

276

26,25

11,55

Время реакции на звуковой раздражитель

мс, мсмк

6

363,5

96,95

39,58

-7,23

0,000

кмс, 1 разр.

10

619

45,33

14,33

Время сложной реакции на наличие признака

мс, мсмк

6

2393

1648,64

673,06

-0,61

0,551

кмс, 1 разр.

10

2788

962,39

304,33

Время сложной реакции на отсутствие признака

мс, мсмк

6

3335,5

761,88

311,04

0,234

0,818

кмс, 1 разр.

10

3262

501,75

158,67

Теппинг-тест (сумма 4-х попыток)

мс, мсмк

6

5,995

0,35

0,14

6,301

0,000

кмс, 1 разр.

10

5,275

0,10

0,03

Воспроизведение коротких интервалов времени по световому сигналу

мс, мсмк

6

-3418,5

3752,45

1531,93

0,16

0,875

кмс, 1 разр.

10

-3742

4010,82

1268,33

Воспроизведение длинных интервалов времени по световому сигналу

мс, мсмк

6

-5324

5462,98

2230,25

-2,96

0,010

кмс, 1 разр.

10

-338,5

51,12

16,17

Сокращение коротких интервалов времени по световому сигналу

мс, мсмк

6

117,5

46,56

19,01

-2,62

0,020

кмс, 1 разр.

10

2067,5

1799,86

569,17

Сокращение длинных интервалов времени по световому сигналу

мс, мсмк

6

3729,5

902,10

368,28

-0,41

0,690

кмс, 1 разр.

10

4026,5

1625,94

514,17

Воспроизведение заданных интервалов времени по звуку

мс, мсмк

6

-653

604,69

246,86

3,431

0,004

кмс, 1 разр.

10

-3255,5

1775,62

561,50

Сокращение заданных интервалов времени по звуку

мс, мсмк

6

473

156,65

63,95

-0,97

0,351

кмс, 1 разр.

10

747

675,67

213,67

С этой точки зрения можно предположить, что включение в тренировочное занятие пловцов в ластах упражнений, направленных на развитие психофизиологических показателей, будет способствовать повышению эффективности учебно-тренировочного процесса за счет более комплексного воздействия на различные аспекты процесса подготовки пловцов в ластах.

Выводы.

1. Практически по всем показателям психофизиологического тестирования выявлены достоверные различия между баскетболистами и пловцами в ластах. Исключение составляют лишь показатели точности воспроизведения временных интервалов.

2. У пловцов по мере повышения квалификации улучшаются показатели психофизиологических способностей. Это свидетельствует о значимости психофизиологических способностей не только для представителей ситуационных видов спорта, но и для циклических, например, для плавания в ластах.

В перспективе дальнейших исследований предполагается дальнейшее изучение психофизиологических особенностей представителей разных видов спорта и разной квалификации.

Список литературы

1. Ашанин В.С. Компьютерные тесты оценки когнитивных способностей спортсменов // Слобожанський науково-спортивний вiсник. - 2002. - № 5. - С. 164-166.

2. Возрастные особенности психофизиологических показателей у водителей / О.В. Быхтенко, В.В. Колпаков, Т.Н. Рыбцова, Н.М. Фатеева // Науч. вестн. Тюмен. мед. акад. 2000 . N 4. - С. 45-46.

3. Дышко Б.А. Современные методики биомеханических измерений: компьютеризированный динамометрический комплекс // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - N 7. - С.24-26.

4. Козiна Ж.Л., Коломiець Н.А., Щедрiва А., Сiрий О.В., Безязичний Б.I., Полiщук С.Б., Попова А.В., Чорний Ю.П. // Педагогiка, психологiя та медико-бiологiчнi проблеми фiзичного виховання i спорту: наукова монографiя за ред. Ермакова С.С., Харьков, ХДАДАМ (ХХПI), 2006. - №6. С. 54-59.

5. Козiна Ж.Л., Коломiець Н.А., Волков Е.П., Яловенко А.О. Результати застосування психофiзiологiчних методiв дослiдження в ситуацiйних видах спорту // Слобожанський науково-спортивний вiсник. - Харкiв: ХДАФК. - 2006. - Випуск № 9. - С. 80-86.

6. Практикум по психофизиологической диагностике: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 128 с.: ил.

7. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник.- М.: Терра-Спорт, Олимпия-Пресс, 2001.- 520 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно