Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Реформа системы регулирования естественных монополий

Тип Реферат
Предмет Экономика
Просмотров
1664
Размер файла
26 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Реформа системы регулирования естественных монополий

Государственный университет – Высшая Школа Экономики

Факультет: «Юриспруденция»

Кафедра: «Микроэкономика»

Эссе на тему: «Реформа системы регулирования «естественных монополий»

Студента дневного отделения Слепкова А. В. (гр. 120)

Научный руководитель Моргунов В. И.

Москва, 1998 г.

Реформа системы регулирования «естественных монополий»

Монополия – это рыночная структура, в которой одна фирма является поставщиком на рынок продукта, не имеющего близких субститутов (заменителей).

Существует несколько видов монополии: закрытая монополия, естественная монополия и открытая монополия. Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок (или даже превосходит) то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами (типа бериллиевой шахты, принадлежащей фирме «Браш Уэллман»).

Теперь о самой реформе.

С самого начала осуществления радикальной экономиче­ской реформы одним из наиболее актуальных вопросов экономи­ческой политики было обеспечение условий для развития конку­рентных отношений между предпринимателями. Конкуренция — одно из фундаментальных условий нормального функционирова­ния рыночной экономики. Если она ограничена или отсутствует, ни приватизация, ни отпуск цен, ни ограничение полномочий органов государственного управления не смогут заставить предпринимателей рационально хозяйствовать. Сторонники реформ прекрасно это понимали и обеспечили появление в стране соответствующих регулирующих органов (антимонопольный комитет) и закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.

В 1994 г. стала вполне очевидной необходимость особого регулирования некоторых жизненно важных для национальной экономики сфер деятельности, монополизированных либо в силу запрета на приватизацию, либо в связи с трудностями переходно­го периода (необходимость оказания поддержки населению по целому ряду коммунальных и транспортных услуг, непроработанность вопросов рыночного использования единых систем транс­портировки людей, грузов, энергоносителей и энергии).

Предприятия, осуществляющие такую деятельность, стали называть естественными монополиями, а особый подход к их регулированию был закреплен специальным законом. Уже этим законом предусматривалась разработка обоснованных тарифов на услуги естественных монополий и подготовка к переводу их на работу в условиях рынка.

Однако прошедшие три года не позволили достичь необхо­димой степени регулирования сферы деятельности естественных монополий. Несмотря на постепенное изменение институцио­нальной структуры энергетики, связи и газовой промышленности, на множество разрозненных решений, посвященных регулирова­нию тарифов монополистов, естественные монополии все в большей мере становились субъектами, тормозящими нормаль­ное развитие российской экономики, наносящими ей (и косвенно себе же) прямой ущерб.

Меры, предусмотренные Указом Президента РФ от 28.04.97 №426 «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий», давно назрели, их осуществление является важным шагом вперед по обеспечению перехода российской экономики на рациональные методы хозяйствования, по развитию конкуренции и рыночных отношений. Параллельно должны быть устранены связанные с деятельностью естественных монополий факторы, сдерживающие экономическое развитие предприятий, создающие почву для необоснованного пользования социальными льготами.

Указ предписывает Правительству РФ разработать в первом полугодии программу мер по реформе в сферах естественных монополий и одобряет прилагаемые основные положения, определяющие направленность, содержание и этапность проведения реформы.

Основные положения, хотя и являются согласно указу промежуточным документом, но довольно подробно излагают план преобразования четырех отраслей, представляющих естественные монополии: электроэнергетики, газовой промышленности, железнодорожного транспорта и электросвязи. Сразу отметим, что, следовательно, реформировать собираются не всех естественных монополистов. Сегодняшние проблемы антимонопольного регулирования имеют примерно такие же свойства и для сферы водоснабжения, и для почтовой связи, и для поставок целого ряда товаров (услуг) во многих регионах.

Избранные для первоочередного реформирования отрасли отнюдь не равнозначны. Железнодорожный транспорт по-прежнему является единой государственной отраслью. Газовая промышленность преимущественно представлена одним акционерным обществом РАО «Газпром», 35% акций которого сохранены за государством, но находятся в доверительном управлении руководства РАО. Дочерние общества РАО полностью им контролируются и осуществляют отдельные функции, обеспечивающие стабильность газодобычи, транспортировки и потребления газа (геологоразведка, комплектация и снабжение, машиностроение и др.).

Наиболее сложна структура электроэнергетической отрасли. Доминирующее положение в ней занимает РАО «ЕЭС России» – акционерное общество холдингового типа, контролирующее значительную часть электростанций, межсистемные линии электропередачи, региональные электроснабжающие компании и АО «Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы России». В «Основных положениях…» указывается, что статус этой компании неизбежно создает внутренние противоречия ее интересам при переходе к конкурентным отношениям в электроэнергетике. Тем более, что преобразование институциональной структуры отрасли осуществлялось далеко не бесконфликтно.

Например, атомные электростанции Минатома не входят в систему РАО «ЕЭС России», но передают выработанную энергию в сеть, принадлежащую РАО, и вынуждены мириться с ее условиями и ценами. Это чистый пример монополии потребителя, т.е. монопсонии, и проигрывают здесь, безусловно, атомщики. В электросвязи структура отрасли более однородна и приспособлена к развитию конкурентных отношений: обслуживание магистральных и зоновых сетей осуществляет АО «Ростелеком», а непосредственно услуги связи предоставляют пользователям отдельные акционерные предприятия отрасли.

Несмотря на существенные различия внутренних институциональных структур, для всех перечисленных отраслей типичны такие явления, как весьма значимый уровень задолженности дебиторов, а также и самих монополистов перед бюджетом, высокий уровень издержек при низкой рентабельности, завышение тарифов на предоставляемые услуги, нарушение принципов свободного ценообразования с явно прослеживаемой тенденцией занижения тарифов по услугам для населения и государственных организаций за счет их завышения по услугам для прочих юридических лиц (называемое в «Основных положениях...» «перекрестным субсидированием»).

Главные цели преобразований определяются после констатации основных характеристик процессов экономического развития естественных монополий и зависящих от них потребителей их услуг. При этом отмечено как значение их деятельности для поддержки стабильности в первые годы радикальной реформы, так и необходимость их решительного преобразования в настоящее время. Целевой раздел «Основных положений…» называет более десятка основных общих задач структурной реформы, но все они в концентрированном виде перечислены тремя формулировками указа: усиление контроля за деятельностью естественных монополий, их структурная перестройка и приватизация выделяемых из монополий предприятий.

Для каждой из затрагиваемых четырех отраслей цели конкретизируются в зависимости от степени их приближения к внутренней структуре, позволяющей развивать конкурентные отношения, и от степени значимости конкретной отрасли для экономики РФ. Так, к более монополизированным газовой промышленности железнодорожному транспорту предъявлены вдвое более короткие целевые разделы «Основных положений...», чем к обладающей более разветвленной структурой электроэнергетике.

Программа конкретных действий намечена также для каждой из отраслей в расчете на три этапа: 1997; 1998 и 1999 — 2000 гг. Естественно, наиболее полно прописан первый этап. Третий везде намечен лишь в общих чертах, исходя из предположения о том, что до 2000 г. удастся реформировать монополии по плану и обеспечить в сфере их деятельности свободную конкуренцию ряда независимых хозяйствующих субъектов. Для электросвязи предполагается достижение указанной главной цели всего лишь в два этапа.

На первом этапе для всех отраслей предусматривается проведение значительной работы по совершенствованию тарифной политики каждой из естественных монополий. Соответственно подлежат пересмотру все тарифы в сторону устранения искажений ценообразования, вызванных перекрестным субсидированием. Для достижения данной цели такой отрасли, как железнодорожный транспорт, предписывается постановка отдельного учета затрат на пассажирские и грузовые перевозки, пересмотр состава ценообразующих факторов, проведение мероприятий по снижению издержек.

В электроэнергетике предстоит пересмотр ставок тарифов для организации конкуренции производящих энергию предприятий по топливной составляющей, дифференциация тарифов в сибирской и европейской зонах, а также тарифов на транспортировку, причем конкурировать эти предприятия должны на оптовом рынке. В газовой отрасли главным признается обеспечение прозрачности структуры затрат и обеспечение равных обоснованных тарифов для всех категорий потребителей услуг отрасли.

Выдержать необходимую тарифную политику будет невозможно без соответствующих изменений институциональной структуры в сфере естественных монополий. Так, в помощь к уже существующей Федеральной энергетической комиссии РФ в электроэнергетике предполагается подключить коллегию представителей государства в РАО «ЕЭС России», создать новую организацию — бесприбыльного независимого оператора и при нем расчетно-платежный центр, а также наблюдательный совет оптового рынка, включающего представителей всех действующих на нем участников.

В газовой отрасли предполагается создать межведомственную комиссию по обеспечению доступа к газотранспортной системе РАО «Газпром» независимых поставщиков. Для железнодорожного транспорта — создать специальную федеральную службу по регулированию этой монополии.

Связанное с данными преобразованиями изменение статуса существующих РАО необходимо закрепить в новых редакциях их уставов. Дальнейший контроль предполагается облегчить и введением специальных форм статистической отчетности (по газовой и железнодорожной отраслям), введением лицензирования участников соответствующих рынков.

Структурные преобразования на первом этапе носят предварительный характер. В электроэнергетике создаются независимые генерирующие компании; в газовой промышленности осуществляется подготовка к созданию торговых компаний, привлечению иностранных инвесторов, а также проводятся конкурсы на предоставление права на разработку наиболее доступных месторождений; на железнодорожном транспорте осуществляется приватизация неиспользуемых имущественных комплексов и подготовка к реструктуризации системы управления отраслью. Перечисленные меры в полном объеме смогут проявиться в 1998 и последующих годах.

«Основные направления» предусматривают на первом этапе и ряд назревших специфических мер регулирования. Например, для электроэнергетики – это подготовка законопроекта «О федеральных энергетических системах»; для газовой отрасли – внесение РАО «Газпром» в реестр монополистов; для железнодорожников – обеспечение мер по погашению убытков от предоставления законодательно предусмотренных льгот различным пользователям за счет соответствующих бюджетов.

Второй этап преобразований (1998 г.) предусматривает действие отраслей в условиях обоснованных тарифов, что позволит их только совершенствовать (проводить унификацию, уточнение и другие аналогичные меры). Зато в полной мере должны быть осуществлены мероприятия по расширению числа действующих на рынке субъектов. Это достигается выделением новых хозяйствующих субъектов из состава РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», созданием торгующих газом компаний, передачей соответствующим бюджетам социальных объектов железнодорожной отрасли, ликвидация убыточных железнодорожных структур и выделение новых предприятий (приватизация предприятий отрасли).

«Основные положения...», конечно, будут уточняться соответствующей государственной программой, необходимость разработки и принятия которой подчеркивается в указе. Но уже сейчас этот документ определяет направленность преобразований, позволяет выявить аргументы сторонников и противников продолжения реформ в России.

Главным аргументом противников реализации указа является утверждение о вредности дробления затрагиваемых им естественных монополий, которые, по их мнению, являются сегодня «островами стабильности в море кризиса».

Этот аргумент не выдерживает никакой критики, если предположить, что сами эти монополисты являются островами стабильности именно за счет всей остальной экономики, через завышенные цены и тарифы, откачивающими из нее ресурсы.

Другой аргумент привел бывший первый вице-премьер Б. Немцов, заявив, что реализация указа может принести бюджету 170 трлн. руб. и предоставит «невероятные возможности для развития конкуренции, а также для подъема среднего и малого бизнеса»

Действительно, сегодняшний способ хозяйствования не только сделал невыгодным производство, вынужденное прибегать к услугам естественных монополистов, но и поставил на край гибели и их самих. Именно об этом свидетельствуют свободные мощности монополистов в условиях кризиса у потребителей. Именно поэтому чем скорее начнется реструктуризация реального сектора российской экономики, тем лучше.

Задачи

1. Производство стирального порошка в поселке монополизировано АО «Моющие средства». Какую цену назначает АО, если ее общие издержки по производству стирального порошка TC = 10 . Q, где Q – объем выпуска, тыс. упаковок, а эластичность спроса по цене на стиральный порошок равна 5?

Цена, которую назначает монополист, вычисляется по формуле

P = MC . Ed / Ed – 1

где MC – предельные издержки, а Ed – эластичность спроса.

MC = dTC / dQ = 10

P = 10 .(5 : (5 – 1)) = 12,5 руб.

2. Компания «Лекарства и травы» является естественным монополистом на острове N по производству лекарств. Какую цену назначает компания на аспирин, если ее общие издержки по производству аспирина TC = 15 . Q, где Q – объем выпуска, тыс. упаковок, а эластичность спроса по цене на аспирин равна 7?

Цена, которую назначает монополист, вычисляется по формуле

P = MC . Ed / Ed – 1

где MC – предельные издержки, а Ed – эластичность спроса.

MC = dTC / dQ = 15

P = 15 .(7 : (7 – 1)) = 17,5 руб.

3. Фирма «Дед Мороз» производит елочные украшения (тыс. шт. в год) и действует на рынке монополистической конкуренции. Предельный доход этой фирмы описывается формулой MR = 20 – 2Q, ее предельные издержки в долгосрочном периоде (на возрастающем участке) формулой MC = 3Q – 10. Если минимальное значение долгосрочных средних издержек (AC) составляет 11, то каков будет избыток производственных мощностей у этой фирмы?

Оптимальный объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции задается условием MR = MC. Следовательно, 20 – 2QM = 3QM – 10, QM = 6 – таков объем производства при монополистической конкуренции. Если бы фирма действовала в условиях совершенной конкуренции, то объем производства задавался бы условиями ACmin = MC. Тогда 3QC – 10C = 11, QC = 7 – таким было бы производство при совершенной конкуренции. Недогрузка производственных мощностей составляет, таким образом, QC – QM = 1 тыс. шт. годового выпуска.

Список литературы

1. Митин С. Г. «Государственное регулирование экономики: цели, методы, программа реализации», под ред. Кузнецова Н. П. – Москва, 1997 г.

2. Эдвин Дж. Долан, Девид Е. Линдгей «РЫНОК Микроэкономическая модель» – Ст.-Петербург, 1992г.

3. Нуреев Р. М. «Основы экономической теории» – М.: Высш. шк., 1996 г.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно