Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Как соотносятся между собой чувственное и рациональное познание Почему они вступают в конфликт

Тип Реферат
Предмет Социология
Просмотров
520
Размер файла
25 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Как соотносятся между собой чувственное и рациональное познание Почему они вступают в конфликт

Тема контрольной работы:

Как соотносятся между собой чувственное и рациональное познание? Почему они вступают в конфликт? А какое начало — чувственное или рациональное — преобладает в Вашем способе познания?

Прежде чем ответить на вопросы, я хочу обратиться к понятиям чувственного и рационального познаний, но для начала дам определение понятия «познание».

Познание представляет собой процесс творческой деятельности человека, направленный на формирование его знания о мире, на основе которого возникают образы, идеи и мотивы дальнейшего поведения. В процессе познания действительность воспроизводится в сознании людей. В науке под познанием понимается особая деятельность, в результате которой люди приобретают знания об различных объектах, явлениях и процессах, о закономерностях их протекания.

В науке выделяют две ступени познания – чувственное, осуществляемое при помощи органов чувств, и рациональное, логическое познание, именуемое также абстрактным мышлением. Рассмотрим каждую из ступеней познания.

1. Чувственное познание.

Существуют три формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Восприятие (отражение в сознании человека предметов окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств) соответствует системе свойств предмета (например, с одной стороны, ощущение вкуса дыни, с другой – восприятие вкуса, формы, запаха, цвета дыни в их единстве). Восприятие является результатом совместной деятельности разных органов чувств. Можно выделить некоторые свойства восприятия:

1) Предметность: мы воспринимаем конкретно что-то или кого-то.

2) Целостность: образы восприятия представляют собой целостные и законченные структуры.

3) Осмысленность: предмет осознается как конкретный предмет.

4) Константность: фиксируется постоянство формы, величины, цвета предмета.

Ощущение (отражение свойств отдельных предметов) соответствуют определенным свойствам предметов. Ощущения могут существовать вне восприятия (холод, темнота), но восприятие невозможно без ощущений. Эта форма чувственного познания пред­ставляет собой части целостных восприятий. Глядя на стул, мы воспринимаем его как целостную вещь, но в то же время органы чувств дают нам информацию об отдельных свойствах стула, например, о его цвете.

Между ощущением и самим предметом существует несколько звеньев. В ре­цепторах внешние воздействия превращаются из одного вида сигнала в другой, кодируются и посредством нервных сигналов-импульсов передаются в соответствующие моз­говые центры, где перекодируются на «язык» мозга, под­вергаются дальнейшей обработке во взаимодействии с про­шлыми следами.

Ощущения могут существовать вне восприятия (холод, темнота), но восприятие не возможно без ощущений. Ощущения представляют собой части целостных восприятий. Глядя на стол, мы воспринимаем его как целостную вещь, но в то же самое время органы чувств дают нам информацию об отдельных свойствах стула, например, о его форме.

И третья форма чувственного познания – это представление. Представление – это воспроизведение тех или иных предметов или явлений в условиях отсутствия из непосредственного чувственного восприятия. Все отмеченные стороны ощущений и восприятий рас­пространяются и на представления — третью форму чувственного познания. Главное в представлении — это отсутствие непосредственной связи с отражаемым пред­метом. Имеет место оторванность от текущей ситуации, обобщенность, усредненность образа. По сравнению с вос­приятием, в представлении сглаживается уникальное, специфическое, единичное. Включаются в работу память (воспроизведение образов предметов, в данный момент не действующих на человека) и воображение.

Память и отсутствие непосредственной связи с наличной ситуацией позволяют комбинировать образы, их элемен­ты, подключать воображение. Представления позволяют выходить за пределы данного явления, формировать об­разы будущего и прошлого. Итак, представление — это воспроизведение тех или иных предметов или явлений в условиях отсутствия их непосредственного чувственного восприятия.

Роль чувственного отражения весьма важна:

• органы чувств это единственный канал, ко­торый непосредственно связывает человека с внешним миром;

• без органов чувств человек не способен ни к позна­нию, ни к мышлению;

• потеря части органов чувств осложняет познание, но не перекрывает его возможности;

• органы чувств дают тот минимум информации, кото­рый необходим для познания объектов.

Познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств.

2. Рациональное познание.

Вторая ступень познания получила название рационального познания, или абстрактного мышления. На этой ступени мы переходим от внешних свойств предметов и явлений к внутренним, устанавливаем сущность предметов, даём их определения, делаем выводы (умозаключения) о познанном. Примером подобного вывода – умозаключения может служить высказывание: «Все люди смертны. Я человек, следовательно, и я умру, подобно всем людям». Стадиями рационального познания являются понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в определениях; суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что – либо о познаваемом объекте. На основе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод).

3. Соотношение чувственного и рационального познания.

Чувственное и рациональное познание две ступени познания, они не противопоставляются друг другу. Чувственное и рациональное познание находятся в по­стоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания. Отсюда они черпают исходный материал. На уровне человеческого сознания чувственное позна­ние находится под воздействием рационального познания. Ощущения, восприятия, пред­ставления человека несут в себе характеристики духовно-интеллектуальной деятельности сознания.

Чувственные формы играют важную роль в познании. Через чувства человек контактирует с внешним миром, поэтому чувственное знание имеет непосредственный характер. Органы чувств человека – результат длительного исторического развития. Хотя они наследуются биологически, степень их совершенства обусловлена трудовой деятельностью человека. Человек способен значительно развить в себе тонкость и остроту чувственных ощущений. Так, художники могут различать несравненно больше оттенков цвета, чем обычный человек, профессионально не работающий с цветом.

Однако как бы не были развиты органы чувств, они всегда принципиально ограничены в различении внешней информации, что нередко давало повод скептикам усомниться в познавательных возможностях людей. Так, ухо человека способно различать звуковую информацию в ограниченном диапазоне звуковых колебаний. С помощью техники люди преодолевают биологическую ограниченность своих органов чувств.

В силу отсутствия непосредственной связи органов чувств с предметом в представлении возможны произвольные образы (русалка, кентавр). Вместе с тем, благодаря отвлеченности от предмета возможна продуктивная деятельность человека. Ему нужно было вначале представить себе топор и колесо в виде образов, прежде чем он научился изготовлять их на практике.

Все чувственные образы не существуют без человека и вне его. В этом смысле они субъективны. Вместе с тем, по своему источнику и содержанию они объективны, ибо информация, содержащаяся в указанных формах, обусловлена отражением соответствующих сторон объекта.

С помощью органов чувств человек не способен формировать образы сущности познаваемых объектов. Эту ограниченность чувства человек преодолевает с помощью рационального мышления. Рациональное познание в отличие от чувственного носит опосредованный характер. Это значит, что размышляя о предметах, человек непосредственно с ними не контактирует. Исходные сведения о предметах в рациональном мышлении доставляются человеку органами чувств, либо предшествующим рациональным познанием.

Логическое (рациональное) мышление имеет обобщенный и абстрактный характер. В мышлении человек отвлекается от многих чувственно-конкретных признаков, формирует идеи об общих и типичных свойствах предметов, создает логические абстракции (например, стоимость, энергия и т.д.). Именно с помощью логических абстракций познающий субъект способен проникнуть в сущность изучаемого объекта.

Логический образ существует в форме мысли о предмете. Различают предмет мысли (то, о чем мы мыслим), содержание мысли (то, что представляем в мысли) и форму мысли (то, как мы мыслим). Основные формы мысли: понятие, суждение, умозаключение.

Из понятий как из элементарных единиц строятся все логические рассуждения. Понятие всегда является логической абстракцией. Оно лишено чувственности. Понятие можно понять, но не почувствовать.

В научном познании понятие выступает как сущностный образ вещи. Оно не является независимым от предметного мира, но всегда в абстрактной форме выражает сущность вещей. Представление о сущности, разумеется, не тождественно обозначению предмета символом или словом. В понятийном мышлении происходит свое образное препарирование действительности с помощью абстракций: отделение необходимого от случайного, сущности от явления, содержания от формы.

С помощью суждений логическое мышление приобретает особую гибкость в познании самых разнообразных свойств внешнего мира. Если понятие отражает лишь общее в вещах, то в суждениях можно отобразить и единичные, и частные, и общие признаки. Более того, поскольку всякое суждение есть связь понятий, то в суждениях можно связывать единичное, частное и общее. Например, «галоген фтор — химический элемент». Общее (химический элемент) связано с особенным (галоген) и единичным (фтор).

На основе одних суждений, называемых обычно посылками, можно получать новое суждение, называемое выводом. Благодаря умозаключениям мыслящему человеку нет необходимости каждый раз для доказательства своих утверждений прибегать к опытным данным. Используя умозаключение, он получает некоторую независимость от опыта. Отправляясь от подтверждаемых опытом предпосылочных суждений, познающий ум может путем умозаключений делать все новые и новые утверждения о предмете, не соотнося их непосредственно с опытом.

В познании чувственно и рациональное тесно связаны друг с другом. Их единство заключается в том, что чувство у человека всегда носит осмысленный характер, а рациональное рассуждение опирается на данные опыта.

4. Конфликт чувственного и рационального познания.

Как уже неоднократно говорилось выше, в качестве ступеней рационального познания называют понятие, суждение, умозаключение; чувственного – восприятие, представление, ощущение.

Традиция противопоставления чувственного и рационального познания базируется на принципиальной разнице между ощущением и понятием. Ощущения принадлежат только конкретному субъекту и относятся лишь к отдельным свойствам объектов, они изменчивы и преходящи. – В противоположность им понятия являются общими для ряда субъектов, в них зафиксированы общие свойства предметов, в силу чего они более устойчивы и даже кажутся неизменными, поскольку заметить изменения понятий можно, лишь применяя принцип историзма и рассматривая большие промежутки времени. Резкое противопоставление чувственного и рационального привело к вопросу о том, какой из двух видов познания является достоверным. В законченном виде дилемма чувственного и рационального познания выразилась в противостоянии сенсуализма[1] и рационализма[2] Нового времени. Сенсуалисты считали, что все знание производится на основе ощущений, поэтому чувственное познание является достоверным. Рационалисты не отрицали роль ощущений в познании, но вместе :с тем полагали, что именно разум придает знанию характер всеобщности и необходимости. Поскольку разум производит знание, а не мнение, рациональное, а не чувственное познание является достоверным.

Основываясь на сенсуалистическом представлении о том, что все знание происходит из ощущений, скептики делают вывод о непознаваемости мира. Относительность чувственного знания, его принадлежность конкретному субъекту свидетельствует, с точки зрения скептицизма, о недостоверности любого познания, об отсутствии или недоступности истины как таковой.

А какое начало — чувственное или рациональное — преобладает в Вашем способе познания?

Что касается меня, на данном этапе моей жизни во мне преобладает рациональное познание.

И чувственное и рациональное познание важно для каждого человека, в том числе и для меня. Только важны они в разной степени в разный период жизни.

Я считаю, что степень использования той или иной формы познания зависит от возраста человека, его интересов, целей, образования… Когда ребенок только родился, в нем преобладает чувственное познание, он воспринимает мир с помощью органов чувств. Он еще не понимает, зачем нужен тот или иной предмет, действие. Дети в раннем возрасте воспринимают предметы по цвету, на ощупь, вкус. На основании только этих факторов они способны «понять», составить хоть какое – то представление об изучаемом объекте.

Чем старше становится ребенок, тем больше у него начинает проявляться рациональная часть познания. Он уже интересуется не только, скажем, какой изучаемый объект на ощупь, но и пытается узнать, из чего он сделан. У ребенка формируется мышление, он начинает рассуждать над какими-либо действиями. Маленький человек начинает посещать детский сад, школу, что помогает развивать рациональное мышление.

Взрослый человек в большей степени использует рациональный метод познания, так как он стремится узнать не поверхностную информацию о предмете, а гораздо глубже. С помощью чувств мы изучили очень большое количество предметов, окружающих нас, ранее, поэтому эта составляющая, изучаемых нами объектов, нам уже менее интересна.

Также, я думаю, что метод познания может зависть от образования, целей, интересов каждого индивида. Чем больше человек образован, тем больше роль рационального познания. У человека, который не стремится повысить свой уровень знаний, не занимается своим образованием, воспринимает предметы только на обывательском уровне, эму просто не интересно и не надо знать что – то большее.

Я сейчас студентка, прошла значительный этап своей жизни – школу, я повышаю уровень своего образования, продолжаю познавать себя и окружающий мир, у меня есть цели, к которым я иду, и в значительно большей степени мне помогает в этом именно рациональное познание.

Список литературы

1) Попов Е.В. Основы философии: Учебное пособие для вузов / Е.В.Попов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 320 с.

2) Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О. В. Кишенкова. – М.: Эксмо, 2009. – 592с.

3) URL: http://ru.wikipedia.org (электронный ресурс)

Название документа: Контрольная работа по социологии.doc

Имя исходного файла: Контрольная работа по социологии.doc

Тип документа: Прочее

Тип отчета: О типах отчетов Скрыть список источников

Сохраненная копия Ссылка на источник Хранилище Доля в тексте

[1] Источник 1 http://www.i-u.ru/biblio/%&Ovr0/alekseev_filosofija.zip Антиплагиат 3,99%

[2] Источник 2 http://filreferat.popal.ru/article2215.html Антиплагиат 2,15%

[3] Источник 3 http://www.vspu.ru/booksarch/galamian.zip Антиплагиат 1,79%

[4] Источник 4 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%83%... Антиплагиат 1,52%

[5] Источник 5 http://referatx.ru/open/7881/427000.html Антиплагиат 1,12%

[6] Источник 6 http://study.online.ks.ua/spargalka/files11/n_0404041.zip Антиплагиат 0,68%

[7] Источник 7 http://www.bobych.ru/lection/filosofia2/041.html Антиплагиат 0,56%

[8] Источник 8 http://www.5ballov.ru/referats/archive/18/5ballov-18098.zip Антиплагиат 0,54%

Частично оригинальные блоки: 0%

Оригинальные блоки: 88,82%

Итоговая оценка оригинальности: 88,82%


[1] Сенсуализм (от фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление

[2] Рационали́зм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
137809
рейтинг
icon
3046
работ сдано
icon
1326
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
137726
рейтинг
icon
5835
работ сдано
icon
2641
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
92268
рейтинг
icon
2003
работ сдано
icon
1260
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
51 654 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
игу
работа выполнена качественно, а самое главное быстро. всё требования были выполнены
star star star star star
ГУУ
Прекрасно составленная презентация, большая проделанная работа (аналитическая), а так же о...
star star star star star
СЗГМУ им. И.И. Мечникова
Работа была сделана досрочно! Все соответствует требованиям! Спасибо большое, Вениамин!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить контрольную по метрологии

Контрольная, метрология

Срок сдачи к 29 апр.

только что

Компьютерные сети и телекоммуникации

Лабораторная, Адресация вычислительной сети

Срок сдачи к 28 апр.

только что

Решить задачи

Решение задач, Уголовное право

Срок сдачи к 23 апр.

1 минуту назад

Теория государства и права, повысить...

Другое, Теория государства и права

Срок сдачи к 24 апр.

1 минуту назад

Regional dynamics of Yemeni conflict 2011-2024

Диплом, International relations

Срок сдачи к 30 апр.

1 минуту назад
1 минуту назад
2 минуты назад

Сдать зачет в СДО

Онлайн-помощь, Ценообразование

Срок сдачи к 23 апр.

2 минуты назад

Сделать практическое задание по антикризисному менеджменту

Поиск информации, Антикризисное управление

Срок сдачи к 26 апр.

3 минуты назад

Ответить на вопросы в виде теста

Тест дистанционно, Методы программирования

Срок сдачи к 24 апр.

3 минуты назад

Разработать краткосрочную рекламную кампанию

Другое, Технологии продвижения рекреационных и туристских услуг

Срок сдачи к 25 апр.

3 минуты назад

Во вложении темы на выбор. Курсовая нужна в полном виде

Курсовая, Пожарная безопасность

Срок сдачи к 25 мая

4 минуты назад

Подредактировать текст

Отчет по практике, Химическая технология

Срок сдачи к 22 апр.

5 минут назад

выполнить задачу 3

Контрольная, теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 5 мая

5 минут назад

"Принципы юридической ответственности".

Курсовая, Теория государства и права

Срок сдачи к 2 мая

5 минут назад

Обслуживание и консультирование покупателей при продаже молока и...

Диплом, Продавец кассир контролёр

Срок сдачи к 26 апр.

5 минут назад
5 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно