это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
Ознакомительный фрагмент работы:
РЕФЕРАТ
Объект исследования – уровень и качество жизни населения.
Предмет исследования – социально-экономическое развитие Республики Беларусь.
Цель работы - детальное изучение понятий «уровень жизни» и «качество жизни», показателей для их оценки, анализа основных показателей уровня жизни в Республики Беларусь, а также изложение путей повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.
Элементами научной новизны являются рекомендации по улучшению социальной политики в Республике Беларусь.
Областью возможного научного применения является программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 год.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
| Введение…………………………………………………………………… | 5 | |
| 1 | Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения…… | 6 |
| 1.1 | Уровень жизни: сущность, основные понятия………………………….. | 6 |
| 1.2 | Уровень жизни населения, как результат социально- экономического развития………………………………………………… | 8 |
| 2 | Показатели уровня и качества жизни в современных условиях……… | 13 |
| 2.1 | Показатели уровня жизни населения и их характеристика…………… | 13 |
| 2.2 | Индикаторы уровня жизни населения………………………………….. | 15 |
| 3 | Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь……………………………………………………… | 21 |
| 3.1 | Социально-экономическое развитие Республики Беларусь на современном этапе………………………………………………………… | 21 |
| 3.2 | Проблемы и пути повышения уровня жизни населения в Республике Беларусь…………………………………………………………………… | 24 |
| Заключение………………………………………………………………… | 29 | |
| Список использованных источников……………………………………. | 30 | |
| Приложение А Показатели уровня жизни населения…………………… | 32 | |
| Приложение Б Социальные индикаторы……………………………….. | 33 |
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях хозяйствования особую значимость приобрели вопросы совершенствования накопленного опыта регионального планирования, программного управления уровнем и качеством жизни, как основного фактора экономического роста. Вместе с тем вопросы о структуре уровня и качества жизни и методах их оценки до сих пор остаются дискуссионными.
Качество жизни представляет собой сложную структуру взаимосвязей ее составляющих: качество природной среды, качество здоровья популяции, качество образования и т.п., что предполагает необходимость выявления новых подходов к созданию программ обеспечения качества жизни и использованию методов оценки эффективности этих программ.
К явным недостаткам, препятствующим решению проблем качества жизни можно отнести недостаточно отработанное нормативно-правовое пространство в сфере оценивания качества жизни, слабое оценивание целей и направлений развития, слабую экономическую обеспеченность. Решение данных проблем требует проведения глубоких научных исследований и разработки рекомендаций при создании отдельных программ с соответствующим финансово-экономическим обеспечением, а также управленческие критерии оценки продвижения этих программ к намеченной цели — улучшению качества жизни.
Уровень жизни населения является составной частью социально-экономического развития страны и отражает социально-экономическое положение различных групп населения. Решение социальных проблем – важнейшая область деятельности государства, которая особенно близка повседневным потребностям человека. Показатели социально-экономического положения населения как компоненты социальных программ используются для измерения результатов влияния экономических преобразований в стране на уровень жизни населения. Вместе с тем необходимо учитывать, что экономическое положение населения выступает следствием не только проводимой социальной политики государства, но и общего уровня экономического развития страны.
- характеристика социально-экономического развития Республики Беларусь на современном этапе.
- выявление проблем и перспектив повышения уровня жизни населения в Республике Беларусь.
1 Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения
- достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);
- нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);
- бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности, как низшей границы воспроизводства рабочей силы);
- нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека).
В странах с развитой рыночной экономикой происходит переоценка представлений об уровне жизни и ее качестве, а также о месте этих категорий в системе социально-экономических отношений.
Наиболее распространенная точка зрения состоит в том, что качество жизни— это уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей людей.
Качество и уровень жизни тесно взаимосвязаны, причем качество жизни как более широкое понятие отражает намного больший спектр потребностей людей. Качество жизни объективно. Это предполагает, что критерием оценки данной категории выступают научно обоснованные нормативы потребления населения. Соотношение фактического удовлетворения потребностей с разработанными нормативами говорит о степени удовлетворения потребностей отдельных людей, их групп, общества в целом. Если степень удовлетворения той или иной потребности невелика, это свидетельствует о неблагоприятной ситуации, сложившейся в том или ином секторе экономики [2, с. 41].
Вместе с тем потребности субъективны. Каждый человек имеет свою шкалу предпочтений, вследствие чего одна и та же степень удовлетворения конкретной потребности по-разному оценивается разными индивидами. Поэтому определить удовлетворенность людей качеством их жизни на данном этапе развития человеческой цивилизации не представляется возможным.
Белорусские ученые предлагают при исследовании качества жизни опираться на следующие характеристики, дополняющие количественные показатели уровня жизни:
состояние здоровья — физические и умственные возможности людей, их самочувствие, длительность и тяжесть болезней;
качество питания — его состав, ценность, вкусовые качества, свежесть и экологическая чистота продуктов, регулярность питания;
состояние образования и культуры — уровень обучения, степень овладения научными знаниями, доступность библиотек, музеев и т.п.;
качество жилья — удобство планировки и благоустройство населенных пунктов, обустройство и обстановка жилища;
условия и характер труда — его напряженность и эффективность, уровень производственного травматизма, свобода в выборе профессии и специальности и др.;
качество свободного времени и условия отдыха — разнообразие занятий в свободное время, характер просмотра телепередач, наличие и характер хобби, время на самообразование, смысл свободного времени, достаточная продолжительность отдыха, доступность домов отдыха и санаториев;
благополучие семейной жизни — ощущение личного счастья и удовлетворенности [3, с. 104].
Итак, уровень жизни – это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в общества для развития и удовлетворения этих потредностей.
Качество и уровень жизни тесно взаимосвязаны, причем качество жизни как более широкое понятие отражает намного больший спектр потребностей людей. Качество жизни объективно.
Для характеристики уровня жизни используется система индикаторов – интегральных и частных, натуральных и стоимостных.
2. Показатели уровня и качества жизни в современных условиях
2.1 Показатели уровня жизни и их характеристики
2.2. Индикаторы уровня жизни населения
В перечень интегральных индикаторов уровня жизни входят: реальные доходы на душу населения; реальная заработная плата; доходы от вторичной занятости и от реализации продукции личного подсобного хозяйства; дивиденды (по акциям и облигациям); проценты по вкладам населения; пенсии, пособия, стипендии. С их помощью изучаются и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов из различных источников.
РД= (НД-НП) , (2.1)
· от участия в трудовой, общественной, предпринимательской жизни;
· временно неработающими (безработными, беженцами и т.п.);
· после завершения трудовой деятельности (пенсионерами).
, (2.2)
K=d10/d1, (2.3)
(2.4)
В современном мире наименьшая дифференциация доходов наблюдается в Норвегии, где 10% самых обеспеченных лишь в 5,3 богаче самых бедных, а коэффициент Джини равен 0,258. Для Республики Беларусь данные показатели составляют соответственно 6,9 и 0,34 [8, с. 289].
К частным индикаторам уровня жизни относятся показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам), обеспеченности товарами длительного пользования, жильем, коммунально-бытовыми удобствами. Среди них выделяют натуральные и стоимостные индикаторы.
Натуральные индикаторы непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченность теми или иными благами. Для представления об уровне удовлетворения конкретной потребности могут использоваться несколько показателей [12, c.114]. Например, чтобы охарактеризовать уровень удовлетворения потребностей в продуктах питания, необходимы данные о количестве потребляемых человеком продуктов и их калорийности в сопоставлении с научно обоснованными нормами. При этом потребление основных продуктов питания на душу населения определяется с учетом как произведенных в стране, так и импортированных продуктов, независимо от способа продажи их населению и от вида потребления.
Стоимостные индикаторы, отражая затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику, группируются по видам потребностей, - например, затраты на питание, на оплату жилья, коммунальных услуг, на одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей, и т.д.
Также можно рассмотреть и социальные индикаторы (приложение Б).
К показателям уровня жизни населения, имеющим прямое отношение к организации оплаты труда и установлению ее минимальных размеров, относятся такие понятия, как продовольственная и потребительская корзины, прожиточный минимум, бюджет прожиточного минимума.
Продовольственная корзина — это набор продуктов питания одного человека в месяц, рассчитанный на основе минимальных норм потребления продуктов, которые соответствуют физическим потребностям человека, калорийности, содержанию основных пищевых веществ и обеспечивают соблюдение традиционных навыков организации питания.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в отчётах о развитии человеческого потенциала и был разработан в 1990 г. группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом уль-Хаком. Однако концептуальная структура индекса была создана благодаря работе Амартии Сена. Индекс публикуется ООН в ежегодном отчёте о развитии человеческого потенциала с 1990 года.
При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:
- Ожидаемая продолжительность жизни — оценивает долголетие.
- Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.
- Уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.
Разработана и научно обоснована обобщенная система показателей, характеризующая количественные и качественные характеристики социально-экономической дифференциации социального развития, включающая:
- коэффициент дифференциации индекса развития человеческого потенциала, характеризующий степень различия в социально-экономическом развитии анализируемых стран, регионов внутри страны, социальных групп;
- коэффициент дифференциации индекса здоровья (долголетия), показывающий, насколько состояние здоровья в одной стране, регионе лучше, чем в другом;
- коэффициент дифференциации индекса образования. Такой показатель определяет степень превышения уровня образования населения в одной стране (регионе или другом объекте исследования) над уровнем образования (грамотности) населения другой страны;
- коэффициент дифференциации индекса дохода, определяющий степень экономической дифференциации анализируемых стран или регионов;
- коэффициент дифференциации индекса смертности, как показатель различий в состоянии здоровья сравниваемых стран или регионов;
- коэффициент дифференциации уровня профессионального образования, отражающий различия в степени охвата обучением второй и третьей ступени образования в исследуемых странах или регионах.
В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий (42 страны), высокий (43 страны), средний (42 страны) и низкий (42 страны) уровень.
Итак, уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека. Существует классификация показателей по отдельным признакам: общие и частные; экономические и социально-демографические; объективные и субъективные; стоимостные и натуральные; количественные и качественные; показатели пропорций и структуры потребления; статистические показатели и др.
В перечень интегральных индикаторов уровня жизни входят: реальные доходы на душу населения; реальная заработная плата; доходы от вторичной занятости и от реализации продукции личного подсобного хозяйства; дивиденды (по акциям и облигациям); проценты по вкладам населения; пенсии, пособия, стипендии. С их помощью изучаются и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов из различных источников.
3 Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь
Несмотря на внешние шоки, вызванные усиливающимся кризисом в мировой экономике, в 2008 году Беларуси удалось сохранить высокие темпы экономического роста и положительную динамику основных показателей социально-экономического развития. Однако в 2009 году показатели оказались хуже уровня 2008г., о чем свидетельствует статистика.
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь [13]:
- В 2008 году ВВП (составивший 128,8 трлн. бел.руб.) возрос на 10% по отношению к 2007 году , что превысило средний показатель по СНГ и региону Центральной и Восточной Европы (по предварительным оценкам МВФ рост ВВП в 2008 году в указанных регионах составил 6,9 % и 4,2% соответственно). В 2009 году ВВП составил 136,8 трлн. бел. руб., что на 0,2 п.п. выше уровня 2008 года.
- Традиционно промышленность Республики Беларусь является флагманом экономического роста. Выпуск промышленной продукции в 2008 году вырос на 10,0%, а продукции сельского хозяйства на 8,9%. При этом приоритетное развитие получили: машиностроение и металлообработка, топливная промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов. В 2009 году ситуация изменилась и выпуск промышленной продукции составил 127,3 трлн. руб., что на 2 п.п. ниже уровня 2008 года, а продукции сельского хозяйства превысила уровень 2008 года на 1,3 п.п. и составила 26,6 трлн. руб. [13]
- Главным приоритетом проводимой экономической политики в Республике Беларусь являются инвестиции. Инвестиции в основной капитал производственного назначения существенно опережают инвестиции непроизводственного назначения. Обновление технологий и модернизация экономики и на их основе сокращение материало- и энергоемкости производства, повышение конкурентоспособности предприятий являются главными приоритетами экономической политики на современном этапе развития страны. В 2008 г. увеличились инвестиции в основной капитал (на 23,1%, составив 35,9 трлн.руб.), снизилась энергоемкость ВВП (на 8,3%), выросла производительность труда (на 9%) и рентабельность реализованной продукции [14]. В 2009 году также наблюдалось увеличение инвестиций в основной капитал на 4,7%, составив 43,4 трлн.руб., энергоемкость ВВП составила всего 6,3%, снизилась рентабельность реализованной продукции сократилась на 5,4 п.п. и составила всего 9,9%.
- На протяжении последних лет разрыв в соотношении доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения в Беларуси увеличивается незначительно. В мировой практике предельно критическим значением этого показателя считается 10–12 раз. В 2008 году данный показатель по Беларуси составил 5,9 раз. В Российской Федерации соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения в 2008 году составило 16,9 раза.
- Среди стран СНГ по величине среднемесячной заработной платы в долларовом эквиваленте Беларусь в 2008 году была на третьем месте после России и Казахстана. Так, в России в 2008 году зарплата составляла $694 в эквиваленте, в Казахстане — $505, в Беларуси — $412, в Украине — $343. В 2009 году данный показатель в Беларуси составил всего $325, что значительно ниже уровня 2008 года.
- По размеру пенсии в конце 2008 года Беларусь опередила Россию. В пересчете на доллары США средний размер назначенной месячной пенсии на конец 2008 года в Беларуси составил $177, в России — $154,7[15]. На конец 2009 года средний размер месячной пенсии в пересчете на доллары США в Беларуси снизился до $143.
- В Республике Беларусь возросла компьютерная оснащенность домашних хозяйств, особенно с детьми до 18 лет. В 2008 году на 100 домашних хозяйств, имеющих детей, приходилось 52 персональных компьютера против 40 в 2007-м. В минувшем году каждое пятое домашнее хозяйство имело доступ в Интернет со своего компьютера.
- За 2008 год экспорт товаров и услуг вырос на 42 % по сравнению с 2007 годом, а в 2009 году – сократился на 34,6% относительно уровня 2008 года.
Инфляция в Республике Беларусь в 2009 году составила - 10,2% в отличие от России – 11,5%, Казахстана – 12%, Украины – 21,4%. Инфляционные процессы на современном этапе социально-экономического развития страны носят в основном структурный характер, при котором рост оплаты труда приводит к опережающему росту цен и тарифов на трудоемкие платные потребительские услуги, к адаптации структуры экономики к новым условиям. В прогнозном периоде ожидается закрепление данной положительной тенденции с постепенным сокращением роста цен.
Между Республикой Беларусь и Западом отношения улучшились, поэтому прогнозировалось, что в 2009-2010 годах произойдет определенный прогресс в сфере внешней торговли и, как результат, сокращение отрицательного сальдо внешнеторгового баланса до среднего показателя чуть более 5 % ВВП. Однако данный показатель стремительно увеличивается в отрицательную сторону и составил в 2009 году 7265 млн. долл. США против 835 млн. долл. США в 2001г.
Сравнительный анализ основных социально-экономических показателей уровня жизни населения Республики Беларусь за 2001-2009 гг. показал значительное абсолютное увеличение таких показателей, как:
- денежные доходы в расчете на душу населения (96,2 тыс. руб. в месяц – 2001г., 753,6 тыс. руб. в месяц – 2009 г.),
- номинальная среднемесячная заработная плата одного работника (183 тыс. руб. – в 2001 г., 981,6 тыс. руб. – в 2009 г.),
- средний размер назначенной пенсии (65 тыс. руб. - 2001 г., 429,5 тыс. руб. - 2009 г.).
Однако за период 2001-2009 гг. наблюдается снижение темпов роста перечисленных показателей, о чем свидетельствуют следующие данные:
- реальные денежные доходы в процентах к предыдущему году (128,1 % – 2001 г., 102,7 % - 2009 г.),
- реальная начисленная заработная плата в процентах к предыдущему году (129,6% - 2001г., 100,1% - 2009г.),
- реальный размер назначенной пенсии в процентах к предыдущему году (122,1% - 2001г., 100,2% - 2009г.).
Численность безработных по итогам 2009 года составила 40 300 человек или 0,9 % к экономически активному населению, увеличившись на 8 % по сравнению с 2008 годом [16].
В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. определены следующие приоритеты:
- всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;
- инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;
- наращивание экспортного потенциала страны;
- развитие аграрно-промышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;
- развитие малых и средних городов;
- жилищное строительство.
По данным Национальной академии наук Республики Беларусь, затраты на научные исследования и разработки за последние десять лет в Республике Беларусь выросли в 2,5 раза. Наукоемкость ВВП за 2009 год составила 0,76%.
По данным Доклада ЮНИСЕФ о положении детей в мире в 2009 году ожидаемая продолжительность жизни в Республике Беларусь составляет 70,5 лет, что превышает средний показатель по миру, странам Центральной и Восточной Европы, СНГ (68 лет). Республике Беларусь также имеет низкий показатель смертности детей в возрасте до 1 года (4 случая на 1000 новорожденных). Этот показатель значительно лучше среднего в мире (93 случая) и большинстве регионов мира, включая страны СНГ, и близок к среднему показателю индустриально-развитых государств (3 случая).
В Докладе о ситуации в мире за 2009 год неправительственной правозащитной организации «Human Rights Watch» отмечается «некоторый прогресс», достигнутый Беларусью в правочеловеческой сфере в 2008 году.
Согласно специальному докладу «Manning the Barricades: Who's at risk as deepening economic distress foments social unrest», опубликованному в марте 2009 году аналитическим отделом английского еженедельника «Экономист», индекс политической и социальной стабильности в Республике Беларусь выше, чем в соседних Латвии, Литве, России и Украине. Риск политической и социальной нестабильности в Республике Беларусь, по оценкам авторов издания, является умеренным в отличие от Латвии, Литвы и России, в которых этот риск является высоким, и Украины, в которой этот риск очень высокий. Согласно докладу Республика Беларусь входит в число 50 самых стабильных стран.
3.2 Проблемы и пути повышения уровня жизни населения в Республике Беларусь
На сегодняшний день, главной целью социальной политики Республики Беларуси является повышение уровня и качества жизни, всестороннее гармоничное развитие человека. Важнейшими путями ее достижения – приоритетами социальной политики – должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как материальной основы повышения уровня жизни населения [15].
Несмотря на складывающиеся положительные тенденции, на работу социально – экономической политики Республики Беларусь продолжает оказывать влияние ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:
- недостаточная эффективность производства и сложное финансовое положение значительного числа организаций реального сектора экономики;
- высокий уровень физического и морального износа основных средств, высокая материало- и энергоемкость производства, сильная зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;
- ограниченность инвестиционных ресурсов и инновационных возможностей для обновления основных фондов, преодоления технического и технологического отставания существующих производств;
- высокий уровень налоговой нагрузки, сдерживающий деловую активность и развитие частного сектора;
- недостаточное развитие малого предпринимательства;
- низкий показатель минимальной заработной платы и размеров социальных пособий;
- недостаточная социальная поддержка малообеспеченных категорий населения;
- отсутствие должной системы пенсионного обеспечения.
Для решения выделенных проблем социальной политики Республики Беларусь можно предложить следующие пути повышения уровня жизни населения:
1) Повышение реальных денежных доходов населения следует осуществлять путем создания условий для усиления трудовой мотивации работников через установления стабильной и гарантированной заработной платы, содействия развитию малого предпринимательства.Важным направлением должно быть обеспечение существенного роста доходов сельского населения на основе повышения размеров оплаты их труда.
2) Политика оплаты труда должна основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы при постепенном расширении прав самих субъектов хозяйствования и использовании в реальном секторе экономики в большей степени рыночных механизмов регулирования, отказ от тарифной системы оплаты труда. При этом за государством закрепляется функция обеспечение государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы.
3) Совершенствование трудовых отношений и занятости населения должно происходить в условиях снижения численности постоянного населения, сокращения численности занятых в сфере производства товаров и увеличения – в сфере услуг. Укрепление статуса – работник сельскохозяйственного производства.
4) Основной целью государственной политики в социально-трудовой сфере должно являться повышение эффективности использования ресурсов труда и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства, постепенная ликвидация вынужденной неполной занятости на производстве, обновление и улучшение структуры рабочих мест, расширение социальной направленности отраслевой структуры занятости, создание благоприятных условий для развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства.
5) Основной задачей социальной защиты населения является обеспечение поддержки и создание необходимых условий для повышения экономической активности населения. Для ее решения необходимо повысить эффективность, надежность, устойчивость и доступность системы социальной защиты, базирующейся на государственных социальных гарантиях и стандартах; обеспечить дифференцированный подход к социальной защите различных слоев (групп) населения.
6) Основная цель совершенствования пенсионной системы - обеспечение более высокого уровня жизни пенсионеров. Пенсионное обеспечение в стране строится на многоуровневой основе, предполагающей сочетание программ обязательного и дополнительного добровольного пенсионного страхования, распределительных и накопительных механизмов финансирования. Последовательное проведение преобразований позволит без коренной ломки адаптировать пенсионную систему к изменяющимся социально-экономическим и демографическим условиям и обеспечить выполнение возложенных на нее задач.
7) Основной целью развития сферы услуг является обеспечение потребностей национальной экономики и населения в широком спектре высококачественных услуг по доступным ценам при опережающем развитии приоритетных и новых видов.
Необходимо обеспечить дальнейшее развитие услуг образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, туризма, транспорта и связи, а также прогрессивных информационных и телекоммуникационных услуг. Особое внимание следует уделить развитию новых видов услуг, образующих инфраструктуру рыночного хозяйства (маркетинговые, правовые, банковские, депозитарные, страховые, информационные, консалтинговые).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственное регулирование экономики требует высокого профессионализма. Годы реформ показали, что в период перехода к рынку особенно важно компетентное регулирование, так как государство является первопричиной изменения функционирования экономики.
Формирование социально ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь происходит в сложных условиях мирового экономического развития, которые характеризуются возрастанием экономических, политических, культурных и других противоречий между различными странами.
Главными результатами социально-экономического развития Республики Беларусь должны стать активизация инновационного развития национальной экономики, создание необходимых условий для обеспечения устойчивого эффективного ее развития и реализации социально-экономических приоритетов страны, значительное повышение уровня и качества жизни народа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
| 1 | Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. / Е.Ф. Борисов – М.: Юрайт–М, 2008.– 635 с. |
| 2 | Бондарь, Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь: Учеб. Пособие / Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 146 с. |
| 3 | Проблемы повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь: Сб. науч. тр. - Мн.: НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, 2009. |
| 4 | Ивашковский, С. Н. Макроэкономика: Учебник. / С.Н. Ивашковский – М.: Дело, 2001.– 470 с. |
| 5 | Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/. – Дата доступа 7.10.2010. |
| 6 | Чепурин, М.Н. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред.: проф. М.Н. Чепурина М. Н., проф. Е. А.Киселёвой – Киров: АСА, 2000.–624 с. |
| 7 | Лига, М.Б. Качество жизни как основа социальной безопасности: монография / М.Б. Лига – М.: Гардарики, 2006. – 223 с. |
| 8 | Москвин, Д. Д. Основы экономической теории. Политэкономия: Учебник –М: Эдиториал УРСС, 2003.–528 с. |
| 9 | Левашо, В.И. Социальная политика доходов и заработной платы - М: Центр экономики и маркетинга, 2007. – 360 с. |
| 10 | Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. Пособие / Под общ. ред. В.Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 844 с. |
| 11 | Михеев, Д. Реальные доходы: условия роста // Общество и экономика. - 2008. - №3-4. – С.18, с.18 |
| 12 | Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник.– М.: ИНФА–М, 2000.– 928 с. |
| 13 | Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/. – Дата доступа 8.10.2010. |
| 14 | Зайченко Н.П.,Полоник С.С.,Богданович А.В.,Александрович Я.М. Основные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г. Минск -2009 г. |
| 15 | Статистический ежегодник Республики Беларусь – Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2008. - 70 с. |
| 16 | Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь: статистический сборник – Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2010. - 358 с. |
| 17 | Денежные доходы и расходы населения Республики Беларусь: Статистический сборник – Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2009. - 58 с. |
| 18 | Ефременко, Н.В., Прокофьева, Н.Г. Национальная стратегия как инструмент борьбы с бедностью // Белорусский экономический журнал. - 2004г.- №1. - С.49-57. |
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
| Социальная проблема | Показатель |
| Здоровье | |
| Продолжительность жизни | - Продолжительность предстоящей жизни - Уровень материнской смертности |
| Состояние здоровья | - Временная нетрудоспособность - Длительная нетрудоспособность |
| Образование и обучение | |
| Использование возможностей системы образования | - Непрерывное образование - Обучение взрослых |
| Обучение | - Уровень грамотности |
| Занятость и качество трудовой жизни | |
| Доступность занятости | - Уровень безработицы - Вынужденная неполная занятость - Отчаявшиеся искать работу |
| Качество трудовой жизни | - Средняя продолжительность рабочего времени - время на дорогу на работу - Оплаченный ежегодный отпуск - Гибкий рабочий график - Распределение заработков - Смертность на рабочем месте - Нарушение нормальных условий труда |
| Время и отдых | |
| Использование времени | - Свободное время - Использование свободного времени |
| Доступность товаров и услуг | |
| Доход | - Распределение дохода - Низкий доход - Материальная необеспеченность |
| Богатство | - Распределение богатства |
| Физическое окружение | |
| Жилищные условия | - Внутренняя жилая площадь - Владение прилегающей территорией - Основные удобства |
| Доступность услуг | - Доступность определенных видов услуг |
| Нарушения в окружающей среде | - Воздействие загрязнения атмосферы - Воздействие шума |
| Социальная среда | |
| Социальные связи | - Уровень самоубийств |
| Личная безопасность | |
| Подверженность риску | - Смертельные случаи - Серьезные травмы |
| Явная угроза | - Страх за личную безопасность |
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!