Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема

Тип Реферат
Предмет Физкультура и спорт
Просмотров
352
Размер файла
24 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема

Доктор педагогических наук, профессор А.Г. Комков, Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Е.В. Антипова, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

Введение.

Здоровье человека в современном гуманистическом обществе представляет собой наивысшую ценность и зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов. Поэтому важно отметить, что нынешнее демографическое положение России и перспективы его эволюции относятся к числу первостепенных, ключевых элементов, определяющих долговременное развитие нашей страны. В Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. [1] среди приоритетов в области укрепления здоровья детей и подростков ставится задача совершенствования мероприятий, направленных на развитие физической культуры, спорта и организацию досуга. Концепция развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2005 г. [2] среди целей, задач и принципов содержит направления повышения качества физического воспитания, проведения мониторинга физической подготовленности и физического развития детей и молодежи. Важнейшей задачей воспитания и образования подрастающего поколения, решающим условием формирования нового уровня культуры жизнедеятельности населения является целенаправленное и интенсивное освоение детьми и подростками ценностей национальной и мировой культуры физической активности, актуализированных в здоровом стиле жизни [3].

В современном языке активность обычно определяется как такое качество поведения, которое дает некий видимый результат благодаря расходованию энергии, она относится только к поведению, а не к личности, стоящей за этим поведением [4]. Быть активным - значит дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми, хотя и в разной степени, наделен каждый человек. Активность человека характеризует не всякая деятельность, а лишь такая, которая обусловлена внутренними причинами и направлена не только на сохранение, но и на совершенствование биосоциокультурной системы, элементом которой является личность. Она выражается как качественной, так и количественной стороной деятельности.

Физическая активность - двигательная деятельность человека, направленная на укрепление здоровья, развитие физического потенциала и достижение физического совершенства для эффективной реализации своих задатков с учетом личностной мотивации и социальных потребностей. Двигательная деятельность - ансамбль двигательных действий, включенных в систему организующих идей, правил и форм с целью достижения определенного приспосабливающего эффекта организма человека и совершенствования динамики этого процесса.

Постановка проблемы. Направленность физкультурного образования личности определяется единством ценностных ориентаций, потребностно -мотивационной сферы, базовых и специальных знаний о грамотном использовании физических упражнений в условиях оздоровительной и спортивной тренировки, жизнедеятельности в целом [5-8]. Разработка концепции личной физической культуры осуществляется на основе преимущественной социализации личности учащихся общеобразовательной школы и ориентирована на максимальное раскрытие индивидуальных способностей и задатков ребенка, учет индивидуальных особенностей, основных интересов и уровня развития психофизических показателей [9 -12].

Фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, является физкультурно-спортивная деятельность, направленная на физическое совершенствование человека. В сфере физической культуры целесообразно говорить о специфической деятельности, связанной с укреплением здоровья, развитием физического потенциала и достижением физического совершенства. Цель физической активности - эффективная реализация задатков и способностей с учетом личностных мотиваций и социальных потребностей. Обосновано теоретическое понятие физической активности с позиции активного элемента, формирующего в сочетании с другими факторами физическую культуру личности и являющегося важнейшим компонентом системы общественного воспитания и самовоспитания личности [13].

Концепция физической активности человека содержит в себе систему представлений об основных закономерностях управляемого развития двигательного потенциала индивидуума, о путях и средствах активного отношения личности к процессу физического совершенствования, о путях и формах организации физической активности людей. Психологический аспект проблемы рассматривается в единстве физической активности со здоровьем, социологический - в единстве физической активности с культурным развитием [14]. Включение в исследование физической активности психологических и социологических характеристик позволяет охватить некоторые важные реалии, связанные с предметностью данного вида человеческой деятельности. Суть заключается в том, что указанные аспекты требуется рассматривать не как порождаемые физической активностью, а как порождающие ее.

Педагогические аспекты формирования физической активности детей и подростков. Одной из тенденций прогрессивного развития науки всегда было проникновение друг в друга идей различных дисциплин [15].

Под физической активностью в зарубежной литературе понимается любая работа, произведенная скелетными мышцами, как результат расходования энергии, добавленный к состоянию покоя [16]. Исследования ведутся в двух аспектах - физиологическом и поведенческом [17]. Согласно физиологической перспективе физическая активность является компонентом общего расходования энергии, которая также включает метаболизм покоя, термический эффект питания и рост тела. Согласно же поведенческой перспективе она может рассматриваться в пределах характеристик понимания поведения, а также спортивных, рекреативных, реабилитационных, развивающих и оздоровительных технологий.

Известно, что педагогический процесс включает в себя следующие технологические компоненты: общение, оценку, требования, информационное воздействие. С точки зрения реализации педагогического воздействия необходимо учитывать природу ребенка, уровень его индивидуального развития и в зависимости от этой обобщенной характеристики доступно трансформировать ему человеческую культуру [18]. Культурологический смысл содержания образования может быть реализован двумя способами: через достижение взаимосвязи культурологического смысла с социальным и индивидуально-личностным и через системную организацию содержания образования.

Объективное содержание образования определяется социальным заказом, теми задачами, которые оно ставит перед образованием, субъективное значение содержания образования выражается в индивидуально-личностном смысле. Важнейшее значение имеет тот факт, что зависимость между развитием личности и ее воспитанием заключается не в том, что делают с детьми, а то, что с ними происходит. Применительно к рассматриваемой проблеме важно остановиться на принципах обучения, среди которых основными являются научность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность, активность учащихся, прочность результатов обучения [19, 20]. Принцип сознательности и активности личности в обучении и воспитании должен вести к единству сознания и поведения.

Сознательность, самостоятельность и прочность усвоения знаний можно считать скорее методическими правилами, чем дидактическими принципами [21]. Что касается принципа активности, то его содержание в педагогике часто сильно сужается и под ним понимают активное овладение знаниями, умениями и навыками. Совершенно очевидно, что физическую активность следует не сводить только к двигательной деятельности, а целесообразно анализировать содержание интеллектуальной активности в проявлении этой деятельности.

Социологические аспекты исследования физической активности подрастающего поколения. Существующие социологические подходы к оценке физической активности детей школьного возраста основаны в первую очередь на измерении элементов поведения во взаимосвязи со здоровьем детей [22]. В соответствии с этим ставится задача получения данных, позволяющих судить о количестве детей, приобщенных к физической активности, доказательствапользы регулярной физической активности, а также определении той категории детей, которые нуждаются в существенном повышении фактического уровня физической активности.

Принцип деятельностного подхода к формированию физической культуры личности строится на утверждении положения о том, что только умело стимулируя активность человека в этом виде деятельности, можно осуществить действенное физкультурное воспитание [23].

Применительно к анализу социальных аспектов формирования физической активности детей важно отметить, что личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения [24].

Социологический анализ проблемы формирования физической активности предполагает изучение ее роли и места в развитии школьников, конкретизацию социальных функций и связей с другими педагогическими процессами, а также ценностных ориентаций, мотивов, интересов и потребностей различных половозрастных групп школьников. Социальное значение исследования физической активности состоит в том, что оно позволяет выявить те условия и последовательность ее формирования, которые требуют осуществления новых педагогических и психологических воздействий.

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Специфическая человеческая деятельность

Учебная активностьСпортивная активность Игровая активностьАктивный досуг
ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ
Значение
ОБЩЕЕОСОБЕННОЕЕДИНИЧНОЕ
Функции
ВНЕШНИЕ ВНУТРЕННИЕ
Духовные ценности
ПРОГРАММЫМЕТОДИКИУЧЕБНИКИ
ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ
Личностный смысл
КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ
Интенционные ценности
МОТИВЫПОТРЕБНОСТИИНТЕРЕСЫ
Операционные ценности
СТРАТЕГИЯТАКТИКАПЛАН
Индивидуальный двигательный опыт
УМЕНИЯНАВЫКИДЕЙСТВИЯ
Индивидуальный мыслительный опыт
ПОНЯТИЯЗНАНИЯУБЕЖДЕНИЯ

Характеристика ценностей физической активности подрастающего поколения

С помощью математических методов исследования и специально разработанных шкал [26, 27] данные самооценки посещения занятий физическими упражнениями в школе и в свободное от учебы время позволяют судить об общем уровне физической активности [28, 29]. Наиболее часто встречающимися методами являются социологические опросы, самооценочные суждения, повторные опросы, педагогические наблюдения, измерения двигательных реакций [30, 31].

Физическая активность - специфический вид человеческой деятельности. Из универсального определения деятельности вытекают основные отличительные черты, характеризующие ее как активное отношение, специфически человеческое и определяемое социальной природой. Суть определения физической активности заключается в том, что в ней взаимодействуют два вида деятельности - двигательная и мыслительная, содержание двигательной деятельности характеризует активность внешнюю (моторную), содержание мыслительной деятельности характеризует активность внутреннюю (умственную).

Основным инструментом определения особенностей физической активности с позиции ее рассмотрения в качестве вида человеческой деятельности является декомпозиция, т.е. выделение исследуемой системы и составляющих ее подсистем. В качестве структурного элемента физической активности, включенного в состав предметных ценностей, следует рассматривать значение физической культуры в жизнедеятельности человека (см. рисунок).

Проблема формирования и развития физической активности не может быть сведена только к проблеме овладения знаниями, умениями и навыками. Очевидно, что смыслу нельзя обучить, его можно только раскрыть в процессе обучения, воплотить его в сознаваемую развитую идею, обогатить учащегося соответствующим индивидуальным опытом. Результаты обучения и воспитания в системе физкультурного образования должны рассматриваться с позиции степени их сознательности, т.е. то, чем становятся знания, умения, навыки в жизни личности школьника, какой смысл они приобретают для него. Успешность обучения и заключается в том смысле, какой имеет для ребенка изучаемое им. Для возбуждения интереса к физической активности необходимо создавать мотив, а затем cоздать возможность нахождения цели в том или ином предметном содержании. Интересный учебный предмет - это и есть предмет, ставший "сферой целей" учащихся в связи с побуждающим мотивом. При этом условии структурное место в физической активности учащихся занимает именно содержание учебного предмета "физическая культура", оно делается актуально сознаваемым.

Структурно-функциональные представления о физической активности. Физическая активность, как и любая человеческая деятельность, существует не иначе как в форме действия и цели этого действия. На известном определении деятельности как единстве цели, средств и результата базируется рассмотрение ведущих элементов физической активности. Условия и способы организации физической активности оказывают существенное влияние на ее формирование. Значительное воздействие на результат, выражающийся в индивидуальном опыте, оказывают субъективные факторы. Актуализируется роль педагогических и социально-психологических факторов, которые опосредованно влияют на результаты физической активности.

Представление о деятельности как об активном отношении предполагает, что в ее структуру входит компонент, выполняющий функцию инициации физической активности. Структурное образование деятельности, содержание которого составляет отражение потребности, определяется в качестве интенционного компонента физической активности. Суть его заключается в механизме обеспечения приоритетов внутренней и внешней активности в отношении условий жизнедеятельности, ранжируя степень значимости их изменений и обеспечивая целесообразные направления физической активности. Очевидно, что помимо интенционного компонента, содержанием которого является ответ на вопрос, что должно быть достигнуто, физическая активность имеет и свой операционный компонент, т.е. характеристику, каким способом можно достигнуть результата. Очевидно, что при изменениях условий меняется и операционный состав действий.

Функцию стабилизации и стимулирования физической активности выполняет компонент индивидуального опыта, сохраняя и закрепляя результаты двигательной деятельности. Именно в компоненте индивидуального опыта локализуется механизм развития физической активности, ее направленного изменения на основе закрепления результатов взаимодействия с педагогом.

Педагогически оправдано создание для школьников ситуации успеха, т.е. переживания удовлетворенности от процесса и результата индивидуальной физической активности. Внесение мотива осуществляется на различных этапах создания ситуации успеха: в самом начале учебно-воспитательного процесса, в условиях реализации технологического алгоритма, после достижения определенного результата. В любом случае здесь раскрываются социальное значение и личностный смысл физической активности и ее результата, что в итоге определяет процесс ее формирования и позитивной самооценки.

Заключение

Формирование физической активности детей и подростков - актуальная социально -педагогическая проблема, от решения которой во многом зависит не только здоровье конкретного человека, но и благополучие и процветание страны в целом. Создавая условия для решения задачи повышения уровня физической активности индивидуума, общество решает такие глобальные задачи, как сохранение генофонда нации и обеспечение национальной безопасности страны.

Взаимосвязь критериев процесса и результативности физической активности характеризуется комплексом сопоставляемых между собой морфологических, психологических, а также социологических и культурологических показателей. Социологические характеристики физической активности представляют собой определенные социальные детерминанты индивидуальной двигательной деятельности как целостное воздействие социального окружения. Социокультурные процессы формирования физической активности школьников обусловлены социальным заказом общества в рамках педагогической системы.

Для выделения социологических характеристик, влияющих на формирование физической активности, следует отметить, что данный вид деятельности является специально организованной активной системой взаимоотношений человека с окружающим миром. Она реализуется как в ее экстенсивном развитии, так и в интенсивном функционировании, т.е. в процессе взаимодействия и совершенствования двигательной деятельности. Психологические характеристики физической активности раскрывают общие закономерности ее формирования и связаны с особенностями психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления и речевого общения. Для выделения психологических характеристик, влияющих на формирование физической активности, важно отметить процесс субъективного отражения потребности, мотивов и интересов к двигательной деятельности. Осознание необходимости в двигательной деятельности определяет потребность в освоении умений, навыков и действий, а также понятий, знаний и убеждений.

Список литературы

1. Концепция демографического развития России на период до 2015 года // Российская газета. 2001, 16 октября.

2. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года.- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г., № 1507-р.

3. Бальсевич В.К. Актовая речь: Перспективы модернизации современных образовательных систем физического воспитания на основе интеграции национальной физической и спортивной культуры.- М.: РГАФК, 2002.- 30 с.

4. Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник.- М.: Олимп; ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1999.- 528 с.

5. Ашмарин Б.А., Завьялов Л.К., Курамшин Ю.Ф. Педагогика физической культуры.- СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина.- 1999.- 353 с.

6. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с. 24-25.

7. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пос.- СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.- 486 с.

8. Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа //Теория и практика физ. культуры. 1996, № 1, с. 7-11.

9. Барышева Н.В. Организационно-педагогическая система развития физической культуры личности: Автореф. докт. дис. Казань, 1997.- 40 с.

10. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни.- М.: Мысль, 1990.- 288 с.

11. Лях В.И. c соавт. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы //Теория и практика физ. культуры. 1998, № 9, с. 49-51.

12. Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физ. культуры. 1998, № 5, с.11-15.

13. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: изд-во "Теория и практика физической культуры", 2000. - 275 с.

14. Комков А.Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности детей-школьников. Монография. СПб, 2002.- 228 с.

15. Горбунов Г.Д. Психопедагогика физического воспитания и спорта: Автореф. докт. дис. СПб., 1994. - 58 с.

16. Baranowski T. et al. Assessment, prevalence, and cardiovascular benefits of physical activity and fitness in youth // Medicine and Science in Sport and Exercice. - 1992. 24 (6).- P. 237-247.

17. Blair S.N. et al. Exercise and Fitness in Childhood: Implication for a Lifetime of Health // Perspectives in Exercise and Sport Medicine.- Vol. 2. Youth, Exercise and Sport.- 1989.- P.401-430.

18. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учеб.-практ. пос. М., 1997. - 176 с.

19. Пуйман С.А. Педагогика: Основные положения курса.- Минск.: ТетраСистем, с. 2001. - 255 с.

20. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. и др. Педагогика: Учеб. пос. - М.: Школа-пресс, 2000. - 512 с.

21. Геращенко И.Г., Зубарев Ю.А., Шамардин А.И. Роль инноваций в спортивной педагогике // Теория и практика физ. культуры. 1998, № 4, с. 24-26, 39-42.

22. Wold B. Lifestyles and Physical Activity: A theoretical and empirical analysis of sociolization among children and adolessents. Dr. Psych. thesis.- University of Bergen. - 1989. - 310 p.

23. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учебное пособие.- М.: издательский центр "Академия", 2001. - 240 с.

24. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет, 1998. - 596 с.

25. Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: издательская корпорация "Логос", 1996. - 360 с.

26. Baranowski T. Validity and reliability of self-report of physical activity: an information processing perspective. Research Quarterly. - 1988: 59(4): P. 314-327.

27. Wilson P.W. et al. Assessment methods for physical activity and physical fitness in population studies: Report of a NHLBI workshop. American Heart Journal.- 1986: 11(6): P. 1177-1192.

28. Cale L. Self-report measures of children's physical activity: recommendations for future development and a new alternative measure // Health Education Journal. - 1994/- 53. - P. 439-453.

29. Sallis J.F. Self-report measures of children's physical activity. Journal of School Health. - I991: 61(5): P. 215-219.

30. Cale I. Monitoring physical activity in children. PhD thesis. Loughborough University of Technology. - 1993. - 290 p.

31. Sallis J., Owen N. Physical activity and behavioral medicine.- SagePublications. - 1999. - 210 p.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно