Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Взаимодействие лирико-эпического и драматического начал в финале второго струнного квартета Д.Д. Шостаковича

Тип Реферат
Предмет Музыка
Просмотров
1054
Размер файла
107 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Взаимодействие лирико-эпического и драматического начал в финале второго струнного квартета Д.Д. Шостаковича

Взаимодействие лирико-эпического и драматического начал в финале второго струнного квартета Д.Д. Шостаковича

О.А. Осипенко

Струнный квартет является для Д.Д. Шостаковича жанром, к которому композитор обращался на протяжении всей жизни. Так, в период с 1938 (год создания Первого струнного квартета) по 1974 г. Шостакович создал пятнадцать квартетных циклов. Особое значение в струнных квартетах автора получает вариационная форма. Она становится основой как для медленных частей цикла (во II части Первого, IV части Третьего, III части Шестого и Десятого, VI части Одиннадцатого, V части Пятнадцатого квартета), так и для финалов - имеется в виду IV часть Второго квартета. В. Бобровский [1] и Б. Будрин [2] - исследователи, изучавшие вариационные циклы Д. Шостаковича, отмечают преобладающую роль в его произведениях формы вариаций на basso ostinato, реализующейся в жанре пассакалии (в IV части Восьмой симфонии, а также в Третьем, Шестом, Десятом, Одиннадцатом и Пятнадцатом квартетах).

В данной статье рассматриваются единственный образец вариационной формы, выполняющей в квартетном цикле функцию финальной части. В IV части Второго струнного квартета вариации обрамлены разделами (Adagio), которые можно интерпретировать как пролог и эпилог. Вступление (пример 1) построено на диалогическом развертывании двух тематических элементов - мелодических фраз: патетически восклицательной с широкими ходами и песенно-плавной, задумчиволирической (соло 1-й скрипки). Их троекратное чередование имеет свою логическую направленность: звучание первой фразы постепенно «смягчается», она утрачивает свою утвердительность, во второй фразе ведущее значение приобретают малотерцовые никнущие интонации- «вздохи». Постепенное ослабление динамики от/к ppp наряду с уходом песенной мелодии в высокий регистр и ее «разомкнутым» окончанием на квинтовом тоне выражает идею отдаления, растворения и вместе с тем открывает смысловые перспективы, приобретая значение своеобразной интонации двоеточия.Пример 1:

Ля-минорная тема вариаций (ц. 92-93, пример 2), изложенная у альта solo, написана в духе русских народных песен, сочетающих повествовательную размеренность и лирический тон высказывания. С другой стороны, в ней завуалированы признаки марша (равномерная поступь шага, четырехдольный размер, начальная интонация восходящей кварты, ассоциирующаяся с сигналом, фанфарой).Пример 2

Одиннадцать вариаций объединяются в 3 субгруппы, образованные на основе общности приемов работы с темой, а также динамики ее преобразований. В организации вариационного цикла существенную роль играет и принцип трехчастной формы. Последняя - двенадцатая - вариация выполняет функцию репризы-коды.

Первую группу образуют три вариации, представляющие собой тип строгих вариаций на soprano ostinato (ц. 93-94 - 1-я, ц. 95-96 - 2-я, 1 т. перед ц. 97-98 - 3-я). В первых двух за счет добавления подголосков происходит постепенное уплотнение музыкальной ткани. Равномерная пульсация четвертей в первой вариации одновременно служит характеристикой размеренной речи (что выявляет модус повествования) и словно передает пульс времени действия, описываемого рассказчиком. В третьей вариации тема вновь проводится в низком регистре, у виолончели. За счет «выключения» партии 1-й скрипки возникает некоторое «сжатие» звукового пространства, в чем видится функция замыкания первого раздела вариационного цикла. Учащение пульсации и интонационный облик партий 2-й скрипки и альта, где ведущую роль приобретают вопросительно-«при- четные» терцовые и секундовые мотивы, усиливают впечатление встревоженности, внутренней неустойчивости, проявившейся еще во второй вариации.

Вторую группу составляют вариации с 4-й по 7-ю: ц. 99 - 4-я, ц. 101 - 5-я, 1 т. перед ц. 104 - 6-я, ц. 105106 - 7-я. На этом этапе вариационной формы при сохранении масштабов построения в 4-й и 5-й вариациях (14 тактов), в силу переключения фактурных функций голосов и особенностей тонального плана, создается эффект учащения композиционного ритма, что отражает ускоренный событийный темп.

В вариациях рассматриваемой группы главенствуют приемы развития, характерные для разработочных разделов, - подвижность тонального плана (4-я вариация - fis-moll - b-moll, 5-я - f-moll (тонально разомкнута), 6-я - g-moll - a-moll, 7-я - a-moll), дробление темы, ме- лодико-ритмическая трансформация ее заглавного мотива, секвенцирование. Под воздействием перечисленных факторов начальный образ драматизируется (чему способствуют также ускорение темпа и повышение уровня громкости).

Кроме того, в данных вариациях за счет повторений однотипных ритмических и мелодических формул, громкой динамики, штриха marcato становится особо значимой такая характеристика звучания, как ударность, выступающая средством воплощения жестконаступательного, даже агрессивного начала.

В четвертой вариации, благодаря введению в партии 2-й скрипки и альта формулы аккомпанемента начальному затактовому ходу мелодии на восходящую кварту (партия виолончели solo) и равномерной пульсации, еще более ярко проявляются признаки жанровой модели марша. Механистичность маршевого движения словно разрушает тему изнутри: исчезает плавное перетекание тона в тон, свойственное песенной природе, мелодическая линия упрощается, интервальный состав становится более однообразным, ритмический и графический рисунок «выпрямляется». Значимым событием является проведение в трех контрапунктирующих фигурации 1-й скрипки голосах фигуры catabasis (с 84 т.), выступающей способом выражения авторского видения смысла событий, в условной форме запечатленных в музыке.

В пятой вариации происходит смена не только тональности, но также темпа (Allegretto) и метра (размер 3/4 сохраняется в двух следующих вариациях). Этот раздел построен на полифоническом противопоставлении двух контрастных в образном отношении элементов: наступательно-плясового варианта основной темы у виолончели и «причетных» секундовых мотивов у 1-й, 2-й скрипки, звучащих в терцию, сексту, дециму.

Девятитактовое построение (ц. 103), начинающееся в a-moll'е и подводящее к доминантовому тону тональности g-moll, выполняет связующую роль. Оно служит новым импульсом - источником идей для последующего развития, что указывает и на его функцию вступления к шестой вариации. Переход-связка строится на сопоставлении фанфарного варианта начального мотива, порученного трем инструментам и плясовой мелодии виолончели (пример 3). Последняя является еще одной модификацией элементов основной темы вариаций, где мотив вздоха сначала трансформируется в плясовой мотив, а впоследствии - в фигуру «дробь малого барабана».

В 6-й вариации музыкальная ткань расслаивается на относительно самостоятельные, контрастирующие элементы, каждый из которых производен от мотивов основной темы, подвергшихся жанровой трансформации. Если исходная тема содержала признаки песни, то в данном разделе у виолончели в ц. 104 звучит фигура «дробь малого барабана», затем - галопно-маршевые формулы; в партии 1-й скрипки - фанфарно-маршевые ходы; мерное повторение квинты на неизменной высоте в партии 2-й скрипки служит признаком ритмо-ударной функции. Фактура монтируется по принципу коллажа: тема словно распадается на частицы, которые утратили первоначальные сущностные качества, оказались выхолощенными, нивелированными. Особенно наглядно это представлено в 7-й вариации, где ее тоны распределены между виолончелью и альтом, а в партии 1-й скрипки от темы-мелодии остается лишь начальный механистичный мотив из сцепленных кварт. Таким образом, рисуется картина разрушения, хаотичного движения, что, очевидно, имеет символический смысл.

Тенденция к усилению роли моторного начала наблюдается и в следующих вариациях (с 8-11), образующих третью группу: ц. 107 - 8-я, ц. 109 - 9-я, ц. 112 - 10-я, ц. 116 - 11-я. Отличающее данный этап формы ускоренное чередование элементов различных жанровых (маршевых и танцевальных) моделей, интонационно нивелированных мотивов, их вертикальный монтаж в совокупности с динамичной сменой фактурных рисунков и ладогармонической нестабильностью создает эффект «разодранной», словно взорванной изнутри музыкальной материи, хаотичного кружения потерявших смысл фрагментов пространства, заряженных наступательной, разрушительной энергией.

Стабилизация ряда факторов в 8-й вариации (возвращение исходной тональности и размера, установление первоначальной структуры и неизменность фактурных функций голосов) указывают на ее значение «местной» репризы. С этого момента начинается новый виток динамичного развития исходного музыкального материала, обусловленный его дальнейшей жанровой трансформацией. В восьмой вариации тема «растворяется» в интонационно нивелированной, «этюдной» мелодической фигурации.

В 9-й вариации наиболее рельефно, в заостренногротескном плане, представлены характерные черты жанровой модели марша. Синкопированные аккорды скрипок моделируют типичную для духовых оркестровых партитур аккомпанементную формулу альтов 7 ^7 Jb J'7 Кратковременные политональные наслоения в данном случае призваны карикатурно отобразить эффект нестройной игры (аналогично тому, как это оформлено в прелюдии h-moll op. 34). В этой вариации происходит общее нагнетание напряженности, что подготавливает кульминацию всей части.

В 10-й вариации Д. Шостакович средствами темброво однородного ансамбля, каким является квартет струнных инструментов, моделирует звучание барабана и флейт - репрезентантов военного оркестра - и типичные для военной музыки интонационные формулы. Триольная пульсация на органном пункте «es» в партии виолончели служит знаком барабанной дроби, а восходящий по тонам мажорного квартсекстаккорда мотив в партии обеих скрипок представляет собой «золотой ход валторны» (пример 4). Мотив «золотого хода валторны» чередуется с сигнально-маршевой формулой в партии альта, условно претворяющего функцию трубы.

Как показывает анализ, в 10-й вариации трансформация исходной темы, в которой народно-песенное начало играет основополагающую роль, достигает своего апогея. Оценивая направленность изменений можно сказать, что цепь деформаций приводит к предельной степени искажения изначального облика темы и символизирует разрушение воплощаемого ею образа.

Возникает перелом в вариационном развитии, выраженный вторжением первого - патетического - мотива из вступительного раздела данной части. Он проводится дважды (по типу нисходящей по тонам секвенции) в октавной дублировке у альта и виолончели на фоне «ударных» фигур в партиях скрипок. С одной стороны, своей экспрессией, повышенным эмоциональным тонусом мелодия нижних голосов приближается к патетическим речитативам, запечатлевающим реакцию Лирического героя на некие отраженные в музыке в условной форме драматичные события. Резкий контраст двух фактурных пластов обозначает и конфликтное соотношение образов, представленных ими. С другой стороны, благодаря своей лапидарности, рельефности, укрупненной подаче (в ритмическом, синтаксическом, динамическом отношении), вступительный мотив приобретает значение начала, лежащего за пределами времени и пространства драмы. Его образ принадлежит драматургическому плану Автора, организующего процесс становления художественной формы.

В 11-й вариации (ц. 116 H-dur) сохраняется размежевание на два фактурных пласта, символизирующих образные полюса. В партии виолончели и альта на p, espress. звучит вариант основной темы, восстанавливающий ее песенную природу. Однако повествовательный модус экспозиционного проведения с его размеренностью движения и сурово-задумчивым тоном здесь сменяется большей плавностью, распевностью, теплотой и трепетностью, свойственными лирике. Другой фактурный пласт представлен партиями обеих скрипок. Их основу составляют мотивы с типичной для жанра польки ритмоформулой. Линия жанровых трансформаций темы, направленных на усиление моторного начала, в этой вариации приходит к своему завершению. Тиражирование кукольно-механистичных полечных мотивов в силу своего однообразия постепенно выявляет фоновую функцию данного фактурного пласта, и событийность отступает на второй план.

Следующая затем реминисценция материала вступления, прерывая серию жанровых вариаций, способствует установлению модуса Авторского созерцания. Начиная с ц. 120, на фоне квинтового органного пункта (d-а), в динамике pp проводятся оба тематических элемента вступления. Здесь, в противоположность моменту экспонирования, они не контрастируют друг с другом, несмотря на их пространственно-регистровую отдаленность. Благодаря тихой динамике, гармонической и ритмической остинатности, фактурной прозрачности, в условиях темпа allegro non troppo устанавливается несколько отстраненный, объективизированный тон высказывания, и звучание материала вступления приобретает лирико-созерцательный оттенок. Таким образом, на первый план выходит драматургическая функция осмысления.

В последней - двенадцатой - вариации (ц. 123) возвращается основная тональность a-moll, и в партии 2-й скрипки проводится тема в виде, максимально приближенном к исходному. При этом её фразы чередуются с ритмически сглаженными вариантами первого тематического элемента вступления. Ритмическое укрупнение (четверть приравнивается половинке с точкой) в условиях темпа Allegro создает эффект более подвижного темпа, по сравнению с экспозиционным проведением темы, что сочетается с увеличением масштабов синтагм и гармонической статикой. Все это наряду с пульсирующим «триольным» фоном, разреженностью фактуры, приглушенной динамикой (pp), перемещением мелодии в высокий регистр в ц. 126 способствует воплощению идеи отдаления, растворения и служит знаком обоб- щающе-подытоживающего завершения рассказчиком своего повествования, что соответствует заключительной, репризно-кодовой функции данной вариации.

Эта же функция реализуется и в следующем разделе формы, возвращающем материал вступления и служащем обрамлением вариационного цикла (по функции - это эпилог). Появляющаяся в ц. 129 на фоне выдержанных бифункциональных аккордов тема вариаций трансформируется в авторский речитатив-комментарий, исполненный одновременно страсти и горечи. Смене типа интонирования с песенно-сказового на декламационный соответствует повышение удельного веса каждого тона (все они подчеркнуты акцентом, четко артикулированы) (пример 5).

Подводя итоги, отметим, что в IV части анализируемого квартетного цикла прослеживается определенная логика образного развития. В разделах, выполняющих функцию пролога (вступление) и эпилога (кода), усилено эпическое начало. В них осуществляется повествование автора-рассказчика,выступающего

субъектом эпоса, воспринимающего окружающий мир объективизированно. Последующее изложение основной темы части и образующиеся в процессе ее развития вариации, насыщены интонационными событиями, выраженными посредством жанровой трансформации темы вариаций. В образно-содержательном плане они могут быть трактованы как драматическое повествование (знаменующее торжество некой разрушительной силы), поданное сквозь призму переживаний Лирического героя. В заключительных разделах (реприза-кода и эпилог) представлен комментарий Автора по поводу запечатленного интонационными средствами «сюжета». В них вновь ведущее значение получает фигура Автора, осмысливающего происшедшее и подводящего итоги.

С одной стороны, в данной вариационной форме переплетаются эпическое и лирическое начала (фигуры Автора-рассказчика и Лирического героя во многих фрагментах финальной части становятся единым целым). С другой стороны, в трактовке изложенных в IV части событий проявляется драматическое начало. В целом заключительная часть Второго квартетного цикла представляет собой результат взаимодействия лирико-эпического и драматического начал, что указывает на ее образную сложность и смысловую многозначность.

Список литературы

Бобровский В. Претворение жанра пассакалии в сонатно-симфонических циклах Д. Шостаковича // Музыка и современность: Сб. статей.

Вып. 1. М., 1962. С. 149- 82.

Будрин Б. Вариационные циклы в творчестве Шостаковича // Вопросы музыкальной формы. Вып. 1. М., 1967. С. 181-230.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно