Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Роль современной экранной культуры в воспитательном процессе

Тип Реферат
Предмет Культура и искусство
Просмотров
1495
Размер файла
18 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Роль современной экранной культуры в воспитательном процессе

Роль современной экранной культуры в воспитательном процессе

О.А. Медведева, ГНУ «ИИЭФ НАН Беларуси» (Беларусь, Минск)

В XX веке парадигма развития культуры сменилась радикально: от просветительской к развлекательной. Культурологи в своих прогнозах как пессимистических (Б. Гройс утверждает, что массовая культура победила на всех уровнях и высокую культуру мы можем сохранить только на уровне анализа масскульта), так и оставляющих некоторую надежду (с точки зрения К. Разлогова высокая культура никуда не девается, просто меняет свое место, сегодня она стала субкультурой) по сути продолжают незатухающие споры об антиномии «элитарное – массовое», приобретающей особую остроту в современном мире культуры, где торжествует телеформат.

«Важнейшего из искусств» больше нет, а есть то, что американские теоретики называют digima, иди дигитальное кино – новая сложная форма существования визуальных образов.

Современная ситуация экранного пространства не только сложна и противоречива. Порой она излишне агрессивна и отнюдь не безобидна в своем якобы этическом нейтралитете. Речь идет о всевозможных реалити-шоу, удовлетворяющих потребности массового сознания в вуайеризме и эксгибиционизме. Эти термины из области психологии с приставкой «теле-» вполне адекватно описывают сложившуюся ситуацию. В этически нейтральном пространстве предлагаемых обстоятельств «застекольных» и им подобных «действ» зрителю ничего не остается, как, следуя примеру из классики, воскликнуть: «Если уж так низок и мерзок человек на экране, то, значит, и мне все позволено!» Увы, таков нехитрый и неизбежный вывод пошлого обывательского ума. К счастью, эта безрадостная ситуация обсуждается на страницах солидных специализированных изданий [1, с. 67]. Автор статьи «Не забудьте выключить телевизор» справедливо отмечает, что этот этический нейтралитет телевидения развращает умы и сердца хуже любой порнографии, а чудовищный замкнутый круг, когда предложение мерзости рождает ее спрос, а растущий спрос еще большую, еще более рейтинговую мерзость, хуже любой цензуры. Где же выход? Нельзя не согласиться с выводом автора, что необходимо ясно наметить приоритеты на ТВ, сформулировать запреты и предпринять хоть какие-то действия, чтобы «остановить триумфальный марш плебсократии».

К счастью, отечественные каналы не опускаются до подобной низости, хотя власть магического рейтинга распространяется и на них. О необходимости восстанавливать иерархию ценностей, в том числе и в пространстве экранной культуры, приходится говорить все чаще. Если этого не делать, то «чувство священного» будет выступать против нас в насильственных формах, в формах мести за кощунство. Любой текст, экранный прежде всего, как известно, отбирает себе аудиторию, создавая ее по своему образу и подобию, влияет на читателя, слушателя, зрителя, часто трансформируя его облик. Данное явление связано с тем, что всякий текст содержит в себе то, что Ю. Лотман (один из авторитетнейших в мире исследователей культуры) назвал образом аудитории. Этот образ активно воздействует на реальных зрителей, читателей и т. п. «Между текстом и ими складываются отношения, имеющие диалоговую природу. А диалог невозможно представить без наличия общей памяти. Отсутствие этого условия делает текст недешифруемым» [2, с. 169].

Самодостаточные и самодовольные авторы нового экранного пространства не учитывают, а часто просто и не предполагают наличие общей памяти в диалоге со зрителем. Им, должно быть, невдомек, что телевидение – это тоже искусство, и ему есть чем гордиться. Вспомните знаменитые рассказы И. Андроникова, А. Панченко, Ю. Лотмана, лучшие телеспектакли и телефильмы отечественного ТВ. Куда радостней пересматривать былые шедевры, нежели время от времени, переключая каналы в поисках хоть чего-нибудь внятного, натыкаться на пошлость и безвкусицу, когда, к примеру, ведущая одной из утренних программ, лихо нарезая огурцы и помидоры на телекухне, предлагает зрителям обсудить ее «концепцию салата». Как тут не вспомнить о «безудержной экспансии собственной натуры», одной из главных черт массового человека, о чем еще в 30-е годы прошлого столетия писал знаменитый испанский философ и исследователь культуры X. Ортега-и-Гассет в эссе «Восстание масс». Массовый человек, по его мнению, отнюдь не глуп. Напротив, его умственные способности и возможности сегодня шире, чем когда-либо. Но это не идет ему впрок. Раз и навсегда освящает он «мешанину прописных истин, навязанных мыслей и просто словесного мусора». Тирания интеллектуальной пошлости в общественной жизни, быть может, самобытнейшая черта современности, наименее сопоставимая с прошлым [3, с. 315-317].

При всей заостренности позиции X. Ортега-и-Гассета приходится с сожалением признать, что его слова не потеряли значимости и по сей день. Сегодня, по мнению многих исследователей современной культуры, массовый человек трансформируется в человека толпы. Особенно ярко это проявляется в практике шоу-бизнеса, особой «бизнес-культуры», претендующие на собственную эстетику.

История культуры, как известно, определяется духовными достижениями. Видеть их и небессмысленно говорить о них именно как о духовных достижениях по отношению к Беларуси уже немало. Белорусской культуре, в том числе экранной, есть чем гордиться. Уникальный и самобытный опыт народа – в фильмах В. Турова, В. Рубинчика, В. Рыбарева, И. Добролюбова, В. Никифорова, В. Дашука, М. Пташука, в которых преодолевается так называемый экзотический провинциализм и голосом автора говорят народ, эпоха. В лучших белорусских фильмах – как игровых, так и документальных – живет душа народа. А душа, по мнению К.-Г. Юнга, имеет ту же значимость, что и познаваемый мир, так же реальна, как и внешний мир. Когда же душа теряет эту значимость и на первый план выходят амбициозные попытки соединить нашу ментальность с, допустим, голливудской жанровой отточенностью, возникают бесполые, бессмысленные гибриды и жаль становится не только авторов, но и зрителей. Убывает достоинство. Понятие человеческого достоинства и понятие общения между людьми есть понятия нерасторжимые. На внутренней пустоте и бессодержательности достоинство не утверждается. Оно есть духовная соотнесенность человека с человеком, человека с Бытием и только благодаря этому – человека с самим собой. Думаю, что эта идея должна стать основополагающей в осмыслении роли искусства, белорусского экранного искусства в частности, в диалоге культур, при котором сохраняется уникальность, самобытность, «самость» родной культуры и искусства.

Существует точка зрения, что XIX век плохо расслышал то, что говорила ему его пророческая литература. XX век сумел немного лучше понять пророчества своего кино. Искусством XXI века будет экранное искусство вплоть до массового распространения симулированных миров виртуальной реальности. А глобализация массовой культуры будет способствовать формированию общего культурного контекста – основы взаимопонимания между различными культурными сообществами национальными, этническими и иными. С этой идеей связана философия диалога, развитая Бахтиным, Бубером. «Не то, что происходит внутри, а то, что происходит на границе «своего и чужого сознания, на пороге», – в этом бахтинский пафос осмысления жизни, культуры как диалога [4, с. 120]. У экранной культуры в этом смысле поистине безграничные возможности. И опасения, что «живая реальность» в странах с наиболее развитыми системами электронной передачи информации должна и будет постепенно упраздняться, уступая место виртуальной реальности, кажутся мне излишне драматизированными. Когда-то предрекали, что кино убьет театр. Потом предсказывали гибель и кинематографу: с ним должно было покончить телевидение. Однако ничего подобного не случилось. Новая электронная среда кардинально меняет облик мира и культуры. Но даже она, как мне кажется, не сделает нас невосприимчивыми к той уникальной духовной энергетике, которую несут в себе книга, театр, авторский кинематограф.

В белорусском кино – художественном и документалистике – в этом смысле немало достижений и открытий. При всех своих весьма скромных экономических возможностях авторы картин (особенно документальных) пытаются с экрана говорить со зрителем о том, что творческая мысль, творческий труд, любовь и вера вопреки всем бедам и несчастьям сохраняют человека в человеке. А это самое трудное, как и жить в настоящем. Сокровища культуры здесь, к сожалению, не гарантия, если они не востребованы. Гарантией может быть лишь то, что, как утверждает философ, «какая-то сила действует в мире большая, чем мы сами, и производящая в нас там, где мы отказались от самих себя, какие-то состояния, чтобы мы могли быть достойны того, что с нами может случиться» [5, с. 141]. Это и есть, как мне кажется, один из путей для белорусского кино сохранить возможность в рамках глобальной цивилизации с помощью экрана говорить о нерасторжимости личного, национального и всеобщего в культуре.

Один из Минских Международных кинофестивалей «Лiстапад» подарил зрителям помимо просмотров различных конкурсных и внеконкурсных лент уникальную встречу с кинорежиссером Сергеем Соловьевым. Он много и страстно говорил о состоянии современной культуры, об оболванивании зрителей, об американских жанровых стандартах в российском кино, о пресловутом рейтинге на телеканалах, которым оправдывают безвкусицу и пошлость, превращая миллионную аудиторию зрителей ТВ в «безнадежных кретинов». Когда как дело обстоит с точностью до наоборот. И Соловьев, автор знаменитых «Ста дней после детства», «Спасателя», «Наследницы по прямой», предложил излечивать американского зрителя, показывая им фильмы по произведениям Толстого, Быкова, Шукшина. «И это абсолютная неправда, – взывал он со своим гениальным простодушием к аудитории, – что фильмы надо смотреть новые». Соловьев советовал смотреть Тарковского в одиночестве, по многу раз. И Бергмана, и Феллини, и Антониони, и Турова, и многих других зарубежных и отечественных кинорежиссеров, – добавлю я вслед за мастером экрана. Быть может, тогда, прикоснувшись к тайне искусства, легче будет отвергнуть все малозначительное, невнятное, пошлое, что, порой, чересчур громко заявляет о себе на современном экране.

Все вышесказанное имеет непосредственное отношение к образовательному процессу, воспитанию у зрителей разных возрастов трезвого и ответственного взгляда на противоречивые процессы современной экранной культуры.

Список литературы

Искусство кино. – 2005. – № 1.

Лотман, Ю. М. История и типология русской культуры. – СПб.: Искусство, 2002.

Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.

Бахтин, М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986.

Мамардашвили, М. Как я понимаю философию. – М., 1992.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно