Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Графический дизайн постсоветского пространства 1990-х годов

Тип Реферат
Предмет Культура и искусство
Просмотров
1314
Размер файла
18 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Графический дизайн постсоветского пространства 1990-х годов

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА 1990-Х ГОДОВ

Сбитнева Н.Ф.

Харьковская государственная академия дизайна и искусств

Аннотация. В статье анализируется стилистика графического дизайна конца ХХ века. Выделяются три основные ветви, в рамках которых реализовались творческие и проектные концепции графического дизайна. Выявляется связь графического дизайна с экономико-политическими особенностями развития общества.

Ключевые слова: графический дизайн, "коммерческий" стиль, "новая волна", дизайн-стиль.

Анотація. Сбітнєва Н.Ф. Графічний дизайн пострадянського простору 1990-х років. У статті аналізується стилістика графічного дизайну кінця ХХ століття. Видокремлюються три основні напрями, у яких реалізувалися творчі і проектні концепції графічного дизайну. Виявляється зв'язок графічного дизайну з економіко-політичними особливостями розвитку суспільства.

Ключові слова: графічний дизайн, "комерційний" стиль, "нова хвиля", дизайн-стиль.

Annotation. Sbitneva N.F Graphic design in postsoviet dimension of 1990 years. The object of analysis in this article is the stylistic of graphic design at the end of the ХХ century. There were separated 3 fundamental directions, at the frontiers of those were realized creative and projective ideas of graphic design. There is a connection between the graphic design and economical-political particularities in the progress of society.

Keywords: design graphic, "commercial" style, "new wave", design-style.

Постановка проблемы. Конец ХХ века охарактеризовался сильнейшими политическими, экономическими, культурнымиизменениями в жизни многих стран. Для республик бывшего СССР этот период стал временем распада Союза и образования независимых государств. Разрушение экономических и культурных связей между республиками СССР и последовавший за этим тяжелейший экономический кризис надолго затормозили развитие художественно-проектного творчества. Украинский графический дизайн 1990-х годов также переживал состояние кризиса, что отразилось в расслоении его стилистики на несколько направлений.

Связь работы с важными научными или практическими задачами. Статья написана в соответствии с планом НИР кафедры графического дизайна Харьковской государственной академии дизайна и искусств.

Анализ последних исследований и публикаций. Изучение специальной литературы по проблемам графического дизайна показывает возрастание интереса исследователей к различным аспектам его истории и теории. Среди наиболее значимых работ в этом плане можно выделить диссертацию Косива В.М. "Национальные модели и глобализация графического дизайна второй половины ХХ века", а также ряд статей, затрагивающих вопросы формирования Харьковской дизайнерской школы (Кузьменко А.Ф., Гладун О.Д. и др.). В то же время стилистика современного графического дизайна остается недостаточно изученной. Большой научный интерес в этом смысле представляет книга Серова С.И. "Стиль в графическом дизайне. 1960–1980-е годы". Однако хронологические рамки указанного исследования ограничены периодом 1980-х годов и не охватывают последующих десятилетий. Таким образом, существующие в этой области материалы не дают полного представления о художественных стилях графического дизайна 1990-х годов, об их преемственности и специфике.

Задача статьи — характеристика украинского графического дизайна 90-х годов ХХ века, выявление его художественных стилей и их особенностей.

Результаты исследования. Политический и экономический кризис 1990-х годов отразился также на развитии графического дизайна в Украине. В его стилистике выделилось несколько параллельных ветвей. Одна из ветвей была образована стилем "новая волна". В середине-второй половине 80-х, когда "новая волна" бушевала в странах Западной Европы и США, в СССР только начиналось теоретическое и практическое освоение этого стиля. Некоторое запоздание, с которым происходило его творческое внедрение, привело к тому, что к началу 90-х этот стиль едва достиг логической завершенности и практической целостности. "Вызреванию" "новой волны" в СССР во многом способствовало появление ряда аналитических материалов в специальных журналах, прежде всего, публикаций С.И. Серова [1], [2]. Вызвавшая шок у приверженцев дизайн-стиля на рубеже 1970-80-х годов, к началу 90-х "новая волна" стала привычным явлением, так что некоторыми профессионалами она даже трактовалась как стиль, претендовавший на универсальность, который "не подчинялся велению времени" [3, с. 31].

На протяжении 90-х годов идея свободы от всяческих стандартов и норм продолжала будоражить умы. Реализуемая в рамках постмодернистской эстетики, она породила "битые" шрифты, коллажные решения, ряд характерных приемов, переворачивавших "с ног на голову" традиционные представления о типографике и композиции. Широкое внедрение компьютерных технологий давало для их воплощения неограниченные возможности.

Второй ветвью украинского графического дизайна 1990-х годов являлся стиль, сформировавшийся еще в 70-е годы под влиянием концепции функционализма, идей Баухауза и швейцарской школы типографики. Господствовавший в мировом графическом дизайне с конца 60-х до начала 80-х годов, дизайн-стиль с его лаконизмом, плоскостностью, функциональностью, активным использованием пространства и детерминированностью графических решений воспринимался как синоним профессионального дизайна. В пользу профессионализма свидетельствовали системный подход, широкое использование научных знаний, применение "золотого сечения", модульной сетки, других способов пропорционирования.

В 70-е годы считалось, что дизайн-стиль носит вневременной, абсолютный характер, а подход, применяемый им для создания графических решений, есть единственно-верный, поскольку позволяет практически дословно "девизуализировать" (т.е. расшифровывать) визуальный текст. Известно, что развитие графического дизайна в последующие десятилетия опровергло это убеждение: "новая волна" "размыла" основные положения дизайн-стиля, создала ему достойную альтернативу. В конце ХХ века концепция функционализма, нашедшая выражение в рамках дизайн-стиля, заняла свою нишу в ряду других проектных идеологий. Эта концепция воспринимается сегодня как "классика" графического дизайна. В 90-е годы приверженцами дизайн-стиля оказались наиболее консервативные дизайнеры-профессионалы, придерживавшиеся точки зрения, что "первооснова современной типографики — не порыв вдохновения или сверхоригинальный замысел, но постижение фундаментальных и всеобщих законов формообразования", "дисциплина, расчет и объективность" [4], [5, с. 13].

Третьей, доминирующей ветвью украинского графического дизайна 1990-х годов стал "стиль", сформировавшийся под влиянием упаковки и рекламы низкопробной зарубежной продукции, заполонившей страну в условиях экономического кризиса. Различного рода имитации, подделки и просто некачественные товары турецких, китайских и польских кустарных предприятий в ярких, блестящих упаковках, создававших иллюзию роскоши, стали своеобразным символом "эпохи развала Союза". Для не избалованного хорошим дизайном постсоветского потребителя эти упаковки были своего рода окном в другой мир, мир изобилия, отсутствия очередей и карточек на приобретение мыла, сахара и детского питания.... Импортные упаковки товаров повседневного спроса быстро стали привычными и узнаваемыми, вошли в быт и сознание людей как некая целостность, логически продолжающая традиции "коммерческого" стиля дореволюционной эпохи. Эстетика нищеты, порожденная голодным сознанием постсоветского потребителя, основывалась на полихромии, максимальном насыщении графической плоскости изобразительными и шрифтовыми элементами, всевозможными орнаментами и декоративными деталями, использовании металлизированных красок и других атрибутов изобилия. Для графического дизайна молодых независимых государств возврат к приемам дореволюционной рекламы был проявлением болезни роста. Характерно, что, как и "коммерческий" стиль конца ХІХ века, "новый коммерческий" космополитичен. Графические разработки этого стиля, созданные, например, в России и Белоруссии, практически не отличаются от украинских.

Современные технологии, новые упаковочные материалы и широкие полиграфические возможности позволили "новому–старому" стилю успешно адаптироваться к запросам потребителей конца ХХ века. Однако, как и графические разработки столетней давности, образцы "нового коммерческого" стиля легко узнаваемы благодаря компилятивности, наивному, непрофессиональному дизайну. Низкий художественный уровень подобных образцов отчасти компенсировался напористостью и повышенной коммерческой "зазывностью" решений. Авторами большей части таких разработок были художники-аматоры, которых "выдает", прежде всего, отсутствие чувства меры.

Популяризации "коммерческого" стиля на постсоветском пространстве способствовало массовое обнищание людей, поставившее их перед проблемой физического выживания. Результатом этого стало снижение их культурных запросов. Кроме того, упразднение системы Худсоветов, действовавших при художественных комбинатах и фондах СССР, открыло дорогу дилетантам, сделало ситуацию с развитием графического дизайна неконтролируемой. Художественные советы препятствовали тиражированию слабых, непрофессиональных разработок. С распадом Советского Союза и сокращением государственного сектора стадия утверждения проектов была исключена, — подобные вопросы решались на местах коммерческими директорами предприятий. Это вызвало снижение эстетического уровня разработок в области графического дизайна, привело к массовому внедрению в профессию аматоров. Широкое освоение пользователями компьютерных технологий также способствовало популяризации "коммерческого" стиля, т.к. в рамках стиля, названного здесь как "новый коммерческий", чаще всего реализовали себя дилетанты.

Стиль, реанимации и адаптации которого способствовали экономические обстоятельства конца ХХ века, существует в украинском графическом дизайне по сей день, удовлетворяя потребности непритязательного в эстетическом плане потребителя. Способность "нового коммерческого" стиля к мимикрии, низкий культурный уровень значительной части населения, а также причины экономического порядка дают основания утверждать, что в ближайшие годы этот стиль сохранит свои позиции.

Выводы. Характер украинского графического дизайна 90-х годов ХХ века определялся тремя основными стилями: инерционными проявлениями стиля "новая волна", "классической" ветвью, происходившей от дизайн-стиля 70-х, и "новым коммерческим" стилем.

Перспективы дальнейших исследований в данном направлении. Изучение характера художественных стилей, определявших развитие украинского графического дизайна в 90-е годы ХХ века, логики их развития чрезвычайно важно для понимания дальнейших перспектив украинского графического дизайна.

Литература

Серов С.И. Стиль в графическом дизайне. 60–80-е годы. — М.: ВНИИТЭ, 1991.

Серов С. Брызги новой волны // Реклама. —1989. — № 3.

Кухарский В. Актуальные направления в дизайне // Тара и упаковка. — 1992. — № 5.

Рудер Эмиль. Типографика. — М.: Книга, 1982.

Серов С. Максиминимализм // Реклама. —1989. — № 2.

Поступила в редакцию 28.11.2003г.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской област
Спасибо Елизавете за оперативность. Так как это было важно для нас! Замечаний особых не бы...
star star star star star
РУТ
Огромное спасибо за уважительное отношение к заказчикам, быстроту и качество работы
star star star star star
ТГПУ
спасибо за помощь, работа сделана в срок и без замечаний, в полном объеме!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно