Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Достижения и потери мировой культуры в период западноевропейской колонизации мира

Тип Реферат
Предмет Культура и искусство
Просмотров
1394
Размер файла
22 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Достижения и потери мировой культуры в период западноевропейской колонизации мира

3. Достижения и потери мировой культуры в период западноевропейской колонизации мира.

С редине века — это период, начало которого совпало с отмиранием эллинско-классической, античной куль­туры, а конец — с ее возрождением в новое время. В основе средневековой культуры лежат традиции Западной Римской империи, представляющие т.н. «романское начало». Главными в культурном наследии Рима являются право, вы­сокая правовая культура; наука, искусство, философия, хрис­тианство.

Ее материальную основу составляли феодальные отноше­ния, главной особенностью которых были:

- условность собственности на землю: феодал «держал» феод — землю с крестьянами на правах владения, по­лучаемого от вышестоящего феодала (сеньора), кото­рый, в свою очередь, также являлся вассалом феодала, занимающего более высокую ступень в политической иерархии;

- личное и экономическое подчинение крестьян «держате­лям» земли. Основные формы зависимости — патронат и крепостное право;

- взаимные обязательства сеньора и вассала, жесткое един­ство прав и обязанностей.

Социальная культура средневековья выступает прежде все­го как политическое господство военного сословия—рыцар­ства, основанное на сочетании прав на землю с политической властью. Эту сферу культуры отличает иерархическая верти­каль, где социальные отношения сеньора и вассала строились на основе договоров, семейных связей, личной верности, пре­данности и покровительства, скрепляющих «раздробленное» общество. С образованием централизованных государств фор­мировались сословия, составляющие структуру средневеково­го общества — духовенство, дворянство и остальные жители, позднее названные «третьим сословием», «народом». Духо­венство заботилось о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными делами, народ — трудился. Тем самым христианский образец человека трансформировался в сословные идеалы человеческой жизни. Интересной особен­ностью этого процесса явилось формирование монашества, которое олицетворяло переход от общинного ожидания цар­ства Божия на земле к достижению индивидуального спасе­ния путем аскетического «сораспятия» Христа при жизни, со­вместной святой жизнедеятельности. Одним из первых орде­нов западной церкви является бенедиктинский (VI в.) Он пред­ставлял собой объединение монастырей с единым Уставом. Характерной особенностью бенедиктинцев было практичес­кое милосердие, высокая оценка труда, активное участие в эко­номической жизни общества. Главной целью доминиканско­го ордена (XII в.) являлась борьба с еретиками. Монахи фран­цисканского ордена (XIII в.) стремились подражать нищен­ской жизни Христа на земле.

Средневековый тип отношения человека к миру складывал­ся на основе феодальной собственности, сословной замкнутос­ти, духовного господства христианства, преобладания универ­сального, целого, вечного над индивидуальным, преходящим. В этих условиях важнейшим достижением средневековой куль­туры стал поворот к осмыслению проблемы становления человека как личности. Средневековый человек выступал как каноническая лич­ность, олицетворяющая обособление личного начала от всеоб­щего и подчинение личного всеобщему, надындивидуальному, освященному религиозными формами сознания. После ХIII века наметился мировоззренческий поворот, все более осозна­вались притязания отдельной личности на признание. Человек становился сословной личностью (в отличие от родовой личности античного мира).

Следующий этап — выполнение человеком своих социаль­ных ролей.

Главной чертой духовной культуры средневековья является доминирование христианской религии Христианство явилось своего рода «золотой серединой», компромиссом духа и плоти, ибо, при всей своей спиритуалистичности, Христос воскресает как телесное сущес­тво, имеющее плоть и кровь, которое можно пощупать (Фома Неверующий). Кроме того, один Бог лучше понятен челове­ку, имеющему одного хозяина (сеньора).

В период раннего средневековья, вплоть до X века, даже в таких официально христианских странах, как Англия, Франция, Италия, Испания, наряду с христианством сохраняли большое влияние язычес­кие верования варваров, дня различных социальных слоев на­блюдается своя особая религиозность. Так, для знати более ха­рактерно формальное исповедование христианства и менее выражено сохранение язычества, Для простонародья — наобо­рот. В этот период были весьма распространены случаи, ког­да даже церковное начальство, само варваризовавшееся или не способное бороться с дикостью магнатов и народа, шло на уступки в религиозной сфере и духовной практике. И все же, несмотря на это двоеверие христианство уже в данный пе­риод явно преобладало над язычеством, и к началу второго тысячелетия на большей части территории Западной Европы оно стало единственной религией. Это подтверждается и тем, что повсеместно началось строительство церквей, они появи­лись при всех мало-мальски значительных приходах, и по сво­им размерам церковные здания нередко превышали потреб­ности прихожан.

Данный факт свидетельствует не только об экономичес­ком подъеме, но и о повышении религиозного энтузиазма людей. Так, начиная с X в. и до эпохи Просвещения (конец XVII — начало XVIII в.) христианство стало религией, кото­рая входила в жизнь каждого европейца с момента его рожде­ния, сопровождала его на протяжении всего его земного су­ществования и вводила в загробный мир. Тем не менее евро­пейские философы и ученые давно говорили о существенном различии образа мышления, нравов и поведения христиан -господ и христиан-простолюдинов. В начале XX века в резуль­тате этого возникла теория двух культур: аристократической и народной. А к настоящему времени заметное влияние при­обрела точка зрения, что у единой средневековой христиан­ской культуры существуют два полюса: ученая культура духов­ной и интеллектуальной элиты и культурные традиции простонародья (безмолвствующего боль­шинства), конденсированные в фольклорном творчестве.

В связи с изучением роли христианства в средневеко­вой культуре следует обратить особое внимание на так на­зываемую «культуру безмолвствующего большинства». Хотя простые люда не знали, не желали иметь другой ре­лигии и в большинстве своем с энтузиазмом принимали христианство, они в мировосприятии, самоощущении, мыслях, образах, чувствах, наконец, в поведении до неуз­наваемости преобразовывали христианское вероучение. Достаточно указать на так называемые народные суеве­рия, на популярность ворожбы, колдовства которые со времен средневековья и по настоящее время используют в христианской религии: молитву-заклинание, крест-амулет, иконы и т.д.

Переход от античного атлета, живущего земными радос­тями, в гармонии с миром, к аскету, устремленному к духовно­му единству с Богом, являет собой новый уровень духовного самосознания человека. В христианстве образцом выступает человек смиренный, духовный, страдающий, жаждущий искуп­ления грехов, спасения с Божьей помощью.

Второй чертой является традиционализм, ретроспективность. Чем древнее — тем подлиннее — вот кредо связи ново­го и старого в духовной жизни. Новаторство считали прояв­лением гордыни, отступление от архетипа рассматривалось как отдаление от истины. Отсюда анонимность произведений, ограничение свободы творчества рамками теологически нор­мированного мировоззрения, каноничность.

Третья черта — символизм, когда текст (Библия) дает по­вод для размышлений, толкований. Вся интеллектуальная культура средневековья экзегична.

Четвертая: черта — дидактизм. Деятели средневековой культуры — прежде всего проповедники, преподаватели бо­гословия. Главное в их деятельности—не просто уяснить себе величие божественного замысла, но передать это другим лю­дям.

Для средневековой духовной культуры характерна также универсальность, энцнклопедичность знания, когда главным достоинством мыслителя является эрудиция. Отсюда — созда­ние компиляций, «сумм» (яркий пример — «Сумма теологии» Фомы Аквинского).

Шестой чертой является рефлексивность, психологическая самоуглубленность средневековой духовной культуры. Необ­ходимо отметить роль исповеди в духовной жизни человека, очищения, искренности для его душевного спасения (смотри, например, «Исповедь» Августина).

Наконец, следует отметить историзм духовной жизни сред­невековья, о обусловленный христианской идеей неповторимос­ти событий, их единичности, вызванной уникальностью фак­та явления Христа как начала истории.

Религиозность как доминанта духовной жизни средневе­ковья обусловливает роль церкви как важнейшего института культуры.

Вся история средневековой культуры — это история борь­бы церкви и государства, их слияния, уподобление церкви (пап­ства) государству и реализации его божественных целей.

Однако, когда в IX в. влиятельнейший мыслитель Эриуге­на стал всесторонне обосновывать идею о тождестве истин­ной философии и истинной религии, на нее вскоре появилась реакция — идея независимости веры от разума, ее абсолютно­го превосходства, и на этом основании — ненужности филосо­фии для религии. Активнейшим проводником этой концепции в XI в. стал Бернар Клервоский.

Дальнейшая история духовной культуры показала, что не религия была очищена от притязаний разума и филосо­фии, а, наоборот, разум был освобожден, чтобы стать самоправным, неподзаконным, самодостаточным. А будучи таковым, он вскорости разработал совершенно безрелиги­озную и больше того — антирелигиозную философию.

Становление буржуазных экономических отношений и связанная с этим растущая заземленность мировоззренчес­ких интересов человека дают импульс развитию знаний, на­зываемых научными. Средневековая наука выступает как осмысление авторитетных данных Библии. По мнению цер­ковных идеологов у греховным является всякое знание, если оно не имеет своей целью познание Бога

Второй важнейшей особенностью средневековой науки является ориентация не на причинно-следственные связи меж­ду вещами, а иерархические, когда идет поиск небесных «про­тотипов» земных вещей. Познание выступает как обнаруже­ние связи между вещью и стоящей за ней высшей реальностью, а не между вещами самими по себе.

Рассмотренное научное мировоззрение реализовывалось и в системе образования. Прежде всего оно выступало как обра­зование религиозное — в соборных (приходских) монастыр­ских школах, где ученики читали и комментировали Библию, труды отцов церкви. Богословские знания доминировали и в светском образовании (городские школы), а также в универ­ситетах, появившихся в XI в. Однако к XV в., когда в Европе насчитывалось уже 65 университетов, в них кроме богосло­вия изучали право, медицину, искусство, а в дальнейшем — и естественные науки.

В духовной культуре средневековой Европы достаточно сложным и противоречивым были положение и роль искус­ства. Это вызвано его взаимоотношениями с христианской идеологией, которая отвергала идеалы, воодушевляющие ан­тичных художников (радость бытия, чувственность, телес­ность, правдивость, воспевание человека, осознающего себя как прекрасный элемент космоса), разрушала античную гар­монию тела и духа, человека и земного мира. Главное внима­ние художники средневековья уделяли миру потустороннему, Божественному, их искусство рассматривалось как Библия для неграмотных, как средство приобщения человека к Богу, по­стижения его сущности.

Средневековая литература носит религиозный характер, преобладают произведения, построенные на библейских мифах, посвященные Богу, жития святых, их пишут на латинском языке. Светская литература выступает не отражением действи­тельности, а воплощением идеальных представлений о чело­веке, типизацией его жизни. Основная черта — героический эпос, лирика, романы. Поэты создавали поэмы о военных под­вигах и делах феодалов. В немецкой эпической поэме «Песнь о нибелунгах» герой Зигфрид побеждает темные силы, ценой великих жертв свет торжествовал над мраком.

Особым явлением была рыцарская литература, воспеваю­щая дух войны, вассального служения, поклонения прекрас­ной даме. Трубадуры говорили о приключениях, любви, по­бедах, эти произведения использовали разговорный живой язык. Во французской поэме XII в. «Песнь о Роланде» про­славляются подвиги рыцаря, благородного и отважного, от­давшего жизнь за христианскую веру и своего короля.

При всей устремленности к потустороннему миру набира­ет силу тенденция обращения к земной жизни. Поэты собира­ли народные песни, сказания. В высокой литературе расту­щее внимание к человеку блестяще выражено Данте. В «Бо­жественной комедии» он показывает грешников как людей, тоскующих о земной жизни, проявляет интерес к человеку, его страстям: «Вы созданы не для животной доли, но к доблести pi знанью рождены».

Основу музыкальной культуры составляло литургическое пение, воспевающее Бога в напевах, а потом и гимнах, соединя­ющих стихотворный текст с песенной мелодией. Канонизиро­ванная музыка — григорианский хорал — включала в себя так­же песнопения, предназначенные для всех служб церковного календаря.

Для культуры средних веков характерен также догматизм, авторитарность системы ценностей, идейная нетерпимость.

Средневековая культура глубоко противоречива, в ней со­четаются раздробленность бытия, когда каждый народ имеет свой уклад жизни, — и тяга к Всеединству (град Божий на земле), прикрепленностъ человека к земле, своей общине, по­местью — и христианская универсальность человека, чуждая идее национально-сословной ограниченности; страдальческое отречение от мира — и тяга к насильственному всемирному преобразованию мира (крестовые походы). Эта противоречи­вость выступала движущей силой развития культуры, в ходе которого человек постепенно начинает обращаться к самому себе, а не только к Богу. Однако для того, чтобы это действи­тельно произошло, нужен был переворот в мироощущении людей, величайший прогрессивный переворот из всех пере­житых до того времени человечеством... — переворот Возро­ждения.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской област
Спасибо Елизавете за оперативность. Так как это было важно для нас! Замечаний особых не бы...
star star star star star
РУТ
Огромное спасибо за уважительное отношение к заказчикам, быстроту и качество работы
star star star star star
ТГПУ
спасибо за помощь, работа сделана в срок и без замечаний, в полном объеме!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно