Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Глобальная социология:актуальные проблемы всемирного развития

Тип Реферат
Предмет Социология
Просмотров
440
Размер файла
41 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Глобальная социология:актуальные проблемы всемирного развития

Глобальная социология:

актуальные проблемы всемирного развития


Содержание

1.Основные тенденции современного мирового развития.

2.Единство мира

Список использованной литературы


1.Основные тенденции современного мирового развития.

Одной из важнейших проблем социологии является проблема со­циальных изменений ,их механизмы и направленность.Понятие "со­циальные изменения" носит самый общий характер.Социальное измене­ние - это переход социальных систем,общностей,институтов и орга­низаций из одного состояния в другое.Понятие "социальное измене­ние" конкретизируется понятием развития.Развитие-это необрати­мое,направленное изменение материальных и идеальных объектов.Раз­витие предполагает переход от простого к сложному,от низшего к высшему и т.д.Социологи выделяют различные типы механизмов со­циальных изменений и развития:эволюционный и революционный,прог­рессивный и регрессивный,имитационный и инновационный и т.д.

Эволюционный и революционный процессы зачастую рассматривают­ся как противоположные типы изменения материальных и идеальных объектов.Эволюционные процессы трактуются как постепенные,медлен­ные,плавные,количественные преобразования объектов.Революционные же-как относительно быстрые,коренные,качественные изменения.Абсо­лютизация того или иного типа изменения социальных объектов поро­дила два методологически различных течения в социологии:со­циальный эволюционизм и революционизм.

Социальный эволюционизм представляет собой попытку глобально­го осмысления исторического процесса,как части общего,бесконечно разнообразного и активного процесса эвоции Космоса,планетной сис­темы,Земли,культуры.Наиболее ярко социальный эволюционизм пред­ставлен в системе английского социолога Г.Спенсера.Он разработал наиболее полную схему эволюционного процесса,которая включает в себя несколько принципиальных моментов.Ядро этой схемы состав­ляет дифференциация,которая неизбежна,поскольку всякие конечные однородные системы неустойчивы в силу разных условий для их от­дельных частей и неодинакового воздействия разнообразных внешних сил на их различные элементы.По мере возрастания сложности и раз­нородности в системах ускоряется темп дифференциации,так как каж­дая дифференцированая часть является не только результатом диффе­ренциации,но и дальнейшим источником ее.Дифференциация,по Спенсе­ру предполагает специализацию,разделение функций между частями и отбор наиболее устойчивых структурных соотношений.Эволюционные изменения происходят в направлении повышения гармонизации струк­турного и функционального соответствия всех составляющих цело­го.Следовательно, дифференциация всегда сопровождается интегра­цией.Естественным пределом всех эволюционных процессов в этом случае оказывается состояние динамического равновесия,обладающе­го инерцией самосохранения и способностью адаптации к новым усло­виям.Эволюция любой системы состоит в повышении и усложнении ее организации.Однако,накопление несоответствий и дисгармоний в хо­де эволюции может привести к распаду ее собственных произведений.

Социальная эволюция,по мнению Спенсера,составляет часть уни­версальной эволюции.Она состоит в усложнении форм общественной жизни,их дифференциации и интеграции на новом уровне организации.В социологии Г.Спенсера реализована основная идея со­циального эволюционизма XIX в.- идея существования исторических стадий человеческого общества,развивающихся от простого к диффе­ренцированному,от традиционного к рациональному,от непросвещенно­го к просвещенному,от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией,использующего искусственно созданную си­лу,от нечетко интегрированного общества к строго интегрированному.

Значительный вклад в развитие идей социального эволюционизма внес французский социолог Э.Дюркгейм.Именно Э.Дюркгейм впервые развернуто обосновал положение,что разделение труда является при­чиной и следствием растущего усложнения общества.Э.Дюркгейм про­тивопоставил два типа общества.На одном полюсе социальной эволю­ции находятся простые общества с развитым разделением труда и сегментарной структурой,состоящие из однородных и подобных между собой сегментов,на другом- высокосложные общества,представляющие собой систему различных органов,из которых каждый имеет свою спе­циальную роль и которые сами состоят из дифференцированных частей.

Переход от одного общества к другому происходит длительным эволюциоонным путем,основные пункты которого выглядят следующим образом:

1)в сегментарном обществе растет население;

2)это увеличивает "моральную плотность",многократно умножает об­щественные отношения,в которые включен каждый человек,и,следова­тельно,усиливается конкуренция;

3)отсюда возникает угроза сплоченности общества;

4)разделение труда призвано устранить эту угрозу,так как оно сопровождается дифференциацией(функциональной,групповой,ранговой и т.д.) и требует взаимозависимости специализированных индивидов и групп.

В рамках социального эволюционизма возник ряд теорий,поста­вивших перед собой цель отразить поступательное развитие общес­тва на основе сравнения его прошлого и нынешнего состояния.Пер­вую попытку создания такой теории предпринял немецкий социолог

Ф.Теннис(1855-1936 гг.) в своей знаменитой книге "Община и общес­тво".Ф.Теннис использует немецкие термины "гемейншафт"и "ге­зельшафт" ,чтобы провести разграничение между традиционным и сов­ременным обществом на основе 5 основных типов социальной взаимос­вязи.Понятие "Гемейншафт" применяется к крестьянской деревенской общине,а понятие "Гезельшафт" - к индустриальному городскому об­ществу.Основные различия между ними состоят в следующем:

1)Гемейншафт предполагает,что люди живут в соответствии с общин­ным принципом и мирскими ценностями,а общество типа "гезельшафт" основано на стремлении к личной выгоде;

2)Гемейншафт придает основное значение обычаям,в то время как Гезельшафт основано на формальных законах;

3)Гемейншафт предполагает ограниченную и неразвитую специализа­цию,в то время,как в Гезельшафт проявляются специализированные профессиональные роли;

4)Гемейншафт опирается на религиозные,Гезельшафт - на светские ценности;

5)в основе Гемейншафт лежит семья и община,в основе Гезельшафт - крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.

В русле социального эволюционизма на основе противопоставле­ния традиционного и современного общества сформировалась теория индустриального общества.Она была сформулирована в двух вариан­тах французским социологом Р.Ароном в лекциях,прочитанных в Сор­бонне в 1956-1959 гг.,и американским экономистом и политологом

У.Ростоу в книге "Стадии экономического роста"(1960 г.).Теория "индустриального общества" описывает поступательное развитие об­щества как переход от отсталого аграрного "традиционного" общес­тва,в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная ие­рархия к передовому,промышленно развитому,"индустриальному"общес­тву.Для индустриального общества характерны:

1)развитая и сложная система разделения труда в обществе в це­лом,при сильной его специализации в конкретных сферах производ­ства и управления;

2)массовое производство товаров на широкий рынок;

3)механизация и автоматизация производства и управления;

4)научно-техническая революция.

Следствием этих процессов является высокая развитость средств транспорта и коммуникаций ,высокая степень мобильности и урбани­зации,качественные сдвиги в структурах национального потребления.С точки зрения данной теории,основные характеристики крупной промышленности - индустрии обуславливают форму поведения не только в сфере организации и управления производством,но и во всех других сферах общественной жизни.

Популярная в 60-х годах XX в. теория индустриального общес­тва в 70-х годах получает свое развитие в теории "постиндус­триального общества".Наиболее видные ее представители - американ­ские социологи и политологи Д.Белл,З.Бжезинский,А.Тоффлер и фрранцузские социологи и политологи А.Турэн и Ж.Фурастье.Соглас­но данной теории,общество в своем поступательном развитии прохо­дит 3 основные стадии:

1)доиндустриальную(аграрную);

2)индустриальную;

3)постиндустриальную.

Бжезинский третью стадию называет технотронной,а А.Тоффлер - свериндустриальной.На первой стадии преобладает первичная сфера экономической деятельности - сельское хозяйство,на второй - вто­ричная сфера - промышленность,на третьей стадии - третичная - сфера услуг.Основная задача этой стадии - индивидуализация произ­водства и потребления.В доиндустриальном обществе главная цель­власть.В индустриальном - деньги,а в постиндустриальном - зна­ние,обладание знанием является главным,престижным фактором.Каж­дой из этих трех стадий присущи специфические формы социальной организации:в аграрном обществе - это церковь и армия,в индус­триальном - корпорации,в постиндустриальном - универститеты.В соответствии с этим находится и социальная структура : в аграр­ном обществе господствующую роль играют священники и феодалы,в индустриальном - бизнесмены,в постиндустриальном - ученые и ме­неджеры-консультанты.

Теории индустриального и постиндустриального общества нахо­дятся в рамках социального эволюционизма,поскольку они предпола­гают прохождение обществом определенных стадий на основе техни­ческих и технологических нововведений в сочетании с различными психологическими мотивами деятельности:национализмом,духом пред­принимательства,конкуренции,протестантской этикой ,личными амби­циями предпринимателей и политических деятелей и т.д.Технологи­ческие перевороты влекут за собой перевороты в других сферах об­щественной жизни,однако они не сопровождаются социальными кон­фликтами,социальными революциями.

Концепция социального эволюционизма занимает доминирующее по­ложение в социологии при истолковании социальных изменений.Одна­ко наряду с ней довольно широкое распространение имела теория ре­волюционного преобразования общества,основоположником которой бы­ли К.Маркс и Ф.Энгельс.Марксистская концепция общественного раз­вития базируется на формационном подходе в интерпретации истории.Согласно этому подходу человечество в своем развитии про­ходит пять основных стадий: первобытно-общинную,рабовладельчес­кую,феодальную,капиталистическую и коммунистическую.Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется на основе социальной революции.Социальная революция - это корен­ной качественный переворот по всей системе общественной жиз­ни.Экономической основой социальной революции является углубляю­щийся конфликт между ростом производительных сил общества и уста­ревшей,консервативной системой производственных отношений ,кото­рый проявляется в усилении социальных антогонизмов и обострении классовой борьбы между господствующим классом,заинтересованным в сохранении существующего строя ,и угнетенными классами.Первым ак­том социальной революции является завоевание политической власти.На основе инструментов власти победивший класс осущес­твляет преобразования во всех других сферах общественной жизни и таким образом создаются предпосылки для формирования новой систе­мы социально-экономических и духовных отношений.С точки зрения марксизма,великая и стратегическая роль революций состоит в том,что они устраняют преграды с пути общественного развития,слу­жат мощным стимулом для всего общественного развития.К.Маркс на­зывал революции "локомотивами истории".

Эволюционистские и революционистские теории общества основы­ваются на идее общественного прогресса.Они утверждают возмож­ность направленного развития общества,характеризующегося перехо­дом от низшего к высшему,от менее совершенного к более совершен­ному.В одном случае критерием прогресса объявляется усложнение социальной организации общества (Г.Спенсер),в другом - изменения в системе социальных связей и типе регуляции общественных отноше­ний (Э.Теннис),в третьем - изменения в характере производства и потребления(У.Ростоу и Д.Белл),в четвертом - степень овладения общества стихийными силами природы ,выражающаяся в росте произво­дительности труда и степень освобождения людей из-под гнета сти­хийных сил общественного развития(К.Маркс).

Наряду с эволюционистскими и революционистскими теориями об­щества,базирующимися на идее прогресса,существуют теории,отрицаю­щие возможность прогрессивного развития.Одной из распространен­ных и пользующихся широким влиянием в социологии,является концеп­ция культурно-исторических типов развития общества.В этой концеп­ции делается акцент на многолинейности развития общества и культуры,вычленяются определенные типы социальной и культурной систем,подчеркивается их своеобразие,а в некоторых случаях и выд­вигается идея замкнутости,локальности культур и цивилизаций.Тео­рия культурно-исторических типов сформировалась как антитеза ли­нейной европоцентристкой теории общественного развития,согласно которой все историческое развитие осуществляется в рамках единой и неделимой цивилизации и представляет однонаправленный,законо­мерный процесс прогрессивного развития,перехода от низших ступе­ней к высшим.Моделью исторического развития в этой концепции выс­тупало развитие Западной Европы,которая якобы после длительного периода становления и борьбы достигла,наконец,своего предназначе­ния - мирового господства.

Линейная,европоцентристская концепция исторического развития не давала удовлетворительного объяснения развитию Востока,России и других регионов,находившихся в стороне от развитой западноевро­пейской цивилизации.Теория культурно-исторических типов пытается дать на эти проблемы удовлетворительный ответ.

Основоположником теории культурно-исторических типов являет­ся русский социолог Н.Я.Данилевский.Н.Я.Данилевский подразделял все народы на "исторические" и "неисторические"."Неисторические народы"-это этнографический материал,тупиковые ветви в развитии общества.Они не в состоянии решать свою судьбу,выработать формы своей государственности и т.д.Поэтому они не в состоянии вырабо­тать свои культурно-исторические типы.Право выработки своеобраз­ных культурно-исторических типов принадлежит "историческим" наро­дам.Н.Я.Данилевский насчитывает 13 "типов", или "самобытных циви­лизаций":египетский,китайский,ассировавилонский(древнесемитский), индийский,иранский,еврейский,греческий,римский,новосемитический(

аравийский),романо-германский,перуанский."Культурно-исторические

типы",по Н.Я.Данилевскому,различаются по своеобразным сочетаниям

четырех основополагающих элементов:религиозного,культурного,поли­тического и общественно-экономического.Почти все культурно-исто­рические типы ,считал Данилевский,одноосновны,т.е. в них при со­четании элементов преобладает какой-то один:например,в европей­ском-религиозный,в греческом-культурный,в романо-германском - об­щественно-экономический.И лишь славянскому типу с его правосла­вием,культурной самобытностью,самодержавием и крестьянской общи­ной предначертано стать полным четырехосновным культурно-истори­ческим типом.Для слияния народов в культурно-исторический тип необходимы языковая близость и осознание ими общности своей судьбы.Н.Я.Данилевский считал,что славянские народы находятся на пути создания своего культурно-исторического типа.Авангардная роль в этом процессе принадлежит России.Таким образом,теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского служила методологи­ческой основой славянофильской идеологии.

С точки зрения Н.Я.Данилевского ,каждый культурно-историчес­кий тип,если он не погибает насильственной смертью,проходит 4 ос­новные фазы своего развития:первый период - "бессозна­тельный",когда нарроды еще не вышли на историческую арену и пре­бывают на уровне "этнографического материала".Второй период - пе­риод государственного становления,формирования основных со­циальных институтов и социальных регуляторов.Эти два периода за­нимают самый длительный промежуток в истории данных народов.Тре­тий - период расцвета цивилизации , и четвертый - период упад­ка.Это относительно краткие пероды.Их продолжительность исчис­ляется двумя-тремя столетиями.

В западной социологии сторонниками теории культурно-истори­ческих типов являются немецкий ученый О.Шпенглер и английский ис­торик А.Тойнби.О.Шпенглер выделял 8 культурно-исторических типов

:египетский,индийский,вавилонский,китайский,греко-римский,виза­нийско-аравийский,культура майя,а также пробуждающаяся русско-си­бирская культура.Каждый из этих типов ,по О.Шпенглеру ,вырастает на основе своего собственного уникального "прафеномена" -т.е.спо­соба переживания жизни ,подчиняется жестокому биологическому ритму и проходит основные фазы развития :рождение и детство,молодость и зрелость,старость и "закат".

Для того,чтобы более резко подчеркнуть основные фазы в разви­тии культурно-исторических типов,О.Шпенглер вводит резкое проти­вопоставление между культурой и цивилизацией.Первый этап в разви­тии культурно-исторического типа он называет культурой.Культу­ра-это восходящая ступень в развитии того или иного культурно-ис­торического типа.Она характеризуется "органическим" типом эволю­ции во всех сферах общественной жизни-социальной и политичес­кой,религиозной и этической,художественной и научной.Второй этап

- цивилизация характеризуется "механическим" типом эволюции,пред­ставляющим собой "окостенение" творческих начал культуры и ее распад.Свое концентрированное выражение этот переход находит в мировых войнах,цель которых,по О.Шпенглеру,глобальное господство над миром государства-победителя.Европа,по мнению О.Шпенглера,пе­реживает стадию цивилизации.Отсюда вывод о неизбежном скором

"закате" Европы.

Продолжателем и защитником идей Н.Я.Данилевского и О.Шпенгле­ра является английский историк,социолог и философ А.Тойнби.С точ­ки зрения А.Тойнби,объектом изучения науки могут быть человечес­тво в целом или какие-либо конкретные,национально-государствен­ные образования ,или определенные культурно-исторические типы,ко­торые он называет цивилизациями.Цивилизации, по А.Тойнби,пред­ставляют собой некоторые умопостигаемые единицы истории,целос­тные системы,в которых элементы соответствуют друг другу и влияют друг на друга.Цивилизации сопоставимы,сравнимы между собой,а так­же с примитивными обществами,которые еще не достигли стадии циви­лизаций.Это позволяет исследователю использовать сравнительно-ис­торический метод.На основе определенных критериев исследователь может определить,как далеко те или иные цивилизации продвинулись вперед,насколько они отстали от наиболее высокого уровня,и на этой основе можно будет говорить о значении каждой отдельной ци­вилизации.

В качестве важнейшего интегрального критерия развития цивили­заций А.Тойнби называет реализацию ими конечной целевой установ­ки - то есть определенного им,по-видимому,Богом(хотя А.Тойнби из­бегает такого выражения) предназначения в истории.По сути де­ла,концепция Тойнби представляет собой провиденциализм - учение о предопределении общественного развития.А.Тойнби выделяет 6 основ­ных культурно-исторических типов:

1) первичные,обособленные цивилизации(египетская,андская);

2) первичные необособленные цивилизации(шумерская,минойская,ин­дская,шанская,майя);

3)вторичные,дочерние цивилизации(вавилонская от шумерской,хет­тская от шумерской,эллинистическая от минойской,сирийская от ми­нойской,древнеиндийская от индской,дренекитайская от шанской,юка­танская от майя,мексиканская от майя;

4)третичные,дочерние цивилизации(православно-христианская,рус­ская,западная,арабо-мусульманская,дальневосточно-японская;

5)застывшие цивилизации(эскимосская,кочевая,османская,спартан­ская);

6)неразвившиеся цивилизации(дальневосточная-христиан-

ская,дальнезападно-христианская).

При объяснении причин становления и развития цивилизаций

А.Тойнби отвергал расовые теории и теории среды обитания.Решаю­щая роль,по его мнению,принадлежит "Ответу" тех или иных народов на "Вызов",брошенный им обстоятельствами.Из этого вытекает и кри­терий общественного развития.Серия последовательных ответов на последовательные вызовы должна истолковываться как проявление роста,по его мнению,если по мере развертывания процесса наблю­дается тенденция к смещению действия из области внешнего окруже­ния - физического или человеческого - в область внутреннего.По мере роста все меньше и меньше возникает вызовов,идущих из внеш­ней среды,и все больше появляется вызовов,рожденных внутри дей­ствующей системы или личности.Основной же критерий роста - это прогрессивное движение в направлении самоопределения(А.Той­нби.Постижение истории.М.,1991,С.250)

Своеобразную концепцию культурно-исторических типов развивал

П.А.Сорокин.В качестве таких типов он рассматривал социокультур­ные суперсистемы.В основе организаций этих суперсистем лежит ми­ровоззрение,которое формируется на базе определенного способа познания.П.А.Сорокин видел три типа суперсистем:

1) спиритуалистическая,в которой на первом месте стоят сверхчув­ственная реальность и истина;

2) сенсуалистическая,в которой источником и мерой всех вещей признается чувственность,ощущение;

3) идеалистическая,основанная на синтезе интуиции,разума и чув­ственности.

Данные суперсистемы не могут быть сведены к физической реальности.Они существуют идеально,но исторически объективизи­руются в материальных "средствах".

П.А.Сорокин считал,что в социокультурных процессах можно выч­ленить ограниченное во времени линейное движение,а также устано­вить некоторые повторяющиеся ритмы смены одних социокультурных суперсистем другими.Доминирующее мировоззрение и обусловленные им основные принципы восприятия действительности постепенно исчерпы­вают свои возможности и заменяются одним из двух других альтерна­тивных мировоззрений.Соответственно сменяются и типы социо­культурных суперсистем.Основные причины изменения,согласно

П.А.Сорокину,находятся внутри суперсистем.В качестве одного из важных источников изменений П.А.Сорокин называет по необходимос­ти неполное состояние интеграции этих суперсистем.

2.Единство мира.

Теория культурно-исторических типов П.А.Сорокина принци­пиально отличается от теорий подобного типа О.Шпенглера и А.Той­нби тем,что Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии и отмечал определенные черты новой формирующейся цивили­зации ,объединяющей все человечество.В настоящее время эта идея о становлении единой цивилизации на всей нашей планете получила ши­рокое распространение и развитие.Ее укреплению в науке и в общес­твенном сознании способствовало осознание глобализации со­циальных и культурных процессов в современном мире.Что понимать под термином "глобализации социальных и культурных процессов"? Этимологически термин "глобализация" связан с латинским термином "глобус" - то есть Земля,земной шар,и означает общепланетарный характер тех или иных процессов.Однако глобализация процессов - это не только их повсеместность,не только то ,что они охватывают весь земной шар.Глобализация связана,прежде всего,с интернациона­лизацией всей общественной деятельности на Земле.Эта интернацио­нализация означает,что в современную эпоху все человечество вхо­дит в единую систему социально-культурно-экономических,политичес­ких и иных связей,взаимодействий и отношений.Таким образом,в сов­ременную эпоху по сравнению с прошлыми историческими эпохами неизмеримо возросло общепланетарное единство человечества,кото­рое представляет собой принципиально новую суперсистему,спаянную общей судьбой и общей ответственностью.Поэтому,несмотря на рази­тельные социально-культурные,экономические,политические контрас­ты различных регионов,государств и народов,социологи считают пра­вомерным говорить о становлении единой цивилизации.

Такой глобалистический подход уже ярко обнаруживается в рас­смотренных ранее концепциях "постиндустриального общества","тех­нотронной эры" и др.Эти концепции акцентируют внимание на том факте,что всякий технологический переворот приводит к глубоким изменениям не только в производительных силах общества,но и во всем образе жизни людей.Особенность же современного технологичес­кого переворота,связанного с информатизацией общества,состоит в том,что он создает принципиально новые предпосылки для универса­лизации и глобализации человеческого взаимодействия.Благодаря ши­рокому развитию микроэлектроники,компьютеризации,развитию средств массовой коммуникации и информации ,углублению разделения труда и специализации,человечество объединяется в единую социокультурную целостность.Существование такой целостности диктует свои требова­ния к человечеству в целом и к отдельной личности,в частности.В этом обществе должна доминировать установка на информационное обогащение,приобретение нового знания,овладение им в процессе непрерывного образования,а также его технологическое и человечес­кое применение.

Чем выше уровень технологического производства и всей челове­ческой деятельности,тем выше должна быть степень развития самого человека,его взаимодействия с окружающей средой.Соответственно должна сформироваться новая гуманистическая культура,в которой человек должен рассматриваться как самоцель общественного разви­тия.Отсюда и новые требования к личности:в ней должны гармоничес­ки сочетаться высокая квалификация,виртуозное овладение техни­кой,предельная компетенция в свой специальности с социальной от­ветственностью и общечеловеческими нравственными ценностями.

Однако глобализация социальных,культурных,экономических и по­литических процессов в современном мире,наряду с позитивными сто­ронами,породила ряд серьезных проблем,которые получили название "глобальных проблем современности" :экологических,демографичес­ких,политических и т.д.Совоокупность этих проблем поставила пе­ред человечеством глобальную проблему "выживания человечес­тва".

Глобальные проблемы:

- проблема экологии

- сохранения мира

- освоения космоса и Мирового океана

- продовольственная проблема

- проблема народонаселения

- проблема преодоления отсталости

- проблема сырья

Особенности глобальных проблем:

1) Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира.

2) Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.

3) Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.

4) Требуют коллективных усилий всех государств, совместных дей­ствий народов.

Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с гло­бальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним прежде всего следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности.

Но после второй мировой войны, благодаря невиданным масшта­бам преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира и обозначающие с небывалой силой необходимость сотрудничества и единения всех людей Земли.

В наше время глобальные проблемы:

- с одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств;

- а с другой - выявляют глубокую противоречивость этого единства. Развитие человеческого общества всегда было противоречивым. Оно постоянно сопровождалось не только установлением гармонической связи с природой, но и разрушительным воздействием на нее.Остро­та этих проблем ощущалась каждым народом по своему, и пути их ре­шения никогда прежде не выходили за пределы границ отдельных го­сударств.

Между тем из истории известно, что неуклонно растущие взаимо­действия между народами, обмен продуктами промышленного и сельскохозяйственного производства, духовными ценностями постоян­но сопровождались острейшими военными столкновениями. За период с 3500 года до н.э. произошло 14530 войн. И только 292 года люди жили без войн.

В войнах погибло (млн. человек) XVII век 3,3 XVIII век 5,5 XIX век 16

В первой и второй мировых войнах лишились жизни около 70 мил­лионов человек. Это были первые мировые войны во всей истории че­ловечества, в которых участвовало значительное большинство стран мира. Они-то и обозначили начало превращения проблемы войны и ми­ра в глобальную.

А что же породило глобальные проблемы? Ответ на этот вопрос, в сущности, довольно прост. Глобальные проблемы явились результа­том: С одной стороны огромных масштабов человеческой деятельнос­ти, радикально изменяющей природу, общество, образ жизни людей. С другой стороны неспособности человека рационально распорядиться этой могучей силой.

Экологическая проблема.

Хозяйственная деятельность в ряде государств сегодня развита настолько мощно, что она воздействует на экологическую обстанов­ку не только внутри отдельной страны, но и далеко за ее границами.

Характерные примеры:

Великобритания "экспортирует" 2/3 своих промышленных выбро­сов. 75-90% кислотных дождей Скандинавских стран имеют загранич­ное происхождение. От кислотных дождей в Великобритании страдает 2/3 лесных массивов, а в странах континентальной Европы - около половины их площадей. В США не хватает того кислорода, который естественно воспроизводится на их территории. Крупнейшие реки, озера, моря Европы и Северной Америки интенсивно загрязняются промышленными отходами предприятий самых различных стран, ис­пользующих их водные ресурсы. С 1950 по 1984 год производство ми­неральных удобрений возросло с 13,5 млн. тонн до 121 млн. тонн в год. Их использование дало 1/3 прироста сельскохозяйственной про­дукции. Вместе с тем резко возросли в последние десятилетия ис­пользование химических удобрений, а также различных химических средств защиты растений стало одной из важнейших причин гло­бального загрязнения окружающей среды водой и воздухом на огром­ные расстояния, они включаются в геохимический круговорот ве­ществ по всей Земле, нанося нередко значительный ущерб природе, да и самому человеку. Весьма характерным для нашего времени стал быстро развивающийся процесс вывода экологически вредных пред­приятий в слаборазвитые страны. Огромные и все более расширяющие­ся масштабы использования природных минеральных ресурсов привели не только к истощению сырья в отдельных странах, но и к сущес­твенному обеднению всей сырьевой базы планеты.

На наших глазах заканчивает эра экстенсивного использования потенциала биосферы. Это подтверждается следующими факторами:

* Сегодня осталось ничтожно мало неосвоенных земель для ведения

сельского хозяйства;

* Систематически увеличивается площадь пустынь. С 1975 по 2000

года она возрастает на 20%;

* Большую тревогу вызывает сокращение лесного покрова планеты. С

1950 по 2000 год площадь лесов уменьшится почти на 10%, а ведь леса это легкие всей Земли;

* Эксплуатация водных бассейнов, в том числе Мирового океана, осуществляется в таких масштабах, что природа не успевает вос­произвести то, что забирает человек. Постоянное развитие промыш­ленности, транспорта, сельского хозяйства и т.д. требует резкого увеличения затрат энергии и влечет за собой все возрастающую наг­рузку на природу. В настоящее время в результате интенсивной че­ловеческой деятельности происходит даже изменение климата. По сравнению с началом прошлого века содержание углекислого газа в атмосфере возросло на 30%, причем 10% этого прироста дали послед­ние 30 лет. Повышение его концентрации приводит к так на ре­зультате которого происходит потепление климата всей планеты. Ученые считают, что такого рода изменения осуществляются уже в наше время. В результате человеческой деятельности произошло по­тепление в пределах 0,5 градуса. Однако если концентрация угле­кислого газа в атмосфере удвоится по сравнению с ее уровнем в доиндустриальную эпоху, т.е. увеличатся еще на 70%, то произой­дут очень резкие изменения в жизни Земли. Прежде всего, на 2-4 градуса, а на полюсах на 6-8 градусов повысится средняя темпера­тура, что, в свою очередь, вызовет необратимые процессы:

- таяние льдов

- поднятие уровня мирового океана на один метр

- затопление многих прибрежных районов

- изменение влагообмена на поверхности Земли

- сокращение количества осадков

- изменение направления ветра

Ясно, что подобные изменения поставят перед людьми огромные проблемы, связанные с ведением хозяйства, воспроизведением необ­ходимых условий их жизни. Сегодня, как справедливо одним из пер­вых отметки В.И. Вернадский, человечество обрело такую мощь в преобразовании окружающего мира, что оно начинает существенно влиять на эволюцию

Хозяйственная деятельность человека в наше время уже влечет за собой изменение климата, она воздействует на химический сос­тав водного и воздушного бассейнов Земли на животный и расти­тельный мир планеты, на весь ее облик.

Проблема войны и мира.

Проблема войны и мира превратилась в глобальную буквально на наших глазах, и прежде всего в результате резко возросшей мощи оружия. Сегодня одного только ядерного оружия накоплено столько, что его взрывная сила в несколько тысяч раз превышает мощь боеп­рипасов, использованных во всех войнах, которые велись прежде. В арсеналах разных стран хранится хранятся ядерные заряды, суммар­ная мощность которых в несколько миллионов раз превышает мощ­ность бомбы, сброшенной на Хиросиму. А ведь от этой бомбы погиб­ло свыше 200 тысяч ч площади города превратилось в пепел, 92% бы­ло изуродовано до неузнаваемости. Роковые последствия атомной бомбардировки ощущают до сих пор тысячи людей. На каждого челове­ка в настоящее время только в виде ядерного оружия приходится та­кое количество взрывчатых веществ, что их тринитротолуоловый эк­вивалент превосходит 10 т. Если бы у людей было столько продо­вольствия, всех видов оружия и взрывчатых веществ существует на планете!.. Этим оружием можно многие десятки раз уничтожить вся­кую жизнь на Земле. А ведь сегодня уже и "обычные" средства веде­ния войны вполне способны причинить глоба ущерб и человечеству, и природе. К тому же следует иметь в виду, что технологии ведения войн эволюционирует в сторону все большего уничтожения мирного населения. Соотношение между количеством пог военных: Первая ми­ровая война - в 20 раз меньше Вторая мировая война - одинаково Война в Корее (1950-1953 гг.) - в 5 раз больше Вьетнамская война (1964-1968 гг.) - в 20 раз больше. Что ждет человечество, если будет развязана пусть даже локальная война с применением самых современных средств ее ведения? Как считают специалисты, примене­ние современного оружия приведет, по крайней мере к 100 - кратно­му превышению количества жертв среди мирного населения по сравне­нию с числом погибших военных.

Отсталость

Одна из острейших и самых значительных глобальных проблем современности заключается в том, как преодолеть отсталость в раз­витии большей части человечества. Отсталость - результат пересе­чения, теснейшего взаимодействия всех глобальных проблем, и чем глубже мы проникаем в смысл сложившейся к настоящему моменту си­туации, тем более отчетливо осознаем, насколько трудно найти ра­зумный, реальный выход из критического положения.Подавляющее большинство населения развивающихся стран не имеют нормальных ус­ловий жизни.

Экономика развивающихся стран сильно отстает от уровня произ­водства развитых стран, и сократить разрыв пока не удается. Очень тяжелая ситуация в сельском хозяйстве. Надои молока от коровы в 6,3 раза меньше, а урожайность зерновых в 2 раза ниже чем в раз­витых странах.

Но что же мешает развивающимся странам преодолевать их отста­лость? Причин на это несколько.

* Прежде всего следует иметь в виду, что это - аграрные страны.

На их долю приходится свыше 90% сельского населения мира, но как это ни парадоксально, они не в состоянии прокормить даже себя, поскольку рост населения в них превышает прирост производства продовольствия.

* Другая причина необходимость осваивать новые технологии, разви­вать промышленность, сферу услуг, требует участия в мировой тор­говле. Однако она деформирует экономику этих стран.

* Еще одна причина отставания развивающихся стран - использова­ние традиционных источников энергии (физической силы животных, сжигание древесины, и различного рода органики), которые ввиду их низкой эффективности, не позволяют существенно повысить произво­дительность труда в промышленности, на транспорте, в сфере услуг, в сельском хозяйстве.

* Быстро растет долг развивающихся стран развитым, который также служит препятствием на пути преодоления их отсталости.

* Сегодня развитие производительных сил и социально-культурной среды общества невозможно без повышения уровня образования всего народа, без овладения современными достижениями науки и техники. Однако необходимое внимание к ним требует крупных затрат и, ко­нечно, предполагает наличие педагогических и научно-технических кадров. Развивающиеся страны в условиях бедности не могут дол­жным образом решать э Все большое число людей в мире осознает, что проблемы развивающихся государств, стремительно выходит на авансцену истории.

Судьба этих стран, как теперь становится очевидным, ка­сается не только их самих. И дело не просто в нашем сострадании, в невозможности не сопереживать их тяготы, в трудности смириться с вопиющей социальной несправедливостью. Устранение отставания развивающихся стран необходимо всем, в том числе и самим разви­тым странам. Оно во многом и, пожалуй, даже в главном определяет судьбу человечества. Политическая нестабильность, обусловленная в первую очередь низким уровнем экономического развития, постоянно создает опасность возникновения военных конфликтов в этих регио­нах. В настоящее в и стремительно возрастающей доступности совер­шенного оружия они могут иметь любые, в том числе и трагические последствия для других стран и даже для всего человечества. Бед­ность и низкий уровень культуры с неизбежностью влекут за собой неконтролируемый рост населения. Однако для того, чтобы покон­чить с отсталостью, необходимо совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире:

1. Установить новый мировой экономический порядок;

2. Устранить все формы неравноправия народов мира;

3. Утвердить такую систему общественных отношений между странами и в пределах каждой страны, которая предоставила бы реальные воз­можности для решения глобальных проблем. Другого пути у челове­чества нет! Либо образование, научно-технический прогресс, дости­жения мировой культуры будут служить всем людям. Либо человечес­тво с неизбежностью начнет деградировать.

Новое политическое мышление - это веление времени. Оно дол­жно проявлять себя во всех сферах деятельности людей, утверждая в жизни идеалы равноправия всех народов и отражая их взаимозависи­мость в развитии цивилизации.

- Захотят ли люди искать решения этих нелегких проблем сообща ( в диспутах, на конференциях, за столом переговоров)?

- В какой мере им удастся избежать деструктивных действий и нап­равить все материальные и духовные ресурсы на развитие цивилиза­ции?

- Наконец, как они воспользуются жизнью и разумом?

Эти вопросы открыты. Быть может, жизнь подскажет нам, как их нужно решать. Каждый последующий шаг в истории открывает нам но­вые горизонты. Нужно уметь прислушаться к пульсу истории, чув­ствовать ее дыхание. И тогда она подскажет правильное направле­ние мысли и действия, убережет от догм и беспочвенных новаций.

Глобальные проблемы - вызов человеческому разуму.

Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Причем преодолевать усилиями каждого человека и каждой страны в жестком сотрудничестве ради великой цели сохранения возможности жить на Земле. История эволюции жизни на Земле - это история гибели ог­ромного количества видов животных и растений, которая происходит в результате того, что возникает несоответствие между выработан­ными ор к окружающей среде и самой этой средой. Гипертрофия разу­ма ни в чем не отличается от гипертрофии различных органов у ка­ких-нибудь рептилий. И сегодня ,полагал И.С. Шкваловский, мы яв­ляемся свидетелями того, как человечество неминуемо идет к свое­му концу. Разве не являются современные арсеналы ядерного оружия такой же чудовищной гипертрофией, как клыки у саблезубого тигра? И не свидетельствует ли о близком конце цивилизации со зловещей скоростью нарастающее разрушение человеком природной среды? Ги­бель советского танкера у берегов Японии. Разлилась нефть, что привело к гибели различных видов рыб, птиц и животных. Подготов­ка к ядерной войне в Ираке. А ведь это будет III мировая война и т.д. Мы не можем игнорировать сегодня так тревожащую нас возмож­ности самоуничтожения человечества. Видимо не существует фа­тальной неизбежной ни перехода человечества в царство гармонии, как утверждал В.И. Вернадский, ни его гибели от собственного ра­зума, как считал Шкваловский. Будущее открыто перед людьми. За него надо бороться, и оно во многом зависит от нас самих. Судьба биосферы Земли в большей степени зависит от деятельности людей. Старость человека является естественным завершением его жизни. Но нередко люди уходят из жизни молодыми и иной раз даже по соб­ственной воле. История дает нам немало примеров гибели не только целых нар Конечно, никаких независимых от опыта гарантий, что че­ловечество не погубит и себя и природу, нет и быть не может. Вер­надский один из первых обратил внимание на то, что деятельность человечества в наше время стало геологической силой, меняющей лик Земли. Его концепции геологические последствия деятельности лю­дей представляет собой проявление закономерностей развития приро­ды и независимы от особенностей исторического процесса. Но имен­но специфика развертывания истории, ее закономерности приводят к тем или иным результатам воздействия человека на природу. Челове­ческая деятельность, а так же ее продукты сегодня, как никогда, насыщаются научными познаниями, разумом. Развитие биотехнологии, робототехника, лазерная техника, освоение атомной и термоядерной энергии, создание новых конструктивных материалов, техническое использование высокотемпературной сверхпроводимости компьютер всей нашей жизни открывают огромные перспективы в решении проб­лем, стоящих перед современным обществом. Можно с достаточным ос­нованием утверждать, что широкое использование компьютеров, пос­троение компьютерного общества выведет человечество на принци­пиально новый уровень в развитии цивилизации Успехи современной науки демонстрируют ее колоссальные возможности. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, системы управления, образо­вания, здравоохранения, спорт - все в современном обществе опи­рается на достижения науки.

Мир, несомненно, стал более насыщенным многообразными связя­ми и отношениями, а вместе с тем и стрессовыми ситуациями. Дина­мизм, интенсивность деятельности людей как в природе, так и со­циальной среде, все возрастающая ее мощность и масштабы создают невиданные прежде, новые для человечества проблемы.

Уменьшается продолжительность жизни людей, ухудшается качес­тво жизни, возрастает число сердечных, раковых, аллергических за­болеваний; зловеще распространяется эпидемия СПИДА; чаще встре­чаются случаи патологии психики; увеличивается количество наслед­ственных заболеваний, ухудшающих генофонд человечества; человека постоянно подкарауливает опасность связанная с использованием сложных технологий на производстве, особенно в химической и атом­ной промышленности; огромное количество людей становится жертва­ми несчастных случаев на предприятиях, на дорогах; а как ухудши­лось из-за химизации качество продовольствия; во всем мире резко обостряются межнациональные отношения; неудержимо растет преступ­ность.

Основатель международного исследовательского центра "Римско-

го клуба" ,изучающего перспективы человечества перед лицом совре­менных глобальных проблем,А.Пиччели так сформулировал сущность этой проблемы:"Истинная проблема человеческого вида на данной ступени его эволюции состоит в том,что он оказался полностью нес­пособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспосо­биться к тем изменениям,которые сам внес в этот мир".Поскольку проблема,возникшая на этой критической стадии его развития,нахо­дится внутри,а не вне человеческого существа,взятого как на инди­видуальном,так и на коллективном уровне,то и ее решение,по мне­нию Печчеи,должно исходить прежде всего,и,главным образом,изнут­ри его самого.И если мы хотим обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному его будущему,то нам необходи­мо,прежде всего,подумать об изменении самого человека,о револю­ции в самом человеке.(Печчеи А. "Человеческие качества"

М.1982,с.42)

А.Печчеи,конечно же,имеет в виду,прежде всего,изменение со­циальных установок личности и общества,переориентации человечес­тва с идеологии поступательного роста производства и потреби­тельства материальных ценностей на духовное самосовершенствова­ние.Но он не ограничивался такими абстрактными пожеланиями.По его инициативе ,по заказу "Римского клуба" были проведены широкомас­штабные исследования и построены глобальные модели развития кри­зисных тенденций во взаимодействии между обществом и средой его обитания."Мир-2" Д.Форрестер(1971 г.) "Мир-3" Д.Медоуз(1978 г.),"Стратегия выживания" (М.Месарович и Э.Пестель (1974 г.) В 1974 г. параллельно с М.Месаровичем и Э.Пестелем группа аргентин­ских ученых во главе с профессором Эрера разработала так называе­мую латиноамериканскую модель глобального развития,или модель "Барилоге".В 1976 г. под руководством Я.Тинберга(Голландия)был разработан новый проект "Римского клуба"-"Изменение международно­го порядка" и т.д.

В глобальных моделях берется "мир в целом".Проводя с помощью системной динамики расчеты для мира в целом Форрестер и Медоуз пришли к выводу,что противоречия между ограниченностью земных ре­сурсов ,в частности,ограниченностью пригодных для сельского хо­зяйства площадей и растущими темпами потребления увеличивающего­ся населения,могут привести к середине XXI в. к глобальному кри­зису: катастрофическому загрязнению среды обитания,резкому воз­растанию смертности,истощению природных ресурсов и упадку произ­водства.В качестве альтернативы такому развитию выдвигалась кон­цепция "глобального равновесия",согласно которой необходимо не­медленно прекратить увеличение численности населения земного ша­ра,ограничить промышленное производство,уменьшить примерно во сто раз потребление ресурсов Земли.

Модели Форрестера и Медоуза привлекли внимание к реально су­ществующим проблемам глобального характера,заставили человечес­тво задуматься о дальнейших путях своего развития.Однако заложен­ные в этих моделях методологические просчеты позволили подвер­гнуть сомнению содержащиеся в них выводы.В частности,указыва­лось,что при составлении модели отбор параметров осуществлялся по чисто конкретно-научным и прикладным критериям,позволяющим вести математическую обработку:средние величины производства и потреб­ления,усуги и питания рассчитывались в среднем на душу населения.Только для демаграфических параметров вводилась диффе­ренциация,но и то по чисто демаграфическому признаку:брались в расчет различные возрастные группы.Таким образом,все эти парамет­ры "очищались от их конкретного социального содержания".

Модель Мессаровича и Э.Пестеля в какой-то мере попыталась учесть эту критику.В своем исследовании "Мир-3" они стремились проанализировать большее по сравнению с предшествующим проектом количество факторов,способных лимитировать развитие,исследовать возможности локализации кризисов,найти пути их предотвращения.Мо­дель Мессаровича-Пестеля описывает мир не просто как одно це­лое,а как систему взаимосвязанных 10 регионов,взаимодействие меж­ду которыми осуществляется через экспорт-импорт и миграцию насе­ления.Регион- это уже социокультурный параметр,подсистема в гло­бальной общественной системе.И хотя он выделяется по экономичес­ким и географическим критериям,но с учетом некоторых социальных и культурных характеристик:ценностей и норм сообщества.

В модели Мессаровича-Пестеля предусмотрена возможность управ­ления развитием(модель не замкнута).Здесь можно зафиксировать та­кие элементы социологического подхода,как цели организа­ции,субъект управления,принимающий решения на основе определен­ных ценностей и норм.Авторы этой модели пришли к заключению,что миру угрожает не глобальная катастрофа,а целая серия регио­нальных катастроф,которые начнутся значительно раньше,чем пред­сказывали Форрестол и Медоуз.Концепции "глобального равновесия" авторы модели "Мир-3" противопоставили концепцию "органического роста" или дифференцированного развития,различных элементов сис­темы,когда в отдельные периоды интенсивный рост одних параметров в определенных регионах (например,уровень питания,сельскохозяй­ственный и промышленный капитал в регионах Азии и Африки) сопро­вождается органическим ростом в других (например,в странах Запа­да должен быть ограничен рост материального потребления).

Однако никакие глобальные модели не смогли предсказать тех колоссальных изменений,которые произошли во второй половине 80-х-начале 90-х в Восточной Европе и на территории СССР.Эти из­менения существенно модифицировали характер течения глобальных процессов,поскольку они означали прекращени "холодной войны",ин­тенсификацию процесса разоружения,существенно повлияли на эконо­мическое и культурное взаимодействие.Несмотря на всю противоречи­вость этих процессов,огромные издержки для населения со­циальных-экономических и политических преобразований,можно пред­положить,что они будут в большей мере способствовать формирова­нию единой глобальной общественной цивилизации.

Список использованной литературы

1.А.А.Радугин,К.А.Радугин,"Социология.Курс лекций",

Москва,"Владос",1995 г.

2.В.А.Зубаков,"Прошлое и будущее человечества глазами эколога",

"Общественные науки и современность",N 3,1997 г.

3."Политическая социология",

Ростов-на-Дону,1998 г.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
149246
рейтинг
icon
3144
работ сдано
icon
1360
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
143614
рейтинг
icon
5894
работ сдано
icon
2661
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
97529
рейтинг
icon
2046
работ сдано
icon
1278
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
56 422 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Ю. ВИТТЕ
Благодарю за вашу работу, с вами приятно иметь дело. Качественно и быстро, рекомендую.
star star star star star
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Выполнено быстро, качественно, преподаватель оценил по высшему баллу. Рекомендую.
star star star star star
Югорский государственный университет ИНТех (филиал) ФГБОУ ВО ЮГУ
Большое СПАСИБО!!! Как всегда работа выполнена с должным качеством, досрочно.
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

1. прочитайте в учебнике в. орлова тему 6 («сознание»)

Контрольная, Философия

Срок сдачи к 8 дек.

только что

решить задачи

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 10 дек.

только что

Ответить на 10 билетов

Ответы на билеты, Теория и практика связей с общественностью

Срок сдачи к 9 дек.

только что

Решить задачу

Решение задач, уголовное право

Срок сдачи к 6 дек.

только что

Биологические часы и как прожить долго

Реферат, Химия

Срок сдачи к 6 дек.

только что
1 минуту назад

Адаптация иноязычной лексики в современном русском языке

Другое, Английский язык

Срок сдачи к 15 дек.

1 минуту назад

!!!решить только 1 и 3 задания из каждого варианта

Решение задач, прикладная математика

Срок сдачи к 8 дек.

1 минуту назад

сделать курсовую работу по ЛТО

Курсовая, автомобильное хозяйство

Срок сдачи к 19 дек.

2 минуты назад

Тест на тему "Оборотные средства"

Решение задач, Экономика

Срок сдачи к 10 дек.

3 минуты назад

Лабораторные Работы

Лабораторная, Excel, информатика

Срок сдачи к 14 дек.

3 минуты назад

Доклад на тему: характеристика личности Ивана Грозного

Доклад, история россии

Срок сдачи к 6 дек.

3 минуты назад

Коррекция эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с...

Диплом, Психология и педагогика

Срок сдачи к 31 дек.

3 минуты назад

5 лабораторных

Лабораторная, Компьтерная графика

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Решение 2 задач на расчёт амортизации

Решение задач, Экономика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

1. задачи_ пределы 2. задачи_ производная_ графики

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 9 дек.

4 минуты назад

Сейчас 43%, нужно хотя бы 60%, около 10 страниц всего надо повысить

Другое, Повысить Уникальность, психология

Срок сдачи к 7 дек.

4 минуты назад

Выполнить КР

Контрольная, Информатика

Срок сдачи к 13 дек.

4 минуты назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно