Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Общие закономерности роста и развития детей и подростков. Возрастная периодизация

Тип Реферат
Предмет История
Просмотров
914
Размер файла
23 б
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Общие закономерности роста и развития детей и подростков. Возрастная периодизация

ЛЕКЦИЯ № 1

ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

План

1. Возрастная физиология и школьная гигиена, предмет, задачи, связь с другими науками

2. Понятие роста и развития. Закономерности роста и развития.

3. Периоды развития организма.

1 вопрос

1. Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза, функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития своеобразия этих функций на каждом возрастном этапе.

Предметом возрастной физиологии как учебной дисциплины являются особенности развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.

Задачи возрастной физиологии:

· выяснение основных закономерностей возрастного развития;

· определение временных границ возрастных периодов;

· выявление сенситивных и критических периодов развития;

· ознакомление с условно-рефлекторными основами процессов обучения и воспитания детей и подростков;

· ознакомление с физиологическими механизмами таких сложных психических процессов, как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и физиологическими основами речи и эмоциональных реакций;

· развитие у будущих учителей и воспитателей умение использовать знания морфофункциональных особенностей организма детей и подростков и физиологии их ВНД при организации учебно-воспитательной работы и анализе педагогических процессов и явлений.

2. Возрастная физиология тесно связана со многими разделами физиологической науки и широко использует данные из многих других биологических наук. Для понимания закономерностей формирования функций в процессе онтогенеза человека необходимы данные таких физиологических наук, как физиология клетки, сравнительная и эволюционная физиология, физиология отдельных органов и систем.

В тоже время открываемые возрастной физиологией закономерности и законы базируются на данных различных биологических наук: эмбриологии, генетики, анатомии, цитологии, гистологии, биофизики, биохимии и т.д. А данные возрастной физиологии в свою очередь могут быть использованы для развития научных дисциплин. Например, важное значение имеет возрастная физиология для развитии педиатрии, детской травматологии и хирургии, антропологии и геронтологии, гигиены, возрастной психологии и педагогики. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – задачи педагогической валеологии, которая черпает фактический материал и основные теоретические положения из физиологии развития.

3. Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков, периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма. Объективное изучение функций мозга детей разного возраста позволяет выявить механизмы, определяющие специфику развития психических и психофизиологических функций на разных этапах развития детского организма, установить этапы, наиболее чувствительные к корригирующим педагогическим воздействиям, направленным на развитие таких важных для педагогического процесса функций, как восприятие информации, внимание, познавательные потребности.

4. Ученные, занимающиеся проблемами возрастной физиологии, пользуются тремя основными методами научного исследования: наблюдением, естественным и лабораторным экспериментом.

· Метод наблюдения является основным в познании окружающей действительности и широко используется в любом научном исследовании.

· Естественный эксперимент является промежуточный формой между наблюдением и лабораторным экспериментом. Проводят его в обычных (естественных) условиях жизнедеятельности организма, лишь подбирая соответственно целям и задачам своего исследования.

· Метод лабораторного эксперимента отличается от естественного эксперимента тем, что какой либо функции организма в специально организованных условиях. Активно меняя эти условия, исследователь может целенаправленно вызвать то или иное физиологическое явление или процесс и определять их количественные и качественные характеристики.

5. Школьная гигиена — наука, изучающая взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоничное развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков.

Гигиена детей и подростков вооружает педагогику научно обоснованными гигиеническими рекомендациями по организации учеб­но-воспитательного процесса, режиму дня и отдыха учащихся, питанию детей, оборудованию, планировке и благоустройству детских учреждений. Основные положения школьной гигиены используются также при санитарно-техническом оснащении детских учреждений — устройстве отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции и освещения.

Задача объединенного курса «Возрастная физиология и школьная гигиена» состоит в том, чтобы вооружить студентов, будущих учителей-воспитателей:

- современными сведениями о возрастных особенностях развивающегося организма;

- знаниями закономерностей, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья школьников и поддержания их высокой работоспособности при различных видах учебной и трудовой деятельности.

2 вопрос

Понятие роста и развития. Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни.

Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора; рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, т. е. количественный процесс, характеризующийся: непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров. В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели.

Закономерности роста и развития. Индивидуальное развитие каждого человека подчинено определенным закономерностям:

1. Необратимость.

2. Постепенность.

3. Цикличность.

4. Разновременность.

5. Наследственность.

6. Индивидуальность.

3 вопрос

Периоды развития организма. Широкое применение в науке получила схема возрастной периодизации онтогенеза (т.е. индивидуального развития) человека, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в Москве.

В этой периодизации учтены закономерности формирования организма и личности, относительно устойчивые морфофизиологические особенности человека, а также социальные факторы, связанные с обучением детей или уходом на пенсию лиц пожилого возраста. Для каждой стадии возрастной классификации характерен определенный средний уровень морфофизиологического развития организма.

№ п/п

Возрастные периоды

Продолжительность периодов

1

Новорожденность

1-10дней

2

Грудной возраст

10 дней – 1 год

3

Раннее детство

1-3 года

4

Первое детство

4-7 лет

5

Второе детство

8-12 лет (мальчики)

8-11 лет (девочки)

6

Подростковый возраст

13-16 лет (мальчики)

12-15 лет (девочки)

7

Юношеский возраст

17-21 год (юноши)

16-20 лет (девушки)

8

Зрелый возраст

І период

22-35 лет (мужчины)

21-35 лет (женщины)

ІІ период

36-60 лет (мужчины)

36-55 лет (женщины)

9

Пожилой возраст

61-74 года (мужчины)

56-74 года (женщины)

10

Старость

75-90 лет (мужчины и женщины)

11

долгожительство

90 лет и выше

Рост и пропорции тела на разных этапах развития. Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением.

Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания т.е. в 11-15 лет. Если при рождении рост ребёнка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75—80 см, т. е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за год утраивается— при рождении ребенка она равна в среднем 3,6—3,2 кг, а к концу года — 9,5—10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5—2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0—5,0 см.

Второй скачок - роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7—8 и даже 10 см. Причем с 11 —12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13—14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14—15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.

Пропорции тела с возрастом также сильно меняются. С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища — в 3 раза, длина руки—в 4 раза, длина ноги — в 5 раз.

Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. До начала периода полового созревания (предпубертатный период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период полового созревания (пубертатный период) у юношей конечности становятся длиннее, а туловище короче и таз уже, чем у девушек.

Можно отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния. Если в предпубертатный период общий рост увеличивается за счет роста ног, то в пубертатном периоде — за счет роста туловища.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М.:Просвещение, 1990.

2.Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. - М.: Высш. шк., 1985.

3.Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М., 1990 г.

4.Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

5. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М., 1976.

6. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М., 2000.

7. Смирнов В.М. Особенности физиологии детей: Учебно – методическое пособие. – М., 1993.

8. Физиология человека /Под ред. проф. Л.З.Тель, чл.-корр. РАН Н.А.Агаджаняна. – Алма-Ата, 1992.

9. Карташев Н.Н., Соломатин С.С., Трегубов Е.М. Руководство к учебно – исследовательской работе по возрастной физиологии и школьной гигиене в межсессионный период. – М., 1985.

Дополнительная литература

10. Маркосян А.А. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. – М., 1969.

11. Физиология развития ребенка /под ред. В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. – М., 1983.

12. Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. – Ростов н/Д, 1999.

13. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. – СПб., 2000.

14. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Физиология центральной нервной системы. – М., 2000.

15. Физиология сенсорных систем /Под ред. чл.-корр. РАН, проф. Я.А. Альтмана. – СПб., 2003.

16. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. - М., Просвещение,1975.

17. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. – 6-е изд. – М.: Медицина, 1982.

18. Морфофункциональное развитие основных физических систем организма детей дошкольного возраста. Под ред. Антроповой М.В., Кольцовой И.М. Педагогика, 1982 г.

19. Физиология подростка/ под. ред. Д.А. Фарбер. – М., 1989.

20. Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. – М., 1990.

21. Рохлов В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии феловека. – М.: 1999.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
150199
рейтинг
icon
3155
работ сдано
icon
1367
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
145339
рейтинг
icon
5930
работ сдано
icon
2676
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
101686
рейтинг
icon
2065
работ сдано
icon
1287
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
57 934 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
Московский Технический Институт
Работа выполнена на высочайшем уровне, без каких-либо нареканий и раньше срока.
star star star star star
САФУ
Работа выполнена досрочно,замечания исправлены,очень высокий процент оригинальности
star star star star star
ТОГУ
Благодарю автора за качественную работу в короткие сроки! Рекомендую! Спасибо огромное.
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

№ 607-612. Используя табл. 4 и 5 приложения

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 22 янв.

1 минуту назад

исследование операций

Контрольная, математика

Срок сдачи к 23 янв.

2 минуты назад

кормление животных

Курсовая, Зоотехния

Срок сдачи к 27 янв.

3 минуты назад

Написать эссе

Эссе, Английский язык

Срок сдачи к 23 янв.

4 минуты назад

Производственная структура на металлургическом предприятии

Реферат, Производственный менеджмент в металлургии

Срок сдачи к 24 янв.

4 минуты назад

Оцените содержание государственной программы Республики Саха (Якутия)

Контрольная, Программно-целевой подход в управлении регионом

Срок сдачи к 24 янв.

6 минут назад

Решить 6 задач по физике

Контрольная, Физика

Срок сдачи к 23 янв.

6 минут назад
6 минут назад
7 минут назад

Срочная помощь на экзамене

Другое, Государственные закупки и антикоррупционная политика, коммерция

Срок сдачи к 21 янв.

11 минут назад

Решить Практическую часть 3 вариант по примеру в письменном...

Контрольная, Общий курс транспорта

Срок сдачи к 23 янв.

11 минут назад

Влияние транссиба на развитие Алтая

Другое, Проектная деятельность

Срок сдачи к 31 янв.

11 минут назад

Построить геокриологический разрез Якутск -Тикси

Чертеж, Подземные воды криолитозоны

Срок сдачи к 22 янв.

11 минут назад

Решить задание

Лабораторная, документоведение

Срок сдачи к 27 янв.

11 минут назад

Исправить ошибки

Курсовая, Схемотехника и АЭУ

Срок сдачи к 24 янв.

11 минут назад

Решить задачу по теме изгиб

Решение задач, теоретическая механика

Срок сдачи к 21 янв.

11 минут назад

решить задачи

Решение задач, дерматология медицина

Срок сдачи к 24 янв.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно