это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2000469
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
1. Межкультурная коммуникация как основа межкультурного диалога 4
2. Понятие толерантности как качества личности 7
3. Толерантность в межкультурной коммуникации 9
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Введение
На современном этапе развития нашего общества и нашего государства проблемы толерантности приобретают огромную значимость. И вполне очевидно, что одного лишь провозглашения идей толерантности совсем недостаточно.
Вербальная манифестация того или иного семантического понятия, а также лексическая детализация этого понятия говорит о той важной, которую она играет в нашем социуме.
Толерантность включается в структуру глобальных отношений, способствует созданию речевой деятельности и речевого поведения человека, их оптимальной регуляции.
Толерантность является вечным спутником жизни человека. Ни одно государство не может обойтись без согласованной регуляции поведения своих индивидов.
Особый интерес представляет рассмотрение концепта «толерантность» в русле межкультурной коммуникации.
В каждом языке – свое видение и восприятие мира, поэтому средства, формы выражения такого ключевого понятия одной национальной культуры будут иметь свою специфику по сравнению с формами выражения толерантности в другой национальной культуре.
Цель данной работы – рассмотреть толерантность как результат межкультурной коммуникации.
Межкультурная коммуникация как основа межкультурного диалогаСегодня коммуникативное пространство является довольно сложной организационной системой, характеризующейся совокупностью многих переплетающихся между собой аспектов, в которой различные виды коммуникации являются одной из ключевых компонентов.
Педагогика рассматривает коммуникацию как целенаправленный процесс взаимодействия педагога со студентами, задачами которого являются обмен информацией, успешное обучение и воспитание, создание благоприятного психологического климата и эмоционального контакта с помощью различных средств коммуникации.
Следовательно, педагогической сутью коммуникации является такой обмен (передача информации), который в результате приведет к приобретению умений и навыков, развитию профессиональных качеств, формированию отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом, изменению ценностных установок и мотивации поведения, а также к обмену эмоциями. Преобразование полученной информации в знания будет определяться как существенный фактор новообразований личности.
Современная коммуникативистика выделяет следующие виды коммуникации: межэтническая, социальная, международная, межличностная, межкультурная и др.
Взаимодействие между людьми, принадлежащими к разным культурам, которое в результате приводит к взаимопониманию с учетом культурных особенностей всех участников коммуникации, называется межкультурная коммуникация.
Межкультурная коммуникация – это равноправное культурное взаимодействие представителей разных лингвокультурных общностей с учетом их самобытности и своеобразия, которая обусловливает необходимость выявления общечеловеческих ценностей на основе сравнения иноязычной культуры и собственной культуры.
Экономическое, политическое и культурное пространства всё больше и больше втягиваются в процесс глобализации - явление, которое охватило практически все отдельно взятые этнические культуры. В процессе формирования каждая отдельная этническая культура приобретала свои отличительные признаки.
Именно эти признаки являются основанием для межкультурной коммуникации. Жизнь и взаимоотношения членов общества регулируются нормами, закреплёнными в той или иной культуре, которые неотъемлемо влияют на мышление и поведение членов данного социума и оказывают влияние на характерные особенности восприятия, оценки и межличностных отношений.
Межкультурную коммуникацию рассматривают с разных точек зрения. С одной стороны, межкультурную коммуникацию определяют как общение между носителями разных культур, когда их отличия, приобретённые в процессе формирования каждой отельной культуры, вызывают те или иные затруднения.
Довольно распространённым пониманием межкультурной коммуникации является понимание с точки зрения совокупности отношений между представителями разных культур, таких как взаимодействие и коммуникация между ними. Это предполагает как прямые личностные контакты, так и косвенные формы коммуникации (язык, речь, письмо, и т.д.).
Межкультурная коммуникация осуществляется при условии, что участники коммуникативного диалога, отправитель и получатель сообщения, принадлежат к разным этническим культурам и осознают эти культурные отличия. Можно заключить, что межкультурная коммуникация - это всегда межличностное адекватное взаимодействие в специальном контексте, когда один участник диалога выявляет культурные отличительные признаки другого участника.
Такая коммуникация может вызывать определённые трудности, связанные с разницей в восприятии ситуации сквозь призму своих культурологических особенностей, свойственных каждому человеку и, отличающихся специфическими признаками, которые свойственны каждой культуре. В то же время каждый участник межкультурного диалога обладает своей собственной системой законов и правил, которая настроена так, чтобы отосланные и полученные сообщения можно было закодировать и раскодировать.
Необходимым условием осуществления межкультурной коммуникации является наличие общего языка у субъектов коммуникации: если они обладают общим историческим и социокультурным опытом, то значения символов интерпретируются ими одинаково, что способствует взаимопониманию между субъектами коммуникации.
Немаловажными составляющими межкультурной коммуникации становятся: знание иностранных языков, понимание и предугадывание коммуникативного поведения и национальной психологии собеседника, социокультурные знания о стране собеседника и поликультурное воспитание.
Язык является ведущим компонентом в структуре межкультурной коммуникации, обеспечивая полноценное осуществление межкультурного диалога. Так как культурное пространство всё больше и больше втягивается в процесс глобализации, становится актуальным не только знать иностранные языки, но и учитывать культурные особенности носителей этого языка, а также странны\территории, где проживает данная этническая группа.
Язык и культура являются взаимным отражением друг друга в межкультурно-коммуникационном пространстве, что обуславливает освоение не только языка, его строя, правил, способов кодирования информации, но также изучения культурных особенностей народа-носителя изучаемого языка, таких как менталитет, традиции и обычаи, и исторические этапы формирования культурной составляющей. Языки культура на столько тесно взаимосвязаны, что не могут без взаимного существования в друг друге.
Понятие толерантности как качества личностиТермин «толерантность» был заимствован из латинского и французского языков в начале XVI века в связи с конфессиональным расколом. Вначале это понятие имело более ограниченный смысл и рассматривалось как терпимость к иным религиозным верованиям.
Tолерантность понимается как стремление и умение установить и поддержать общность с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Но при этом толерантное сознание, которое созвучно уважению прав человека, вовсе не означает отказа от собственных взглядов.
Толерантность – это способ разрешения конфликтов и противоречий между обществами, группами и отдельными личностями. В ее основе закреплено сознание того, что, несмотря на то, что мы не всегда согласны с мнениями и убеждениями других людей, нужно все-таки считаться с этим фактом, потому что люди могут совместно жить и работать, не имея единого мнения об одних и тех же убеждениях разного уровня. Даже имея такие обстоятельства, можно достигать компромисса и решать различные столкновения.
Наличие толерантности можно наблюдать в различных сферах общественного сознания: индивидуальном и коллективном, научном и обыденном, политическом и нравственном, этническом и конфессиональном, у различных возрастных, социальных и демографических групп населения.
Толерантность включает в себя четыре базовых компонента: уважение, понимание, признание и принятие. Истинная толерантность является ценным нравственным качеством развитого индивида, то есть индивида, который имеет свои ценности и интересы и готов в случае необходимости их защищать, но при этом с уважением относится к воззрениям и ценностным ориентирам другого человека.
В 1995 году в ЮНЕСКО была зачитана и принята Декларация, излагающая основные принципы толерантности. В документе сказано, что толерантность это: отказ от агрессии; терпение; спокойное восприятие мира; философская оценка жизненных принципов и проявлений характера других людей.
Наличие толерантности необходимо во время конфликта, когда:
а) конфликтующие стороны пересматривают свои позиции (уступать, идти на уступки);
б) обе конфликтующие стороны меняют свои позиции, идя навстречу, или вырабатывают новую оптимальную единую позицию, или обоюдно замалчивают противоречия (идти на компромисс, идти на мировую, помириться, согласиться, поладить и т.д.);
в) конфликтующие стороны не способны преодолеть конфликт ни самостоятельно, ни вместе, и это делает принудительно или на основе суггестивного подхода третья сторона.
Толерантность – одно из базовых понятий, на которое стремится опереться социум, осваивающий демократические принципы во взаимодействии друг с другом, с властью, с носителями иных взглядов.
Толерантность в первую очередь делает акцент не на показное внимание и заботу, а на уважение и понимание, а также предлагает уважительность и тактичность, доверие к слову и искренность, неподдельный интерес и непосредственное участие, регулируемые в зависимости от контекста ситуации на основе этикета и статусной дифференциации коммуникантов.
Вместе с тем следует отметить, что существующие общечеловеческие принципы толерантности известны в каждой культуре. Они универсальны, но понимание их у разных народов различное, поэтому эти принципы следует рассматривать в соответствии с принципами, наиболее характерными для каждого этноса в отдельности. В этой форме толерантность можно определить как один из основных принципов, на которых строится этикет.
Толерантность в межкультурной коммуникацииВ современном мире становится все более очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимодействия различных этносов и их культур. Этот феномен делает особенно актуальным вопрос о различиях и этнокультурной самобытности населявших различные страны народов.
Радикальные изменения, происходящие во всех сферах общественно-политический жизни этносов, имеют неоднозначные последствия для их развития в XXI веке. В обществе формируется новый подход, предопределивший поиск социально приемлемых и оптимальных форм взаимодействия людьми друг с другом.
Общеизвестно, что межличностное согласие складывается в процессе формальных и неформальных отношений между людьми.
Факторы, гармонизирующие отношение между людьми, – это: любовь, взаимное уважение, привязанность, психологическая совместимость, взаимная симпатия, сочувствие, сопереживание, доверие, понимание, дружба, почитание, солидарность, терпимость, убеждение.
Именно эти компоненты значения позволяют рассматривать концепт «толерантность» в аспекте межкультурной коммуникации.
Здесь толерантность возникает тогда, когда имеется близость культурного понимания и ценностная оценка общества. Это является важнейшим условием становления толерантности, поскольку обеспечивает высокий уровень понимания устремлений, поступков и действий других людей, так как они оценивают происходящие в обществе изменения с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости.
Российская Федерация – как гласит Конституция – это многонациональное и многоконфессиональное государство.
В России проживают представители более 200 национальностей. Русские составляют около 80% от общей численности населения. Также выделяются 6 этнических групп численностью более 1 миллиона: татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне.
Народы России говорят на более чем ста языках и диалектах. Русский является родным для 92% процентов населения.
Россия является светским государством, однако подавляющее большинство граждан относят себя к православному христианству (это 75% населения).
Кроме православия, в России представлены такие религии и конфессии как ислам, католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм, индуизм и т.д.
Все вышесказанное подчёркивает важность воспитания будущего поколения в условиях терпимости и интереса к различным культурам, с уважением к традициям своего народа.
Межкультурная коммуникация – т.е. процесс общения представителей разных культур решает много задач: воспитание толерантности, получение новых знаний и опыта, развитие чуткости и эмпатии, способности поставить себя на место других.
Личность, воспитывавшаяся в иных условиях, может проявлять признаки интолерантности.
Интолерантность – это нетерпимость, которая основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше всех других.
Проявляется в широком диапазоне форм поведения - от невежливости, пренебрежительного отношения до этнических чисток и геноцида, умышленного и целенаправленного уничтожения людей.
Основными формами проявления интолерантности являются:
- оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения;
- негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, основывающиеся на отрицательных чертах и качествах;
- этноцентризм;
- дискриминация по различным основаниям в виде лишения социальных благ, ограничения прав человека, искусственной изоляции в обществе;
- расизм, национализм, эксплуатация, фашизм;
- ксенофобия в форме этнофобии, мигрантофобии;
- осквернение религиозных и культурных памятников;
- изгнание, сегрегация, репрессии;
- религиозное преследование.
Толерантность не является врожденным качеством личности, развивается в процессе межкультурного общения, предполагает разумную уступчивость, постоянную готовность к диалогу, равенство взаимодействующих сторон, признание другого мнения, уникальности и ценности другой личности.
В условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности воспитание толерантности многопланово и имеет чаше всего характер поликультурного образования, основными целями которого являются:
- глубокое и всестороннее овладение культурой собственного народа как обязательное условие интеграции в иные культуры;
- формирование представлений о многообразии культур в мире и воспитание положительного отношения к культурным различиям;
- формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
- воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Основным образовательным принципом в достижении отмеченных целей может служить принцип диалога, который позволяет соединять в мышлении и деятельности людей различные, не сводимые друг к другу культуры, формы поведения и деятельности, ценностные ориентации.
Как результат межкультурной коммуникации стоит рассматривать хорошо сформированную межкультурную компетентность.
Как результат межкультурной коммуникации стоит рассматривать хорошо сформированную межкультурную компетентность.
Самый успешный способ сформировать свою межкультурную компетенцию заключается в интеграции.
Под интеграцией понимают процесс, в ходе которого индивид овладевает в должной степени культурой другого народа, но в тоже время сохраняет свою собственную культурную идентичность.
Ученые считают, что путь к успешной межкультурной компетенции начинает с анализа себя самого и с саморефлексии.
Далее индивид должен принять условие что все народы отличаются друг от друга и что не существует единстве верной концепции мировоззрения, у каждого народа она своя.
Межкультурная компетентность считается идеальным результатом межкультурной коммуникации, когда человек овладевает перечисленными выше навыками и качествами считается, что он может успешно вступать в коммуникационный процесс с представителями другой культуры.
Таким образом, в контексте межкультурной коммуникации толерантность означает уважение многообразия иных культур и речеповедения, самовыражения, образа мысли и поступков.
Заключение
В результате проделанной работы необходимо сформулировать основные выводы.
Межкультурная коммуникация - это связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как личные контакты между людьми, так и опосредованные формы коммуникации.
При правильном понимании и интерпретации своей картины мира, а также картины мира собеседника, который является представителем другой культуры, межкультурная коммуникация способствует успешному осуществлению межкультурного диалога между представителями разных социумов.
Толерантность понимается как многоуровневый пласт, выступающий в качестве залога взаимопонимания, уважения и терпимости. Она запечатлевается в определенных стереотипах поведения, маркирует отношения и явления, а знания и представления о толерантности в современном мире важны для создания и сохранения разумного осознанного общества.
Толерантность допускает право человека делать то, что он считает нужным, но не во вред другим.
Толерантность не является врожденным качеством личности, это результат воспитания и обучения в условиях позитивного знакомства с разными культурами.
Таким образом, толерантность как личностное свойство можно рассматривать как основу для формирования межкультурной компетентности, позволяющей эффективно осуществлять межкультурное взаимодействие.
Путь к толерантности серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, т.к. оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
Список использованной литературы
Кастельс М. Власть коммуникаций. – М.: Издательский дом ВШЭ, 2016.
Малыхина, Г. И. Философия как интеллектуальный ресурс межкультурной коммуникации / Г. И. Малыхина, В. И. Миськевич, В. В. Шепетюк // Вышэйшая школа. – 2019. – №1 (129). – С. 27-31.
Разин, А. В. Философия: учебное пособие / А.В.Разин – Москва: Проспект, 2015.
Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Юрайт, 2015.
Трофимов, В. К. Философия: курс лекций: учебное пособие / В.К. Трофимов. – Ижевск: ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2016.
Флеров, О. В. Что такое межкультурная коммуникация? // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3.
Щербаков, А. А., Унда, С. И. Особенности межкультурной коммуникации в современном мире // Молодой ученый. - 2016. - №7.5. - С. 95-96.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!