это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2002274
Ознакомительный фрагмент работы:
Теоретическая готовность будущих педагогов к работе с одаренными, талантливыми, гениальными детьми.
Проблема работы педагогов с одаренными, талантливыми, гениальными детьми широко освещена в зарубежной и отечественной психологической, педагогической и социологической литературе. Одаренность, талантливость, гениальность представляют собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.
В условиях современного образования возникает потребность в высококвалифицированных кадрах, которые умеют приспосабливаться к различным новым условиям работы, являются ценными профессионалами, востребованными на рынке труда. В связи с этим подготовка студентов педагогических специальностей к работе с одаренными, талантливыми, гениальными детьми приобретает особую значимость.
Профессиональная готовность – сложное психолого-педагогическое явление, сочетающее взаимосвязанные психологические особенности и нравственные качества личности, социально-ценностные мотивы выбора профессии, способы поведения, специальные профессиональные знания, умения и навыки, обеспечивающие специалисту возможность трудиться в избранной им профессиональной сфере [1].
Существуют структурные составляющие готовности к профессиональной деятельности, включающие в себя следующие компоненты:
Мотивационный компонент, который включает в себя потребности, мотивы и ценности, являющиеся значимыми для профессии [2].
Личностный компонент, содержание которого составляют профессионально значимые свойства личности, которые являются определяющими в диагностике профессиональной пригодности личности [2].
Теоретический компонент характеризуется уровнем сформированности знаний (как общих, так и профессиональных), соответствующим требованиям общества на данном этапе развития [2].
Практический компонент, показывающий уровень имеющихся умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности и качественного решения профессиональных задач, а также умение планировать, организовывать и оценивать собственную деятельность [3].
В нашем исследовании мы будем изучать теоретический компонент готовности студентов педагогических специальностей к работе с одаренными, талантливыми, гениальными детьми.
Прежде всего рассмотрим, что же такое одаренность, талантливость и гениальность.
Одаренность, талантливость и гениальность относятся к способностям и индивидуальности человека в целом.
Изучением одаренности, таланта и гениальности занимались многие философы и ученые.
Так, Платон, Демокрит, Сенека считали, что талант является «божьим даром», а одаренный или гениальный человек обладает истинным знанием.
В Средние века под одаренностью понимались врожденные, дарованные Богом способности. Считалось, что одаренность либо присуща человеку, либо ее нет. При этом никто не занимался развитием одаренности специально.
Интерес к одаренности появился в эпоху Возрождения в совокупности с интересом к творчеству.
Создание же концепции одаренности началось лишь на рубеже XIX и XX веков.
Так, Ф. Гальтон первым попытался доказать экспериментальным путем, что выдающиеся способности являются результатом действия наследственных факторов.
В отечественной науке первым понятие «одаренность» дал Б.М. Теплов.
По его мнению, одаренность является совокупностью качественно-своеобразных способностей, от которой зависти достижение успеха в какой-либо деятельности [4].
Что касается мнения современных зарубежных и отечественных ученых, то, например, Л.С. Выготский, А. Маслоу и др., считали, что одаренность является генетически обусловленным компонентом способностей. Именно этот компонент, по их мнению, обеспечивает как результат, так и темп развития человека [5].
Необходимо отметить, что одаренность обеспечивает лишь возможность достижения успеха в деятельности [5].
Одаренность может быть как общей (к различным видам деятельности), так и специальной (т.е. к определенному виду деятельности).
К признакам, по которым можно определить одаренность ребенка, относят раннее развитие способностей или же более выраженные способности по сравнению с другими детьми данной социальной группы.
Что касается таланта, то он является способностью, которой наделен ребенок от рождения. Однако, раскрывается он не сразу, а постепенно, по мере приобретения определенного опыта и навыков.
Наличие таланта у ребенка можно определить по высокому развитию специальных способностей, а также по результатам деятельности, которые отличаются новизной и оригинальным подходом. Зачастую талантливые люди испытывают ярко выраженную потребность в творчестве [6].
Гениальность считается практическим воплощением высокого уровня творческого потенциала человека относительно других личностей (он выражается в уникальных творениях).
Зачастую, гений творит быстрее и продуктивнее своих ровесников, которые достигают признания в той же сфере деятельности [7].
При определении одаренности, таланта, гениальности у ребенка необходимо использовать как результаты всестороннего психологического обследования, так и сведения о школьных и внешкольных достижениях ребенка, которые необходимо получить путем опроса родителей, учителей, сверстников. Это связано с тем, что только комплексная диагностика признается всеми научными концепциями при сохраняющейся дискуссионности вопроса о структуре и факторах развития одаренности [8].
Одаренные и талантливые дети имеют свои психологические особенности. Им присуща психосоциальная чувствительность, широта восприятия, живое воображение, повышенная познавательная потребность, ярко выраженный интерес к определенной деятельности, неприятие стандартных и типичных заданий, высокая критичность к результатам своего труда [5].
Мы считаем, что, в связи с этим, одаренные дети требуют особого подхода, нуждаются в особом типе обучения, поэтому крайне важно сформировать у будущих педагогов знания о работе с такими детьми. Актуальность этого подтверждает наше исследование.
В нашем исследовании приняли участие 25 студентов ФППК КубГУ, кафедры ПМНО, специальности «Начальное образование» 2 курс.
Нами была использована анкета выявления уровня теоретической готовности студентов педагогических специальностей к работе с одаренными, талантливыми, гениальными детьми. В результате ее проведения были получены следующие данные.
У студентов КубГУ:
– 24 % студентов имеют низкий показатель теоретического компонента готовности к работе с одаренными, талантливыми, гениальными детьми;
– 60 % студентов имеют средний показатель теоретического компонента готовности к работе с одаренными, талантливыми, гениальными детьми;
– 16 % студентов имеют высокий показатель теоретического компонента готовности к работе с одаренными, талантливыми, гениальными детьми.
Наиболее затруднительными были вопросы № 5 (какие существуют технологии работы с одаренными, талантливыми, гениальными детьми?) – 16 % студентов смогли ответить на данный вопрос; № 6 (какие существуют принципы работы с одаренными, талантливыми, гениальными детьми?) – 24 % студентов ответили на него.
На вопрос: Нуждались ли Вы в получении знаний по данному вопросу 84 % студентов ответили утвердительно.
В связи с полученными данными прослеживается необходимость более глубокого изучения будущими педагогами не теоретических составляющих понятий одаренности, таланта и гениальности, а именно практических аспектов работы с такими детьми.
Таким образом, можно сделать вывод, что студенты знают о том, что такое одаренность, талантливость, гениальность и в чем они проявляются, но при этом имеют недостаточно знаний о том, что касается работы с такими детьми.
Благодаря нашему исследованию будущий специалист может использовать полученную информацию и данные для дальнейшего совершенствования своей теоретической готовности к работе с одаренными, талантливыми и гениальными детьми.
Список использованных источников:
Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М. : ЭКсМО-Пресс, 2011. – 1008 с.
Пряжникова, Е.Ю. Проблема профессионального становления личности / Е.Ю. Пряжникова, Т.А. Егоренко // Современная зарубежная психология. – 2012. – № 2. – С. 111–121.
Конюхова, Е.Т. Формирование готовности на успешную профессиональную деятельность / Е.Т. Конюхова // Материалы научно-практической конференции: Новосибирск, 2016. – С. 15-22.
Теплов, Б.М. Способности и одаренность: психология индивидуальных различий. – М.: изд-во Московского Университета, 2002. – 404 с.
Белова, Н.В. Психологические особенности одаренного ребенка / Н.В. Белова, Е.В. Боброва, Л.И. Зверева // Пермский педагогический журнал, 2017. – №3. – С. 90-93.
Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – М.: ЭКсМО-Пресс, 2005. – 215 с.
Дружинин, В.Н. Психология и психодиагностика способностей / В.Н. Дружинин. – СПб: Питер, 2015. – 345 с.
Щебланова, Е.И., Аверина, И.С. Современные лонгитюдные исследования одарённости / Е.И. Щебланова, И.С. Аверина // Вопросы психологии. – 2004. – №6. – С. 134-139.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!