это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2003809
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Концепция личности князя Льва Мышкина…………………………….... 5
Концепция личности. Содержание понятия………………………..5
Концепция человека в философии Ф.М. Достоевского. Философское осмысление образа Льва Мышкина…………………7
История появления образа положительно-прекрасного героя…..10
Концепция личности Льва Николаевича Мышкина. …………….12
Эволюция героя и влияние на других героев романа…………… 14
Князь Мышкин, Настасья Филипповна и Аглая Епанчина.14
Князь Мышкин и Рогожин……………………………………16
Интерпретация образа князя Мышкина в современном литературоведении…………………………………………………..17
«Волшебная гора» Томаса Манна и «Идиот» Ф.М. Достоевского……..19
«Волшебная гора» и «Идиот» - романы, раскрывающие «болезни» общества……………………………………………………………...19
Князь Мышкин и Ганс Касторп – инволюция героев ……………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………26
ВВЕДЕНИЕ
Рассматривая концепцию личности героев художественного произведения, нужно отметить, что концепция личности это динамическое представление о человеке, зависящее от требований эпохи, это собирательное суждение о личности, это субъективное представление о человеке, так как каждый писатель имеет свои собственные предпочтения, предъявляемые к художественному персонажу, и влияющие на типизацию героев.
В данной работе рассмотрим концепцию противоречивого героя романа Ф. М. Достоевского, князя Льва Николаевича Мышкина. Лев Мышкин не только главный герой романа «Идиот», но и его идейный центр, именно герой выражает авторскую концепцию понимания истины и христианской веры. Образ князя Мышкина – это и есть образ, несущий веру ради спасения человечества, образ положительно-прекрасного человека, наиболее приближенного к Христу. Трагизм героя проявляется в конфликте с обществом. Идея гуманизма сверхчеловека оказывается несостоятельной, бессмысленной для светского общества России XIX века.
В романе Томаса Манна «Волшебная гора» тоже показан конфликт человека и общества. Сравнительный анализ двух полифонических романов, двух героев, возможно, лучших представителей своего времени является актуальной темой для исследования, учитывая, что литературоведческих трудов, рассматривающих романы («Волшебная гора» и «Идиот») и главных героев романа (князь Мышкин и Ганс Касторп) в сравнении нет.
Объект нашего исследования – художественные образы князя Мышкина и Ганса Касторпа.
Предмет исследования –.концепция личности князя Мышкина и Ганса Касторпа.
Методологическая основа исследования: логический и сравнительный анализ, историко-описательный метод.
Понятийный аппарат: концепция личности, эволюция героя, антипод, проблема двойничества, полифония, поток сознания, инволюция.
Цель данной работы: сопоставить главных героев романов «Идиот» и «Волшебная гора»
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
Определить понятие «концепция личности»;
Выделить основные черты концепции личности в философии Ф.М. Достоевского;
Рассмотреть эволюцию князя Мышкина, определить его влияние на других персонажей романа;
Сравнить князя Мышкина и Ганса Касторпа.
В качестве гипотезы выдвигается предположение о том, что главные герои романов Ф.М. Достоевского и Томаса Манна имеют общие черт и убеждаются в несовершенстве окружающего их общества.
Структура реферата определяется целями и задачами исследования. Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Тема данной работы может получить дальнейшее развитие в сопоставлении романов в других аспектах.
Концепция личности князя Льва Мышкина
Концепция личности. Содержание понятия
Каждая эпоха, начиная от античности, любая наука, связанная с понятием личности человека (философия, психология, религия, социология, политика, история), пытаются ответить на вопрос, что такое человек, при этом каждая наука предъявляет свои требования к пониманию человека в зависимости от конкретной исторической эпохи. Литература, являясь особой формой изображения бытия, аккумулирует разные трактовки отношения к человеку, поэтому в литературе формируется особое видение личности, ее художественного воплощения. Впервые термин «концепция личности» в литературе появляется в середине 1950-х годов, в первую очередь, это было связано с провозглашением в литературе самоценного значения личности в рассказах М. Шолохова, А. Солженицына. До середины ХХ века в исследованиях художественных произведений использовались термины «образ», «герой», «характер». В литературоведении сегодня можно найти множество определений концепции личности, разберем некоторые особенности понятия. В. Урманов считает, что «художественная концепция личности» – это «эстетически претворенные представления писателя о сущности человека, о цели и смысле его земного бытия, о том, насколько близок он (или далек) к тому, что заложено в нем изначально». Конечно, в разработке понятия концепции человека каждый писатель может внести свои коррективы в зависимости от своего мировосприятия. Сегодня определение «художественной концепции личности» как литературоведческий термин имеет следующие характерные черты.
Во-первых, рассмотрение концепции всегда связано с жизнью героя, реальной или ирреальной, в зависимости от того, герой вымышленный или реальный, возможно составленный автором, опираясь на прототипов, основываясь на историческое время и пространство.
Во-вторых, следует отметить «динамичность» концепции человека в литературе. Мы уже говорили, что данное понятие зависти от конкретной исторической эпохи. Так же и в литературе концепция личности претерпевает изменения. Как отмечает в своих исследованиях С. Бабшанова: «Человек в своих многосторонних связях с окружающим его миром не является чем-то застывшим, раз и навсегда данным».
В-третьих, субъективизм, то есть авторское построение концепции личности, его отношение к понятию человека, оно непременно присутствует у каждого писателя. Наряду с проявлением авторского «Я».
В-четвертых, главное отличие художественной концепции личности – это «собирательность». Литература «стремится вобрать множественность проявлений человеческой индивидуальности в общественной жизни, передать противоречивую сложность человеческих контактов и, в конечном счете, повлиять на формирование определенных общественных настроений, на создание различных вариантов коллективных настроений и, тем самым, выразить неподчинение, несогласие с доминирующими, но уже исчерпывающими себя трактовками концепции личности». Это главное проявление признака собирательности художественного понятия концепции личности.Таким образом, можно отметить, что концепция личности это динамическое представление о человеке, зависящее от требований эпохи, это собирательное суждение о личности, это субъективное представление о человеке, так как каждый писатель имеет свои собственные предпочтения, предъявляемые к художественному персонажу, и влияющие на типизацию героев.
Концепция человека в философии Ф.М. Достоевского.
Философское осмысление образа Льва Мышкина
Федор Михайлович Достоевский оказал большое влияние на творчество многих известных немецких философов и писателей, среди которых Ницше, Кафка, Гессе, Томас Манн. Ницше считал его единственным психологом, у которого он чему-либо научился. Интерпретация философской вечной проблемы человека, поставленной в произведениях писателя на передний план,
и сегодня является интересной и актуальной. Все его творчество является своеобразным поиском ответа на вопрос: «Что такое человек?». Ведь неспроста именно Достоевский становится духовным избранником экзистенциалистов, изучающих иррациональное начало человека. Какова же философская концепция человека Ф.М. Достоевского, и какое место отводится в этой концепции образу князя Льва Николаевича Мышкина?
Во-первых, человек в произведениях Достоевского изображается со всех
сторон: черты характера могут быть и положительными, и отрицательными, видим и эмоциональные всплески, и тихие размышления, порой, кажущиеся не сопоставимыми с героем; способный любить и страдать, жертвовать с собой ради других. Изображая человека, Ф.М. Достоевский непременно пытается понять, что движет героями, в чем тайна «души человеческой»? Почему одни герои прощают и любят весь мир (князь Мышкин), а другие поднимают бунт, идут на убийство (Раскольников). Ф.М. Достоевский исследует тайну души человеческой, а это главная задача философов-экзистенциалистов.
Во-вторых, человек в произведения Достоевского неизбежно сталкивается с выбором между добром и злом, и такая проверка является главной в жизни человека. Однако не многие из героев проходят проверку, неизбежно такие испытания выявляют порочные качества человека на пути как
казалось, к собственному счастью и свободе. Путь страданий – единственный путь для бесконечного совершенствования личности.
В-третьих, писатель исследует человека не обычного, не «успешного», а,
наоборот, человека маленького, находящегося на дне общества, иногда и на стадии морального разложения.
В-четвертых, идея нравственного совершенствования писателя непременно связана с верой, с образом Христа: князь Мышкин, являющийся идеалом нравственной чистоты, первоначально назван был - князь Христос, все, кто соприкасаются с князем Мышкиным, становятся лучше, чем есть на самом деле. Герой преображает всех своей нравственной чистотой, душевной красотой и жертвенной любовью. В трактовке образа Иисуса Христа Ницше вкакой-то мере тоже «отталкивается» от Достоевского. Психологические черты
Иисуса Христа у Ницше явно имеют схожие черты с князем Мышкиным из «Идиота».
В катастрофический ХХ век, когда порвалась связь времен и обнажились метафизические проблемы человека, свободы, зла и бессмертия, тогда многие философы, литературоведы обратились к произведениям и героям Ф.М. Достоевского и провозгласили культ его личности. Не только русская религиозная философская мысль ХХ века, но и европейская философия, во многом родилась из философских идей и религиозных взглядов Ф.М. Достоевского. Целый ряд направлений в русской мысли прошлого века: религиозный модернизм, христианский персонализм и экзистенциализм – считают писателя своим основоположником.
Особое место в философско-религиозном осмыслении творчества писателя занимает образ князя Мышкина. Через этот образ писатель выражает русскую идею как «всесветное единение во имя Христово». «Я не про здания церковные теперь говорю, - писал Достоевский, - и не про притчи, я про наш русский «социализм» теперь говорю, цель и исход которого всенародная и вселенская Церковь, осуществленная на земле, поскольку земля может вместить ее. Я говорю про неустанную жажду в народе русском, всегда в нем присущую, великого, всеобщего, всенародного, всебратского единения во имя Христово...».
Главное призвание русского народа он видел в служении Господу Иисусу
Христу и вселенскому православию, писатель верил, что у России особая религиозная миссия в истории - нести православную веру во Христа для спасения народов мира. Образ князя Мышкина – это и есть образ, несущий веру ради спасения человечества. Князь Мышкин - это образ положительно-прекрасного человека, наиболее приближенного к Христу, его часто называют «русским Христом». Это герой попадает в мир, где людьми движет не вера и честь, а алчность, сладострастие и своеволие. Он несет людям евангельскую проповедь о спасении, через свою смиренную любовь и постоянную готовность
самопожертвованию.
Проблему спасения души грешника Ф.М.Достоевский разрешает через нравственное стремление падших героев пострадать за совершенный грех, только так, через страдание, они могут спасти свою душу от гибели (Родион Раскольников – на каторге).
Душа, в понимании писателем, бессмертна. Достоевский утверждал, что
при потере веры в бессмертие человек не только потеряет высший и подлинный
смысл своей жизни, но и откажется от самой жизни. Все положительные герои
его романов являются исповедниками веры в бессмертие души, в том числе Лев Николаевич Мышкин. Герой является своеобразным центром православной религии, проповедником веры в бессмертие души. У Мышкина особая мудрость, особая истина. Истина этого героя вызывает к человеческому естеству, чистоте, идущей от души к душе. «В Мышкине, таким образом, Гофман находит откровение новой религии Достоевского — религии души, призванной обновить человечество. Гофман называет эту религию «этикой непорочной истины», - отмечает К.М. Азадовский.
Несомненное влияние на интерпретацию романа «Идиот» оказало творчество и философия Фридриха Ницше. Ницше интерпретирует художественные образы Достоевского с евангельскими преданиями. В трактовке образа Иисуса Христа Ницше в какой-то мере тоже «отталкивается» от Достоевского. Психологические черты Иисуса Христа у Ницше явно имеют схожие черты с князем Мышкиным из «Идиота».
Идея сверхчеловека Ницше и Хайдеггера, несомненно, выросла от произведений Ф.М. Достоевского, а именно Льва Мышкина и Алеши Карамазова. В сущности, образ совершенно положительного героя писателя – это уже сверхчеловек, имеющий для понимания философии ХХ века важное значение.
История появления образа положительно-прекрасного героя
В периоды освобождения от игровой зависимости писатель вспоминает, что испытывает спокойствие и веру: «…такие-то минуты я сложил в себе символ веры. Этот символ очень прост: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной». И Достоевский всерьез начинает думать о романе с новым героем, который подобен Христу, героя-Христа в России XIX века. Название «Идиот» при этом ближе по смыслу к слову «юродивый», человек Божий («Ну, коли так, - воскликнул Рогожин, - совсем ты князь, выходишь юродивый. И таких, как ты, Бог любит!»). Сам писатель в черновиках называет Мышкина «Князь Христос». Во время работы над романом он опирался на образ Дон Кихота Сервантеса, Пиквика Дикенса, Жана Вальжана Гюго, пушкинского «бедного рыцаря». Мечтателя из повести «Белые ночи», Ивана Петровича и отчасти Алешу Валковского из романа «Униженные и оскорбленные», Ростанева из повести «Село Степанчиково и его обитатели» можно считать предшественниками князя Мышкина.
Свой новый роман «Идиот» изначально Достоевский задумывал как продолжение романа «Преступление и наказание», а князь Мышкин – это исцелившийся, обновленный Раскольников.
Сам писатель признавался в письмах, что изображение героя дается ему достаточно трудно, так как ни в европейской, ни в российской культуре подобных героев нет. Некоторые черты своего героя писатель рисовал с себя, так, например, князь Мышкин, так же как писатель был болен эпилепсией. Но более явно прослеживается параллель с Иисусом Христом. Некоторые эпизоды романа являются тому подтверждением.
Писатель проводит также очевидные параллели между Мышкиным и Иисусом Христом. Некоторые эпизоды романа похожи на сцены Евангелия
( «Теперь я к людям иду; я, может быть, ничего не знаю, но наступила новая жизнь. Я положил исполнить свое дело честно и твердо» - говорит Лев Мышкин, его слова напоминают слова Иисуса, пришедшего спасти мир). О тайне имени Льва Николаевича Мышкина писали многие ученые. Одни считают, что этимологическое значение фамилии от слова «мышление», то есть Мышкин - значит мыслящий. Некоторые литературоведы считают, что текст романа и имя князя закодировано и читателю следует найти этот смысл. Так А. Матвеев в книге «Леонардо да Винчи и Ф.М. Достоевский» занимается прочтением кодов в текстах русских классиков, созданных по подобию текстов Леонардо да Винчи. Так, сложив первые буквы– Мышкин - Лев – Николаевич, получается мышление. Интересна версия о том, что расчет ведет к доказательству, что князь Мышкин, последний из династии Романовых.
Таким образом, используя разные коды, авторы скрывают, кодируют важную политическую информацию. И в этом смысле, текст приобретает совершенно другое звучание и значение. Получается, что фамилия Мышкин выражает не только характер ее носителя, но и одновременно доказывает, что роман о династии Романовых и ее тайнах.
Концепция личности Льва Николаевича Мышкина
В романе «Идиот» Лев Мышкин не только главный герой, но идейный центр, именно герой выражает авторскую концепцию понимания истины и христианской веры.
Герой, князь Мышкин, это человек, достигший полной нравственной и духовной гармонии. Его образ противопоставлен всему обществу: общество российское настолько нравственно загублено, что лучшие человеческие черты положительно-прекрасного героя воспринимает как странность или отсутствие ума. Человек в философской концепции Ф.М. Достоевского имеет двойственную природу, поэтому и судьбы героев, и судьба общества предопределена этим качеством.
Князь Мышкин возвращается в Россию после пятилетнего лечения за границей от «падучей болезни», то есть он находился в клинике для душевнобольных. Возвращение героя в Петербург, кипящий эгоистическими страстями, напоминает «второе пришествие» Христа к людям в их греховную жизнь. Герой, по замыслу автора, должен исцелить души людей, пораженные страстями и эгоизмом. Лев Мышкин должен возродить веру в высшее добро, продемонстрировать исцеляющую силу великой христианской идеи, побудив своим присутствием и участием вызвать цепную реакцию добра и возродить души героев.
Используя принцип полифонизма, автор не дает прямой характеристики своим героям. Читатель сам формирует характер героя, соединяя действия героя, особенности речи и восприятие князя Мышкина другими персонажами. Также этот прием помогает автору подчеркнуть «недоступность», «закрытость» личности, природное начало.
Герой обладает чистым сознанием, лишенным всех условностей, поэтому для него не существует никаких социальных преград (герой не распределяет людей по сословным категориям, его речь социально не обусловлена). Такой герой был нов для светского общества, его поведение вызывает недоумение, но с другой стороны и восхищение. «Первый раз вижу человека», - восклицает Настасья Филипповна.
Князь Мышкин - Христос XIX века, поэтому многократные образы Христа в произведении это не случайность. Каждый человек по закону природы тянется к этому идеалу, и Ф.М. Достоевский доказывает, что это возможно, но только в результате преодоления личностного «Я», то есть, соблюдая заповедь «возлюби другого как самого себя».
Князь Мышкин не ведет открытых проповедей, как посланец Христа, его миссия в другом – это открытие человеческого в самом человеке. Его, как Христа, не принимают в обществе, он готов идти на любые жертвы ради ближнего, но он живой человек, душа его наполнена любовью и состраданием, но в нем, как в любом человеке, есть двойственное начало (извечный человеческий выбор между добром и злом). Такая двойственность природы человека у писателя выражена через проблему двойничества: герои имеют двойников и страдают раздвоением личности.
Князя Мышкина отличает от всех других героев романа естественная «детскость» и связанная с нею «непосредственная чистота нравственного чувства». Достоевский описывает Мышкина как простого и смиренного человека с тихим нравом, который, однако, кажется другим персонажам чудаком. Мироощущение Мышкина сродни мироощущению ребенка . В Петербурге все «блюдут себя», все слишком озабочены тем впечатлением, которое производят на окружающих, боятся показаться смешным, а князь Мышкин на равных общается с лакеем генерала Епанчина, вызывая нелестный отклик окружающих.
Главный герой романа «Идиот» своим приходом вызывает трагический конфликт в светском обществе. При этом он не активный боец за несправедливость, он никого не обличает, никого не вызывает на поединок. Только одним своим присутствием, подчинением закону природы своей души, он создает конфликт, так как весь мир живет по законам светского общества, этот закон противоположен закону христианскому. Таким образом, герой показывает несостоятельность светского общества, живущего по законам зла.
Мышкин, не дурак или идиот, он начитан, постоянно рассуждает, его сознание переполняют серьёзные мысли. Князь обладает способностью разгадывать людей, он видит их насквозь. Князь хочет «воскресить», «исцелить» души окружающих, но реальный мир побеждает князя, его действия вместо «излечения» провоцируют катастрофы. Его доброта и простодушие вызывает раздоры, а способность сострадать ближнему - подозрительность. Для князя основной закон бытия - это сострадание, но вокруг него страдают все, а сострадать не умеет никто.
Финал романа трагичен для всех: Настасья Филипповна убита Рогожиным, Аглая принимает католичество, а сам Лев Николаевич снова помещен в клинику для душевно-больных, он никого не узнает, сходит с ума.
Эволюция героя и влияние на других героев романа
Князь Мышкин, Настасья Филипповна и Аглая Епанчина
Достоевский показывает нам любовь князя Мышкина к двум женщинам. Чувство к одной из них — Настасье Филипповне — автор определяет как любовь-жертву, «любовь для нее». В отношениях с Аглаей Епанчиной Мышкин обретает любовь «любовь для себя». Такое раздвоение чувств не дает покоя Мышкину, он считает себя причиной всех бед своих любимых.
Судьба Настасьи Филипповны трагична, оставшись в детстве сиротой, с 14 лет она стала содержанкой Тоцкого, который, приняв решение жениться, собирается ее выдать замуж, то есть «пристроить». Получается, что героиня была красивой игрушкой в обществе богатых мужчин, сама она прекрасно понимает свою трагическую роль. Вокруг нее ведется интрига, ею торгуют, она не в праве сама выбрать свою судьбу. На свой день рождения она приглашает всех, кто хочет ее купить, для все она «неживая душа». Лишь князь Мышкин видит в героине «живую страдающую душу». «Вы страдали и из такого ада чистая вышли…»- замечает он. Чувство стыда в Настасье Филлиповне обострено настолько, что другим это совсем непонятно, разуму недоступно, поэтому говорят о ее «сумасшествии». То есть, в некотором роде эти герои похожи, потому что оба прошли через страдание. Героиня нуждается в князе, потому что только он способен ее понять. Но, возможно, именно князь приблизил ее смерть, так как смогла увидеть воочию никчемность своего существования. Любовь из жалости со стороны князя Мышкина не может спасти героиню и показывает несостоятельность «теории» князя об исцелении души.
Аглая Епанчина тоже видит в герое родственную душу, но не в способности сострадать или видеть страдающую душа, а в способности изменить мир вокруг себя. Для нее князь Мышкин – деятельный человек, он пытается изменить общество, избавить его от пороков. Аглая образованная девушка, представляет собой образ девушки «нового поколения», прогрессивной, жаждущей деятельности. В отличие от Настасьи Филипповны, которая принимает героя таким, какой он есть, Аглая пытается перевоспитать Льва Николаевича, изменить его отношение к людям, недостойным его сочувствия.
Аглая ошиблась, Лев Николаевич, не разделяет её стремлений, он не хочет изменить мир, он хочет изменить душу, показать человеку истинные ценности. Он любит Аглаю душой, как ребенок. Лев Николаевич любит всех, он хочет всех спасти, его любовь всепрощающая, подобна любви божьей.
До встречи с Львом Николаевичем Настасья Филипповна, понимая свою роль в светской жизни, смирилась с образом беспутной женщины. Образ невинного князя ее перестраивает, она хочет его спасти и спастись сама.
Аглая была одинока, её стремлений никто не понимал, её не принимали всерьез, до появления князя. Князь дает ей надежду, Аглая думает,что они вместе смогут изменить общество, что идеи Аглаи схожи с идеями князя Мышкина, но она ошиблась. Душа Льва Николаевича смиренная, она умеет сострадать, но в ней нет стремления изменить жизнь, бороться. Аглая остается одинокой и непонятой в этом мире.
Князь Мышкин не выдерживает такого развития действия, пытаясь спасти героинь, он их губит. Понимая это и терзая себя, он снова оказывается в клинике для душевно больных.
Князь Мышкин и Рогожин.
В Рогожине князь тоже видит родственную душу: «… у него огромное сердце, которое может истрадать и сострадать». Рогожин обладает благородством души и глубоким умом, но в то же время он может быть грубым, злым и чересчур ревнивым. Он одновременно способен и на благие, и низменные порывы. Если образ князя Мышкина сопоставим с Христом, то образ Рогожина часто сопоставляют с Дионисом – герои, на первый взгляд, противоположны. Это страстная натура, где чувства превыше разума. Он ищет потерянную веру. Обменявшись крестами, Рогожин и Мышкин становятся духовными братьями. В романе можно заметить, что этот ритуал не только сближает героев, но они как бы меняются ролями и характером: Рогожин становится задумчивее, а князь Мышкин, наоборот, - более эмоциональным. Князь изо всех сил старается спасти Рогожина.
Последняя встреча героев в романе окончательно сближает их. Сходство Рогожина и Мышкина является здесь и внешним, и внутренним. Князь Мышкин, принимая покаяние Рогожина, не осуждая его, становится, своего рода, соучастником убийства. Щетин Р.Б, исследуя соотношение героев в романе пишет, что произведение строится как «духовный путь языческого Рогожина к христианской вере. А любовь к Настасье Филипповне является спасительной для него, хотя он и приносит её по языческому обряду в жертву».
Таким образом, оба героя оказываются причастны к смерти Настасьи Филипповны, эта смерть является решающей для решения судеб героев: Рогожину дает шанс на самоискупление и перерождение, подобно Родиону Раскольникову, а князь Мышкин вместо освобождения душ и укрепления веры в мире людей, сеет раздор, смерть, несчастье.
Интерпретация образа князя Мышкина в современном литературоведении
В литературе ХХ века с появлением новых литературных направлений, новых способов анализа текста появляются современные интерпретации художественных произведений и героев. Роман «Идиот» тоже подвергается такой интерпретации, в первую очередь, это касается героя произведения, князя Льва Николаевича Мышкина. Обычно литературоведы дают оценку главному герою, опираясь на цель романа, который был сформулирован писателем - изобразить «положительно прекрасного человека».
В советское время образ князя Мышкина рассматривался как романтический герой, который хочет изменить мир, но его идеалы и он сам не находят места в окружающем порочном обществе.
В 80-90 годы прошлого века исследователи рассматривали образ князя Мышкина как аллюзию на Дон Кихота и бедного рыцаря.
После распада СССР стали анализировать роман в контексте христианства. Многие литературоведы замечают параллель между Христом и князем Мышкиным, который становится теперь аллюзией на образ Иисуса Христа.
В XXI веке появляются «постмодернистские» версии в интерпретации образа главного героя, нередко отрицающие связь главного героя с Иисусом Христом, а также оспаривающее изображение Мышкина как «положительно прекрасного человека». Например, Карен Степанян в статье «Юродство и безумие, смерть и воскресение, бытие и небытие в романе «Идиот» пишет об эволюции князя Мышкина от юродивого к безумцу, то есть от Христа – к человеку. Некоторые литературоведы видят в князе Мышкине не Христа, а Сатану в обличии ангела, поэтому он вводит в героев не в свет, а в тьму.
Профессор Московской духовной академии М.М.Дунаев раскрывает тайну героя, сопоставляя с христианским мифом об обожжении человека: «Достоевский выводит в мир человека необоженного. И такой человек не может не потерпеть конечного поражения в соприкосновении со злом мира».
Другие все-таки видят положительное влияние героя - «цепную реакцию добра», утверждая, что Настасья Филипповна возродилась.
Образ Мышкина противоречив и сложен. Но присутствие в нем любви ко всем людям, ко всему человечеству, любовь бескорыстная, свободная от социальных предубеждений - любовь христианская, позволяет сравнивать его с Христом. Любовь - это основа учения Иисуса Христа. Именно христианскую любовь испытывает князь Мышкин к героиням романа. Он хотел преобразить этот мир, облегчить страдания окружающих людей. По моему мнению, герой заставляет людей задуматься, сделать шаг навстречу добру, Богу, только для героев этот путь оказался нелегким, но он и не должен быть легким, по мнению Ф.М. Достоевского, путь к Богу, к вере всегда лежит через страдание.
«Волшебная гора» Томаса Манна и «Идиот» Ф.М. Достоевского
«Волшебная гора» и «Идиот» - романы, раскрывающие «болезни» общества
Томас Манн – автор интеллектуальной прозы. Своими учителями он называл Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Влияние последнего признавал сам писатель в статье. В произведениях, написанных после 1900-х годов, можно заметить философско-психологические глубокие рассуждения проблем XX века и увидеть влияние пера Ф.М. Достоевского.
«Волшебная гора» Томаса Манна считается одной из ключевых работ немецкой литературы. Она повествует о жизни молодого человека, Ганса Касторпа, решившего навестить кузена в альпийском туберкулёзном санатории.
Однако здоровье Ганса ухудшается, и короткая поездка затягивается на семь долгих лет, в течение которых он общается с местными обитателями, олицетворяющими социальное разложение Европы.
Таким образом, оба героя романов, князь Мышкин и Ганс Касторп оказываются в новом обществе, в окружении новых героев, где должны приспосабливаться.
Томас Манн пишет о своем романе, опубликованном в 1924 году, как о документе, раскрывающем духовное состояние Европы и духовную проблематику в первой трети XX века.
В центре романа – столкновение разных философских идей, мировоззрений (либерализм: литератор и масон Сеттембрини ратует за прогресс и просвещение; консерватизм: мистически настроенный иезуит Нафта отстаивает незыблемую ценность традиций; гедонизм (провозглашение удовольствия как высшего блага): байронический кофейный магнат Пепперкорн крутит роман с русской пациенткой, мадам Шоша, которая воплощает для пациентов любовное влечение). Ганс Гасторп, которого пытаются привлечь в течение семи лет к этим мировоззрениям, не примкнул ни к одному кругу спорящих. Если сопоставить с романом «Идиот», то некоторые герои романа тоже выступают как идеологи, в том числе и главный герой, который является главным идеологом христианской веры. В романе читатель увидит разные типы сознания. Например, Настасья Филипповна – идея порочной красоты; Ипполит живет с мыслью, что «люди и созданы, чтобы друг друга мучить»; Аглая – представительница бунтующей молодежи; Рогожин – живет чувствами, импульсами, а не умом, эгоистичен. Но Лев Мышкин несет свою идею в мир, не примыкает к другим и со всеми может найти общий язык.
Окружающее общество в романе жестокое, меркантильное и бесчеловечное, это мир хищников и честолюбцев. Само общество несет разрушение – моральное и физическое, которое приводит к духовному, нравственному разложению личности. Герои романа живут ложными убеждениями, идеология князя Мышкина, его доброта, альтруизм – кажутся героям романа признаком сумасшествия.
То же можно сказать и о героях-идеологах романа «Волшебная гора»: все они несут ложную идею, смотрят на жизнь одностороннее или придерживаются отсталых идей. Голландец Питер Пеперкорн воплощает в своём образе идею гедонизма и строит свою жизнь так, чтобы получать от неё удовольствие, но это удовольствие жизни заканчивается самоубийством. Жизнь героя лишь иллюзия, без цели и смысла. Итальянский литератор Лодовико Сеттимбрини соотносится в с революцией, стремлением к обновлению мироустройства, но он бездействует, его идеи остаются только в словесном выражении. А консервативные идеи Нафта являются устаревшими. Герои спорят в течение семи лет, каждый пытается переманить Ганса, но никто из них не несет разумную идею. Проблема такого общества в том, что каждый несет свою идею, не думая уступать другому, борются за количество сторонников, оставляя в стороне саму жизнь. Они могут принести пользу обществу, если найдут компромисс. Идеи героев существуют больше для самоутверждения героев, а не ради человеческой и общественной пользы. При всей многоидейности общество оказалось «пустым», конфликты остаются неразрешенными. То же самое можно сказать и о романе «Идиот». Хотя идея князя Мышкина является разумной, истинной, она не находит отклика в окружающем обществе, где привыкли жить по законам фальши и подмены ценностей.
Таким образом, оба романа показывают нам несостоятельность идей героев и пороки окружающего общества. В обоих романах видим кризис старого света и крушение духовных основ. .
Князь Мышкин и Ганс Касторп – инволюция героев
Князь Мышкин – молодой человек 26-27 лет, Гансу Касторпу в начале произведения 20 лет, в конце романа – 27. Оба героя – новые люди в новом для них обществе. Оба героя занимают высокое положение в обществе, аристократических кровей, прекрасно воспитаны и получили хорошее образование.
Оба героя рано потеряли родителей и воспитывались в чужих семьях: опекуном Ганса был двоюродный дед – консул Тинапель, а воспитанием Льва Николаевича занимался господин Павлищев, старый друг отца.
Оба героя больны, и их болезнь не столько физиологическая, сколько внутренняя, душевная: князь с детства страдает эпилепсией, а Ганс заражается туберкулезом.
И Ганс, и князь одиноки, у них нет единомышленников, их образы самостоятельны, они обладают внутренней свободой, обладая этим качеством они отстранены от социальных предубеждений. Ганс не примыкает ни к одному из несостоятельных идеологических группировок, а Лев Мышкин, несмотря на неприятие и непонимание общества, «проповедует» свою истину, веру.
В обоих романах чувствуется неминуемое приближение катастрофы: внутренняя пустота Ганса требует заполнения, смысла, а, напротив, переполненная душа князя Мышкина ищет выхода, он хочет творить добро, сострадать людям, но остается непринятым и непонятым – от того новое душевное расстройство и сумасшествие. Таким образом, оба героя гибнут: Ганс уходит на войну, хотя чувствует, что погибнет, а князь Мышкин в больницу для душевнобольных. Парадокс в финале обоих романов: вместо поиска смысла жизни Ганс предпочитает смерть, а существование положительно прекрасного человека оказывается возможным лишь в клинике для душевнобольных.
В обоих романах авторы используют прием – поток сознания,полифонии и отводят большое место в произведениях размышлениям героев о природе, о вере, о жизни, любви и смерти. В обоих романах понятия «любовь и смерть» стоят рядом, любовь человеческая страстная земная в романе «Идиот» неминуемо ведет к гибели. Любовь больного Ганса Касторпа к бо
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!