это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2004062
Ознакомительный фрагмент работы:
Эрих Фромм – выдающий мыслитель ХХ века, один из основателей неофрейдизма. Работы Фромма пользуются широчайшей популярностью во всем мире – еще при жизни основные его труды, посвященные этическим и социально-психологическим вопросам природы человека, выдержали десятки переизданий миллионными тиражами.В своей знаменитой работе "Бегство от свободы" Эрих Фромм попытался разобраться, почему, несмотря на изобилие материальных благ и демократические достижения, люди все чаще испытывают соблазн отказаться от своей свободы в пользу политической диктатуры… превратившись в маленький винтик машины: не в свободного человека, а в хорошо накормленный и хорошо одетый автомат.
Первое, что поражает в книге - ее актуальность. Казалось бы, книга была написана практически 80 лет назад (78 если быть точнее) - за это время общество претерпело существенные изменения: произошел технический прогресс, был свергнут нацистский режим в Германии и тоталитарный в СССР, самого СССР не стало, сведены к минимуму расовые и гендерные сегрегации, люди в целом стали более свободными, но все, о чем писал автор до сих пор имеет важное значение.
Фромм раскрывает в своей книге диалектику свободы, указывая на то, что с одной стороны она дарит человеку независимость от чего-либо (от общества, родителей, религии, какого-либо политического режима), с другой – заставляет человека чувствовать себя одиноким, тревожным, бессильным.
«Эта отделённость от мира, который в сравнении с индивидуальным существом представляется ошеломляюще громадным, мощным – а иногда и опасным, угрожающим, − порождает чувство беззащитности и тревоги». Эта идея стала основной в книге. Объясняется она более чем подробно. Фромм в своем труде обозначил две главные проблемы: почему свобода стала «бременем» для современного человека и каким образом человек спасается от нее.
Свой анализ автор начинает со средневекового общества, постепенно переходя к нацистскому режиму (теме нацизма также уделено очень большое внимание) и современной демократии. Достаточно подробно Фромм описывает экономико-социальне положение каждого исторического периода, разъясняет значение и смысл таких религий как лютеранство и кальвинизм, углубляется в теории других психоаналитиков и философов, цитирует художественные произведения. Все это не только позволяет глубже проникнуть в проблемы свободы, но и существенно расширяет кругозор.
Конечно, нельзя не отметить «механизмы бегства». Человек бессознательно «бежит» от свободы, дабы спастись от одиночества и тревоги. Те способы, которые описывает Фромм, имеют не только историческое значение (показано как целые общественные группы в тот или иной период «бежали» от свободы), но и личностно-психологическое. В этих механизмах замечаешь свое собственное поведение, по сути, разрушительное для личности. Книга позволяет лучше понять самого себя, но главное – Фромм указывает на правильный путь развития, которое позволит принять свободу с минимальными потерями.
Так же в книге и у читателей после ее прочтения возникает вопрос: Почему человек добровольно отказывается от свободы в фашистских государствах?Фромм утверждает, что без Фрейда дать ответ на этот вопрос невозможно, хотя и обозначает свои разногласия с его теориями. Фрейд считал, что человек в своей основе антисоциален и общество должно приручать человека, ограничивать его низменные импульсы. Тогда эти импульсы превратятся в стремления, имеющие культурную ценность (сублимация). Но Фромм с этим спорит, он полагает, что ключевой проблемой психологии является не антисоциальность, а связанность человека с внешним миром. По Фромму, наша натура, наши страсти и тревоги – это продукт культуры. «Мы создаемся историей, и мы создаем историю».
Образ жизни человека обусловлен особенностями экономической системы, этот же образ жизни определяет характер человека, которому нужно принадлежать к какой-то общности. Религия и национализм, как и любые обычаи, любые предрассудки – даже самые нелепые и унизительные, – спасают человека, если связывают его с другими людьми, от самого страшного – изоляции.
Если человек не принадлежит к какой-то общности, если его жизнь не приобретает какого-то смысла и направленности, то ощущение собственной ничтожности его подавляет. Он должен суметь воссоединиться с миром в спонтанности любви и творческого труда или найти себе какую-то опору с помощью таких связей с этим миром, которые отчасти уничтожают его свободу и индивидуальность.
Мы рождаемся, отделяемся от матери, становимся сильнее, развивается наша личность. Но при этом наша отделенность от мира порождает чувство беззащитности и тревоги. Возникает стремление отказаться от своей индивидуальности, побороть чувство одиночества и беспомощности, а для этого – слиться с окружающим миром, раствориться в нем.
Изгнание Адама и Евы из рая – это начало человеческой свободы. С точки зрения церкви это грех. Не смотря на то что, человек стремится быть свободным – оказавшись, обособившись от природы человек свободен, одинок, но при этом напуган и беспомощен. При таких чувствах невозможно ощущать себя свободным. Он не может руководить собой и полученной свободой, не может реализовать свою личность. Мы зависим от государсвенных, экономических, политических и финансовых условий. Если они не позволяют нам реализовать себя как личность, то полученная свобода превращается в невыносимое бремя. И тогда, как бы это странно не звучало, мы хотим избавится от этой свободы.
По мере того как человек обособляется от этого мира, он начинает осознавать свое одиночество, свою отдельность от других. Эта отделенность от мира, который в сравнении с индивидуальным существом представляется ошеломляюще громадным, мощным, а иногда и опасным, угрожающим, - порождает чувство беззащитности и тревоги. Пока человек был неотделимой частью мира, пока не осознавал ни возможностей, ни последствий индивидуальных действий, ему не приходилось и бояться его. Но, превратившись в индивида, он остается один на один с этим миром, ошеломляющим и грозным.
Возникает стремление отказаться от своей индивидуальности, побороть чувство одиночества и беспомощности, а для этого - слиться с окружающим миром, раствориться в нем. Однако новые узы, возникающие из этого стремления, не идентичны первичным связям, которые были оборваны в процессе роста и развитя. Человек не может физически вернуться в материнское лоно; точно так же невозможно повернуть вспять и психический процесс индивидуализации. Попытки такого возврата неминуемо принимают характер подчинения, при котором, однако, никогда не исчезают противоречия между властью и человеком, подчиняющимся этой власти. Сознательно мы можем считать себя удовлетворенными, но подсознательно чувствуем, что платим за ощущение безопасности полноценностью и силой своей личности. В конечном итоге подчинение приводит к обратному результату: неуверенность чеовека возрастает, и в то же время в нем развивается враждебность и мятежность, которые тем более опасны, что направлены против людей, от которыхон продолжает зависеть (или стал зависим).
Однако подчинение - это не единственный способ избавиться от одиночества и тревоги. Другой путь - единственно продуктивный, не приводящий к неразрешимым конфликтам, - это путь спонтанных связей с людьми и природой, то есть таких связей, которые соединяют человека с миром, не уничтожая его индивидуальности. Такие связи, наивысшими проявлениями которых являются любовь и творческий труд, коренятся в полноте и силе целостной личности и поэтому не ограничивают развитие личности, а способствуют этому развитию до максимально возможных пределов.
Итак, растущая индивидуализация приводит либо к подчинению, либо к спонтанной активности. Процесс индивидуализации - это процесс усиления и развития его личности, его собственного "я"; но в ходе этого процесса утрачивается идентичность с остальными людьми, человек отделяется от них. Прогрессирующее отделение может привести к изоляции, которая перерастает в потерянность и порождает интенсивную тревогу и неуверенность; оно же может привести и к принципиально новой близости: к солидарности с другими людьми, если человек окажется в состоянии развить в себе внутреннюю силу и творческую активность, которые являются предпосылками этого нового типа связанности с миром.Если бы каждый шаг в направлении отделения и индивидуализации сопровождался соответствующим ростом личности, развитие человека было бы гармонично. Этого, однако, не происходит. В то время как процесс индивидуализации происходит автоматически, развитие личности сдерживается целым рядом психологических и социальных причин. Разрыв между этими тенденциями приводит к невыносимому чувству изоляции и бессилия, а это в свою очередь приводит в действие психические механизмы, которые будут описаны ниже как механизмы избавления, бегства.
На этих примерах, описанных выше, мы можем практически однозначно понять и дать ответ на вопрос почему же многие люди, которые заполучили свободу и, к которой казалось бы уверенно стремились – отказываются от нее. Вопрос был открыт максимально развернуто и открыто.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!