это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2011636
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
1. Роль ФТС в формировании доходов бюджетной системы РФ 4
2. Анализ поступления таможенных платежей в доходную часть бюджетной
системы РФ 8
3. Проблемы организации деятельности ФТС по формированию бюджетной
системы и пути их решения 12
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Введение
Актуальность темы исследования. Федеральная таможенная служба на
сегодняшний день является одним из главных администраторов доходов
федерального бюджета в России. По различным оценкам, доходы,
аккумулируемые Федеральной таможенной службой, составляют в
настоящее время до 50% доходов бюджетной системы РФ.
Таможенные платежи выступают важным регулятором участия
государства в системе внешнеэкономических связей. Они во многом
определяют место государства в международном разделении труда и
обеспечивают достаточно большую часть доходов страны.
Цель данной работы – провести анализ доходов бюджетной системы
РФ, администрируемых ФТС за 2017-2019 год.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Изучить роль ФТС в формировании доходов бюджетной системы
РФ.
2. Провести анализ поступления таможенных платежей в доходную
часть бюджетной системы РФ.
3. Выявить проблемы организации деятельности ФТС по
формированию бюджетной системы и пути их решения.
1. Роль ФТС в формировании доходов бюджетной системы РФ
Согласно п. «ж» ст. 71 Конституции РФ таможенное регулирование
отнесено к ведению Российской Федерации, а общее руководство
таможенным делом возложено на Правительство РФ (ст. 114 Конституции
РФ). Собственно таможенную деятельность ведет единая система
таможенных органов, которые, относясь к исполнительной власти, имеют
собственные цели формирования, выполняют государственные
исполнительно-распорядительные функции, наделены определенной
компетенцией, образуются вышестоящими органами управления,
подотчетны и подконтрольны им и ответственны за свою деятельность перед
государством.
Согласно пункту 1 ст. 51 Бюджетного кодекса РФ (в редакции
Федерального закона от 20.08.2004 № 120-ФЗ) таможенные пошлины и
таможенные сборы являются неналоговыми доходами федерального
бюджета.
Таможенно-тарифное регулирование представляет собой систему мер,
используемых для воздействия на международную торговлю.
Согласно ст. 318 ТК РФ, к таможенным платежам относятся:
1) таможенная пошлина (ввозная и вывозная);
2) налоги, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию
РФ (налог на добавленную стоимость и акциз);
3) таможенные сборы.
Таможенная пошлина определяется как обязательный взнос,
взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную
территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся
неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
В зависимости от обложения ввозимых либо вывозимых товаров
существует два вида таможенных пошлин: ввозная (импортная)таможенная
пошлина; вывозная (экспортная)таможенная пошлина.
Основную статью дохода госбюджета среди таможенных пошлин
составляют ввозные (импортные)таможенные пошлины. Обложению ими
подлежит наибольший перечень товаров (по видам).
Вывозные (экспортные) таможенные пошлины в мировой практике
используются крайне редко в основном к товарам, отнесенным к категории
сырьевых (например, древесина и изделия из нее, древесный уголь, нефть
сырая, нефтепродукты, спирт этиловый неденатурированный). В России они
установлены на отдельные виды товаров, в основном энергоносители (нефть,
газовый конденсат).
Виды и размеры ставок, а также категории облагаемых пошлиной
товаров в настоящее время определяются Правительством РФ.
Таможенные сборы взимаются за совершение юридически значимых
действий, которые способствуют принятию решения о возможности
предоставления товара и транспортного средства лицу в соответствии с
избранным таможенным режимом.
В соответствии со ст. 357.1 ТК РФ к таможенным сборам относятся:
- таможенные сборы за таможенное оформление, подлежащие уплате
при декларировании товаров.
- таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются при
сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с
процедурой внутреннего таможенного транзита либо с таможенным
режимом международного таможенного транзита.
- таможенные сборы за хранение, подлежащие уплате при хранении
товаров на складе временного хранения или на таможенном складе
таможенного органа.
Согласно пункту 31 ч. 1 ст. 11 ТК РФ под таможенным
сбором понимается платеж, уплата которого является одним из условий
совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным
оформлением, хранением, сопровождением товаров.
Федеральная таможенная служба России в формировании доходов
федерального бюджета осуществляет следующие функции:
- организацию, координацию и контроль применения
соответствующими таможенными органами полномочий администратора
доходов федерального бюджета от уплаты таможенных и иных платежей от
внешнеэкономической деятельности в сфере таможенного дела;
- обеспечение в пределах своей компетенции своевременности
поступления в федеральный бюджет таможенных пошлин, налогов,
антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных
сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные
органы;
- обеспечение контроля движения денежных средств на счетах
таможенных органов и их перечисление в доход федерального бюджета;
- организацию и координацию работы таможенных органов по
оптимизации механизмов уплаты таможенных платежей лицами,
ответственными за уплату таких платежей;
- организацию и координацию работы по ведению оперативного и
бюджетного учета таможенных и иных платежей, контроль формирования
сводной отчетности по таможенным и иным платежам и первичных
документов бюджетного учета.
Кроме того, ФТС России осуществляет обеспечение проведения
анализа и прогнозирования величины поступления в федеральный бюджет
таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные
органы, разработку и применение технологий, систем учета и контроля за
начислением, уплатой таможенных и иных платежей, применения льгот по
уплате таких платежей и иных преференций, в том числе с использованием
автоматизированных программных средств, организацию работы
таможенных органов по порядку начисления и взимания причитающихся к
уплате таможенных платежей и пеней за просрочку их уплаты по товарам,
перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации,
установления лиц, ответственных за уплату таких платежей; контроль за
деятельностью таможенных органов по указанному вопросу, организацию и
координацию работы таможенных органов по контролю уплаты таможенных
платежей в отношении наиболее налогоемких и специфических товаров, в
том числе по экспортируемым энергоносителям, и обеспечения поступления
таких платежей в полном объеме в федеральный бюджет.
К функциям, обеспечивающим пополнение федерального бюджета,
относят:
- разработка проектов приказов ФТС России об установлении
компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в
отношении товаров определенного вида, перемещаемых физическими
лицами, драгоценных металлов и драгоценных камней, подакцизных и
других определенных видов товаров;
- разработка предложений по совершенствованию законодательных и
иных правовых актов в области таможенного дела по формированию и
применению Таможенного тарифа Российской Федерации;
- организация, координация и контроль за практическим применением
таможенными органами ставок таможенных и иных пошлин в отношении
товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;
- организация и координация работы таможенных органов по принятию
решений о происхождении товаров из конкретной страны (стране
происхождения товара); контроль за деятельностью таможенных органов по
указанному вопросу;
- организация и координация работы таможенных органов по контролю
таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу
Российской Федерации, обеспечению принятия таможенными органами
объективных и обоснованных решений по определению таможенной
стоимости товаров и т.д.
2. Анализ поступления таможенных платежей в доходную часть бюджетной системы РФ
Пополнение доходной части федерального бюджета – одна из
важнейших задач таможенных органов. Поэтому рассмотрение динамики
поступления таможенных платежей в бюджет РФ - важным шаг при
выбранном анализе.
Рассмотрим динамику поступлений по каждому виду таможенных
платежей за последние 3 года (2017-2019 гг.).
Начнем с рассмотрения динамики поступления НДС в бюджет РФ в
2017- 2019 гг. (рис. 1).
Рисунок 1 - Динамика поступления НДС в бюджет РФ в 2017 – 2019 гг.,
млрд. руб.
Согласно рисунку 1 в 2019 году наблюдалось увеличение поступления
НДС в федеральный бюджет РФ: по сравнению с 2017 г. на 28 % и по
сравнению с 2018 г. на 18,7 %.
Далее рассмотрим динамику поступления в бюджет РФ акциза при
ввозе товаров в 2017-2019 гг. (рис. 2).
Рисунок 2 - Динамика поступления акциза при ввозе товара в бюджет
РФ в 2017 – 2019 гг., млрд. руб.
Так, данные рисунка 2 позволяют сделать вывод об увеличении
поступления акциза при ввозе товара в РФ в бюджет в 2019 году: по
сравнению с 2017 г. увеличение произошло на 62 %, а по сравнению с 2018 г.
на 25.3 %.
На рисунке 3 представим динамику поступления ввозной и вывозной
таможенной пошлины в бюджет РФ в 2017-2019 гг.
Рисунок 3 - Динамика поступления в бюджет РФ ввозной и вывозной
таможенной пошлины в 2017 – 2019 гг., млрд. руб.
Данные рисунка 3 позволяют сделать вывод, что поступления в 2019
году увеличились как от ввозной, так и от вывозной таможенной пошлины.
Так, поступления ввозной таможенной пошлины увеличились по сравнению
с 2017 г. на 18, 1 %, по сравнению с 2018 г. на 14,3 %; вывозной таможенной
пошлины увеличились по сравнению с 2017 на 47,3 %, по сравнению с 2018
г. на 53,7 %.
На рисунке 4 отобразим динамику поступления таможенных сборов в
бюджет РФ в 2017 – 2019 гг.
Рисунок 4 - Динамика поступления таможенных сборов в бюджет РФ в
2017 – 2019 гг., млрд. руб.
По данным рисунка 4 в 2019 году поступления таможенных сборов в
федеральный бюджет России увеличились по сравнению с 2017 г. на 20,1 % и
на 10,3 % по сравнению с 2018 г.
Также необходимо проследить динамику прочих поступлений
(платежей) в бюджет РФ в 2017 – 2019 гг. (рис. 5).
Рисунок 5 - Прочие таможенные платежи в составе бюджета РФ за
2017 – 2019 гг., млрд. руб.
Прочие поступления в составе таможенных платежей в структуре
бюджета РФ по данным рисунка 5 уменьшились в 2019 году по сравнению с
2017 г. и увеличились по сравнению с 2018 г.
Всего сумма перечисленных таможенных платежей в бюджет РФ в
2019 году составила 6 063,2 млрд. руб., что на 37,6 % больше, чем в 2017 г. (в
2017 г.- 4406,9 млрд. руб) и на 32,5 % больше, чем в 2018 г. ( в 2018 г.- 4575,7
млрд. руб).
Динамика поступления таможенных платежей в 2017 - 2019 гг.
отображена на рисунке 6.
Рисунок 6 – Динамика таможенных платежей, перечисленных в
бюджет РФ за 2017 – 2019 гг., млрд. руб.
Рассмотрим структуру таможенных платежей для наиболее полного
анализа их динамики. Данные представим в таблице 1.
Таблица 1 - Структуру таможенных платежей, перечисленных в бюджет РФ
за 2017-2019 гг., %
Виды таможенных платежей 2017 г. 2018 г. 2019 г. Изменение (+/-) в
2019 г. по сравнению
с
2017 г. 2018 г.
НДС 1762,8 1900,8 2255,5 +492,7 +354,7
Ввозная таможная пошлина 489,8 506,0 578,6 +88,8 +72,6
Вывозная таможенная
пошлина
2054,1 1968,3 3025,7 +971,6 +1057,4
Акциз при ввозе товара 58,8 76,0 95,2 +36,4 +19,2
Таможенные сборы 16,9 18,4 20,3 +3,4 +1,9
Прочее 24,5 106,2 87,9 +63,4 -18,3
Итого 4406,9 4575,7 6063,2 +1656,3 +1487,5
Анализ таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет
РФ в 2017-2019 гг. показал увеличение поступлений к 2019 году от НДС,
акциза, ввозной и вывозной таможенной пошлины, таможенных сборов.
3. Проблемы организации деятельности ФТС по формированию
бюджетной системы и пути их решения
Современные проблемы в сфере формирования доходов федерального
бюджета, администрируемых ФТС России, можно разделить на две основные
группы:
1. Внешние.
2. Внутренние.
К внешним группам, негативно влияющим на процесс формирования
доходов федерального бюджета государства, следует отнести падение цен на
энергоносители, приведшие к потере существенных объемов экспортной
выручки. Также, в эту группу факторов можно добавить
внешнеполитическое напряжение и как итог введение секторальных санкций
странами Запада против Российской Федерации. Что также существенно
отразилось на уровне экспортной выручки страны.
Данные факторы во многом оказали прямое влияние на другую группу
факторов – внутренних, среди которых особо выделяется колебания курса
национальной валюты. В рамках дестабилизации поступлений в доходную
часть бюджета из-за колебаний курса, также были затруднено адекватно
прогнозирование данных поступлений, а также финансирование
долгосрочных программ в рамках расходной части бюджета.
Также, особую роль в рамках негативного влияния на формирование
доходов федерального бюджета в стране оказало общее падение экономики в
целом и деловой активности в частности. Что привело к существенному
сокращению налоговых поступлений в доходную часть федерального
бюджета.
Современные условия геополитической напряженности и
экономических санкций ставят перед государством важную задачу,
направленную на сохранение и увеличения объема доходов федерального
бюджета и предполагающую в процессе их формирования проведения
мероприятий, которые были бы направлены на дальнейшее выявление и
использование дополнительных финансовых ресурсов.
Ключевыми принципами противодействия рискам недополучения
доходов федерального бюджета, администрируемых ФТС России, могут
стать:
− обеспечение устойчивости на горизонте нефтяного цикла;
− активная, «опережающая» бюджетная политика (вместо пассивного
реагирования на шоки после того как они реализовались);
− поддержание двойного бюджетного баланса (соответствия расходов
доходам, очищенным от циклической составляющей, и обеспеченность
рисков адекватными возможностями адаптации к ним).
Основными инструментами решения проблем рисков недополучения
доходов федерального бюджета, администрируемых ФТС России, должны
служить:
− долгосрочное бюджетное планирование;
− совершенствование бюджетного прогнозирования (включая
построение основных параметров бюджета для «стрессовых» сценариев);
− принятие и использование модифицированного бюджетного правила.
Что касается уклонения от уплаты таможенных платежей, то можно
предложить ряд вариантов, исключающих возможность нарушения
таможенного законодательства, например:
− устранение имеющихся недочетов в действующем законодательстве,
что поспособствует защите интересов и таможенных органов, и участников
внешнеэкономической деятельности;
− принятие мер, направленных на минимизацию противоречий между
законодательными актами;
− ужесточение наказаний сотрудникам таможенных органов за
незаконное применение несоответствующих действительности способов
расчета таможенной стоимости и других нарушений в сфере декларирования
таможенной стоимости;
− создание наиболее оптимальных путей сотрудничества стран-
участниц ЕАЭС, с таможенными органами стран, таковыми не являющимися,
с целью унификации вопросов оформления и контроля таможенной
стоимости;
− распространение технологии «зеленого коридора» на сотрудничество
с большим количеством стран;
− использование передовых технологий и совершенствование уже
используемых методов в таможенном контроле, позволяющих заметно
снизить уровень нарушений.
В настоящее время, согласно законодательству Российской Федерации,
отсутствуют какие-либо препятствия для законного перемещения товаров
через таможенную границу Таможенного союза. Вместе с тем, нужно
принимать во внимание, что состав преступления – уклонение от уплаты
таможенных платежей, по существу, был сопряжен с таким деянием как
контрабанда товаров. Но, статья 188 Уголовного кодекса РФ о контрабанде
товаров была декриминализована еще в 2011 году (Федеральный закон РФ от
7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ).
Повышение эффективности контроля таможенной стоимости является
одним из важнейших направлений модернизации торгово-экономического
инструментария механизма таможенного регулирования
внешнеэкономической деятельности, достичь которого представляется
возможным через реализацию комплекса мер, включающих в себя:
− совершенствование нормативно-правовой и институциональной
базы;
− унификацию подходов к процедуре контроля таможенной стоимости
посредством создания общего информационного банка с возможностью
оперативного использования всеми уполномоченными должностными
лицами таможенных органов;
− стандартизация контроля таможенной стоимости внутри
организационной структуры таможенных органов;
− унификация стандартов отчетности таможенных органов;
− постоянное повышение квалификации должностных лиц;
− модернизация процесса электронного внесения изменений в
декларацию;
− своевременная синхронизация изменений таможенного
законодательства в сфере таможенной стоимости и программных средств,
используемых для ее контроля;
− совершенствование СУР в части более глубокой детализации
контрольных показателей, мер по минимизации рисков, а также
своевременное обновление профилей рисков;
− акцентирование внимания на контроле таможенной стоимости после
выпуска товаров.
Одной из проблем, влияющих на развитие ФТС России в настоящее
время, продолжает оставаться коррупция.
Рассматривая особенности профилактики коррупционных
правонарушений, совершаемых сотрудниками таможенных органов, можно
выделить их основные черты:
− профилактика применяется как основной метод борьбы с
коррупцией, позволяющий снизить уровень коррупционных
правонарушений;
− проводимые профилактические мероприятия призваны оказать
решительное воздействие на сотрудников органов внутренних дел с целью
недопущения ими коррупционных правонарушений и, следовательно,
расторжения служебных отношений по основанию «утрата доверия»;
− профилактика коррупционных правонарушений среди сотрудников
проводится как на внутреннем (внутри подразделений), так и на внешнем (со
стороны подразделений собственной безопасности, прокуратуры,
следственного комитета) уровнях;
− антикоррупционные мероприятия должны быть структурированы и
обоснованы социальной эффективностью;
− профилактические мероприятия следует проводить и при наличии
факта склонения сотрудника таможенных органов к коррупционному
поведению.
Основные предложениями по решению проблем организации
деятельности таможенной службы по формированию доходов бюджета
являются:
− использование инструментов минимизации рисков недополучения
доходов федерального бюджета, администрируемых ФТС России таких как:
долгосрочное бюджетное планирование, совершенствование бюджетного
прогнозирования (включая построение основных параметров бюджета для
«стрессовых» сценариев), принятие и использование модифицированного
бюджетного правила;
− устранение имеющихся недочетов в действующем законодательстве
и ужесточение наказаний сотрудникам таможенных органов за незаконное
применение несоответствующих действительности способов расчета
таможенной стоимости и других нарушений в сфере декларирования
таможенной стоимости;
− использование передовых технологий и автоматизация таможенных
процессов, а также совершенствование уже используемых методов в
таможенном контроле;
− проведение антикоррупционной политики и профилактики
коррупционных правонарушений; − использования специальных методов
предохранения таможенной информации от несанкционированного доступа.
Заключение
Таким образом, таможенные платежи играют важную роль в
формировании доходов федерального бюджета РФ. Таможенные органы
осуществляют взимание таможенных платежей, контролируют правильность
их исчисления и своевременность уплаты, принимают меры по их
принудительному взысканию в пределах своей компетенции. Кроме того, на
таможенные органы возложена обязанность по перечислению в федеральный
бюджет денежных средств, которые включают также штрафы, проценты,
недоимки и другие платежи, что является результатом применения
административных наказаний и финансово-правовых санкций.
Можно, сделать вывод об эффективной работе таможенных органов и
результативных преобразований, проводимых государством на протяжении
анализируемого периода в таможенной сфере. Однако, сокращение прочих
платежей в составе бюджета РФ в 2019 г. говорит о существующих
проблемах, для решения которых необходимы преобразования,
непосредственно направленные на их решение.
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ
(ред. от 06.06.2019) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст.
3823.
2. Аведисян Н.Н., Бабенко Г.В. Направления повышения роста доходов
федерального бюджета // В сборнике: Экономическое развитие России:
структурная перестройка и диверсификация мировой экосистемы.
Материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 3-6.
3. Бутрименко А. И. Практика исчисления таможенных платежей //
Молодой ученый. — 2018. — №21. — С. 231-233.
4. Горбунов Э. А. Уплата таможенных платежей и контроль за
поступлением их в бюджет Российской Федерации: правовое регулирование
и порядок. 2016г. Режим доступа: http://ui.vlsu.ru/media/files/Горбунов.pdf
5. Кудреватых Н.С. Участие таможенных платежей в формировании
доходной части федерального бюджета РФ // Научное сообщество студентов
XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ.
науч.-практ. конф. № 11(48).
URL: https://sibac.info/archive/economy/11(48).pdf (дата обращения:
04.04.2020).
6. Лаптев Р.А., Рогов Р.А. Исследование роли таможенных органов в
обеспечении экономической безопасности России в условиях глобализации //
Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 1. С. 77–85.
7. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до
2020 года. [Электронный доступ]/Официальный сайт ФТС России. Режим
доступа:
http://www.customs.ru/index.php?id=17220&Itemid=2375&option=com_content
8. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015)
(приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза,
принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав
государств от 27.11.2009 № 17), ст.71.
9. Федеральное казначейство РФ: база данных содержит
статистические сведения о поступлении таможенных платежей в
федеральный бюджет РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.roskazna.ru/#citizens (дата обращения: 04.04.2020).
10. Федеральная таможенная служба: таможенные платежи
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru/ (дата
обращения 04.04.2020).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!