это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2065914
Ознакомительный фрагмент работы:
Античный мир – введенное итальянскими гуманистами XV в. обозначение культуры древних Греции и Рима, к возрождению которой стремились представители Ренессанса. Античная культура – это основа европейской культуры, которая, в свою очередь, складывалась под влиянием культурных достижений более ранних цивилизаций древнего мира.
I. Культура Древней Греции
Периодизация истории Древней Греции (культурные эпохи):
—эгейский или крито-микенский (III – II тыс. до н. э.);
—гомеровский (XI – IX вв. до н. э.);
—архаический (VIII – VI вв. до н. э.);
—классический (V – IV вв. до н. э.);
—эллинистический (вторая половина IV – середина I в. до н. э.).
Три первые эпохи часто объединяют в доклассический период => в истории Древней Греции выделяют три периода:
Доклассический;
Классический (время наибольшего развития культуры);
Эллинистический.
Доклассический период
А) Критская (минойская) культура
Около 2300 года до н. э. на Крите начинается подъем экономики и культуры, который привел к расцвету общества в 2000 – 1600 годах до н. э. Происхождение народа, создавшего высокую культуру, названную минойской по имени царя Миноса, неизвестно.
Центрами минойской цивилизации были дворцы, напоминающие запутанные лабиринты. Самый известный – Кносский дворец (дворцовый комплекс напоминал маленький самостоятельный город, поскольку занимал территорию около 16 тыс. кв. м.).
Существовал прообраз канализации: по керамическим трубам вода из резервуаров, колодцев или источников поступала в жилища; существовала система сточных канав, обеспечивающая хорошее санитарное состояние городов;
Улицы вымощались камнем;
Были высоко развиты ремесла: археологами найдены разнообразные артефакты (оружие, украшения, предметы домашнего обихода и ремесленные инструменты) из камня, бронзы, слоновой кости, глины, фаянса, дерева, драг. металлов;
Во времена критской культуры высокого мастерства достигли гончары. Качество глиняного теста и искусство гончара достигли наивысшего развития в так называемых яичных скорлупах – небольших чашечках с очень тонкими стенками и вазах стиля «камарес»;
Культура носила светский характер, о чем свидетельствует преобладание дворцов и жилых домов в зодчестве.
Б) Микенская культура
«Смена» Критской культуры. Время расцвета - 1600 – 1200 г. до н. э. Между 1200 и 1150 г. до н. э слава Микен была уничтожена дорийскими племенами.
Город был окружен крепостной стеной длиной 900 м и толщиной 6 м, которая ограждала территорию свыше 30 000 кв. м. У городских ворот располагался обширный некрополь (акрополь) с огромными купольными гробницами. Отсюда пошло название микенского архитектурного стиля– «циклопическая» монументальность. Яркий пример - «Сокровищница царя Атрея» периметром 14,5 м и высотой 13,2 м.
Микенцы имели обширные торговые связи. Об этом свидетельствуют найденные в гробницах предметы роскоши.
В) Гомеровский период
«Темные века» греческой истории. Главные источники – «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Крупный очаг культуры – г. Троя, который находился на северо-западном побережье Малой Азии в 25 – 30 км от устья Босфора Фракийского. Долгое время город считался мифом, пока в 70-х годах XIX века немецкий археолог Г. Шлиман не доказал обратное.
Троя была сильно разрушена в результате войны с ахейцами (эти события подробно описаны в «Илиаде» Гомера), однако окончательно погибла из-за сильнейшего землетрясения, которое произошло около 1300 г. до н. э. По современной классификации троянское городище состоит из девяти слоев. Гомерова Троя – это слои № 6–7. Г. Шлиман добрался до слоя № 2 (эпоха ранней бронзы, т. е. примерно за 1000–1200 лет до известных троянских событий).
Г) Культура архаической культуры
Время великой колонизации - освоения греками побережья Средиземного, Черного, Мраморного морей;
Появляется алфавитное письмо, зарождаются естественные науки, в частности астрономия и геометрия, появляются первые философские системы. Под влиянием восточной архитектуры и скульптуры формируется греческое искусство;
Происходит становление греческого полиса - города-государства, давшего жизнь всем последующим демократиям мира => появление нового типа цивилизации, где процветали рыночная экономика, демократическое руководство и свободное развитие личности. Политически античная цивилизация начинается с полиса (города-государства), экономически– с агоры (рыночной площади), лимена (гавани с портом) и комы (деревни);
Греческая культура – цивилизация венчурных фирм. В городском хозяйстве превалируют мелкие (мастер, несколько учеников, 5 – 30 рабов) ремесленные мастерские – эргастерии. Крупных мастерских (100 – 120 рабов) немного. В сельском хозяйстве господствуют мелкие семейные фермы. Население самих полисов колеблется от тысячи до нескольких десятков тысяч человек. Политически активная часть полиса, состоящая из свободных и полноправных граждан, достигших 30 лет, еще меньше. Все они разбиты на множество партий, родовых и культовых объединений, увеселительных клубов, деловых товариществ, неформальных обществ, профессиональных корпораций;
Формируется единое сознание греков и появляется понятие «эллины», из разрозненных местных религий возникает целостная античная мифология;
Брак воспринимался с точки зрения практической пользы. Муж видел в жене в первую очередь мать своих детей и хранительницу очага, поэтому любовь здесь не имела приоритетного значения;
Зарождается культурный институт спортивных и музыкально-поэтических игр, которые греки посвящали своим богам: Олимпийские игры – спортивные состязания, посвященные Зевсу, Пифийские игры – спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах; Истмийские – в честь Посейдона;
Возникает первая философская система античности – натурфилософия, для которой характерны материализм и поиск объективных закономерностей: Фалес считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон (беспредельное), Гераклит Эфесский - огонь;
В литературе ведущая роль принадлежала эпическим жанрам: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Теогония» (т. е. родословная богов) и «Труды и дни» Гесиода. Постепенно лидерство переходит от эпоса к лирической поэзии. Внимание к человеку, его внутреннему миру, к событиям современной жизни характерно для творчества Архилоха, Сафо, Алкея, Феогнида Мегарского, Анакреонта. В качестве особого жанра оформляется басня, которую традиционно связывают с именем полулегендарного Эзопа;
В искусстве появляются два основных типа оди¬ночной скульптуры – обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой;
К VI веку оформляется архитектурный ордер в его дорическом (строгая, геометрически правильная капитель колонны) и ионическом (наряду с чисто функциональной несет и декоративную нагрузку) вариантах. Утверждается синтез архитектуры и скульптуры – храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи богов;
Керамика отличается богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления. Выделяется два типа техники: чернофигурная (Коринф) и краснофигурная (более сложная, Афины).
Классический период (480 – 323 до н. э.)
В скульптуре помимо мрамора широко используется бронза. Скульпторы переходят от статичности к динамике. Известные представители: Фидий (скульптуры украшали Парфенон), Мирон, Поликлет и Пракситель;
Культ здорового, крепкого тела: греки занимались гимнастикой, следили за личной гигиеной, волосами, делали прически, пользовались косметическими средствами.
Развивается театр. Создаются жанры трагедии (возник из культа Диониса) и комедии. В трагедиях использовались и переосмыслялись известные мифологические сюжеты и, реже, реальные исторические события, находили отражение особенности политической и духовной жизни общества. Главная задача трагедии – воздействовать на зрителя, который, сопереживая героям, испытывал катарсис (греч. «очищение»). Комедии в свою очередь отражали царящие в обществе настроения, касающиеся политической ситуации или взглядов на религию. Самые известные авторы трагедий: Эсхил «царь Эдип», Софокл «Антигона» и Эврипид «Медея»; комедии – Аристофан;
В V веке до н. э. получает развитие греческая историография. Геродот (484 – 425 до н. э.), написал «Историю», основным сюжетом которой были греко-персидские войны, история государства Ахеменидов, Египта и др., дал первое систематическое описание жизни и быта скифов. Фукидид (460 – 400 до н. э.) - «Историю Пелопоннесской войны», где впервые был применён научно-критический метод;
Классический период – время создания грандиозных архитектурных памятников, самым известным из которым считается афинский Акрополь. Он включал ряд сооружений – пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышался и главный храм Афин – Парфенон;
Греческая философия достигает наивысшего рассвета. Самые известные философы того времени – Сократ (родоначальник диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Цель его философии – самопознание как путь к постижению истинного блага), Платон (учил, что идеи (высшая среди них – идея блага) – вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи – подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис – воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) – побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство – иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники) и Аристотель (считается основоположником формальной логики, создателем силлогистики. Источник движения и изменчивого бытия – вечный и неподвижный «ум», нус (перводвигатель). Центральный принцип этики Аристотеля – разумное поведение, умеренность (метропатия). Человек – существо общественное. Наилучшие формы государства –монархия, аристократия, «политика» (умеренная демократия), наихудшие – тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства – подражание (мимесис), цель трагедии – «очищение» духа (катарсис).
В конце концов, в 338 году до н. э., после битвы при Херонее, Греция теряет политическую независимость и подчиняется македонскому царю Филиппу II – отцу Александра Македонского.
Эллинистический период (323 – 30 гг. до н. э.)
Эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского;
Развитие научные знаний (закон Архимеда, работы Евклида, Аристарха Самосского, доказавшего вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца и др.);
Создание библиотек (самая известная – Александрийская);
В эпоху эллинизма развивается филология: грамматика, критика текста, литературная критика и проч.;
Литература становится более разнообразной, но значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, продолжает развиваться реалистическая бытовая комедия, широкое распространение получают короткие драматические сцены из жизни обычных горожан – мимы;
Выдающиеся философские школы этого периода – эпикурейство (стремление к блаженству) и стоицизм (идеал добродетели - независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения являются апатия, бесстрастие).
II. Культура Древнего Рима
На формирование древнеримской культуры повлияли культуры:
А) этруссков (планировка храмов, латинский алфавит);
Б) греков
Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода:
—царский (VIII – начало VI века до н. э.);
—республиканский (510/509 – 30/27 гг. до н. э.);
—период империи (30/27 гг. до н. э. – 476 г. н. э.)
Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства – города Рима, который в I–III вв. до н. э. насчитывал от 1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум (площадь и рынок, центр культурной жизни), базилику (сооружение, внутреннее пространство которого разделялось рядами колонн на три или пять нефов. В них происходили судебные заседания, собирались граждане, вели свои дела торговцы и менялы. Здесь же могли располагаться и органы власти), термы (общественные бани), амфитеатры, храмы (самый известный – Пантеон - храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи), триумфальные арки (постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий), административные здания, конные статуи, школы и дороги;
Особенность культурной жизни Древнего Рима – гладиаторские бои, публичные казни и стравливание животных на потеху публике. Питательной почвой для этих жестоких зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из завоеванных земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счет грабительских войн;
Гений инженерной мысли древних римлян – создание бетона из которого строилось подавляющее число архитектурных произведений;
Отличительная чертой городов эпохи империи - наличие коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки).
Просвещение и наука
Обучение состояло из трех ступеней: начального, школы грамматики и школы риторики. В начальной школе учили читать, писать, считать. В средней школе учителя-грамматики преподавали греческий язык и семь свободных искусств – грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию и астрономию, а также архитектуру и медицину. Последняя ступень представляла собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия и философии. Владение риторикой было необходимым условием политической карьеры;
В отличие от греческой системы образования, римляне выдвинули на первый план право, языки, литература и история. Уроки музыки и гимнастики заменялись верховой ездой и фехтованием. На высшей ступени особое внимание, в отличие от Греции, уделялось не философии, а риторике;
Большое значение придавалось географическим знаниям, медицине и истории. Появляются трактаты Страбона, Птолемея. Особенно большой вклад в развитие историографии знания внесли Тацит и Тит Ливии. К этому времени относится деятельность греческого писателя и философа Плутарха (главное сочинение - «Сравнительные жизнеописания»);
Широкое развитие получает юриспруденция; именно в Риме возникает «Римское право».
Литература
Пишутся анналы (летописи) на греческом языке;
Развивается римская поэзия. Яркие представители: Лукреций, Гораций, Овидий, Вергилий;
Римляне заимствуют у греков театральные жанры, в основном комедию. Крупнейшими римскими комедиографами были Плавт (250 – 184 до н.э.), Теренций (190 – 159 дон. э.). В заимствованные у греков сюжеты и ситуации они внесли колорит римской жизни. Ими были созданы комедии нравов, в которых отражена повседневная жизнь и основные типажи римского общества. Жанр высокой трагедии с ее идеями трагической вины и неизбежного рока, у римлян не получил развития.
Скульптура и живопись
Римляне охотно копировали греческие образцы скульптуры. В большинстве случаев именно эти римские копии, а не греческие подлинники, дошли до наших дней;
Оригинальность римских художников отразилась в индивидуальных скульптурных портретах, точно передающих внутренний мир человек;
Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, пейзажные зарисовки. Также художники часто изображали сцены из повседневной жизни и натюрморты;
Наиболее распространенным видом искусства была мозаика и обработка драгоценных металлов и бронзы;
Римляне использовали искусство не для выражения возвышенных чувств и идей, а больше для демонстрации богатства, престижа, статуса.
Религия
Римская религия прошла в своем развитии несколько стадий:
Язычество, поклонение видоизмененным греческим, и, в меньшей степени, этрусским богам;
Увлечение языческими культами, пришедшими с Востока;
Победа христианства, которое в 4 веке, после разделения Римской империи на Западную и Восточную, приняло конкретные очертания католицизма.
Древнейшие религиозные представления римлян были связаны с земледельческими культами обожествления природы, культом предков и другими магическими ритуалами, исполняемыми главой семейства. Затем государство, взяв на себя организацию и проведение ритуалов, создало официальную религию, которая изменила прежние представления о богах.
Во главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны Марс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (жена Юпитера, хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел). Их считали защитниками государства, и их святилища на Капитолии стали центрами государственного культа. В богах римляне персонифицировали природные и общественные явления, а также абстрактные понятия, например, Фортуна Удача, Виктория Победа и т. п.
Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу «до ут дэс» – «я даю, чтобы ты дал мне». Между богами и людьми устанавливались почти такие же отношения, как между клиентами и товаропроизводителями. Несмотря на это, римской религии присуща сложная обрядовость, которая потребовала многочисленных специалистов, отсюда – развитие жречества. Жрецы, которых выбирали из числа граждан, были организованы в религиозные коллегии, важнейшими из которых были коллегии понтификов и авгуров, насчитывавшие по 16 членов. Римское жречество было более многочисленно, дифференцированно и авторитетно, чем греческое. Жреческие коллегии, обладавшие огромной властью, пытались вести себя наподобие политических партий, активно участвуя в борьбе за влияние на государственные дела.
Музыкальная культура античности
Наивысший расцвет - V веке до н. э.;
Музыке придавалось государственное, а в Спарте также и военное значение. Составной частью праздничных народных действ, связанных с земледельческими работами, сбором урожая и прославлением богов, являлось пение с плясками. Из них позднее возникла классическая афинская трагедия;
Песни имели особые наименования, указывавшие на их жанровую разновидность: свадебные – гименеос, хвалебно-гимнические с пляской - пеанос, песни гуляк – коммос и др. В народной песенности сло¬жились первоначально те лады – дорийский, фригийский, лидийский, – которые в дальнейшем составили основу музыкальной системы;
В героический период (XI – VII вв. до н, э.) наибольшей популярностью пользовалось искусство странствующих певцов-сказителей – аэдов и рапсодов, самым прославленным из которых был Гомер;
К VII – VI векам до н. э. относится возникновение гражданской лирики: хоровой и сольной, философской и любовной;
Активную художественную роль музыка играла в трагедии. Театр имел две площадки. Одна – сцена – предназначалась для актеров, другая – орхестра –для хора из 12–15 человек – мужчин, исполнявших свои песни в унисон, обычно в сопровождении авлоса. Музыка призвана была выражать те чувства и мысли, которые драматург стремился вызвать у зрителей;
Великие мыслители античности Гераклит, Демокрит, Пи¬фагор, Платон и Аристотель заложили основы современной музыкальной теории. Пифагор (VI в. до н. э.) первым в Европе открыл основы музыкальной акустики и установил так называемый «пифагорейский строй». Платон (V – IV вв. до н. э.) заложил основы греческой теории ладов, разрабатывал проблемы общей и музыкальной эстетики.
Значение античной культуры
Античная культура заложила основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия;
Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.
Эссе
Какой вклад в развитие европейской культуры внесли древнегреческая и древнеримская цивилизации?
Как известно, мировая история берет свое начало на Востоке – месте возникновения первых человеческих цивилизаций. Цивилизации Древнего Востока характеризуются сильным влияние государства на жизнь общества, наличием родовой общины, деспотичной власти правителя и почти полным отсутствием частной собственности. В противовес этому, на Западе, стал развиваться абсолютно другой, так называемый «античный мир», отличительными особенностями которого было наличие демократических свобод, более светский характер культуры, основополагающая роль частной собственности. К «античному миру» исследователи относят прежде всего древнегреческую и древнеримскую цивилизации, оказавшие сильнейшее влияние на европейскую цивилизацию. Но в чем именно проявляется это влияние? Какой вклад в развитие европейской культуры внесли древнегреческая и древнеримская цивилизации? На этот вопрос мы и постараемся ответить в нашей работе.
Во-первых, Западная Римская империя завоевала огромное количество территорий и, так или иначе, оказывала влияние на коренное население, вследствие чего общим для подвластных Риму народов становится вульгаризованный латинский язык, основа романских языков и язык ученых средних веков и Возрождения. Племена, ранее не имевшие письменности, и такие, у которых письменность служила делу магии, приобщаются к латинской письменности, грамотность распространяется вширь.
Во-вторых, после падения в 476 г. н. э. Западной Римской империи, все достижения античного мира достаются варварским племенам, которые в дальнейшем сформируют европейские государства и европейскую цивилизацию в целом. Стоит отметить, что «наследство» античного мира было довольно внушительным: это и готовая инфраструктура, и богатая культура, и огромный багаж знаний в различных сферах жизни. Так, античные технологии активно использовались как в земледелии, так и ремесле. Сохранялись созданные греческими и римскими механиками машины для подъема и переноски тяжестей, насосы для перекачивания воды, водяные мельницы, широко использовался главный строительный материал римлян — кирпич. Выработанные римскими архитекторами методы сооружения сводов, куполов, колоннад использовались при возведении церквей и общественных зданий романского стиля, временно забытую технику изготовления оконного стекла к началу XI в. широко применяли при создании церковных витражей. Кое-где продолжали использоваться римские мосты и дороги, облегчавшие не прерывавшиеся, хотя и ослабевшие связи между отдельными районами. Не прекращалась и чеканка монеты, которая также была одним из достижений античного мира. Уже первые варварские короли издавали свои законы и постановления, основываясь на традициях римского права, легшего в основу всей европейской юриспруденции. Там, где пережитки античных отношений были наиболее сильны, развивалось товарно-денежное хозяйство со всеми вытекающими последствиями, например, с переводом крестьянских повинностей в денежные, что способствовало освобождению крестьян от крепостной зависимости, развитию городов. В области медицины на все последующие века сохранилась даваемая врачами «клятва Гиппократа», определяющая врачебную этику, а в области культуры европейцам осталось огромное количество трудов выдающихся греческих и римских политиков, историков, богословов. Немаловажную роль на европейскую культуру оказали также философские античные школы.
Перечисленный нами список отражает далеко не все достижения античного мира, которые повлияли на европейскую цивилизацию. Причем это влияние ощущается до сих пор: мы с удовольствием перечитываем памятники античной литературы и смотрим фильмы, в основу которых положены греческая и римская мифология, посещаем театры, изучаем достижения античных ученых в школе и используем гениальные достижения древних греков и римлян как в быту, так и на производстве. Античная культура – это яркий росчерк в истории мировых цивилизаций. Во многом именно из-за древнегреческой и древнеримской цивилизации мы знаем наш мир таковым, какой он есть на сегодняшний день.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!