это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2083234
Ознакомительный фрагмент работы:
Теория человеческого капитала возникла благодаря потребностьи более глубокого понимания действия факторов производства, в частности природы необычайно высокой доли изменений совокупного выпуска, не объясненной количественным приростом используемых факторов производства – труда и капитала, а также необходимостью предложить универсальную трактовку феномена неравенства доходов.
Экономический подход к человеческому поведению получил распространение благодаря двум нобелевским лауреатам – Т. Шульцу и Г. Беккеру. В научный оборот было введено понятие "человеческий капитал" - совокупность качеств, навыков, способностей и знаний человека, используемых им в производственных (для получения дохода) либо потребительских целях. Этот капитал называется человеческим , потому что воплощен в личности человека; он является капиталом, потому что служит источником или будущих доходов, или будущего потребления, или и того, и другого вместе.
Человеческий капитал, так же как и физический капитал, представляет собой благо длительного пользования, но он может морально устаревать, физически изнашиваться, причем морально устаревать он может еще до того, как произойдет его физический износ, его ценность может расти и падать в зависимости от изменений в предложении взаимодополняющих производственных факторов и в спросе на их совместные продукты.
Отличие человеческого капитала от физического капитала состоит в неотделимости от носителя. Сам носитель человеческого капитала не может быть предметом купли-продажи, по крайней мере, в современном обществе. Его можно только арендовать, т.е. привлечь к работе по договору трудового найма.
Различаются следующие виды человеческого капитала. Общий человеческий капитал – это знания и навыки безотносительно к тому, где они были получены, они могут быть использованы и на других рабочих местах. Специфический человеческий капитал – это знания и навыки, имеющие ценность там, где они получены. Также человеческий капитал может быть положительным и отрицательным. Положительный человеческий капитал определяется как накопленный человеческий капитал, обеспечивающий полезную отдачу от инвестиций. Отрицательный человеческий капитал – часть накопленного человеческого капитала, не дающая какой-либо полезной отдачи от инвестиций.
Отдача от человеческого капитала может рассматриваться в различных измерениях. Денежная форма отдачи означает более высокие заработки работников с более высоким образованием, неденежная форма отдачи – приобретение возможности более интересного потребления, например классической музыки. На практике в основном оценивается денежная отдача на человеческий капитал, что позволяет рассматривать полученные таким образом оценки эффективности лишь как минимально возможные.
Поговорим о культурном капитале. Тогда как экономический обмен и отношения основаны на выгоде и эгоизме, культура рассматривается как незаинтересованность, ценность сама по себе, имеющая свое оправдание в эстетических ценностях. Культура, в своих высоких проявлениях, и экономика соотносятся как сакральное (священное) и профанное (мирское).
Культурный капитал, согласно Бурдье, это различные культурные преимущества человека или группы, которые могут быть переведены в экономическую выгоду. Бурдье выделил три формы (состояния) культурного капитала: воплощенный капитал («культура в головах») — то, что Бурдье называл «долговременными состояниями ума и тела» человека. Сюда относятся знания, умения, манеры человека; объективированный капитал («культура в вещах») — сюда относятся предметы культуры, такие как книги, картины, одежда и др.; институционализировапиый капитал — это культура, выраженная в символах признания общества, таких как различные дипломы, сертификаты, звания и др.
Габитус — понятие, введенное Бурдье для обозначения каждодневных привычных практик и убеждений, принятых в определенной социальной среде. Индивиды являются одновременно продуктами и творцами своего габитуса. Габитус имеет качества как привычки, так и среды, в которой эта привычка формируется. Однако габитус принципиально отличается от простой привычки как повторяющегося поведения, например привычки петь в ванной. Габитус — это генерирующая способность, предрасполагающая нас думать и действовать определенным образом. Габитус представителей различных социальных групп проявляется в различных аспектах их образа жизни: какие книги они читают, что они пыот, где проводят отпуск и др. Хотя эти вещи социально произведены и распределены, они проявляются и используются как «естественные». Недаром Бурдье называл габитус второй природой человека.
Используя понятие «культурный капитал», Бурдье показывает, что культура, несмотря на свою неутилитарность, в конечном счете выполняет экономическую функцию и действует так же, как экономический капитал, «покупая» социальные преимущества для определенных групп. Экономические преимущества могут быть переведены в социальные преимущества и, как семейный габитус, могут быть переданы следующему поколению. Поскольку габитус воплощен в нас (нашем сознании и психологии — как мы говорим и двигаемся, как мы думаем), будучи единожды приобретенным, он, в отличие от экономического капитала, не может быть отделен от нас.
Подход Бурдье отличается от натуралистического подхода не только потому, что он отдает предпочтение культуре, но и потому, что он рассматривает культуру как фактор, превращающий пас из природных в социальные существа. Несмотря на это, подход Бурдье имеет недостатки, схожие с недостатками натуралистического подхода.
Как мы уже отмечали, Бурдье выводит культурный капитал из экономического капитала. Так же как натуралисты сводят социальные различия людей к различиям в IQ, Бурдье сводит их к различиям в габитусе, и хотя габитус — более сложная вещь, он «действует» схожим с IQ образом, выстраивая людей в линейном порядке. Габитус является своего рода культурным эквивалентом генетического кода (IQ). Будучи во многом сформированным в родительском доме, он не предполагает каких-либо существенных вариаций в последующей жизни человека.
Социальный капитал является показателем состояния современного общества, его инновационного потенциала, экономического благосостояния, а также представляет собой важную доминанту жизни отдельно взятой семьи. Именно его ресурсы она может использовать для своего экономического роста, повышения социальной позиции в стратификационной структуре. П. Бурдье выделил три основных вида капитала: экономический, который конвертируется в деньги и права собственности; культурный — в экономический капитал и образование; социальный, как и культурный, — в экономический капитал. Конвертация социального капитала происходит посредством его основных компонентов: социальных сетей, социальных норм и доверия.
П. Бурдье отмечал, что знакомства, признание окружающих помогают человеку пользоваться их доверием. Объем социального капитала на основе доверия измеряется объемом других форм капитала (экономического, культурного, символического), которыми в свою очередь обладают индивиды, объединенные данной социальной сетью.
Дж. Коулман выделил четыре типа капитала: физический, финансовый, человеческий и социальный. По его мнению, социальный капитал присутствует во взаимоотношениях индивидов, формируется на основе доверия людей друг к другу. Иными словами, он возникает на основе связей с другими людьми и облегчает их совместную деятельность.
В условиях постиндустриального общества ключевыми становятся так называемые проблемы человеческого развития, инвестиций в человеческий капитал. По признанию многих экономистов, человеческий капитал во всех развитых странах сейчас определяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. В середине XX века в работах Г. Щульца и Г. Беккера была обоснована «концепция человеческого капитала», трактуемого в качестве единства знаний и квалификации, одновременно выполняющего функции и «средства производства» и «предмета длительного производства».
Как утверждают многие экономисты, концепция человеческого капитала базируется на том, что одной из главных форм богатства выступают материализованные в человека знания, его способности к созидательному труду, вложенные средства в здоровье человека, а также накопленные научные знания, материализованные, в новой технологии. Теоретики концепции человеческого капитала рассматривают созидательные способности индивида как капитал, который подобно физическому капиталу приносит будущие доходы.
Человеческий капитал, прежде всего, формируется в семье после соответствующей подготовки, обучения, вложения в него определенных инвестиций. Именно семья вкладывает большие средства на рождение и воспитание детей, образование и квалификацию, здоровье и культуру. В структуру человеческого капитала включаются такие элементы, как врожденные способности и таланты, знания и учения, навыки, приобретенные в процессе воспитания. Человеческий капитал - капитал в виде умственных способностей, приобретенных в процессе обучения и образования или посредством практического опыта. Как указывал А. Маршалл, общая способность в большой мере зависит от окружения человека в детском и юношеском возрасте. Здесь первейшее и наисильнейшее влияние оказывает мать. Далее следует влияние отца, других детей, а в некоторых случаях и слуг. Семья является фундаментом формирования человеческого капитала. Более того, уровень образования родителей, особенно матери, их уклад жизни способствуют дальнейшим успехам, здоровью детей.
Семья, прежде всего, выполняет функцию социализации или воспитательную, которая заключается в подготовке детей к полноценной жизни в обществе. Развитие и функционирование человеческого капитала первоначально происходит за счет воспитания и образования в семье и образовательных учреждениях, затем в вузах. Все составляющие человеческого капитала приобретаются и увеличиваются посредством инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка с тем, чтобы эти затраты многократно компенсировались возросшим потоком доходов в будущем, если не для семьи в целом, так и для самого ребенка. Следовательно, семья несет издержки, необходимые для физического формирования человека, издержки воспитания детей, которые представляют собой инвестиции, так как уменьшают текущие затраты на потребление родителей, их еще называют «эффект их воздержания». Действительно, велико влияние семьи и окружающей обстановки, поэтому оздоровление и благосостояние семьи, образование, здоровье детей и молодежи, вложения в человеческий капитал становятся первоочередной задачей.
Помимо семьи, государство также вкладывает огромные средства в воспитание и обучение молодых людей. Таким образом, человеческий капитал - это накопленные интеллектуальные, умственные, эстетические способности человека, которые создаются длительное время за счет инвестиций.
В каждом из нас пересекаются все виды человеческого капитала. Главным моментом в данном вопросе для человека, является умение пользоваться капиталом, умножать его и передавать дальше. У каждого из нас есть определенные умения, знания и навыки, социальные связи и все то, что можно отнести к своему капиталу. Главное, научиться пользовать и монетизировать свой капитал. Фундамент всегда закладывает семья. Именно в семье мы получаем первые знания, первые умения и навыки. Следовательно, именно семья должна учить нас умножать и сохранять свой капитал. Без человеческого капитала экономика семьи не сможет справляться со всеми трудностями и выживать в экономических законах. Поэтому, необходимо всегда развивать свой человеческий капитал и помогать в его развитии каждому члену семьи.
Сегодня развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие чувством ответственности за судьбу страны. В этом процессе велик вклад семьи в образование детей, в подготовке их к быстро меняющимся условиям жизни, развивать современный тип мышления в связи с возникновением глобальных проблем.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!