это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2084956
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение…………..……………….…………....…………………….… 3
1. Врачебный контроль за спортсменами...…………………….…….. 4
2. Принципы организации врачебно-педагогического контроля
за занимающимися физической культурой и спортом...………………….. 10
Заключение...……………….………..................................................... 11
Список литературы………....……………………………...……...….. 12
Введение
Важнейшие в социальном плане оздоровительная и воспитательная функции физической культуры могут быть обеспечены лишь при условии рациональной системы занятий и гигиенического режима, регулярного контроля за здоровьем занимающихся, эффективной организации научно-медицинского обеспечения.
Знание врачом закономерностей изменений организма в связи с занятиями спортом необходимо для правильной диагностики здоровья и функционального состояния спортсмена, тем более, что при нерациональных занятиях (несоответствии нагрузок подготовленности, возрастным и индивидуальным особенностям занимающихся), нарушениях режима тренировки возможны и неблагоприятные влияния, развитие личных пред- и патологических состояний. Своевременное выявление и предупреждение таких состояний, умение отдифференцировать их от закономерных адаптивных изменений тренированного организма – весьма важная и не всегда легкая задача. Успешное выполнение указанной работы требует глубоких и разносторонних знаний врача в области теории и методики физического воспитания, физиологии спорта, спортивной медицины, функциональной диагностики, травматологии и ряда других смежных медицинских специальностей.
Разумеется, охватить все стороны этой деятельности в рамках одного реферата невозможно, да и незачем.
Цель исследования достигается через раскрытие содержания, функций и методики врачебного контроля, через анализ способов диагностики и наблюдения за физиологическими изменениями в организме лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
1. Врачебный контроль за спортсменами
Врачебный контроль за юными спортсменами имеет особенности, обусловленные как анатомо-физиологическими характеристиками организма, так и воздействием на него занятием спортом. Организм юных спортсменов развивается в соответствии с теми же закономер- ностями, что и у их сверстников, не занимающихся спортом, однако в итоге систематических занятий физическими упражнениями он обретает ряд отличительных свойств: оказываются выше его работоспособность, уровень функциональных возможностей и тренированность.
Возрастное становление морфологических признаков, функциональных параметров и двигательных функций происходит в организме юных спортсменов неравномерно, волнообразно. Периоды усиленного роста, сочетающиеся со значительной активностью энергетических и обменных процессов, сменяются периодами замедленного роста, сопровождающимися наибольшим накоплением массы тела и преобладанием процессов дифференцировки. Такая неравномерность развития обусловлена генетическими и средовыми факторами.
На определенных этапах возрастного развития детей младшего школьного возраста возрастают сила и подвижность нервных процес- сов, усиливается внутреннее торможение, в результате чего взаимодействие процессов возбуждения и торможения характеризуется большей уравновешенностью, чем у дошкольников.
В этом возрасте приобретается способность овладевать технически сложными формами движений. Это обусловлено тем, что в возрасте 7-8 лет высшая нервная деятельность уже достигает достаточно высокой степени развития. Наряду со способностью вырабатывать сложные дифференцировки отмечается слабая устойчивость к воздействию внешних агентов. Дети с трудом изолируют отдельные движения, составляющие часть двигательного акта, которые не вызывают у них интереса, теряют прикладную ценность и быстро утомляют. Хорошо переносятся лишь кратковременные скоростносиловые упражнения. Только в 7-8 лет начинается формирование симметричной координации движений. В возрасте от 7 до 10 лет морфологические особенности опорно-двигательного аппарата (высокая эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночника) создают благоприятные предпосылки для воспитания гибкости и ловкости. Этому способствуют пластичность центральной нервной системы и интенсивное развитие двигательных анализаторов. Тренировка оказывает отчетливое влияние на динамику таких функциональных показателей физического развития, как жизненную емкость легких, силовые показатели и соотношение мышечной и жировой массы тела.
Подростковый возраст совпадает с пубертатным скачком роста и физического развития. Начало этого процесса приходится у девочек на 11-12 лет, а у мальчиков - на 13-14 лет. В процессе полового созревания различают 3 фазы: препубертатная, частично представленная изменениями, характерными для предшествующего периода, собственно пубертатная, которая выражается в усиленном половом развитии и внешнем проявлении его признаков, и постпубертатная, связанная с завершением полового созревания и продолжающаяся в старшем школьном возрасте. У юных спортсменов динамика изменений таких основных показателей физического развития, как рост, масса тела, окружность грудной клетки, находятся в большей зависимости от естественного процесса возрастного развития, чем от воздействия тренировки.
В подростковом возрасте создаются морфологические и функциональные предпосылки для овладения практически любым видом движений. Однако даже при достаточном физическом развитии у некоторых подростков может наблюдаться отставание в созревании отдельных физиологических систем как индивидуальная особенность. Совершенно очевидно, что чем выше степень половой зрелости и связанный с этим более высокий уровень развития функциональных систем в данном возрасте, тем при прочих равных условиях будет выше и физическая работоспособность детей. Это необходимо учитывать при выполнении ими тренировочных и соревновательных нагрузок.
Экономизация вегетативных и других функций организма в состоянии мышечного покоя - один из наиболее типичных признаков тренированности как у взрослых, так и у юных спортсменов. Это обеспечивает наиболее экономный режим метаболических процессов в состоянии покоя и высокий уровень работоспособности при физической нагрузке. Однако в силу повышения реактивности организма у юных спортсменов до 14-летнего возраста определяется только более или менее выраженная тенденция к экономизации функций. У спортсменов младшего школьного возраста наблюдаются значительные, но менее выраженные сдвиги, чем у подростков и юношей, не только из-за еще невысокой реактивности их организма, но и в связи с тем, что дети при нарастании утомления бессознательно снижают интенсивность нагрузки, не имея возможности преодолеть это состояние. Более старшие дети благодаря волевому усилию и большей устойчивости организма к изменениям, связанным с утомлением, иногда продолжают выполнять нагрузку на пределе своих возможностей.
В связи с тем что нередко сроки возрастных этапов биологического развития не всегда совпадают с календарным возрастом, спортивный врач должен учитывать как календарный (паспортный) возраст, так и так называемый биологический возраст. Биологический возраст оценивают по комплексу показателей: физическому развитию (длина и масса тела и т.д.), срокам окостенения скелета (костный возраст), типу соматического статуса, степени полового созревания и др. Определение типа соматического статуса включает оценку длины и массы тела, оценку окружности грудной клетки и оценку стадий развития признаков полового созревания. С учетом полученных показателей обследуемых подразделяют на макро-, мезо- и микросоматиков в зависимости от суммы сигмальных отклонений этих признаков от стандартов физического развития. Если сумма сигмальных отклонений составляет от 21 до 16 баллов, то спортсмена относят к макросоматическому типу, от 15 до 11 баллов - к мезосоматическому, от 10 до 8 баллов - к микросоматичесому. Дефинитивные стадии развития вторичных признаков обозначают символом А, ювенильные - В, отсутствие этих признаков - С. Отсюда различают 9 типов соматического статуса юных спортсменов: макросоматические А, В, С, мезосоматические А, В, С и микросоматические А, В, С. Акселерация характеризуется ускоренным физическим развитием, более ранними сроками полового созревания, увеличением размеров тела. Дети с таким типом развития называются - акселераты (ускоренно развивающиеся).
Ретарданты - дети, развивающиеся медленно, отстающие в физическом развитии и половом созревании. При этом следует учитывать, что нередко один и тот же календарный возраст объединяет разный в биологическом отношении контингент детей.
Спортивный врач составляет диагностическую программу в зависимости от вида спорта, физического развития спортсмена, его биологической зрелости, психологического статуса, физической работоспособности, а также результатов клинико-функционального обследования и проведенного тестирования физиологических систем и функций.
Основными особенностями (отличиями от взрослого организма) функционального обеспечения мышечной работы в детском возрасте являются:
1) относительно небольшой диапазон резервных возможностей как вегетативных, так и метаболических систем организма;
2) относительно невысокая эффективность систем вегетативного обеспечения; при этом под эффективностью понимают отноше- ние конечного результата к затратам на него;
3) относительно невысокий уровень анаэробно-гликолитического компонента физической работоспособности, т.е. работоспособности в упражнениях с предельным временем работы 0,5-3 мин.
В практике работы с детьми принято деление на возрастные группы: до 7 лет - дошкольная группа, от 7 до 11 лет - младшая группа, от 12 до 15 лет - средняя группа, от 16 до 18 лет - старшая группа.Подходы к тестированию детей и подростков принципиально не отличаются от применяемых при тестировании взрослых людей. Однако некоторая разница имеется.
1. При степэргометрическом тестировании необходимо применять ступеньки различной высоты в зависимости роста детей. Однако в качестве критерия соответствия рекомендуется использовать длину ноги, что обеспечивает большую адекватность в предъявлении нагрузки и при последующем сравнении результатов тестирования.
2. Тесты, используемые для массового определения максимального уровня аэробной мощности, должны быть простыми и нетрудоемкими для подростков. Для этого приемлемы тесты, предназначенные для определения МПК в т.н. полевых условиях, с использованием беговых нагрузок. Основанием для их широкого применения служит то обстоятельство, что уровень МПК
К числу важнейших мероприятий в подготовке юных спортсменов, обеспечивающих сохранение здоровья и повышение спортивных результатов, относятся разработка и эффективная реализация комплексной системы профилактики. Под профилактикой понимается система государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезней. Она включает первичную профилактику - систему социальных, медицинских, гигиенических и воспитательных мер, направленных на предотвращение заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения и развития, а также на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды и вторичную профилактику, нацеленную на раннее выявление заболевания, предупреждение рецидивов, предотвращение развития болезненного процесса и возможных его осложнений.Комплексная система профилактики базируется на данных медицинского контроля, представляющих информацию о состоянии здоровья, функциональном состоянии, ранней диагностике предпатологических и патологических процессов в организме и опорнодвигательном аппарате, а также на своевременном и направленном лечении выявленных заболеваний и травм. Она включает систему восстановления и реабилитации и помогает осуществлять направленную коррекцию всех средств подготовки (медицинских и педагоги- ческих) для обеспечения достижения запланированных спортивных результатов и выполнения программ учебных нагрузок.
Комплексная система профилактики, сохранения здоровья и повышения уровня функциональной подготовленности юных спортсменов должна включать медицинский контроль в годичном тренировочном цикле подготовки юных спортсменов (углубленное диспансерное обследование, этапное комплексное обследование, текущие наблюдения), а также лечебно-профилактические мероприятия: лечение острых и предупреждение обострения хронических заболеваний, реабилитационные мероприятия, профилактические мероприятия в весенне-зимний период (вакцинация, УФ-облучение, иммунокоррекция).2. Принципы организации врачебно-педагогического контроля за занимающимися физической культурой и спортом
Медицинское обеспечение спортсменов предполагает проведение следующих видов обследований:
– первичного;
– ежегодных углубленных;
– дополнительных;
– этапного, текущего и срочного контроля, включая врачебно-педагогические наблюдения.
Основной целью первичного обследования является оценка при допуске к занятиям спортом состояния здоровья (с позиции существующих в этом плане нормативных документов, а также эндогенных и профессиональных факторов риска), уровня физического развития (в том числе степени полового созревания, когда речь идет о детях и подростках), функциональных возможностей ведущих систем организма и общей физической работоспособности.Ежегодные углубленные медицинские обследования проводятся 2 раза в году. Их основной целью является оценка состояния здоровья спортсменов, уровня физического развития (в том числе степени полового созревания, когда речь идет о юных атлетах) и функционального состояния ведущих систем организма.
Дополнительные медицинские обследования проводятся после перенесенных заболеваний и травм, длительных перерывов в тренировках, по просьбе тренера или спортсмена. Их основная цель, в принципе, совпадает с целью углубленных медицинских обследований.
Заключение
Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют сохранению и укреплению здоровья, предупреждению заболеваний, повышению устойчивости человека в экстремальных условиях. Это особенно существенно в условиях современной жизни, когда широкое применение техники, автоматизации во всех сферах жизни человека привело к сокращению доли физической работы, снижению двигательной активности человека.
Подсчитано, что люди, регулярно занимающиеся физическими упражнениями, в 2-3 раза реже болеют сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями, имеют меньше потерь дней трудоспособности, легче переносят изменения условий окружающей среды, менее восприимчивы к стрессам.
Но физкультура и спорт приносят пользу только в тех случаях, когда их организация поставлена на твердую научно-медицинскую основу. Физические упражнения благотворно влияют на организм только в том случае, если занятия проводятся с соблюдением соответствующих методических требований, с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и состояния их здоровья.
Врачебный контроль и обеспечивает соблюдение таких условий.
В настоящей работе в сжатом виде изложены основные аспекты организации врачебного контроля состояния лиц, занимающихся физической культурой и спортом: как на этапе их допуска к занятиям, так и в процессе осуществления тренировок (соревнований). По совокупности полученных результатов цель реферата следует считать достигнутой , а частные задачи исследования решенными.
Вместе с тем, считать данную тему закрытой преждевременно. Автор считает целесообразным ее дальнейшее развитие , особенно в методической части (поиск новых средств, способов и приемов врачебного контроля).
Список литературы
1. Eulenburg, А. Реальная энциклопедия практической медицины / Eulenburg А.. - М.: СПб: Медицина. Журнал Практическая медицина' (В.С. Эттингеръ)', 2017. - 55 c.
2. Авдеева, Т. Г. Введение в детскую спортивную медицину / Т.Г. Авдеева, Л.В. Виноградова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 98 c.
3. Александер Психосоматическая медицина. Принципы и применение / Александер, Франц. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. - 90 c.
4. Ангел, Светлана Гимнастика в гамаке для начинающих. Новый вид упражнений в спортивном гамаке-тренажере для физического здоровья, красоты и совершенства / Светлана Ангел. - М.: Роса, 2013. - 94 c.
5. Бонди, Г. Гипотезы и мифы в физической теории / Г. Бонди. - М.: [не указано], 2014. - 69 c.
6. Горелкин, В.Н. Избранные главы физической кинетики / В.Н. Горелкин, В.П. Минеев. - М.: [не указано], 2019. - 62 c.
7. Дубровский, В. И. Спортивная медицина / В.И. Дубровский. - М.: Владос, 2015. - 62 c.
8. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина / В.А. Епифанов. - М.: Медицина, 2014. - 84 c.
9. Зейлигер, М. Л. Материалы для исследования физического развития учащихся в начальных школах г. Петрозаводска. Диссертация на степень доктора медицины / М.Л. Зейлигер. - М.: Типография Штаба Отдельного Корпуса Жандармов, 2013. - 99 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!