это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2087949
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение…………..……………….…………....…………………….… 3
Глава I. Примеры современного состояния информации в
лесном хозяйстве……………………………………………………...………. 4
1.1 Информатизация в лесном хозяйстве на примере
МСАУ «Екатеринбургское лесничество»……………………………..……. 4
1.2 Модель информатизации лесного хозяйства Томской области... 6
1.3 Информатизация лесного хозяйства………..……………………. 10
Глава II. Современное состояние информации в лесном хозяйстве……... 12
2.1Задачи и цели информатизации в лесном хозяйстве…....…..…... 12
2.2 Научное и учебно – методическое обеспечение…………….….. 16
2.3 Федеральная служба лесного хозяйства России…………….….. 18
Заключение...……………….………..................................................... 20
Список литературы………....……………………………...……...….. 21
Введение
Благодаря развитию средств вычислительной техники все большее значение в лесной отрасли приобретают автоматизированные системы. Эти системы содержат аппаратные средства и программное обеспечение, которые позволяют автоматизировать рутинную часть работы специалистов лесного хозяйства. В отрасли накоплен значительный опыт применения математических методов, персональных компьютеров и информационных систем, но нет учебников и учебных пособий, отражающих область информатики. Дисциплина "Информационные технологии в лесном хозяйстве" – это новое направление в компьютерной подготовке специалистов лесного хозяйства.
Современное лесное хозяйство характеризуется многоцелевой направленностью, существенным возрастанием роли экологических факторов и социальной роли лесов. Лесное хозяйство – управляющая система, а лесные ресурсы выступают как объект управления. Лес – сложная живая система. Чтобы управлять сложным объектом, необходимо освоить современные подходы и инструменты. Инструментами управления служат средства вычислительной техники и автоматизированные системы. Под автоматизацией понимается "применение технических средств, математических методов и систем управления, освобождающих человека частично или полностью от непосредственного участия в процессе получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов и информации" все это сейчас получило название "информационные технологии". В зависимости от степени автоматизации, например, процесса сбора, обработки и анализа лесоводственной информации системы подразделяют на автоматизированные и автоматические.
Глава I. Примеры современного состояния информации в лесном хозяйстве
1.1 Информатизация в лесном хозяйстве на примере МСАУ «Екатеринбургское лесничество»
Лесное хозяйство управляющая система, а лесные ресурсы выступают как объект управления. Лес сложная живая система. Чтобы управлять сложным объектом, необходимо освоить coвременные подходы и инструменты. Инструментами управления служат средства вычислительной техники и автоматизированные системы. Под автоматизацией понимается «применение технических средств, математических методов и систем управления освобождающих человека частично или полностью от непосредственного участия в процессе получения, преобразования. передачи и использования энергии, материалов и информации» (Ефремова, 2000).
Конкуренция, увеличение числа опытных специалистов и повышенные требования к качеству заставляют руководителей автоматизировать производство, внедрять новые приборы для облегчения условий работы и повышения точности. Данная тенденция прослеживается и в лесном хозяйстве, где внедряются новые современные средства сбора и обработки данных.
Рассмотрим использование современных информационных технологий и приборов на примере муниципального специализированного автономного учреждения «Екатеринбургское лесничество».
В МСАУ «Екатеринбургское лесничество» для получения информации используются следующие программы:
- SAS Планет – для получения привязанных снимков;
- ГИС "Лесфонд" – для получения тематической информации по объекту управления;
- публичная кадастровая карта – для определения границ объектов;
- система дистанционного мониторинга лесных пожаров «Лесохранитель» - для получения оперативной информации в случае возникновения пожаров на территории лесничества;
- модуль Городские леса на базе ГИС «ИнГЕО» − учет объектов управления (лесных выделов и парков), учет мероприятий и работ, выполняемых лесничеством в отношении лесов и парков, учет малых архитектурных форм (скамеек, урн и других объектов), учет документов, предоставление информации о пространственном положении парков, выделов, мероприятиях в графическом виде.
В процессе работ используются следующие лесотаксационные приборы: высотомер NEC и нитяной длиномер Walktax фирмы Haglof.
Для ориентирования на местности работники применяют GPS навигаторы GARMIN MONTANA 650.
В пожароопасный период в «слепых» зонах (территория лесничества, непросматриваемая с видеокамер) на патрулирование выходит специалист с квадрокоптером DJI Phantom 3 Advanced, для раннего выявления очагов пожаров в городских лесах.
Специалисты, работающие в лесном хозяйстве, должны обладать высокими знаниями, но и достаточной компьютерной грамотностью, что позволит использовать все возможности программ и приборов и с минимальными затратами времени качественно выполнять поставленные перед ними задачи.
1.2 Модель информатизации лесного хозяйства Томской области
Информатизация современной лесной отрасли, является актуальной и важной составляющей требующей к себе особого внимания. Ежедневно растущие потоки поступающей информации в органы государственной власти, необходимость формирования большого количества аналитических отчетов, содержащих большие объемы разнородных сведений о лесном хозяйстве региона, свод и анализ этой информации в федеральном центре, а как следствие выбор им направления развития лесного хозяйства, все указывает на безотлагательное привлечение информационных технологий в лес.
С 2012 г. Департамент лесного хозяйства Томской области самостоятельно разрабатывает и реализует модель управления лесным хозяйством с использованием информационных технологий (рис. 1).
Выстраиваемая модель направлена на создание единого информационного поля для всех субъектов, так или иначе связанных с лесным хозяйством. При чем, данное информационное поле должно представлять собой удобный инструмент сбора и обработки информации для дальнейшего анализа, формирования аналитической и статистической отчетности и прогнозирования развития ситуации по направлениям деятельности.
В основе выстраиваемой модели заложены четыре основных тематических блока с системой взаимного обмена информацией.
Рисунок 1 – Модель информатизации лесного хозяйства Томской области
Первый блок – экономика. Данный блок охватывает всю финансовую составляющую лесного хозяйства, от платежного поручения до работы с неблагонадежными арендаторами-неплательщиками. Автоматизирован ряд процессов: в частности администрирование платежей и формирование федеральных отчетов. Ниже приведен список только основных из реализуемых задач:
1 Расчет материально-денежной оценки лесосек, характеристик лесного участка, характеристик насаждений и среднетаксационных показателей.
2 Расчет минимального размера арендной платы, начисление арендных платежей, начисление пени.
3 Администрирование поступивших платежей, на основе данных Федерального казначейств: формирование квитанций на оплату, претензионных писем, уведомлений о сроках внесения арендных платежей, уведомлений о нарушении сроков платежей. Проверка заявителя на достоверность переданной информации. Отслеживание оплат по уведомлениям о нарушении сроков платежей.
4 Учет договоров аренды, купли-продажи, штрафов, иных доходов.
5 Формирование выходных форм и отчетов Рослесхоза.
6 Интеграция с внешними базами данных.
Второй блок – государственный контроль. Данный блок обеспечивает формирование базы данных о лесопользовании и транспортировке древесины с возможностью использования базы данных мобильными группами Департамента и заинтересованными федеральными структурами в области. Список только основных из реализуемых задач приведен ниже:
1 Создание централизованной базы данных лесопользования.
2 Оперативное автоматическое формирование отчетности.
3 Возможность удаленного использования базы данных мобильными группами департамента при осуществлении проверок во время рейдов.
4 Возможность использования базы данных всеми пользователями системы в рамках межведомственного взаимодействия.
Третий блок – лесопожарная охрана. В данном блоке реализован функционал мониторинга пожарной обстановки, позволяющий оперативно принимать управленческие решения по тушению лесных пожаров:
1 Оперативное обнаружение лесных пожаров в автоматическом режиме с сигнализацией оператору.
2 Определением координат возгорания с оценкой его размеров.
3 Сохранение фото- и видеоинформации.
4 Учет лесопожарной, хозяйственной и финансовой информации (в т.ч. затрат на тушение), связанных с охраной лесов от пожаров, учет метеорологических данных.
Заключительным связующим звеном в выстраеваемой модели станет четвертый блок – геоинформационная система, которая позволит визуализировать все грани лесного хозяйства региона: поквартальная сеть, современное состояние лесов (породный состав, возрастная структура, расчетная лесосека и т.д.), исторические данные о пожарах, размещение сил и средств пожаротушения, арендованные лесные участки, сведения о договорах на конкретный лесной участок и многое другое. Данный блок в настоящее время находится в стадии проектирования и разработки и его реализация предусмотрена Концепцией создания в Томской области территориального центра «ИНО Томск».
Преимуществом работы данной модели, помимо высокой производительности, является ее отказоустойчивость. На этапе проектирования был заложен в модель определенный запас прочности, и при возникновении технических проблем в одном блоке, остальные составляющие будут функционировать в полном объеме.
Наличие информационного обмена как внутри между блоками, так и с внешними информационными ресурсами позволяет исключить дублирование данных. Кроме того, реализована возможность вовлечения в работу с моделью смежных пользователей, с которыми у Департамента выстроено межведомственное взаимодействие: Управление Федерального казначейства по Томской области, Управление МВД России по Томской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Томской области и прочие организации.
Однако существует проблема, препятствующая полноценной реализации модели – это отсутствие нормативно-правовой базы, устанавливающей единые форматы обмена данными и регламентирующей работу всех субъектов Российской Федерации в едином информационном пространстве. В течение долгого времени регионы самостоятельно вели работу по информатизации лесного хозяйства, и в настоящее время, сложилось множество вариаций использования информационных технологий в управлении лесным хозяйством на уровне субъектов.
Безусловно, в результате комплексной информатизации лесного хозяйства будет достигнут положительный эффект, выраженный, прежде всего, в оптимизации труда работников и экономии бюджетных средств.
Унификация управления лесным хозяйством в регионах, во многом упростит проведение анализа состояния лесного хозяйства, и страны в целом.
1.3 Информатизация лесного хозяйства
Развитие информатизации лесного хозяйства как сферы деятельности, где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов, отвечает требованиям к реализации программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 1632-р.
Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности.
Развитие информатизации в лесном хозяйстве предусматривает:
– совершенствование следующих существующих систем:
– федеральная государственная информационная система "Информационная система дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства";
– единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней;
– создание следующих новых систем:
– ведомственный фонд пространственных данных;
– автоматизированная система "Контроль за достоверностью актов лесопатологических обследований";
– ситуационный центр Федерального агентства лесного хозяйства;
– единая автоматизированная информационная система.
Основным направлением развития информатизации в лесном хозяйстве должно стать создание единой автоматизированной информационной системы как единой платформы для обеспечения информационно-аналитической поддержки деятельности должностных лиц в области лесных отношений.
Единая автоматизированная информационная система позволит получать, обрабатывать, хранить и использовать информацию о состоянии лесов, их количественных и качественных характеристиках, об их использовании, охране, защите и воспроизводстве, что обеспечит повышение:
– достоверности и оперативности предоставления информации для принятия управленческих решений;
– точности планирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;
– эффективности контроля исполнения планов и обеспечения оценки эффективности реализации мероприятий;
– точности и оперативности предоставления информации федеральным ведомствам и организациям.
Единая автоматизированная информационная система обеспечит централизацию существующих и перспективных информационных систем по следующим основным задачам Федерального агентства лесного хозяйства:
– обеспечение основной деятельности Федерального агентства лесного хозяйства и подведомственных учреждений;
– информационно-аналитическая поддержка принятия решений;
– планирование, устройство, учет, использование и воспроизводство лесов;
– долгосрочное планирование, прогнозирование и научная деятельность;
– обеспечение охраны и защиты лесов.
Существенным продвижением в решении вопроса упорядочения использования лесов, в том числе сокращения нелегального оборота древесины, стало внесение изменений в Лесной кодекс Российской Федерации, предусматривающих контроль за осуществлением рубок, происхождением древесины и ее оборотом.
Глава II. Современное состояние информации в лесном хозяйстве
2.1 Задачи и цели информатизации в лесном хозяйстве
Задачи и цели информатизации в лесном хозяйстве:
1. Региональная система раннего обнаружения и поддержки принятия управленческих решений при охране лесов от пожаров
2. Цель создания системы. Обнаружение пожаров Координация сил и средств при тушении пожара, принятие решений Формирование отчетности Автоматизация процессов Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства
3. Взаимодействие с камерами.
Получение данных:
– Получение информации с камеры в режиме реального времени с целью обнаружения пожаров, либо уточнения их параметров
– Определение направления, азимута и координат
– Автоматическое обнаружение потенциальных очагов возгорания и уведомления пользователя
– Автоматическое сохранение видео- и фотоматериала, доступ к архиву
– Текущая ориентации камеры относительно севера (азимут), текущее приближение камеры Управление
– Полный доступ к интерфейсу управления камерами
– Просмотр видеоизображения от любой камеры в режиме реального времени
– Управление всеми функциями камер Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства
4. Единый диспетчерский центр и рабочее место:
– Широкоформатные ЖК панели
– Многоканальная телефонная связь
– Серверное оборудование, принимающее и обрабатывающее сигнал Изображения с видеокамер Интерактивная карта Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства.
5. Построение точки возможного пожара на карте. Поиск по повышенной сети Автоматически обновляемый КПО, метаинформация по данным ИСДМ Маршруты патрулирования Неограниченный набор тематических слоев Оперативная информация о пожарах Информация об арендаторах и таксационном учете на повышенном уровне Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства.
6. Обзор видеоряда. Возможность ручного управления камерами Работа в автоматическом режиме определения пожаров Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства
7. Построение точки возможного пожара на карте. Возможность управления и позиционирования камер с карты Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства
8. Процесс заведения дым точки. Заведение дым точки с карты Заполнение данных по дым точке Отображение дым точки на карте Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства
9. Учет пожаров. Перевод из Дым точки в пожар Графическое отображение состояния пожара Учет пожаров от обнаружения до ликвидации Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства:
– Создание карточки пожара
– Создание динамик пожара
– Создание акта о пожаре • Формирование отчетных форм
10. Визуализация пространственных данных.
Послойное отображение данных:
– Тематические карты
– Объекты, ресурсы, мероприятия
– Сведения о пожарах и потенциальных очагах возгорания
– Картографическая информация
– Квартальная и повыдельная информация
– Снимки ДЗЗ Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства
11. Расчеты и отчеты пост-фактум.
Автоматическое формирование отчетов Получение полных данных по пожарам, за период и на дату Таблица пожаров:
– Расчет ущерба, причиненного лесным пожаром
– Расчет общих расходов лесничества, связанных с мероприятиями по тушению лесных пожаров
– Подготовка отчетной документации – настраивается согласно утвержденным формам: 27- 28-29-ОИП, 5-ЛХ, 6-ОИП, 7- ОИП, 9-ОИП Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства
12. Обеспечивающие алгоритмы.
Регистрация пожара Алгоритмы:
– Расчет оценки ущерба
– Расчет затрат на тушение
– Расчет модели процесса тушения • Расчет определения координат
– Расчет определения оптимальных маршрутов Обеспеченное принятие решений Определение наиболее эффективного плана тушения лесного пожара Моделирование процесса тушения лесного пожара Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства
13. Маршруты следования и контроль координат. Учет и контроль координат транспортных средств и групп Обеспеченное решение о применении сил и средств Построение оптимальных маршрутов следования Передача координат в мобильные или носимые устройства Отслеживание перемещений транспортных средств и групп Санкт - Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства.
14. Общая структура системы: видеоконференцсвязь. ЗВКС РДС Рабочее место, зал ВКС регионального уровня Закрытая система видеоконференцсвязи Пункт управления силами и средствами лесничества Особо охраняемые природные территории Министерства природных ресурсов и экологии РФ Леса Министерства Обороны РФ МЧС Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства
15. Развитие комплекса. «Более 60% рабочего времени сотрудники лесного хозяйства тратят на создание и проверку отчетных форм всевозможного характера (Охрана и защита леса, лесопользование и лесовосстановление)» Экспертное мнение В целях улучшение ведения лесного хозяйства, требуется создание единой комплексной системы учета и ведения лесного хозяйства, включая все виды мониторинга лесного фонда. Экспертное мнение Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства
2.2 Научное и учебно – методическое обеспечение
Базовые программные продукты в регионах могут быть различными, но в этом случае в обязательном порядке все региональные продукты должны иметь единую структуру баз данных, единую систему кодирования данных (СОЛИ-2 и др.), единые форматы входных и выходных данных.
Информатизация Рослесхоза требует соответствующего научного сопровождения, включающего как разработку общесистемных вопросов в области информатизации, так и прикладных вопросов передачи, хранения и переработки информации по лесному хозяйству в соответствии с организационной структурой управления отраслью. Комплексность решения вопросов предполагает теснейшую связь организационно-экономической, бухгалтерской и ресурсной информации, поступающей снизу вверх, с директивно-нормативной и организационно-финансовой информацией, направляемой сверху вниз.
В связи с этим необходимо форсировать продолжение НИР по развитию и поддержанию на новом уровне нормативно-справочной базы и классификаторов по всем задачам лесного хозяйства.
Необходимо провести исследования по созданию новых перспективных информационных технологий лесоустройства и ведения лесного хозяйства, охраны и защиты леса, разработать специальные требования к пакетам прикладных программ (например, к геоинформационным системам, бухгалтерского учета, базам данных, математическим моделям, экспертным системам), которые могут быть рекомендованы к использованию в отрасли.
Важным условием успешной реализации ИСЛР является создание учебно-методических центров внедрения новых информационных технологий и повышения компьютерной грамотности работников лесного хозяйства, так как основными пользователями информационных систем должны стать специалисты, в настоящее время имеющие ограниченный опыт работы с компьютерами.
Такие центры будут до некоторой степени гарантом стандартизации применяемых программно-аппаратных средств, поскольку будут оказывать методическую, консультационную, учебную помощь, помощь по установке, эксплуатации (поддержанию, заполнению, актуализации и работе) локальных информационных систем.
Для обучения специалистов по использованию ЛИС разных уровней необходима разработка целевых учебных программ, учитывающих степень подготовки обучаемых, их заинтересованность, наличие навыков работы на ПК и другие факторы.
Целесообразно введение специальных курсов по новым информационным технологиям для подготовки студентов в лесохозяйственных вузах и техникумах России.
Успешная реализация вышеперечисленных мероприятий позволит:
– создать типовой сегмент ИСЛР на базовых государственных лесоустроительных предприятиях и соответствующих им органах управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, включающий в себя все уровни управления лесным хозяйством и поддержанный обученными специалистами;
– провести формирование банков данных и ГИС для всех уровней управления лесным хозяйством (в базовых органах управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации);
– выполнить оценку эффективности реализации системы;
– провести переподготовку ИТР лесного хозяйства в области информационных технологий;
– произвести переоценку последующих этапов и внести коррективы в Программу информатизации Федеральной службы лесного хозяйства России.
2.3 Федеральная служба лесного хозяйства России
С целью совершенствования управления лесным хозяйством России, реализации положений Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" и Концепции информатизации лесного хозяйства России приказываю:
1 Утвердить, ввести в действие прилагаемую Программу информатизации лесного хозяйства России на 1998 - 2001 годы (далее - Программа информатизации).
2 Управлению науки и техники (Тепляков В.К.) довести Программу информатизации до органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и других заинтересованных организаций.
3 Управлению экономики (Аникеева О.А.) предусматривать финансирование работ по информатизации лесного хозяйства в соответствии с Программой информатизации, исходя из фактического выделения Рослесхозу бюджетных ассигнований.
4 Управлению кадров (Мякишев В.А.) совместно с ВИПКЛХ (Петров А.П.) и другими заинтересованными организациями Рослесхоза разработать программу подготовки и переподготовки специалистов лесного хозяйства по вопросам использования современных информационных технологий и представить ее для рассмотрения на НТС до 1 августа 1998 г.
Техническая база средств вычислительной техники в лесном хозяйстве, по сравнению с прошлыми годами, имеет тенденцию к улучшению количественного и качественного состава, как в центральном аппарате Федеральной службы лесного хозяйства России (далее - Рослесхоз), так и в органах управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации. В настоящее время в среднем на один орган управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации (вместе с лесхозами) приходится около 20 персональных компьютеров (далее - ПК). В центральном аппарате Рослесхоза - 105 ПК. Однако в отрасли сохраняется острый недостаток современных компьютеров: в ряде органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и государственных лесоустроительных организациях наблюдается острый дефицит ПК и периферийного оборудования.
Программное и техническое обеспечение приобретается органами управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, как правило, самостоятельно. В результате использующееся в отрасли фрагментарное и разнородное программное обеспечение требует дополнительного анализа целесообразности его использования при построении единой Информационной системы лесного хозяйства России (далее - ИСЛР).
В то же время проводится совершенствование информационного обеспечения отрасли. Разрабатываются программное обеспечение и организационные мероприятия для проведения государственного учета лесного фонда по состоянию на 01.01.98. Подготовлен к приемке в опытную эксплуатацию пакет прикладных программ "Бухучет". Разработано программное обеспечение автоматизированной обработки и составления сводной отчетности по бухгалтерскому учету, которое внедрено в 45 органах управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации. В 48 - используется для обмена информацией электронная почта. Составлен и распространен справочник адресов электронной почты. Установлен WEB-сервер ПО "Авиалесоохрана" в ИКИ РАН, организована WEB-страница в глобальной сети Интернет. Тем не менее отсутствует комплексный подход к созданию единой информационной системы Рослесхоза на всех уровнях, с организацией и ведением совмещенных баз данных, внесением изменений, с планированием хозяйственной деятельности и ведением отчетности на основе автоматизированного документооборота.
Заключение
Информационные технологии – это совокупность методов и средств, используемых для сбора, хранения, обработки и распространения информации. Современное состояние информатизации лесного хозяйства позволяет надеяться на быстрое и повсеместное внедрение геоинформационных программ на производственные объекты.
Информационные технологии позволяют увеличивать эффективность природоохранных и хозяйственных функций лесного хозяйства в несколько раз благодаря возможности быстро и без ошибок обрабатывать большие массивы информации, получать аналитическую статистику по лесному фонду, обрабатывать и проектировать лесохозяйственные мероприятия на больших территориях в кратчайшие сроки. В развитии информационных технологий в лесном хозяйстве заинтересованы все участники лесной сферы, от конечного пользователя лесными ресурсами до госорганов управления лесным фондом.
Список литературы
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.01.2015 № 22-р.;
2. Гуцелюк, Н. А. Технология и система машин в лесном и садово-парковом хозяйствах / Н.А. Гуцелюк, С.В. Спиридонов. - М.: ПрофиКС, 2008. - 696 c.;
3. Ковязин, В. Ф. Основы лесного хозяйства. Лабораторный практикум / В.Ф. Ковязин, А.Н. Мартынов, А.С. Аникин. - М.: Лань, 2012. - 472 c.;
4. Костров, А. В. Основы информационного менеджмента / А.В. Костров. - М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2009. - 528 c.;
5. Минкиной, В. А. Справочник информационного работника / Под редакцией Р.С. Гиляревского, В.А. Минкиной. - М.: Профессия, 2007. - 584 c.;
6. Черников С.Ю. Информатизация лесного хозяйства // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013 № 10 С. 58–61.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!