это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2088112
Ознакомительный фрагмент работы:
Говоря о литературе в области танатологии, невозможно не удостоить
вниманием работу Филиппа Арьеса «Человек перед лицом смерти». Не смотря на
большое количество книг, монографий, статей на данную тематику, работа
Арьеса действительно написана для тех, кто хочет понимать сущность феномена
«смерти» и отношение к нему людей в разные периоды существования мира.
Жизнь и смерть – две противоположности, занимавшие умы ученых,
философов, историков на протяжении многих веков. Это тема не потеряла своей
актуальности и в наши дни, будоража сознание не только ученых, но и
обывателей.
Филипп Арьес проанализировал изменения в отношении людей к
феномену смерти, выделив пять основных этапов восприятия смерти.
В каждую эпоху существовало свое отношение к смерти, свои
особенности. Современное общество также не лишено их. Наступает период
«Смерти перевернутой». ХХ век характеризуется желанием исключить смерть из
общественного сознания. О смерти стараются не говорить громогласно, эта тема
становится более личной. «В городах все отныне происходит так, словно никто
больше не умирает».
С начала XX в. общество начинает отдалять от себя смерть, делает ее
приватным актом, в котором могут участвовать только близкие люди, а в
дальнейшем от него отстраняется и семья, когда начала происходить
госпитализация больных. В это время происходит «триумф медикализации».
Теперь, смерть может укорачиваться или продлеваться в зависимости от действий
врача.
Общество XXI века характеризуется двойственным отношением к
феномену смерти. Парадокс заключается в том, что с одной стороны явление
смерти воспринимается как негация (отрицание), с другой признается как
событие. Общество пытается упразднить непристойную и неудобную смерть,
наложив определенное табу. В тоже время делает из смерти прибыльный бизнес,
максимально контролируя все явления связанные со смертью. Попытки
отодвинуть смерть от себя, вытеснить из социальной жизни приводят к тому, что
явление смерти растворяется в социуме, поглощает все жизненное пространство.
По точному замечанию Ф. Арьеса «изгнанная обществом через дверь, смерть
вновь входит в окно, возвращается так же стремительно, как и исчезла».
В последние годы развивается так называемая «индустрия смерти». В
современном европейском пространстве интерес к культуре смерти чаще всего
ограничен сферами здравоохранения, юриспруденции, биотехнологий и
ритуальных услуг. Умирая, человек мгновенно превращается из субъекта
личности в объект манипуляции со стороны совершенно чужих людей,
сотрудников похоронных бюро и специалистов траурной процессий.
Смерть, по словам Ф. Арьеса, стала грязной, медикализированной. Чаще
всего человек заканчивает свой жизненный путь в научных лабораториях,
клиниках, больницах. После смерти подвергается вскрытию со стороны
патологоанатомов для выявления причин гибели. Особую популярность
приобрела практика кремирования, которая стала удобным способом утилизации
тела. Возникает такое явление как «похоронный» туризм. На рынке ритуальных
услуг появляются такие виды сервиса как онлайн-трансляция похорон,
виртуальный тур по кладбищу, бронирование могил, интерактивные надгробия,
изготовление из праха покойного художественных произведений и ювелирных
изделии. Всё это демонстрирует изменение отношения человека к смерти. В такой
ситуации даже не поднимается вопрос об организации совместного переживания
утраты, солидарности. Если в традиционном обществе именно ритуал
способствовал интеграции и укреплению социального единства, устранению
разрыва между биологической и социальной кончиной, то в постиндустриальном
мире акт погребения становится разновидностью массового производства.
Многое изменилось в отношении к смерти за всё это время. Но, на мой
взгляд, сходно во все эти этапы одно – смирение со смертью. Будь то Раннее
Средневековье, когда умирающий благостно воспринимал свою участь или XX
век, в котором человек смиряется с ощущением смерти в больничной палате.
Говоря о современном, технологичном мире, вспоминают не только
естественную смерть, но и смерть на онлайн-платформах, виртуальную/цифровую
смерть. Виртуализация социума привела к тому, что все аспекты социальной
жизни человека находят отражение в виртуальной реальности. Начиная с момента
создания аккаунта в социальных сетях, он начинает поиск своей идентичности.
Уже на заре своего развития Интернет имел одну характерную особенность – он
был анонимен, что с одной стороны вносило некоторый элемент тревожности в
любые коммуникации, с другой – давало ощущение абсолютной свободы и
вседозволенности. Развитие индустрии высоких технологий не только привело
массу людей в виртуальную реальность, но и способствовало упрощению их
визуальной идентификации. С появлением и цифровой фотографии упрощением
процесса съемки Интернет, по сути, перестал быть анонимным в полном смысле
этого слова. Каждый пользователь начинает свое знакомство с кибер-миром через
самоидентификацию, которая в отличие от реального мира целиком и полностью
зависит от воли самого пользователя.
В медицине существует мнение, согласно которому «смерть
человеческого существа, определяется с того момента, когда умирает сознание.
Человек считается мертвым не потому, что его органы прекратили свою работу,
но потому, что он умер для рода человеческого. Мы устанавливаем различие
между человеком и всеми остальными живыми существами. Это различие есть
сознание».
Итак, пока сохраняется память о человеке и некий отпечаток его сознания,
он фактически бессмертен. Виртуальная реальность дает новую форму памяти –
внешнюю цифровую, которая не всегда зависит от воли пользователя, однако
существовать может столько, сколько будет существовать Интернет. За время
пребывания в виртуальном пространстве человек успевает создать цифровую
копию своего «Я», можно сказать, цифровую копию своей души. Если
основываться на том утверждении, что средоточием душевной жизни человека
является самосознание, сознание себя неповторимым человеческим существом,
индивидуальностью, то можно утверждать, что информационное поле, созданное
человеком вокруг себя в виртуальном мире и есть цифровая душа индивида.
Жизнь и смерть взаимосвязанные; они существуют одновременно, а не
последовательно; смерть, непрерывно проникая в пределы жизни, оказывает
огромное воздействие на человеческий опыт и поведение. Отрицание смерти на
любом уровне есть отрицание собственной природы, ведущее к большему
сужению поля сознания и опыта. Интеграция идеи смерти спасает человека: она
действует отнюдь не как приговор, обрекающий на пожизненный ужас или на
мрачный пессимизм, а скорее как стимул к переходу на другой, аутентичный
уровень существования. Она увеличивает удовольствие от проживания жизни.
Почти каждый человек в течение жизни сталкивается с ситуацией
беспощадной, психологически непереносимой, когда защитные механизмы
обнаруживают свое действие. Психологи столкнулись со многими явлениями,
которые свидетельствуют о бессознательной автоматике поведения в таких
условиях. Здесь и особое состояние «зачарованности смертью», навязчивое
стремление к образам гибели и разрушения, и потеря чувства собственного «я».
Каждый прошедший через опыт катастрофы, пережил кризис личности. Он
действовал автоматически, в состоянии полного психического омертвления. И
каждый индивид, имевший близкую встречу со смертью испытал на себе ее
влияние. Как правило, такая встреча становилась стимулом к радикальному
личностному преобразованию. Ф. Арьес писал, что человек боится не саму
смерть, а «удобства смерти», за которые иной человек готов ухватиться слишком
рьяно и преждевременно».
Встреча со смертью – драматическая трансформация – шанс личностного
изменения.
Человек осознает, что смерть неотвратима. С детства мы узнаем о ее
существовании, и этот вопрос всецело нас поглощает, обволакивая страхом и
заставляю создавать защитные механизмы против сознавания смерти, основанных
на отрицании. Иными словами, психопатология есть результат неэффективных
способов трансценденции смерти. Фундаментом здоровой и эффективной
личностной стратегии может служить, по мнению философов и психологов
экзистенциального направления, сознавание смерти. Многие мыслители
приходили к заключению, что смерть – неотъемлемая часть жизни, и, постоянно
принимая ее в расчет, мы обогащаем жизнь, а отнюдь не обкрадываем ее.
Физическая смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его.
В большей степени, чем другие виды искусства кино отражает реальность
в зеркале современных проблем, потому не удивительно, что тема смерти стала
одной из ведущих в кинематографе. Заинтересованность идеями смерти
отдельного человека все больше уступает место смерти всего человечества.
Деятели искусств задаются вопросами: какими могут быть причины тотальной
смерти? Как поведет себя человек перед лицом смерти?
Обращение к инстинктам становится в ХХ в. главным средством
манипуляции сознанием, как индивида, так и общества в целом. И,
определенными преимуществами, в этом плане обладает массовый кинематограф.
В своей книге Филипп Айрес приводит пример из далекого 1976 года, когда по
американским каналам показали часовой фильм «Умирание», который вызвал
большой резонанс в прессе. Картина показывает четырех людей, у которых
обнаружили онкологические заболевания – молодая женщина, чернокожий
пастор, молодая девушка и мужчина. Режиссёр фильма часами сидел с камерой
возле больных и их близких, снимая каждый разговор, каждую гримасу боли.
В художественных произведениях смерть достаточно часто становится
предметом художественного описания. Описание явлений смерти создает нередко
огромный эффект или, наоборот, аффект. В. Набоков, например, в своем
произведении «Приглашение на казнь» способствовал, на наш взгляд, не
конструктивному восприятию события смерти, а, напротив, усилению страха
смерти, поскольку в процессе восприятия произведения читатель в большинстве
случаев идентифицирует себя с героем и переживает вместе с ним.
Фокусирование внимания на смерти и посмертных превращениях стало основным
мотивом в творчестве современных художников-некрофилов, которые
визуализируют не только мертвое тело, но и телесную некродинамику.
Современная массовая культура гипертрофирует зрелищную сторону чужой
смерти. Человек погружается в стихию активной визуализации смерти,
узурпирующей сознание через сводки криминальной хроники, репортажи из
«горячих точек», бесчисленное количество фильмов-ужасов. Смерть из таинства
превращается в «зрелище», фикцию.
Но такая чрезмерность порождает неразборчивость, атрофирует
гуманистические идеалы, ценности. Смерть перестает замечаться: она не
останавливает мысль, сознание ее не удерживает, т. к. она стала частью общего
(массового) потока жизни. Таким способом современный человек, на наш взгляд,
создает иллюзию бессмертия, видимость жизни без смерти.
Вследствие этого можно утверждать, что символизация смерти, как процесс
создания и пересоздания образов и символов смерти, порождает страх смерти.
Смерть связывается с тотальной фрустрацией всех витальных и социальных
потребностей человека, и ей приписываются всевозможные страдания и лишения.
Она также сопрягается с действием всех отрицательных эмоций, для которых
пусковыми механизмами становятся образы, слова, знаки, ритуалы смерти.
Способность человека к идентификации с другими, способность к проекции своих
переживаний порождают индуцированное переживание страха перед событием
смерти. А массовидное вторжение смерти в повседневность не только
способствует нагнетанию страха смерти, но и девальвирует ее гуманистический
статус и личную значимость.
«В современной драме идей в отношении смерти общество в целом по-
прежнему отталкивает от себя смерть, какой она предстает в реальности. Все
согласны в том, что условия умирания в больницах должны быть улучшены, но
смерть не должна выходить оттуда».
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!