это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2088205
Ознакомительный фрагмент работы:
Теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса является синтезом концепции рациональности социального действия и концепции интеракции. В своей ключевой работе ученый разрабатывает оригинальную концепцию общества, основываясь на понятии социального действия.
Какие шаги предпринял Хабермас при построении своей теории, и на чем она основана? Еще до появления двухтомника «Теория коммуникативного действия» ученый ввел ряд фундаментальных понятий, которые используются в теории. Одной из задач Хабермаса было показать различия и противопоставить понятия инструментального и коммуникативного действия. Еще в 60-е годы он обозначил последнее как взаимодействие двух или более индивидов, которое упорядочивается согласно нормам, принимаемым за обязательные. А инструментальное действие, по его мнению, должно быть направлено на успех – например, в сфере труда.
Следует сказать, что теория коммуникативного действия очень многогранна: ее составляют ресурсы как философской, так и социологической мысли. В ней интегрируется потенциал тех теоретических школ, которые обычно находятся в «оппозиции» – марксизма, структурного функционализма Т.Парсонса и «понимающей» социологии М.Вебера.
Теория Макса Вебера считается одним из главных источников концепции Хабермаса. Именно у Вебера он заимствовал понятие инструментальной рациональности и преобразовал его типологию социального действия. Что касается других ученых, то Хабермас опирался на работы Маркса и критиковал их, а также пересмотрел теорию Парсонса.
Как уже упоминалось ранее, в 60-е гг. для Хабермаса ключевыми были понятия инструментального и коммуникативного типов действия. Однако позже он выделил следующие новые типы: стратегическое, норморегулирующее, экспрессивное и коммуникативное действие. Труды ученого во второй половине 70-х гг. были посвящены исследованию типов действия и соответствующих им типов рациональности.
О теории коммуникативного действия мы уже упоминали, однако стоит остановиться на ней подробнее. Хабермас выделяет два решающих фактора, которые определяют специфику общества и его уровень развития: это процесс труда (инструментальное действие) и межличностные отношения (коммуникативное действие). Социальное действие должно носить коммуникативный характер: субъекты совместно создают цели, ценности и т.д. и координируют свои действия в соответствии с достигнутыми соглашениями, развивая процессы социальной интеграции и солидаризации. Это и есть «коммуникативная реальность» и «коммуникативное действие», составляющие основу теории Хабермаса. Каждое действие индивида связано с сопоставлением новых смыслов и тех, что уже существуют в культуре. Коммуникация – это своего рода смысловое воссоздание общества. Чтобы достигнуть его связности и целостности необходимо семантическое структурирование социальной системы.
Важнейшей составляющей теории коммуникативного действия является концепт речевого действия – «акт, посредством которого говорящий хочет договорится с другим относительно чего-либо». Язык внедряется в структуру действия, занимая свое положение в системе социальных действий. Для Хабермаса язык – это речевой акт, а центр языка – разговор. Важно, чтобы субъекты понимали друг друга, поэтому ученый делает акцент на новой парадигме философии языка, интерсубъективного понимания или коммуникации.
Хабермас в своей концепции обращается к теории речевых актов, показывая этим отличительные черты коммуникативного действия. Он различает локутивные, перлокутивные и иллокутивные акты. Локутивный акт – это речевое высказывание, которое сообщает что-либо и выражает положение дел. Перлокутивный акт, в свою очередь, направлен на то, чтобы вызвать какой-либо эффект, результат: если субъект что-то говорит, то из этого обязательно должно что-то следовать. С помощью перлокутивных актов речевые действия интегрируются в структуру стратегических действий. Иллокутивный акт – это действие, которое осуществляется, когда говорится о каком-то положении дел, при этом высказывание является предупреждением, обещанием, приказом или убеждением. То есть, это своего рода двойной акт: в одной части показывается характер высказывания, а в другой – сообщается что-либо. Иллокутивный акт всегда характеризуется достижением понимания. Одной из его особенностей является принятие заложенного в речевом акте притязания на значимость – еще одного важного для Хабермаса аспекта, так как, наряду со значением, он делает упор и на значимости, которая должна быть усвоена собеседником.
Итак, язык занимает особое положение в концепции Хабермаса: он предусматривает возможность взаимосогласованных действий, а принцип согласования, в свою очередь, зависит от адекватного употребления речи. Из этого следует, что употребление языка, которое направлено на взаимопонимание, – одно из важнейших проявлений социального общежития и его динамики.
Хабермас выделяет два варианта обеспечения притязания речевого акта на значимость, о которой упоминалось выше: первый связан с непосредственной коммуникацией; если на этом этапе не удается достигнуть согласия, на помощь приходит дискурс – способ проверки спорного притязания на значимость путем приведения аргументов. Относительно фактически существующей коммуникации дискурс является «идеальной речевой ситуацией». Ученый вводит это понятие, чтобы показать определенные принципы обсуждения, благодаря которым возможно достижение подлинного консенсуса. В «идеальной речевой ситуации» одерживает победу наилучший аргумент, а не сила, власть или принуждение. Каждый имеет одинаковые возможности, чтобы изложить свои доводы и возражения, и попытки достигнуть соглашения не зависят от внутреннего или внешнего подавления.
Понятие «идеальной речевой ситуации» объясняет саму возможность речи. К взаимопониманию можно прийти, если предполагать наличие идеальной ситуации даже «вопреки фактам» – Хабермас считает, именно такое изначальное соглашение связано со структурой речи, без него она была бы невозможна.
Стоит отметить, что изучение Хабермасом коммуникации нашло применение и в политике. Его принципы рациональной аргументации, а также внимание к смыслу сообщений в диалоге помогают согласовывать различные точки зрения и достигать освобождения, эмансипации от передачи внешней системой каких-либо норм, ценностей и фундаментальных смыслов. Ученый утверждает, что такой критический подход предполагает самопонимание и саморефлексию, раскрывая как собственные предрассудки, так и влияние политического принуждения, и помогает освободиться от этого. Таким образом, рационализация коммуникативного действия освобождает его от господства и воплощает эмансипацию, снимая ограничения с коммуникации.
Хабермас всегда делал акцент на практическое применение своей теории: он считал, что она предназначена для устранения коммуникативных барьеров и, тем самым, совершенствования общества и изменения жизненного мира. Отличительной чертой общества является рационализация коммуникативного поведения людей. Общество описывается ученым с двух сторон: как «жизненный мир» или самоинтерпретация и как «система» действий, которой она видится стороннему наблюдателю. «Система» и «жизненный мир» – это два различных способа понять мир. «Жизненный мир», по Хабермасу, является запасом знаний, сосредоточенных на культуре и языке, который передается от поколения к поколению. Этот запас знаний и есть основа жизненного опыта человека. Под «системой» понимаются процессы, обеспечивающие оформленность социального процесса, стабильность и устойчивость. Проще говоря, «система» – это деловые отношения, связанные с экономической и политической сферой; а «жизненный мир» – наши личные и социальные отношения, связанные с работой, семьей или друзьями. Возвращаясь к инструментальному и коммуникативному действию и соответствующим им типам рациональности, о которых мы говорили в самом начале, здесь так же можно выстроить связь: «жизненному миру» соответствует коммуникативная рациональность, а «системному» – в свою очередь, инструментальная.
Итак, мы вкратце рассмотрели теорию коммуникативного действия Юргена Хабермаса и разобрали ключевые понятия, которым уделял внимание ученый: «рациональность», «коммуникация», «язык», «идеальная речевая ситуация», «система» и «жизненный мир». Характерной чертой современного общества, по мнению ученого, является рационализация коммуникативного поведения людей. Суть коммуникации – это установление взаимопонимания, которое включает не только согласие говорящих и отсутствие субъективизма, но и общность жизненного мира.
В целом можно сказать, что теория Хабермаса посвящена раскрытию возможностей мотивации, эмансипации и рациональной коммуникации, которые присущи и социальным институтам, и человеку, способному формулировать и осуществлять свои рациональные интересы. Какими бы сложными, на первый взгляд, понятиями и формулировками ни обладала теория Хабермаса, мне она кажется как нельзя актуальной и применимой ко всем сферам общества. Взаимопонимание людей с различным восприятием мира, их согласие, равенство и уважение важно, как в личной жизни, так и в деловых отношениях или в политической сфере.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!