это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2094999
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение ……………………………………………………………………. 3
1. Сущность понятия «синдром менеджера» ……………………………. 4
2. Развитие синдрома ………………………………………………………. 7
3. Терапия при синдроме «менеджера» …………………………………… 10
Заключение …………………………………………………………………. 12
Список использованных источников ……………………………………... 13
Введение
Актуальность. Непрерывно ускоряющийся ритм жизни, возникновение новых технологий в эпоху научно-технического прогресса несут для человека большое количество новых психических заболеваний. Среди них особое место занимает так называемый синдром «менеджера», который считается одной из основных профессиональных «болезней цивилизации». Этой патологии наиболее подвержены представители гуманных профессий и управленческий персонал. В настоящее время этот синдром чаще встречается у людей 20-50 лет, от 65 до 80% из них – женщины [4]. Жители мегаполисов в наибольшей степени подвержены этому синдрому, что связано с бешеным ритмом жизни больших городов. Синдром распространен во всех развитых странах мира.
В научной литературе данное явление в большей степени описано с медицинской точки зрения, однако затронут и социально-психологический аспект этой проблемы. На сегодняшний день существует целый ряд работ, представляющих причины возникновения, группы риска, факторы, влияющие на развитие данного синдрома. Среди них могут быть названы исследования В.В. Бойко, Д. Энзмана, С. Энгелькампа, П. Берифа, К. Маслач и др. [12, с.39].
Для коррекции синдрома «менеджера» в настоящее время используются различные средства, но в большей степени медицинского характера. Однако многообразие клинических проявлений и недостаточная изученность патогенетических механизмов обусловливают малую их эффективность.
Цель: дать понимание синдрома «менеджера», определить закономерности его развития, рассмотреть возможности способов терапии.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «синдром менеджера».
2. Провести анализ развития синдрома.
3. Рассмотреть возможные способы терапии при синдроме «менеджера».
1. Сущность понятия «синдром менеджера»
Впервые синдром «менеджера» зарегистрирован в 80-е года XX века в США. Он появился у Яппи – молодых, амбициозных людей, единственной ценностью которых являлась работа. Через некоторое время американские врачи установили у Яппи вспышку странной эпидемии, симптомами которой были непонятная усталость, депрессия, ослабление иммунитета. Это привело к тому, что в прошлом успешные, активные, деловые люди начинали ненавидеть свою работу [1, с.114].
Синдром «менеджера» официально не зарегистрирован и не внесен в медицинскую литературу. В современной Международной классификации болезней (МКБ) синдром с таким наименованием отсутствует. Однако в медицинском словаре есть описание синдрома «менеджера» как особой формы неврастении с явно выраженными вегетативными нарушениями, которая развивается вследствие выполнения работы, связанной с высокой ответственностью, конфликтными ситуациями и сильным эмоциональным напряжением [9, с.233].
Синдром «менеджера» именуют по-разному – это синдром хронической усталости (СХУ) или синдром «профессионального выгорания», а также синдром «эмоционального выгорания» (СЭВ), который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Первые работы по выгоранию еще отмечены 70-ми годами прошлого столетия в США. Одним из основоположников идеи выгорания является Х. Фреденбергер, американский психиатр, работавший в альтернативной службе медицинской помощи. В 1974 г. он описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег (истощение, потеря мотивации и ответственности), и по контрасту с начальным «эмоциональным горением» назвал его «эмоциональным выгоранием».
На сегодняшний день существует множество определений «выгорания». Однако нет необходимости их перечислять, в данной работе выделены только наиболее значимые. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, СЭВ – это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, которое характеризуется нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям [15, с.9].
Х. Фреденбергер, так описывал эмоциональное выгорание – это «истощение энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей» [3, с.38].
Для В.В. Бойко эмоциональное выгорание является механизмом психологической защиты личности «в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия» [12, с.36].
Самое известное описание синдрома дала К. Маслач – это «синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения личностных достижений, который может возникать среди специалистов, занимающихся разными видами помогающих профессий» [5, с.3].
Однако вопрос, что собой представляет СЭВ, относится ли он к болезненным расстройствам или это некое психологическое явление здоровых людей, остается открытым. Х. Фреденбергер, В.Е. Орел и др. полагают, что СЭВ это психологическое явление, проявляющееся в профессиональной деятельности у лиц без признаков психической патологии. Однако большинство исследователей относят СЭВ к патологическим синдромальным структурам [7, с.171]. Синдром не нашел отражения в разделе психических и поведенческих расстройств современной МКБ-10. Описание расстройств, подобных СЭВ, упоминается в разделе, посвященному производственному стрессу, под рубрикой – Z73 (проблемы, связанные с трудностями управления собственной жизнью). В клинико-диагностическом пункте Z73.0 – объединены «выгорание» и «состояние переутомления».
Достаточно часто СЭВ применяют к специалистам помогающих профессий, в частности к сфере здравоохранения. Однако, как отмечает И.А. Носатовский, изменения психофизического состояния у медработников нельзя связывать только с профессиональной деятельностью, поскольку эти изменения могут исходить от усиления изначально существовавших личностных качеств, которые явились причиной выбора профессии. Тоже самое, как отмечает автор, относится и к педагогам [6, с.91].
Изучение этого феномена привело к тому, что появились данные о существовании СЭВ у лиц, для которых вообще не характерно тесное общение с людьми, в частности, у программистов. СЭВ оказалась подвержена большая часть работников атомной промышленности. Картина изменений, подобная СЭВ, обнаружена даже у матерей, которая интерпретируется как результат их общения с собственными детьми.
Несмотря на то, что истинных причин возникновения данного синдрома все же пока не определено, однако его активное распространение среди жителей мегаполисов порождает новые теории его возникновения. Наиболее уместным здесь будет сделать акцент на экзистенциальном подходе в психотерапии. С точки зрения данного подхода синдром «менеджера» выражается в желании тотального контроля своей жизни, даже той ее части, которую проконтролировать нельзя. Это желание является следствием снижения тревоги перед смертью, которая остается неподконтрольной данностью жизни человека. Достижение контроля сопряжено с компульсивными действиями, т.е. повторяющимся определенным ритуалом или методом, который и создает иллюзию контроля.
Таким образом, синдром «менеджера» сегодня связан не только с профессиональной деятельностью человека (которое рассматривается в данной работе), его можно применить к разным областям человеческой жизни, от воспитания детей, выстраивания взаимоотношений с социумом, до поддержания материального состояния, организации досуга и др. Потеря контроля в одной из сфер жизни способствует накоплению у человека отрицательных эмоций, сопровождающихся стрессом, которые и приводят к синдрому.
2. Развитие синдрома
Динамику развития синдрома разные авторы описывают примерно одинаково, хотя выделяется различное число фаз или стадий. Вначале появляются отдельные признаки в виде усталости, разочарования, нехватки энергии; они постепенно нарастают, к ним присоединяются снижение уровня участия в процессе, сомнения в значимости своей деятельности и жизни в целом, озлобленность, стойкая апатия, тревога, психосоматические симптомы. На последних стадиях человек не может нормально функционировать, испытывает чувство беспомощности и бессмысленности жизни, имеет отрицательные жизненные установки [12, с.37].
Так, В.В. Бойко при определении фаз эмоционального выгорания опирается на учение Г. Селье о стрессе как неспецифической защитной реакции организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства. Он выделяет три фазы становления синдрома:
– нервное (тревожное) напряжение – его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;
– резистенция, т.е. сопротивление, – человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
– истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным [11, с.165].
Соответственно каждому этапу соответствуют отдельные признаки, или симптомы нарастающего эмоционального выгорания. Е.В. Корзун выделяет три группы признаков, ведущих к синдрому: психофизиологические, социально-психологические, поведенческие:
– психофизические признаки: чувство постоянной непроходящей усталости, ощущение эмоционального и физического истощения, частые беспричинные головные боли, резкая потеря или резкое увеличение веса, бессонница;
– социально-психологические признаки: безразличие, пассивность и депрессия, цинизм и черствость, раздражительность, нервные срывы, чувство беспокойства и тревожности;
– поведенческие признаки: ощущение, что работа становится все тяжелее, а выполнять ее все труднее; работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает; начинает злоупотреблять алкоголем, резко возрастает количество выкуренных за день сигарет; уменьшается активность, пропадает интерес к досугу [2, с.98].
Степень выраженности синдрома может быть разной, не всегда достигающей степени клинических признаков расстройств адаптации; тогда он остается психологическим явлением, либо промежуточным вариантом между нормой и патологией. Это подтверждается описанием данного феномена, которое приводят разные авторы. Так, к основным симптомам синдрома «менеджера» Е.В. Пушкарева относит:
– нарастающее эмоциональное истощение и опустошение, отсутствие интереса к работе, раздражительность и нежелание общаться с коллегами, замыкание в себе;
– появление ощущения бессмысленности собственного труда, исчезновение желания работать хорошо, т.к. этого «все равно никто не ценит»;
– снижение и полное исчезновение эффективности отдыха, ухудшение физического состояния;
– появление «душевного бесчувствия» и цинизма по отношению к событиям своей жизни и окружающим людям;
– противопоставление себя всему окружающему миру, чрезмерная обидчивость, гневливость и раздражительность [9, с.233].
Следовательно, синдром «менеджера» развивается в стрессовой ситуации, когда человек:
– не соблюдает правила гигиены труда – работает больше отведенного времени, не отвлекается на обед, либо перекусывает на ходу, берет работу домой;
– испытывает излишнюю, нездоровую тягу к работе;
– выполняет одни и те же функциональные обязанности и должностные инструкции, т.е. становится «роботом», что приводит к потере инициативы и интереса к работе;
– страдает от завышенных требований начальства;
– вынужден учтиво общаться с большим количеством людей, прятать истинные эмоции под маской вежливости;
– ведет сидячий образ жизни или находится постоянно в командировках;
– хронически не досыпает и др.
Этот перечень может быть продолжен в связи с индивидуальными особенностями человека и его отношением к своей жизни.
Поэтому закономерности развития синдрома «менеджера» порой расплывчаты и противоречивы. Тем не менее, основным фактором синдрома является стресс, который ведет к следующим этапам развития синдрома: на первом этапе появляется тревога, нарушается сон, происходит зацикливание на работе и многократном контроле качества ее выполнения; второй этап ведет к эмоциональному выгоранию, снижается интерес к работе; на третьем этапе появляется депрессия.
В настоящее время нет единого взгляда на развитие синдрома «менеджера», но, несмотря на это, можно сказать, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных и напряженных отношений с людьми, что проявляется как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психологического здоровья личности.
3. Терапия при синдроме «менеджера»
Диагностикой и лечением синдрома «менеджера» сегодня занимаются специалисты в области психиатрии, психотерапии, психологии, терапии, кардиологии. К способам терапии можно отнести следующие: психогигиену; усиление личностных проявлений индивида; психотерапию.
Психогигиена, являясь основополагающим фактором терапии, предполагает:
– Соблюдение режима питания и сна.
– Поддержание хорошей физической формы занятиями спортом, ходьбой, ведением здорового образа жизни.
– Общение с природой.
– Общение с позитивными приятными людьми, маленькими детьми.
– Ограничение потребления информации из СМИ, общения онлайн, которое лучше заменить на общение офлайн.
Усиление личностных проявлений индивида возможно, если придерживаться следующих рекомендаций:
– Учиться говорить «нет», если это превышает возможности.
– Не выходить за рамки отведенного для работы времени, уходить от ненужной конкуренции, осмысленно вести профессиональную деятельность (понимать ее истинные цели и задачи), не брать работу домой.
– Находить время для творчества, выражения себя.
– Учиться принимать различные жизненные обстоятельства, не расходуя душевные силы на их отрицание [11, с.166].
Психотерапия будет способствовать ясному осознанию того, что полный контроль над своею жизнью – это иллюзия и после ослабления этого контроля, жизнь человека не превращается в хаос.
Одним из действенных средств борьбы с синдромом «менеджера» является метод саморегуляции. Возникшее в связи с напряженной деятельностью стрессовое состояние снимается путем формирования навыков саморегуляции, обучения техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышения стрессоустойчивости. Результатом саморегуляции могут быть: успокоение (снятие эмоциональной напряженности); восстановление (ослабление проявления утомления); активизация.
К естественным механизмам саморегуляции относятся: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном и многое др. Этими приемами человек владеет, но делает это бессистемно, от случая к случаю, не осознавая, что они являются своего рода «техникой безопасности» для работы.
Существует множество упражнений для саморегуляции, направленных на коррекцию психоэмоционального состояния. К методам, формирующим умение управлять своим психическим, физическим и эмоциональным состоянием, относятся:
1. Правильное (противострессовое) дыхание – главная составляющая психоэмоционального равновесия.
2. Аутотренинг (самовнушение). Механизм аутогенной тренировки заключается в формировании устойчивой связи между словесными формулировками и возникновением нужного состояния.
3. Нервно-мышечная релаксация. Специальные релаксационные упражнения, массаж, йога. Расслабляя мышцы, можно уравновесить психику.
4. Сенсорная репродукция (визуализация). Методика предполагает погружение в так называемое ресурсное, т.е. вызывающее позитивные эмоции, состояние [9, с.233].
Таким образом, методы саморегуляции имеют целью развитие ассертивности – способности самостоятельно регулировать собственным поведением и отвечать за него. Как следствие, развивается умение быстро пресечь волнение, взглянуть на себя со стороны, дать объективную оценку происходящему и принять разумное решение. Использование техник и методов саморегуляции является эффективным средством предотвращения возникновения «синдрома менеджера» и успешной борьбы с ним.
Заключение
В данной работе дано понимание синдрома «менеджера», определены закономерности его развития, рассмотрены возможные способы терапии. Под синдромом «менеджера» сегодня понимают синдром хронической усталости, синдром «профессионального выгорания», синдром «эмоционального выгорания», который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Однако синдром «менеджера» связан не только с профессиональной деятельностью человека, его применяют к разным областям человеческой жизни. Потеря контроля в одной из сфер жизни способствует накоплению у человека отрицательных эмоций, сопровождающихся стрессом, которые и приводят к синдрому.
Закономерности развития синдрома «менеджера» порой расплывчаты и противоречивы, но к основным его факторам относится стресс. Синдром проходит следующие этапы развития: на первом этапе появляется тревога, нарушается сон, происходит зацикливание на работе и многократном контроле качества ее выполнения; второй этап ведет к эмоциональному выгоранию, снижается интерес к работе; на третьем этапе появляется депрессия. Синдром приводит к личностной деформации, что проявляется как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психологического здоровья личности.
В работе рассмотрены возможные способы терапии при синдроме «менеджера», к которым относятся психогигиена; усиление личностных проявлений индивида; психотерапия. Одним из действенных средств борьбы с синдромом «менеджера» является метод саморегуляции.
Синдром менеджера, обычно, следствие не самих проблем, а неадекватной реакции на них. Поэтому, если нельзя изменить обстоятельства, то следует изменить свое отношение к ним.
Список использованных источников
Зыбенко, Д.А. Синдром менеджера: технологии управления стрессом / Д.А. Зыбенко, С.А. Березникова // Шаг в науку. – 2019. – № 2. – С. 113–116.
Корзун, Е.В. Профессиональное выгорание сотрудников / Е.В. Корзун // В сб.: Экономика и управление в современных условиях; материалы междунар. (заоч.) науч.-практич. конференции; Глав. ред. В.Ф. Забуга. – 2015. – С. 97–100.
Ларенцова, Л.И. Феномен эмоционального выгорания: механизм формирования, симптомы и способы преодоления с точки зрения различных психологических подходов / Л.И. Ларенцова, Н.В. Терехина // Прикладная юридическая психология. – 2009. – № 2. – С. 37–48.
Лысенко, Н.Б. Синдром менеджера / Н.Б. Лысенко. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.mc21.ru/articles/therapy/90/ (дата посещения 29.04.2020).
Лэнге, А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа / А. Лэнге // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 3–16.
Носатовский, И.А. Клинический подход к проблеме «синдрома эмоционального выгорания» / И.А. Носатовский, Т.А. Рогачева, С.Н. Утенкова // Социальная и клиническая психиатрия. – 2017. – Т. 27. – № 4. – С. 89–92.
Носатовский, И.А. Психопатологическая перспектива синдрома эмоционального выгорания / И.А. Носатовский, Т.А. Рогачева Т.А. // В сб.: Motivation. Way to the future International scientific-practical congress of pedagogues, psychologists and medics. European Association of pedagogues and psychologists "Science”. – 2016. – С. 168–174.
Овчинников, Ю.В. Синдром эмоционального выгорания: диагностика, принципы лечения, профилактика / Ю.В. Овчинников, М.В. Палченкова, О.В. Калачев // Военно-медицинский журнал. – 2015. – Т. 336. –№ 7. – С. 17–24.
Пушкарева, Е.В. Основные предпосылки синдрома эмоционального выгорания менеджера / Е.В. Пушкарева, М.С. Боговкова // В сб.: Исследование, систематизация, кооперация, развитие, анализ социально-экономических систем в области экономики и управления (ИСКРА – 2018); Сб. трудов I Всерос. шк. молод. Ученых; Под общ. ред. В.М. Ячменевой. – 2018. – С. 116–119.
Пушкарева, Е.В. Саморегуляция как способ профилактики и борьбы с «синдромом менеджера» / Е.В. Пушкарева // В сб.: Актуальные проблемы и перспективы развития экономики; Труды XVII Междунар. науч.-практич. конференции; Под ред. Н.В. Апатовой. – 2018. – С. 233–234.
Раевская, А.И., Солодовникова И. А. Синдром эмоционального выгорания: сущность феномена и диагностика / А.И. Раевская, И.А. Солодовникова // Симбирский научный вестник. – 2015. – № 1 (19). – С. 164–167.
Смирнова, О.Ю. Терапия и профилактика синдрома эмоционального выгорания / О.Ю, Смирнова, А.В. Худяков // Медицинская сестра. – 2011. – № 7. – С. 36–40.
Степанов, Ю.В. Социальные аспекты здоровья и физической культуры человека: синдром менеджера / Ю.В. Степанов, И.М. Донкан // Здравоохранение Дальнего Востока. – 2018. – № 2 (76). – С. 38-44.
Чутко, Л.С. Синдром менеджера (офисная болезнь) / Л.С. Чутко, С.А. Живолупов. – М.: МЕДпреcс-информ, 2017. – 288 с.
Чутко, Л.С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты / Л.С. Чутко, Н.В. Козина. – 3-е изд. – М.: МЕДпреcс-информ, 2015. – 256 с.Шоманбаева, А.О., Бажан Т.М. О проблеме дифференциации синдрома психического выгорания и синдрома хронической усталости / А.О. Шоманбаева, Т.М. Бажан // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. –2018. – Т. 29. – № 1. – С. 133–136.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!