это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2098386
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
1. Понятие информационной безопасности личности, государства и
общества 4
2. Правовая основа регулирования информационной безопасности
личности, государства и общества 8
Заключение 16
Список использованных источников 17
Введение
Как составная часть национальной безопасности информационная безопасность – система общественных отношений, которые непосредственно связаны с защитой законных прав личности и общества в отношении информации, включая информационные ресурсы государства [8].
Одной из сторон обеспечения информационной безопасности является необходимость в обеспечении гарантированного и реального доступа к информации, которая имеет значение для общества и отсутствие которой не позволит построить новую общественную формацию.
В целях выполнения данной задачи важно раскрыть правовые основания, по которым имеется возможность ограничить доступ к информации и показать механизмы обеспечения защиты с помощью юридических средств.
Под правовым регулированием информационной безопасности РФ понимается система правовых норм, которая организует поведение и деятельность определенных лиц, государственно-властных структур и общественных групп по защите в информационной сфере интересов личности, государства и общества.
Основы информационной безопасности личности, государства и общества приписаны в законодательстве РФ. Поэтому для полного исследования правового регулирования информационной безопасности необходимо сначала изучить правовую базу.
На данный момент в нашей стране непрерывно ведется работа по созданию нормативной базы документов, предусматривающих обеспечение информационной безопасности личности, государства и общества и с расширением информационных технологий данная база будет только расти.
В качестве основных нормативных актов выступают, в первую очередь Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты.
Понятие информационной безопасности личности, государства и обществаПод информационной безопасностью в широком смысле понимается состояние защищенности информационной среды общества, которое обеспечивает формирование и развитие в интересах организаций, граждан и государства. Являясь системообразующим фактором жизни общества, информационная сфера имеет активное влияние на состояние экономической, оборонной, политической и иных составляющих безопасности Российской Федерации [12]. Обеспечение информационной безопасности личности, государства и общества во многом связано с понятием национальной безопасности. Национальная безопасность зависит от обеспечения информационной безопасности, и эта зависимость будет только расти в процессе современного технического прогресса.
По своему содержанию правовой институт информационной безопасности является комплексным, так как объединяет нормы различных отраслей права: гражданского, информационного, административного и т.д. Однако при этом предметом регулирования являются однородные общественные отношения, которые возникают в соответствии с определенной деятельностью людей и их объединений, связанных с защитой информационных интересов личности, государства и общества. В качестве объектов этих отношений могут выступать информация, средства ее получения, передачи и хранения, а также информационные ресурсы.
В определении понятия информационной безопасности имеет место понятие интересов личности, государства и общества.
В информационной сфере интересы личности связаны с реализацией конституционных прав и свобод человека и гражданина на доступ к информации, который предполагает использование информации для интеллектуального и духовного развития, для осуществления деятельности, не запрещенной законом, и для защиты информации в целях обеспечения личной безопасности [10].
Интересы государства предполагают создание условий для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в сфере получения информации и пользования, а также для развития информационной инфраструктуры страны.
Необходимо отметить, что касательно интересов личности, тот факт, что у человека есть конституционное право на сбор информации и ее распространение, не значит, что у него есть право собирать и распространять любую информацию без ограничений. Право одного субъекта не может нарушать права другого субъекта. К примеру, граждане не вправе распространять информацию, относящуюся к категории государственной, коммерческой и служебной тайны.
Специалистами в структуре информационной безопасности выделяются категории: информационные угрозы, информационный вызов, информационный риск и опасность.
Выделяют следующие информационные угрозы, которые воздействуют на личность:
распространение искаженной, неполной или недостоверной информации;
целенаправленное информационное давление, направленное на изменение морально-психологического взгляда, политических взглядов и в целом мировоззрения людей;
применение неадекватного восприятия достоверной информации людьми.
Задачами общества и государства по нейтрализации и предотвращению внутренних и внешних угроз информационной безопасности являются:
формирование законодательной базы, призванной обеспечить информационную безопасность личности, государства и общества, которая создает правовую основу по противодействию информационным угрозам. На данный момент в нашей стране ведутся работы по организации механизмов для практической реализации законов, готовятся иные законопроекты, которые регулируют общественные отношения, возникающие в обществе;
создание высокоэффективных методов, систем и средств защиты информации в общегосударственных телекоммуникационных и информационных системах;
проведение специальных мероприятий, которые направлены на обеспечение информационной безопасности в органах государственной власти и местного самоуправления;
формирование эффективных методов, систем и средств защиты национальных информационных ресурсов государства несанкционированного доступа и разрушения, а также повышение безопасности и надежности их хранения;
разработка и внедрение специальных воспитательных и организационно-правовых мероприятий, которые направлены на нейтрализацию или предотвращение информационных угроз в духовной области жизни общества, создание общественного сознания населения страны, которая направлена на активное противодействие данным угрозам [9].
Основными принципами обеспечения информационной безопасности личности, государства и общества являются:
принцип соблюдения Конституции РФ, законодательства РФ, общепризнанных норм и принципов международного права;
принцип равенства участников информационного взаимодействия независимо от социального, политического и экономического статуса, которое основано на конституционном праве граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любыми законными способами;
принцип открытости в процессе информирования общества об их деятельности с учетом ограничений, которые установлены законодательством РФ.
В связи с тем, что обеспечение информационной безопасности во многом зависит от правового регулирования, следует изучить нормативную правовую базу, связанную с информационной безопасности. К тому же нужно учитывать, что государство руководствуется в обеспечении информационной безопасности личности, государства и общества в первую очередь Конституцией РФ и иными законодательными актами, а затем идут федеральные законы и иные нормативные правовые акты.
Правовая основа регулирования информационной безопасности личности, государства и обществаНа данный момент в нашей стране непрерывно ведется работа по созданию нормативной базы документов, предусматривающих обеспечение информационной безопасности личности, государства и общества. Разрабатываются новые законы и корректируются уже существующие. Причина такой непрерывной работы заключается в том, что стремительно развиваются информационные технологии, что приводит к новым формам информационных отношений. Это значит, что законодательно должно быть определено их существование. Законодательная база в области информационной безопасности включает:
Федеральные законы;
Указы Президента Российской Федерации;
постановления Правительства РФ;
стандарты и межведомственные руководящие документы.
На территории Российской Федерации действуют следующие федеральные законы и нормативные правовые акты, в той или иной мере регулирующие обеспечение информационной безопасности личности, государства и общества:
Конституция РФ;
Гражданский кодекс РФ;
Уголовный кодекс РФ;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
Доктрина информационной безопасности;
Стратегия национальной безопасности до 2020 года;
Федеральный закон «О персональных данных»;
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации»;
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
Закон РФ "О государственной тайне";
Федеральный закон «О связи» и т.д.
Основополагающим документом по обеспечению безопасности является Конституция РФ. Так, у каждого гражданина Российской Федерации есть право на личную и семейную тайну, тайну почтовых, телеграфных и других сообщений, телефонных переговоров и на тайну переписки в соответствии со статьей 23. Также, согласно 29 ст. у каждого есть право свободно получать, искать, производить, передавать и распространять любым законным способом информацию. В современной интерпретации важно отметить также и обеспечение конфиденциальности данных при их хранении, передаче и обработке.
Также в соответствии со ст. 41 Конституции РФ граждане имеют право на знание обстоятельств и фактов, которые создают угрозы здоровью и жизни людей. Статья 42 предполагает право граждан на получение достоверных сведений о состоянии окружающей среды. Так как, в настоящее время наиболее удобным источником информации являются информационные ресурсы, которые созданы исполнительными, законодательными и судебными органами, информация, публикуемая на этих ресурсах, должна быть защищена, при этом учитывается ее доступность и целостность [1].
В Гражданском кодексе РФ также имеются нормы, которые касаются обеспечения информационной защиты. Так, в соответствии со ст. 150 к нематериальным благам относятся личная и семейная тайна, в ст. 857 отражена банковская тайна, а тайна страхования в ст. 946. Четвертой частью Гражданского кодекс РФ регулируются отношения в сфере охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности [3].
Нормами Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за нарушения порядка распространения информации и за распространение недоброкачественной информации. Так, основными статьями Уголовного кодекса в области информационной безопасности являются:
клевета (ст. 129);
оскорбление (ст. 130);
воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144);
злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185);
заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207);
сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237);
незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст. 242);
публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280);
возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282);
публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354). [4]
Прежде всего, задачи обеспечения информационной безопасности личности, государства и общества прописаны в Стратегии национальной безопасности до 2020 года № 683, утвержденной Указом Президента РФ в 2015 году.
Данной Стратегии предшествовали Стратегия, утвержденная в 2019 году, а еще раньше «Концепция национальная безопасности РФ» в редакциях 1997 и 2000 годов. Стратегия – базовый документ стратегического планирования, которая определяет национальные интересы России, задачи, меры и цели в сфере внешней и внутренней политики, которые направлены на укрепление национальной безопасности РФ и обеспечение эффективного развития страны на долгосрочную перспективу.
Документ также позволяет консолидировать усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также институтов гражданского общества по организации благоприятных внешних и внутренних условий, отвечающих за реализацию национальных интересов и стратегических национальных приоритетов страны.
В Стратегии информационная безопасность личности, государства и общества главным образом определены понятием «национальная безопасность», под которым понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз [8]. При данном состоянии обеспечивается осуществление конституционных прав и свобод граждан РФ, достойное качество и уровень жизни, независимость, суверенитет, территориальная целостность, а также неизменное социально-экономическое развитие страны. Национальная безопасность в этом документе предполагает оборону страны и все виды безопасности: безопасность личности, государственную, общественную, экологическую, информационную, транспортную, экономическую и энергетическую безопасность.
Главной целью Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» является безопасность страны и граждан. Данный Закон был издан для регулирования всех отношений, которые возникают при обеспечении защиты, для предотвращения в стране конфликтных ситуаций и для исключения террористических действий.
Федеральный закон занимается регулированием личной, государственной, общественной, национальной и экологической безопасности.
Кроме того, Закон устанавливает функции и полномочия государственных органов в области обеспечения информационной безопасности. В нем отражены следующие принципы:
законность;
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
приоритет предупредительных мер для защиты граждан;
комплексность и системность применения экономических, политических и социальных и иных мер органами управления;
взаимодействие органов федеральных служб с международными организациями, общественными объединениями, а также с гражданами Российской Федерации [5].
В деятельность, обеспечивающую защиту входят:
выявление направлений государственной политики в области соблюдения и обеспечения информационной безопасности и безопасности в целом;
анализ, прогнозирование, оценка, а также выявление вероятных угроз;
правовое регулирование информационной безопасности;
создание и реализация комплексных мер, предупреждающих и устраняющих потенциальные угрозы безопасности;
применение экономических мер;
регулирование научной деятельности;
обеспечение координации деятельности органов государственной власти;
проведение других мероприятий в области обеспечения защиты страны и граждан.
Другим важным документом в области информационной безопасности является «Доктрина информационной безопасности», утвержденная Указом Президента РФ от 05.12.2016 № 646. Данная Доктрина является основой:
формирования государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности;
разработки целевых программ по обеспечению безопасности;
подготовки предложений, направленных на совершенствование правового, организационного научно-технического обеспечения информационной безопасности.
Структура Доктрины содержит 5 разделов:
общие положения;
национальные интересы в информационной сфере;
основные информационные угрозы и состояние информационной безопасности;
стратегические цели и основные направления обеспечения информационной безопасности;
организационные основы обеспечения информационной безопасности.
Согласно Доктрине задача страны по обеспечению информационной безопасности решается на трех уровнях:
на уровне личности, при которой обеспечивается реализация конституциональных прав человека и гражданина на доступ к информации, а также на использование информации в целях, не запрещенных законодательством РФ, также обеспечивается защита личной информации;
на уровне общества обеспечивается защита интересов общества;
на уровне государства создаются условия для гармоничного развития информационной структуры страны и в целях осуществления конституциональных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения суверенитета и территориальной целостности.
Согласно Доктрине к объектам информационной безопасности относятся:
права граждан, государства и юридических лиц на получение, использование и распространение информации, а также права на защиту информации, в частности, интеллектуальной собственности;
все виды информационных ресурсов;
система по формированию, использованию и распространению информационных ресурсов, которые включают информационные системы различного класса, архивы, библиотеки, базы данных и т.д.;
система формирования общественного сознания, которая базируется на пропаганде и средствах массовой информации;
информационная инфраструктура, которая содержит каналы информационного обмена, центры анализа и обработки информации, а также механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных сетей и систем [5].
Кроме того в Доктрине были сформированы методы обеспечения информационной безопасности государства, которые включают организационно-технические, правовые и экономические методы.
Стоит также отметить, что в Доктрине важной проблемой признается проблема информационного неравенства, вносящая в общество раскол и отчуждение между группами населения. В связи с этим данная проблема прямо относится к национальной безопасности и важной задачей государства является преодоление информационного неравенства.
Важное место в обеспечении информационной безопасности занимает защита персональных данных. Под данным понятием понимаются любые сведения, косвенно или прямо относящиеся к физическому лицу. Так как данная трактовка относит к персональным данным любую информацию о человеке, эти данные подлежат неукоснительной защите со стороны государства. Основным нормативным правовым актом, регламентирующим защиту и обработку персональных данных, является Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных". В Законе указано, что относится к персональным данным граждан, кто может хранить их и на каком основании. Закон определяет, что цель сбора и обработки персональных данных заключается в обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа со стороны третьих лиц [6].
Закон является нормой прямого действия и в обязательном порядке соблюдаться всеми субъектами, которые получили доступ к данной информации.
Данным законом регламентируются также направления защиты конфиденциальной информации о гражданах, к которым относятся:
законодательные меры, при которых государство обязывает оператора совершать конкретные действия, но при этом вводит запрет на ряд операций;
технические предполагают, что оператором предпринимаются меры, затрудняют доступ третьих лиц к сведениям о гражданах или вовсе делают это невозможным.
Заключение
В работе было определено, что информационная безопасность личности, государства и общества предполагает защиту не только от различного вида информационного оружия или технических средств, но также обеспечение конституционных прав человека и гражданина на свободу получения и распространения информации на законных основаниях, на тайну корреспонденции и т.п. Описанные категории должны регулироваться законодательством РФ. Также было определено, что информационная безопасность подразумевает баланс интересов личности, государства и общества. Этот баланс можно обеспечить только тогда, когда личность и общество ограждены от опасного информационного воздействия.На данный момент нормативная база обеспечения информационной безопасности стремительно пополняется. В рамках работы была определена следующая нормативная база:
Конституция РФ;
Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ;
Доктрина информационной безопасности;
Стратегия национальной безопасности до 2020 года;
Федеральный закон «О персональных данных»;
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации»;
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
Закон РФ "О государственной тайне" и т.д.
Были рассмотрены основные положения, регулирующие обеспечение информационной безопасности, и определены методы регулирования. Однако это не полный список, существуют иные нормативные документы, отражающие элементы информационной безопасности.
Список использованных источников
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 04.11.2019)
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года
Уголовный кодекс Российской Федерации: от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 04.11.2019)
Федерального закона «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ
Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ
Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»
Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
Баранова, Е.К. Информационная безопасность и защита информации: Учебное пособие / Е.К. Баранова, А.В. Бабаш. – М.: Риор, 2017. - 400 c.
Бражник Т.А. Правовые вопросы обеспечения информационной безопасности личности. URL: https://urfac.ru/?p=1650 Информационная безопасность личности, общества и государства. URL: http://fiz4you.ru/students/online_courses/course.php?COURSE_ID=9&LESSON_ID=57 Ишдавлетов Р.Н., Батыршин А.А. Проблема информационной безопасности личности, общества и государства. URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016021643
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!