это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2102502
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы спортивного отбора, особенности критериев и методики отбора в легкой атлетике. Определены основные методы, применяющиеся при отборе, позволяющие разработать программы отбора, играющие важную роль в деле подготовки спортивных резервов. Исследованы физические показатели мальчиков 9-10 лет, участвующих в отборе легкоатлетов на короткие дистанции. Обобщены данные по проблеме спортивного отбора и его критериях.
Ключевые слова: спортивный отбор, антропометрические обследования и медико-биологические исследования, уровень физической подготовки, повышение эффективности процесса физического совершенствования.
Abstract
The article deals with the problems of sports selection, features of criteria and methods of selection in athletics. The main methods used in the selection process are defined, which allow to develop selection programs that play an important role in the preparation of sports reserves. Physical indicators of boys 9-10 years old participating in the selection of athletes for short distances were studied. Data on the problem of sports selection and its criteria are summarized.
Key words: sports selection, anthropometric surveys and biomedical research, the level of physical fitness, increasing the effectiveness of the process of physical improvement.
Актуальность исследования. Проблема спортивного отбора является одной из центральных в теории и методологии спортивной деятельности. Существующая практика отбора в спорте пока не может быть оценена как достаточно эффективная и соответствующая современным требованиям, а критерии отбора недостаточно систематизированы.
Однако отбор на занятия спортом является важнейшей социально-педагогической задачей, которая заключается в рациональном планировании физического воспитания каждого юного спортсмена в соответствии с его индивидуальными склонностями и природными способностями, проявляющимися в особенностях одаренности к тому или иному виду спорта.
Целью исследования является определение критериев спортивного отбора юных легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, и их анализ.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование), методы научного познания.
К данной проблеме обращались учёные: В. К. Бальсевич, М. С. Гужаловский, В. М. Зациорский (1973), А. Ц. Пуни (1985), Г. И. Семенова (1986, 1999), А.С. Кузнецов, Г.Х. Самигуллин, Л.П. Сергиенко [1,4,2].
В.В. Кузнецов, Л.П. Сергиенко теоретически обобщили данные по проблеме отбора в легкой атлетике и рассмотрели ряд вопросов, связанных с генетикой, определили особенности критериев и методики отбора в легкой атлетике [5,9].
Исследования, проведенные этими учеными, привели к разработке селекционных программ, играющих важную роль в подготовке спортивных резервов.
Давайте подробно проанализируем концепцию отбора в спорте. Это, прежде всего, обязательный компонент подготовки спортивного резерва, который включает в себя систему организационно-методических мероприятий комплексного характера, содержащих педагогические, социологические, психологические и медико-биологические методы исследования, позволяющие выявить задатки и способности детей, соответствующие специфике конкретного вида спорта [9, 7].
На сегодняшний день разработаны комплексные программы спортивного отбора, которые играют важную роль в спорте.
Таким образом, основными методами, используемыми в процессе отбора, являются антропометрические обследования и исследования медико-биологического характера, педагогические наблюдения, контрольные тесты физического состояния, психологические и социологические тесты.
Антропометрические исследования определяют морфотип, соответствующий выдающимся представителям этого вида спорта, включая рост, массу тела, тип телосложения и другие важнейшие параметры.
На основании медико-биологических исследований оценивается состояние здоровья и физического развития, физическая подготовленность, противопоказания к занятиям определенными видами спорта. В то же время необходимо учитывать длительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполнения тренировочных нагрузок и систему лечебно-профилактических мероприятий [6].
Обязательным критерием отбора является уровень физической подготовки, разделяющейся на общую (ОФП) и специальную (СФП), а СФП имеет две специализации, направленные на построение специального «фундамента» и развитие двигательного потенциала. Немаловажным элементом является заложенный потенциал общей физической подготовки, включающий в себя развитие физических качеств соответственно возрасту и способствующий в дальнейшем развитию специальных возможностей в спорте [7].
Результаты исследований и их обсуждение. На основании критериев отбора с точки зрения физиологических характеристик спортсменов - легкоатлетов: центральной нервной системы, анализаторов, двигательного аппарата, мышц, дыхания и расхода энергии, кровообращения, выделительных функций, веса тела и температуры тела, проведены диагностические исследования.
В результате педагогического эксперимента выявлен исходный уровень физических показателей у мальчиков 9-10 лет, участвующих в отборе легкоатлетов на короткие дистанции. Определены средние физические показатели, психические качества с тем, чтобы предопределить перспективность юного бегуна, проверены упорство в спортивной борьбе, спортивное трудолюбие, целеустремлённость и способность мобилизоваться в напряжённый период. Анализируя полученные данные, можно сказать, что упорство в спортивной борьбе и способность мобилизоваться показали 80% подростков, а 90% обнаружили спортивное трудолюбие.
В результате педагогического наблюдения, предполагающего определение уровня адаптированности к тренировочному процессу и возрастающей нагрузке, определены исходные критерии уровня развития физических качеств.
Педагогическое наблюдение за процессом тестирования и отбора позволило выявить претендентов для дальнейшей ориентации в спорте и зачисления в группу специальной подготовки.
Несомненно, важным аспектом является тестирование на определение скоростно-силовых качеств, выносливости, силы, гибкости. Результаты представлены в таблице.
Таблица 1- Сравнительные показатели результатов спортивного отбора на разных этапах диагностирования
Бег на 30 метров
№ Выборки Отклонения от среднего Квадраты отклонений
В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2
1 5.5 5.1 -0.17 -0.23 0.0289 0.0529
2 5.9 5.2 0.23 -0.13 0.0529 0.0169
3 5.8 5.4 0.13 0.07 0.0169 0.0049
4 5.4 5.3 -0.27 -0.03 0.0729 0.0009
5 5.9 5.2 0.23 -0.13 0.0529 0.0169
6 5.6 5.3 -0.07 -0.03 0.0049 0.0009
7 5.6 5.4 -0.07 0.07 0.0049 0.0049
8 5.7 5.3 0.03 -0.03 0.0009 0.0009
9 5.8 5.4 0.13 0.07 0.0169 0.0049
10 5.5 5.7 -0.17 0.37 0.0289 0.1369
Суммы: 56.7 53.3 0 0 0.281 0.241
Среднее: 5.67 5.33
Для исследуемого норматива вычислили рассчитанное значение критерия Стьюдента . При сравнении полученного значения с табличным tгр=2,14, было выполнено неравенство tр≥ tгр. Наглядно результат попадания в зону значимости представлен на рисунке 1.
Результат: tЭмп = 2.4
Критические значения
tКр
p≤0.05 p≤0.01
2.1 2.88
1677035656590 Ось значимости:
2.1 2.88
Рис. 1 Полученное эмпирическое значение t (4.9) находится в зоне значимости.
Результаты бега на 30 метров показали значительный прирост. Таким образом, рассчитанное значение критерия Стьюдента оказалось больше, чем граничное, и по оси значимости оказалось в зоне значимости.
Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что существующий подход к совершенствованию общефизической подготовки способствует повышению эффективности процесса физического совершенствования школьников.
Следует отметить, что наиболее глубокий и четкий метод отбора помогает выявить физически и психически подготовленных спортсменов.
Отбор и анализ критериев отбора являются основной составляющей решения этой задачи, необходимо планировать процесс физического воспитания каждого юного спортсмена в соответствии с его индивидуальными склонностями и природными возможностями, это поможет распознать будущего чемпиона.
В результате исследования рассмотрен процесс прогнозирования способностей юных легкоатлетов на основе спортивного отбора.
Систематический и планомерный анализ критериев отбора в лёгкой атлетике и комплексные методы в определении физических качеств будущего спортсмена помогут в достижении результатов.
Список использованной литературы:
Бальсевич, В.К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры.- 1980.- №1.- С. 38-39.
Дорохов Р.Н., Губа В.П., Петрухин В.Г. Методика раннего отбора и ориентации в спорте (соматический тип и его функциональные характеристики). - Смоленск, 1994 - 80 с.
Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания [Текст] / В.М. Зациорский. - 3 – изд. М.: Советский спорт, 2009. – С. 156.
Зотова, Ф.Р. Спортивный отбор и ориентация / Ф.Р. Зотова, И.Ш. Мутаева, В.В. Павлов. – Набережные Челны: Кам ГИФК, 2002. – 141 с.
Кузнецов, В.В. Научные основы создания «моделей сильнейших спортсменов» / В.В. Кузнецов, A.A. Новиков, Б.Н. Шустин // Проблемы современной системы подготовки высококвалифицированных спортсменов. - М.: ВНИИФК, 1975. - С. 24-26.
Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности // Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2006. –208с.
Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие [Текст] / В.И. Лях. – М.: Дивизион, 2006. – 290 с. – С.14-15.
Семенов, Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков / Л.А. Семенов. – М.: Советский спорт, 2005. – 142 с.
Сергиенко, Л.П. Спортивный отбор: теория и практика: монография / Л.П. Сергиенко. - М.: Советский спорт. – 2013. – 1056 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!