это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2105600
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
1 Роль и функции классного руководителя в системе воспитания 5
2 Права и обязанности классного руководителя 11
Заключение 14
Список использованных источников 15
Введение
Педагогический процесс в классе направлен на всестороннее развитие школьников. Коллективный труд учащихся нуждается в руководстве, что делает его более целенаправленным, предупреждает дублирование и пробелы. Поэтому классному руководителю отводится основная роль в организации, стимулировании и координации всех воспитательных влияний в прикрепленном классе. В рамках своей деятельности классным руководителем осуществляется комплексный подход к воспитательной работе с учащимися.
Классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель, и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности, отвечает за организацию воспитательной работы в своем классе.
Классный руководитель, обладая доступными и корректными средствами, направляет их на согласование учебно-воспитательной работы учителей, преподающих в классе; формирование коллектива учащихся; координацию совместной деятельности учителей и коллектива учащихся; проведение внеклассной воспитательной работы; организацию и регулирование многосторонних связи класса с внешним миром.
Именно классный руководитель организует познавательную деятельность, формирует социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируются соответствующие эмоциональная атмосфера.
Педагог непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно с пользой организовывать школьную жизнь.
Таким образом, классный руководитель выступает посредником между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством; организует систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создает условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.
Воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с социальной средой. Роль классного руководителя заключается в создании таких условий, которые помогли бы детям найти себя и свое место в классном и школьном коллективах, свою нишу в социальной жизни. Таким образом, классный руководитель выступает и как организатор воспитательной деятельности, и как наставник учащихся.
Цель реферата – обобщить и изучить основные направления деятельности классного руководителя.
Задачи:
- раскрыть роль и функции классного руководителя в системе воспитания школьников;
- проанализировать права и обязанности классного руководителя.
1 Роль и функции классного руководителя в системе воспитания
Классное руководство – профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе, создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Основная задача классного руководителя - скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений [6, c. 163].
При решении задачи классный руководитель действует в соответствии со спецификой возраста учащихся и сложившимися в классе взаимоотношениями. Отношения с каждым учащимся строятся классным руководителем с учетом его индивидуальных особенностей. В своей деятельности классный руководитель руководствуется потребностями каждого конкретного классного коллектива, каждого конкретного ребенка.
Классный руководитель организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своём классе. В деятельности классного руководителя органично сочетаются идейно- воспитательная, организационная и административные функции.
Основное направление в деятельности классного руководителя заключается в воспитании учащихся и сплочении их в дружеский коллектив. Безусловно, вопросы учебной работы, повышения уровня знаний учеников находятся в центре внимания педагога. Однако решает эти вопросы классный руководитель прежде всего с позиции воспитателя.
В зону ответственности классного входит осуществление воспитательного процесса и обеспечение участия в нем детей, организация воспитательного процесса в соответствии с целями гуманистического демократического воспитания.
Для этого проводит различные диагностики, которые достаточно полно информируют воспитателя об участии ребенка в различных видах деятельности, его отношениях в группах, характере и содержании общения, формирующихся потребностях и интересах, стимулах и мотивах поведения. На основе информации, получаемой от самих детей, от непосредственных организаторов их жизни, классный руководитель контролирует состояние воспитательных отношений, дает советы, вносит педагогические коррективы в течение жизни.
Работа классного руководителя характеризуется целенаправленностью, системностью, четким планированием. Стратегию работы классный руководитель строит на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств [2, c. 281].
В связи с тем, что деятельность классных руководителей характеризуется достаточно широким кругом обязанностей, актуальной является проблема обеспечения оптимальной деятельности классного руководителя. Следует охарактеризовать основные функции классного руководителя.
К важнейшим функциям классного руководителя относятся: развитие познавательных интересов и способностей школьников, их профессиональная ориентация, забота об охране здоровья учащихся. Классный руководитель организует своевременную помощь отстающим учащимся, организует работу классного коллектива в общественном полезном труде, в важнейших общешкольных мероприятиях. Он также взаимодействует с детьми на основе уважения, взаимопонимания. Классный руководитель является членом педагогического коллектива.
Наиболее важные функции классного руководителя можно распределить в следующие категории:
1. организаторская: педагог проводит работу по всем педагогическим аспектам.
2. воспитательная: классный руководитель формирует личность и коллектив;
3. коммуникативную: классный руководитель организует общение;
4. координационная: классный руководитель согласовывает все влияния, устанавливает взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса;5. коррекционная: классный руководитель преобразовывает, изменяет личность;
6. административная: классный руководитель ведет личные дела учащихся и другие официальные документы.7. идейно-воспитательную функцию, которая проявляется как аналитико-обобщающая. Заключается в налаживании взаимодействия четырех коллективов (учащихся, учителей, родителей, общественности) подчеркивает значение функции координационно-информационной. Важность непосредственного доверительного контакта с детьми в целях своевременного снятия психических напряжений делает актуальной психологическую функцию.
8. стимулирующе-тормозящую функцию, которая активизирует общественно ценную деятельность детей и приостанавливает негативную.
9. импровизационно-творческую функцию, согласно которой обеспечивается повышенная контактность, эффективность общения, целенаправленное взаимодействие с детьми [4, c. 56].
Существует и другая классификация функций классного руководителя, согласно которой в качестве важнейших функций классного руководителя также выступают следующие: когнитивно-диагностическая, организаторско-стимулирующая, объединительно-сплачивающая, координирующая и личностно-развивающая. Рассмотрим кратко сущность каждой их них [7, c. 81].
1) когнитивно-диагностическая функция. В соответствии с ней, необходимо всестороннее изучение особенностей развития и поведения учащихся и определения уровня их воспитанности в целях учета этих особенностей в процессе внеклассной работы и осуществления индивидуального подхода к их обучению и воспитанию. Классному руководителю необходимо знать состояние здоровья учащихся и физического развития, условия домашнего воспитания, характер их обучаемости и воспитуемости, межличностные контакты и участие в организуемой деятельности, проявляемые склонности, способности и интересы, отношение к учебной работе и динамику успеваемости. Указанные данные нужно доводить до сведения работающих в классе учителей с тем, чтобы они соответствующим образом учитывали их в процесс учебно-воспитательной деятельности.
б) организаторско-стимулирующая функция. Она заключается в том, чтобы сделать участие школьников во внеклассной работе добровольным. Внеклассная деятельность несовместима ни с понуждением, ни с жестким регламентированием деятельности учащихся. Главное здесь – умение классного руководителя организовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала учащихся высокой содержательностью, разнообразием свежестью форм, постоянным поиском новых подходов к ее проведению. Даже самые традиционные виды работы (например, встреча Нового года, праздник именинников, классные часы и т.д.) каждый раз необходимо проводить по-новому, придавать им яркие, красочные формы.
в) объединительно-сплачивающая функция. Эта функция вытекает из того, что действенным фактором воспитания является сплочение учащихся, здоровый психологических микроклимат в классе, товарищеское общение, забота друг о друге, влияние ученического коллектива. В то время необходимо предотвращать появление в классе группировок с негативной направленностью, создавая условия для увлекательной совместной деятельности учащихся
г) координирующая функция классного руководителя. В процессе реализации образовательного процесса требуется согласование педагогических усилий всех субъектов образовательного процесса. Таким образом, данная функция заключается в координации их деятельности и осуществлении единого подхода к детям. Подобную работу необходимо проводить также с родителями учащихся и привлекать их к совместной со школой воспитательной работе. В качестве проблем для такой работы могут выступать и недочеты в домашнем учении учащихся, и различные отклонения в поведении, и активизация внеклассного чтения и т.д.
д) личностно-развивающая функция. При ее осуществлении в проводимой воспитательной работе требуется придание действенного педагогического влияния на развитие личностных качеств учащихся: стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и задатков, утверждение достоинства в межличностной общении и т.д.Проведение воспитательной работы с учащимися невозможно без поддерживания тесного контакта с родителями учеников. Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя [5, c. 73].
Элементами системы работы с родителями являются: изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности; установление и поддержание единых требований школы и семьи в воспитании детей; последовательное психолого-педагогическое просвещение родителей; систематическое взаимное информирование о ходе развития школьника; совместное принятие решений, способствующих успешному обучению и воспитанию детей; оказание практической педагогической помощи родителям в случае необходимости; содействие в установлении связи семьи с общественностью в целях улучшения воспитания детей; привлечение родителей к внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися в школе и вне ее [8, c. 301].
Работа с родителями требует от классного руководителя умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания.
Необходимо установить единые требования, Изучить учебные трудности и совместно с родителями и учителями и активом класса устранить их.
Эффективность и качество воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит и от систематической работы по повышению их квалификации. От педагога требуется постоянное пополнение и совершенствование своих знаний, педагогического мастерства.
2 Права и обязанности классного руководителяСогласно федеральным нормативам определение обязанностей классного руководителя отнесено непосредственно к компетенции образовательного учреждения. Приказами директора утверждаются «Положение о классном руководстве» и «Функциональные обязанности классного руководителя» [3, c. 281].
Осуществление указанных в предыдущей главе функций связано с выполнением классным руководителем целого ряда возложенных на него обязанностей.
В обязанности классного руководителя входит:
- осуществление систематического анализа состояния успеваемости и динамики общего развития своих воспитанников;
- организация учебно-воспитательного процесса в классе, вовлечение обучающихся в систематическую деятельность классного коллектива;
- отслеживание и своевременное выявление девиантного проявления в развитии и поведении обучающихся, осуществление необходимой педагогической и психологической коррекции, в особо сложных и опасных случаях информирование об этом администрации школы;- оказание помощи воспитанникам в решении их острых жизненных проблем и ситуаций;
- организация социальной, психологической и правовой защиты обучающихся;
- пропаганда здорового образа жизни;
- регулярное информирование родителей обучающихся или их законных представителей об их успехах или неудачах;
- контроль посещения учебных и внеурочных занятий обучающимися своего класса;
- планирование своей деятельности по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию воспитательной работы, принятыми в школе;
- регулярное проведение классных часов и других внеурочных и общешкольных мероприятий с классом;
- ведение необходимой документации;
- повышение своей квалификации в сфере педагогики и психологии, современных воспитательных и социальных технологий, участие в работе методического объединения классных руководителей [1, c. 62].
Классный руководитель имеет право:
- выносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов самоуправления, родительского комитета предложения, инициативы, как от имени классного коллектива, так и от своего имени;
- получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от руководства школы, а также органов самоуправления;
- самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом, разрабатывать индивидуальные программы работы с детьми и их родителями (законными представителями), определять нормы организации деятельности классного коллектива и проведения классных мероприятий;
- разрабатывать и реализовывать программы курсов внеурочной деятельности обучающихся;
- на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методик воспитания в пределах программы воспитательной работы с классом;
- самостоятельно определять формы планирования воспитательной работы с классом с учетом выполнения основных принципов планирования в учреждении;
- не выполнять поручения и требования администрации школы и родителей, которые не входят в функциональные обязанности классного руководителя, определенные положением о деятельности классного руководителя;
- не выполнять поручения и требования администрации школы и родителей, если они могут нанести психологическую или физическую травму обучающемуся;
- на защиту собственной чести, достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны администрации, родителей, обучающихся, других педагогов; имеет право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Работа классного руководителя осуществляется под непосредственным руководством директора школы и его заместителей. Необходимая организационно-педагогическая помощь также оказывается директором школы и его заместителями.
Заключение
В данной работе были проанализированы основные направления работы классного руководителя и доказана его роль в жизни каждого ученика. Правильно организовав учебно-воспитательную деятельность, классный руководитель закладывает основу для достижения учениками наиболее высоких результатов в воспитании культурно-нравственной личности.
Сегодня классный руководитель выполняет следующие основные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении проблем. Многие классные руководители говорят о расширении диапазона своей сегодняшней деятельности в школе.
Приоритет приобретает индивидуальная работа с детьми, которая затрагивает основы как физического, так и психического развития каждого ребенка. В работе класса в целом также происходит смещение акцентов. В первую очередь объектом внимания становится эмоциональная поддержка групп внутри класса, создание положительного психологического климата в классе, развитие самоуправления, создание условий, позволяющих каждому ребенку раскрыть себя в отношении с окружающими, включение учащихся в систему реальных отношений.
Список использованных источников
1. Верещагин, Н. В. Стандарт педагога в контексте ФГОС ДО / Н. В. Верещагин. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 80 с.2. Голованова, Н. Ф. Педагогика. Учебник и практикум / Н. Ф. Голованова – М.: Юрайт, 2017. – 378 с.3. Гусейнова, А. Психология и педагогика воспитания. Как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка / А. Гусейнова. – М.: Ленанд, 2014. – 320 с.4. Левичев, О. Ф. Основы духовно-нравственного воспитания школьников. Учебное пособие для академического бакалавриата / О. Ф. Левичев, С. Г. Чухин. – М.: Юрайт, 2018. – 114 с.5. Маленкова, Л. И. Классный руководитель (воспитатель): Практические материалы: Учебно-методическое пособие / Л. И. Маленкова – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 272с.
6. Саляхова, Л. И. Настольная книга классного руководителя. Личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы / Л. И. Саляхова. – М.: Глобус, 2009. – 368 c.
7. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 310 с.
8. Пидкасистый, П. И. Педагогика. Учебник и практикум для СПО. Отв. / П. И. Пидкасистый. – М.: Юрайт, 2016. – 408 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!