это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2105832
Ознакомительный фрагмент работы:
На протяжении всей истории развития человечества постепенно создавались богатая научная традиция и разнообразная практика познания психологии человека. Существенное место в этом процессе всегда занимал психодиагностический метод, корни становления которого уходят вглубь веков. При этом на любом этапе эволюции идей познания психодиагностика складывалась в единстве трех взаимосвязанных направлений. Одно из направлений акцентировало надежность и объективность выявленных и измеренных психических явлений. В фокусе внимания другого была научная база, обосновывающая разработку психодиагностического инструментария, а также концепции, объясняющие измеренные психические явления. И еще одно направление формировало этику психодиагностики.
Разумеется, приоритет каждого направления менялся. На этапе наивной психодиагностики, к которой имели самое непосредственное отношение физиогномика, френология, графология и хиромантия, доминировала идея выявления и описания психических явлений. Так, древние психодиагносты настойчиво пытались установить взаимосвязи внешних признаков человека и его психологических характеристик. Например, физиогномика, опираясь на примитивные аналогии между внешним видом животных и соответствующими характеристиками людей, связывала выражение лица и особенности личности. Для френологии наиболее существенными были соотношения психических особенностей человека и наружной формы черепа. Графология развивала идею о зависимости почерка как разновидности выразительных движений, отражающих психологические свойства и психофизиологические состояния пишущего, от его душевных качеств. К одному из наиболее древних психодиагностических учений можно отнести хиромантию, в которой отразилась в целом небезуспешная попытка найти связь между индивидуальными особенностями человека, чертами его характера, пережитыми событиями и кожным рельефом ладоней.
В психодиагностике проблема создания и внедрения методических средств актуальна и сегодня. Например, использование тестов как инструмента диагностики остается постоянным предметом научных дискуссий. Кроме того, нельзя забывать, что именно психометрические возможности тестов определили не только социальное признание психодиагностики, но и некоторые ограничения и даже запреты на ее применение. Критически мыслящие исследователи постоянно ставили вопросы о том, что же измеряют тесты и можно ли по какому-то частному испытанию говорить о психике в целом. До сегодняшнего дня сохраняет силу возражение А. Бине относительно диагностических возможностей тестов интеллекта. Опираясь на уравнение регрессии, Бине пришел к выводу, что 54% эффективности выполнения теста обусловлены педагогическим возрастом, т. е. уровнем и качеством приобретенных в школе знаний, 11% — собственно биологическим возрастом, а 33% — интеллектом, который и является предметом тестирования [4]
Принято выделять следующие общие задачи психодиагностического исследования
1.Психодиагностика позволяет установить и определить у человека те или иные психические свойства или особенности поведения.
2.Психодиагностика устанавливает развитость данного свойства, его выражение в качественных и количественных единицах.
3.Психодиагностика позволяет проводить описание диагностических особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.
4. Психодиагностика позволяет сравнивать степень развитости изучаемых свойств у разных людей. Психодиагностические задачи могут различаться в зависимости от того, в каких частных областях психологом ставится диагноз. Задачи определяются также ограничениями в использовании методов и характеристиками ситуации. Выделяют два типа ситуаций: ситуация клиента и ситуация экспертизы. Задачи могут также дифференцироваться с точки зрения дальнейшего использования результатов диагностики.
Практика показала, что психологической диагностике принадлежит своеобразная психотерапевтическая функция, что дает основания рассматривать ее как один из видов психологической помощи личности в критической жизненной ситуации. Основанием для «помогающего» подхода служит высокий терапевтический потенциал психодиагностических методик и технологий, процедур обследования, а главное — психодиагностического консультирования. Теория психологической диагностики опирается, главным образом, на достижения современной психологии человека. Это имеет отношение и к методологическим принципам, которые выступают в качестве руководящей идеи, основополагающего правила получения и объяснения полученной психологической информации, а также постановки психологического диагноза. Как и другие отрасли психологических знаний, психодиагностика основывается на принципах отражения, диалектической взаимосвязи явления и сущности, целостности, единства сознания и деятельности и т. п. Постоянно развивающаяся и обогащающаяся современная практическая психология позволяет выделять еще ряд особых принципов, важных для понимания актуальных и потенциальных проблем человека. В категорию особых принципов практической психологии объединяются следующие принципы: 1) жизненной детерминации и 2) парадоксальности психологии человека, 3) взаимодействия человека с природой и обществом, 4) трансформации свойств человека в психологические качества его личности [2]. Их приложение к психологической диагностике дает основание для анализа специфических психодиагностических принципов, к которым относятся принципы: 1) трансформации взаимодействия человека с окружающей реальностью, 2) ориентации на выявление индивидуальности, 3) конкретности и 4) безоценочности. Особое место в этом списке занимает принцип трансформации взаимодействия человека с окружающей реальностью. Он во многом определяет не только ход психодиагностики, но и содержание психодиагностических гипотез, консультирования по результатам обследования. Его суть заключается в том, что человек как объект психодиагностики рассматривается включенным в систему взаимосвязей с социумом, культурой, предметной средой и природой. Подразумевается, что скорость изменений, происходящих сегодня в окружающей реальности, во много раз превышает темп естественного биологического и социального адаптациогенеза человека — результата длительного филогенеза и индивидуального развития. Это, безусловно, отражается как на психологии человека, так и на содержании его взаимодействия с миром и самим собой. Одним из примеров служит трансформация выраженности и структурной организации личностных свойств, произошедшая под влиянием социальных перестроек в российском обществе. Таким образом, сегодня психологическая диагностика представляет собой особую область психологических знаний, развивающуюся вместе с трансформацией социальных процессов и жизненных задач человека. Эволюция психодиагностических идей обусловлена также многоаспектностью и полифункциональностью практической деятельности психолога-диагноста. Вероятно, каждое новое поколение психологов будет находить в психологической диагностике дополнительные грани, открывать новые ее возможности. Дальнейшее развитие практической психологии неизбежно повлечет изменение смыслового пространства психологической диагностики, ее принципов и методических комплексов, а также роли в становлении личности и общества. Неизменным должно остаться осознание того, что психодиагностика — это прежде всего взаимодействие души психолога и души того, кого он диагностирует. Поэтому постоянными должны быть высокие требования психолога-диагноста к себе, средствам измерения и принципам, опираясь на которые он объясняет измеренное.
Список литературы
1. Брант С. Корабль дураков // Сакс Г. Избранное. М.: Художественная литература, 1989. 478 с.
2. Панферов В. Н., Микляева А. В., Румянцева П. В. Основы психологии человека: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2009. 432 с.
3. Психология и этика: опыт построения дискуссий / Под ред. Б. С. Братуся. Самара: Бахар, 1999. 123 с.
4. Справочник практического психолога. Психодиагностика / Подред. С. Т. Посоховой. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. 671 с.
5. Феофраст. Характеры. М.: Памятники культуры, 1993. 94 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!