это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2113718
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. Статья рассматривает коррупцию как явление и как угрозу для национальной безопасности Российской Федерации. Приводится всестороннее изучение коррупции в контексте угрозы как для социально-экономического, так и для политического состояния страны. Формируется вывод о том, что для снижения угроз со стороны коррупции целесообразно применять меры, учитывающие национальные особенности в ведении бизнеса и государственных дел. Подчеркивается актуальность проблемы для Российской Федерации как для страны с очень низким индексом восприятия коррупции среди мировых стран.
Ключевые слова: коррупция, Российская Федерация, национальная безопасность, ущерб, экономика, закон, терроризм, преступность.
Abstract.
The article addresses corruption. All countries study corruption issues. The conclusion is drawn that it is necessary to take measures against corruption. The urgency of the problems for the Russian Federation is emphasized.
Keywords: corruption, Russian Federation, national security, damage, economy, law, terrorism, crime.
Как считает большинство исследователей вопроса, коррупция является неоднозначным термином, определение которого значительно зависит от контекста употребления. В любом случае, коррупцию понимают как синтетическое криминологическое и социально-психологическое понятие, поскольку структура явления предполагает совокупность разного рода действий, образующих определенный характер явления [4]. Такое явление затрагивает социальную, юридическую, политическую и остальные аспекты жизни страны, которое образуя впоследствии определенную форму, наносит вред национальной безопасности страны.
Термин «национальная безопасность» более определенный, и закреплен в законе Российский Федерации. Оно расшифровывается в 6 пункте Главе I Указа Президента РФ от 31.12.2015 №683 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". Согласно этому определению, национальная безопасность – это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [1]. Очевидно, что коррупция вполне способна являться внутренней угрозой, если ее масштаб и ущерб значительно противоречит национальным интересам. Коррупция нарушает работу государства по регулированию экономики, охране порядка, защиты принципов ведения честной предпринимательской и иной подобной деятельности, которые в современном состоянии России считаются основным фактором дальнейшего экономического развития на долгосрочный период.
С такой позиции можно выделить основные уязвимые места в национальной безопасности России, которым коррупция способна нанести значительный вред. Прежде всего это приоритетные отрасли развития экономики и связанные с ними субъекты: малый и средний бизнес, органы местного самоуправления, инновационные отрасли, органы государственной власти, стратегически важные для страны производственные предприятия и военная сфера.
Ко всему этому, коррупция тесно связана с теневой экономикой – явлением, которое не менее чем коррупция, затруднят государству выполнять свои задачи [6]. В теневой экономике коррупция является неформально одним из основных методов ведения бизнеса. Здесь распространено уклонение от налогов, неформальная занятость, контрафактическое производство, рэкет, нелегальная миграция и некоторые другие явления, относящиеся к преступным. Коррупция в теневой экономике является основой для ее развития – как следствие, развивающаяся теневая экономика, распространяясь по стране, замедляет ход развития национальной экономики. Проблема здесь в том, что в текущих рыночных условиях Российской Федерации, внутренний рынок и малый бизнес слабо регулируются государственными мерами (фискальной, кредитной и др. политикой), а воздействие на нее более жесткими мерами приведет практически к полному исчезновению малого и среднего бизнеса. Существующий в таких условиях малый бизнес не всегда предпочитает пользоваться легальными методами ведения коммерческой деятельности, предлагаемыми государством. Известно, что только крайне небольшое число начинающих предпринимателей обращается в коммерческие банки для открытия кредита в целях развития бизнеса. Поэтому, малое предпринимательство нередко входит в теневую экономику, предпочитая нелегальные, но более удобные для целей бизнеса методы развития дела, что также способствует росту коррупции в стране.
Учитывая структуру такого явления, можно сказать, что коррупция образуется исходя из неблагоприятных обстоятельств в стране. Коррупция является показателем неэффективной работы государства, слабо развитой системы управления экономикой, несовершенством рыночных механизмов и напряженной социально-экономической среды. Это способствует росту коррупции по практическим аспектам: должностные лица и предприниматели, сталкиваясь с негативными сторонами бюрократической системы, вынуждены обходить недостатки системы незаконным путем. Очевидно, что этому способствует морально-психологический фактор: отсутствие в стране легальных и доступных способов ведения дела с целью получения намеченной выгоды в начале предприятия ведет к необходимости продолжать дело уже на нелегальном уровне. Это приводит к угрозе национальной безопасности, если дело касается лиц, состоящих на государственной службе, или, затрагивает ответственные вопросы и решения в крупном бизнесе. Коррупция, как неотъемлемая часть бюрократической системы, позволяет должностным лицам, фактически законными средствами, вести деятельность коррупционного характера. Законными эти средства является только номинально, так как коррупция как явление не всегда попадает под определенную статью Уголовного кодекса РФ – существуют действенные бюрократические методы обойти закон. При этом, остается вопрос, является ли деятельность явно коррупционного характера незаконной, если при этом, фактически, факт нарушения закона не был установлен.
Коррупция представляет угрозу социально-культурной обстановке, постепенно входя в национальный менталитет. Такое явление опасно для России тем, что угрожает превратить ее экономический менталитет в тот, который существует в слабо развитых странах мира, в том числе в странах СНГ (прежде всего в Средней Азии). В таких странах, как и в современной России, государство слабо регулирует экономику и порядок обращения финансовых средств, что сочетается с несколько тоталитарным по духу политическим режимом. По этой причине коррупция для граждан этих стран уже стала нормальным для ведения дела явлением, ввиду того, что сложившаяся за долгие годы социально-экономическая система предлагает людям свои готовые условия, к которым остается только приспосабливаться. Есть явное сходство между этими странами и современной Российской Федерацией, не только по духу политического управления и из-за отсутствия развитой системой управления экономикой, но и по менталитету. Граждане РФ слабо доверяют российской власти, что также имеет исторические предпосылки, а в сложившихся экономических условиях коррупция вполне может повысить свой моральный статус до нормального явления. С другой стороны, осознание гражданами РФ распространенности коррупции в стране повышает у них чувство несправедливости, тем самым способствуя к приспособлению к этому явлению, а не к противостоянию, которое скорее всего даст ничтожный результат.
Мировые исследования явления коррупции выявили существующую связь между коррупцией и терроризмом [5]. Она не является явной, и проходит через социальные и политические сферы: как осознаваемое всеми значимое явление, коррупция остается единственным методом для оппозиционных к власти сил или для других социальных групп вести свою политическую и иную деятельность. В дальнейшем, получив некоторую власть, такие группы не отказываются от террористических, коррупционных и других нелегальных способов ведения дела. При этом не исключено, что роль таких групп может возрастать, и они будут интегрироваться в основные экономические и политические структуры государства, доходя до высшей системы управления и Правительства.
Несмотря на государственные меры борьбы с коррупцией в РФ, они показывают слабый результат, что указывает на ее глубокое влияние на все социально-экономические и политические структуры страны. Так, в 2019 году, по данным Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции РФ, было выявлено более 18,4 тыс. коррупционных преступлений, из которых около 5,5 тыс. было совершено в крупном и особо крупном размере. Около 1,6 тыс. преступлений было совершено группой лиц по предварительному сговору, 632 преступления совершено в составе организованной преступной группировки. Установлена причастность к коррупции более 8 тыс. преступников, из которых 6,5 тыс. привлечено к уголовной ответственности. Суммарный ущерб от выявленных преступлений превысил 100 млрд рублей [2].
По данным исследовательского центра Our World in Data индекс восприятия коррупции в России на 2018 год составляет 28 из 100. Наиболее схожие по этому показателю такие страны мира, как Мексика (28), Боливия (29), Гондурас (29), Мавритания (27), Иран (28), Папуа Новая Гвинея (28), Мьянма (29), Лаос (29), Бангладеш (26), Азербайджан (25) и Казахстан (31). Самый низкий уровень коррупции отмечается в развитых странах: Финляндия (85), Швеция (85), Канада (81), США (71), Япония (73), Австралия (77) и др. (рис. 1).
Рисунок 1 — Индекс уровня восприятия коррупции по некоторым странам
Также согласно этому источнику, больше всего коррупция в мире распространена среди наиболее ответственных для национальной безопасности сферах деятельности: государственная власть, полиция, судебная система и бизнес (рис. 2).
Рисунок 2 — Наиболее коррумпированные сферы в странах мира
Для национальной безопасности важны данные о мнении граждан по поводу того, считают ли они страну значительно коррумпированной. По данным Our World in Data, высокая убежденность в коррумпированности власти существует одинаково в странах как с высоким, так и с низким уровнем коррупции. Например, практически одинаковое число респондентов считают систему власти коррумпированной в США (76%) и в России (77%), несмотря на большую разницу между показателями о выявленных коррупционных преступлениях. Среди опрошенных из других стран преобладают смешанные показатели по отношению к зарегистрированному уровню коррупции (рис. 3).
Рисунок — Число респондентов, считающих власть в своей стране коррумпированной [7]
В качестве мер по борьбе с коррупцией, как угрозой для экономики и политического имиджа страны, принимаются самые разные подходы. Наиболее популярны и просты в реализации законодательные меры – ужесточение законодательной базы в целях сдерживания коррупционной деятельности. Обычно они реализуются в форме повышения уголовного наказания, высоких штрафов, увольнения с должности и ликвидации нелегального бизнеса. Однако, как показал российских опыт последних двадцати лет, эти меры мало эффективны в российских условиях [3]. По опыту развитых стран с высоким индексом восприятия коррупции, таких как Япония, можно предположить, что эффективность методов целиком зависит от ряда региональных факторов: менталитета, истории государственного управления, сложившихся принципов ведения бизнеса и т. п. Так, японские национальные фирмы в начале 2000-х гг. ввели собственные кодексы поведения для бизнесменов. В них устанавливаются правила поведения в особых случаях: запреты давать или получать ненадлежащие платежи, подарки или другие формы взяток. При этом, такие кодексы поведения существуют не только для бизнесменов, но и для японских государственных чиновников. Следует сказать, что этот подход хотя и был частью государственных реформ Японии, но эффект от них был довольно значительным, по сравнению даже с традиционными законодательными мерами по борьбе с коррупцией [8].
В целом, явление коррупции как угрозу для национальной безопасности, лучше всего характеризовать как многостороннее. Ее влияние можно условно разделить на экономическое и политическое. Экономические угрозы от коррупции наносят ущерб финансовой системе страны и государственной системе регулирования экономики. Политический ущерб от коррупции расценивается в падении имиджа Правительства РФ перед гражданами, снижении статуса РФ на мировой арене, уменьшении доверия к стране иностранных инвесторов и психологическом влиянии на поведение субъектов экономики разных уровней. Для решения проблемы в Российской Федерации целесообразно применять не только законодательные меры, но и другие подходы, учитывающие национальные особенности в ведении бизнеса, что актуально как для государственных предприятий, так и для целей коммерции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". [Электронный ресурс] – URL: http://base.garant.ru/71296054/>
В МВД раскрыли статистику коррупционных преступлений. [Электронный ресурс] – URL: https://iz.ru/944323/2019-11-18/v-mvd-raskryli-statistiku-korruptcionnykh-prestupleniiГигаури Д.И., Коваленко В.Д. Коррупция как угроза национальной безопасности государства и общества: политико-психологический анализ // Гигаури Д.И., Коваленко В.Д. – Социология, политология, история. – Международная научно-практическая конференция. – 2015 г. [Электронный ресурс] – URL: https://www.researchgate.net/publication/317042260_Korrupcia_kak_ugroza_nacionalnoj_bezopasnosti_gosudarstva_i_obsestva_politiko-psihologiceskij_analiz_Corruption_as_a_threat_to_national_security_of_the_state_and_society_political_and_psychological_an
Зайко Т.М. Коррупция: угроза национальной безопасности России // Т.М. Зайко. – Историческая и социально-образовательная мысль. – Toм 8 №6/2. – 2016г. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korruptsiya-ugroza-natsionalnoy-bezopasnosti-rossiiКириллов И.А., Ступина С.А. Терроризм и коррупция: взаимосвязь и соотношение. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/terrorizm-i-korruptsiya-vzaimosvyaz-i-sootnoshenieЮрьев В.М., Юхачев С.П. Коррупция как угроза национальной безопасности Российской Федерации. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korruptsiya-kak-ugroza-natsionalnoy-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsiiOrtiz-Ospina E., Roser M. Corruption. [Электронный ресурс] – URL: https://ourworldindata.org/corruption
Pickworth J., Dimmock J. Bribery & Corruption 2019. Contributing Editors // Jonathan Pickworth & Jo Dimmock Sixth Edition. – Global Legal Group. [Electronic Resource] – URL: https://www.jdsupra.com/legalnews/global-legal-insights-bribery-19894/
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!