это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2122061
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
Сферы конфликтного взаимодействия родителей с детьми школьного возраста…………………..5
Конфликты родителей и детей в подростковом возрасте……….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..21
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………...23
ВВЕДЕНИЕ
В исследовании причин конфликтов родителей и детей необходимо исходить из понимания их взаимоотношений как целостной системы, нарушение которой негативно влияет на развитие и социализацию личности ребенка.
Важность исследования проблемы конфликтов между детьми и родителями обусловлена тем, ребенок идя в школу существенно меняет социальную ситуацию развития ребенка, добавляет новых противоречий в его общении с окружающими. Появление новых жизненно важных потребностей и интересов ребенка, расширение круга его деятельности часто приводит к возникновению конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с родителями. Конфликт в родительско-детских отношениях отражает внутреннюю противоречивость развития, в частности противоречия между уровнем социальной и интеллектуальной компетентности ребенка, его мотивами, потребностями, ценностными ориентациями и уровнем требований, устоявшейся системой общения и взаимодействия, которые сложились в семье.
В работах отечественных и зарубежных психологов Т. Архиреевой, О. Бодалева, А. Варги, Т. Говорун, Э. Эйдемиллера, О. Захарова, А. Личко, О. Насоновой, О. Спиваковской, В. Столина, А. Адлера, А. Болдуина, С. Броди, Д. Боумринд, Т. Гордона, Х. Джайнотта, Е. Счеффера и др. установлена зависимость развития личности ребенка от стиля воспитания в семье, типа родительского отношения к ребенку, особенностей семейного общения, характера супружеских отношений, личностных качеств родителей.
Вместе с тем, проведенный нами анализ психологической литературы заставляет констатировать факт неопределенности сфер, в которых чаще всего возникают конфликты между родителями и детьми, что затрудняет диагностику и формулировку их причин с позиции потребностей и интересов ребенка.
Поэтому, цель нашей работы состоит в выявлении и анализе сфер конфликтного взаимодействия родителей с детьми.
Задачи:
На основе изучения психолого- педагогической литературы выявить и описать сферы конфликтного взаимодействия родителей с детьми школьного возраста; рассмотреть типичные ситуации конфликтного взаимодействия.
На основе изучения психолого- педагогической литературы описать конфликты родителей и детей в подростковом возрасте, выявить основные причины этих конфликтов.
Структура работы: введение, два параграфа, заключение, список литературы.
Сферы конфликтного взаимодействия родителей с детьми школьного возраста
Теоретической основой нашего исследования являются ведущие положения культурноисторической концепции Л. Выготского, в которой определен подход к системному анализу явлений психического развития ребенка [3]. В соответствии с ними характеристика любого возрастного этапа включает три взаимосвязанные составляющие:
-социальную ситуацию развития ребенка;
-типичные виды ее деятельности;
новообразования в развитии ее сознания и личности [3, с. 248].
Конфликтное взаимодействие рассматривается как частичное противоречие между ее участниками, иногда и антагонизм позиций, что является следствием их разногласий ценностей, целей, мотивов [7, с. 229].
К психологическим причинам возникновения конфликтов во взаимодействии родителей и детей относят: тип семейных отношений, деструктивность семейного воспитания, а именно различие воспитательных позиций родителей, чрезмерная опека и запреты во многих сферах жизни ребенка, непоследовательно, завышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений и тому подобное.
Возрастные кризисы рассматривают как фактор усиления конфликтности том, что в эти периоды дети становятся более непослушными, капризными, раздражительными и чаще вступают в споры со взрослыми, особенно с родителями. Личностные характеристики родителей (консервативный способ мышления, авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений, аффективность, доминантность в отношениях и т. д.) Также обусловливают их конфликты с детьми. В особенностях детей, способствующих возникновению конфликтного поведения, обычно выделяют низкую успешность, акцентуации характера, порождающие нарушения правил поведения, непослушание, упрямство, эгоизм и т. п. [6, с. 156].
При определении направлений и задач диагностики мы исходили изпредложенной О. Бодалевым и В. Столиным схемы психодиагностики конфликта:
1) Выявление зоны конфликта;
2) Выяснение содержания конфликта;
3)Определение особенностей поведения ребенка в конфликте [13].
Анализируя исследования различных психологов позволило выделить группы факторов, которые родители определяют как наиболее типичные причины их конфликтов с детьми [3,1]. Это позволило дифференцировать пять сфер конфликтного взаимодействия родителей с детьми школьного возраста:
1) Сфера понимания родителями психологического возраста ребенка и его возрастных потребностей;
2) Сфера отношений родителей и детей;
3) Сфера учебной деятельности ребенка;
4) Сфера внеучебной деятельности ребенка;
5) Сфера индивидуальных черт ребенка.
Каждая из выделенных сфер конфликтного взаимодействия характеризуется определенными факторами возникновения конфликта, которые обусловлены спецификой родительскодетских взаимоотношений, определяемых особенностями социальной ситуации развития ребенка, содержанием ее ведущей (учебной) деятельности и уровнем развития сознания и личности.
1. Сфера понимания родителями психологического возраста ребенка и его возрастных отребностей. Психологический возраст определяется социальной ситуацией развития, которая отражает место ребенка в системе общественных отношений, деятельность ребенка и новообразования в сфере сознания и личности [9, с. 59].
Когда ребенок учится в школе, ребенок начинает осознавать, что он выполняет общественно важную деятельность – учится, и его оценивают окружающие люди. Главным авторитетом для ребенка становится учитель, отношения с родителями наполняются новым содержанием. Несоответствие потребностей ребенка и требований взрослых, которые к тому же могут быть разными, а то и спорными с позиций учителя и родителей, может привести к возникновению конфликта.
Упрямство, капризность, импульсивность, гиперактивность, повышенная потребность во внимании и другие свойственные возрастному кризису негативные поведенческие проявления обостряются в случае игнорирования взрослыми новых потребностей ребенка в сфере общения и деятельности и, напротив, смягчаются при правильном воспитании.
В процессе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования школьного возраста: произвольность психических процессов, внутренний план действий, умение организовывать учебную деятельность, рефлексия. Эти новообразования личности удостоверяют факт роста внутреннего опосредствования внешней жизни ребенка этого возраста: ребенок осознает изменения, которые происходят с ним благодаря новой социальной роли ученика, соотносит самооценку своих достижений с ожиданиями значимых для нее людей [5].
В младшем школьном возрасте начинает формироваться самооценка ребенка, которая опосредует его отношение к себе, интегрирует опыт деятельности и общения с другими людьми. Самооценка напрямую зависит от характера оценок, которые дает взрослый ребенку и его успехам в различных видах деятельности.
К этой сфере конфликтного взаимодействия мы также относим понимание родителями потребностей, которые характерны для дошкольника, а именно потребности в активной игровой деятельности (с измененным содержанием игры), в движении, во внешних впечатлениях, так и для младшего школьника – познавательные потребности, потребность в признании, в оценке, одобрении и контроле действий со стороны взрослых, потребность в общении с учителем, сверстниками, родителями, а также в сохранении здоровья (зрение, осанка и т. п) дальнейшего развития организма ребенка.
2. Сфера отношений родителей и детей. Среди условий важных для нормального психического развития личности ребенка особое значение имеет ее межличностное общение с родителями. Специфика детско-родительских отношений заключается в их сильной эмоциональной значимостью как для ребенка так и для взрослых. В наше время на социально-психологическое состояние семьи и характер родительско-детских отношений усилилось влияние ряда негативных тенденций (социально-экономических, демографических, культурно-исторических). Эти факторы приводят к отклонениям во взаимодействии родителей с детьми, порождают разногласия между ними, следствием которых есть возникновение конфликтной ситуации.
Новая позиция школьника способствует развитию самостоятельности ребенка, что может приводить к несогласованности между требованиями родителей и инициативностью ребенка. Стиль родительского воспитания как совокупность установок родителей, их эмоциональное отношение к ребенку, восприятие ребенка родителями и соответствующие способы обращения с ней есть обобщенной характеристикой сферы отношений родителей и детей [1, с. 40].
3. Сфера учебной деятельности ребенка. Для школьного возраста учебная деятельность становится ведущей и ее формирование начинается с момента поступления ребенка в школу. Учебная деятельность – это целенаправленная деятельность учащихся, результатом которой является развитие личности, интеллекта, способностей, усвоения знаний, овладения умениями и навыками [11, с. 61]. Обучение является обязательным деятельностью, к которой взрослые относятся с особым уважением. Д. Эльконин отмечал, что учебная деятельность является общественной по своему содержанию, общественной по своиму смыслу, общественной по своему исполнению. Именно поэтому она определяет содержание и характер взаимодействия ребенка со значимыми взрослыми – родителями, учителем.
Фактором развития личности школьника является не столько обучающая деятельность, сколько отношение взрослых к успеваемости, дисциплинированности, усердия ребенка [11].
Обучение насыщает всю жизнь школьника и его отношения с родителями, потому что они прежде всего интересуются школьными делами и учебными успехами ребенка. Кроме того, школьник должен соблюдать четко определенные правила школьной жизни независимо от своего желания: каждый день приходить в школу, тихо сидеть на уроках, выполнять указания учителя, внимательно его слушать, запоминать информацию, которая не всегда интересна и тому подобное. Учебная деятельность как сфера конфликтного взаимодействия родителей и детей школьного возраста проявляется в трудностях адаптации к условиям школьной жизни, низкой успеваемости, психологических проблемах (тревожности, недостаточном развитии познавательных процессов, неадекватной самооценке, неуверенности), неудовлетворительном поведении ребенка в школе, в неумении самостоятельно выполнять домашние задания, несформированности мотивации к обучению и тому подобное.
К проблемам, связанным с обучением в школе родители также относят режим дня, взаимоотношения с учителем, снижение двигательной активности, увеличение статических нагрузок, повышение интенсивности и экстенсивности умственной деятельности, стрессовые ситуации, овладение новыми видами деятельности, изменение, критериям оценивания детей.
4. Сфера вне учебной деятельности ребенка. Мир ребенка вне школы начинается дома, где в привычных условиях ребенок может сосредоточиться и сделать уроки, отдохнуть, поиграть, посмотреть телевизор, погулять с домашним любимцем. Это место для восстановления сил потерянных за школьный день.
Вне учебная жизнь школьника не ограничивается только домом; занятия в музыкальных школах, кружках, спортивных секциях дают ребенку возможность проявить себя в различных видах деятельности и вместе с тем создают дополнительную нагрузку.
Важным для гармоничного развития школьника является приобщение его к труду. Чаще всего ею является самообслуживание. При правильно организованных психолого-педагогических условиях ребенок осознает важность ответственного отношение к своим обязанностям по самообслуживанию, старается быть чистым, опрятным, поддерживать порядок в своей комнате.
К причинам конфликтов в сфере вне учебной деятельности по результатам опроса родителей относятся: чрезмерное увлечение просмотром телепередач детьми и компьютерными играми, беспокойство родителей, несоблюдением ребенком режима дня, споры детей по самообслуживанию и личной гигиены, невыполнение детьми родительских требований, домашних обязанностей, поручений и тому подобное.
5. Сфера индивидуальных черт ребенка. Родители желают видеть в ребенке прежде всего такие качества как усердие, трудолюбие, доброжелательность, послушание, дисциплинированность, самостоятельность, внимательность. В то же время, родители недовольны проявлениями таких черт характера ребенка как: неусидчивость, безответственность, несамостоятельность, лживость, агрессивность, упрямство, сварливость, лень и тому подобное.
В. Максакова, подчеркивает зависимость школьника от взрослого, определяет средства адаптации ребенка, его стиль взаимоотношений с другими [5]. Именно зависимость от взрослого часто делает ребенка беззащитным и бессильным, а при наличии конфликтной ситуации побуждает ребенка к агрессии. Родители при взаимодействии с ребенком часто выходят из анализа только его неудач, при этом ребенку отводится пассивная роль, потому что именно учитель и родители оценивают учебу и поведение и определяют поощрение и наказание, а ребенок вынужден пассивно подчиняться ситуации. В результате он становится безответственным, безынициативным и пассивным и не знает, как ему исправиться [5].
Параллельно для выявления типовых ситуаций и сфере конфликта необходимо рассматривать позицию школьников относительно причин недовольства родителей их поведением и успеваемостью.
Типичные ситуации конфликтного взаимодействия, которые называют дети, относятся к следующим сферам:
1) Отношение родителей к детям (неудовлетворительное поведение, плохие слова, непослушание, испорченные вещи, чрезмерная самостоятельность в поступках и т.п.;
2) Учебная деятельность (низкие оценки, завышенный уровень ожиданий родителей, неряшливость, невнимательность на уроках);
3) Вне учебная деятельность (невыполнение требований по самообслуживанию, помощи родителям по хозяйству, обязанностей по уходу за младшими детьми, домашними животными, несоблюдение режима дня и т. п.;
4) Индивидуальные черты ребенка (рассеянность, рассеянность, неопрятность, неорганизованность, нервность, несдержанность, агрессивность и т. п.
Рассмотрим с какими проблемами, относительно конфликтов с детьми чаще всего обращаются родители к воспитателям ДУЗ, учителям школ, преподавателям ВУЗов.
Обращение родителей к педагогам также можно разделить по соответствующим сферами. К сферы понимания родителями психологического возраста ребенка и его возрастных потребностей мы отнесли обращение родителей относительно рекомендаций психолого-педагогической литературы по проблемам воспитания ребенка, по неумению помочь ребенку, жалобы на несправедливость, предвзятость учителя, его невнимательность по отношению к ребенку.
Сфера отношений родителей и детей определяется проблемами воспитания, применение наказаний, родительских санкций, вопросами относительно воспитания самостоятельности, ответственности, опрятности, особенностей межличностных взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками, проблем поведения.
В сфере учебной деятельности родителей беспокоит отсутствие у детей интереса к обучению, низкая успеваемость учащихся, способы и возможности в преодолении учебных трудностей, замкнутость, неорганизованность, тревожность детей, ответственность учителя за успехи детей.
Сфера вне учебной деятельности ребенка определяется трудностями родителей в организации домашнего труда ребенка, режима дня, дозирования и содержания досуга, создания воспитательного микросоциума в семье.
В сфере индивидуальных черт ребенка родители обращаются за советами по исправлению личностных качеств ребенка, несамостоятельности, гиперактивности, эгоизма, грубости, недисциплинированности, агрессивности, безответственности и т. п.
Учителя определяют зависимость успешного обучения и личностного развития школьника от уровня взаимоотношений родителей и детей. Отношения к школе, овладение новыми формами социального поведения в значительной степени могут стимулировать или тормозить отношения в семье между ребенком и взрослыми.
Конфликты родителей и детей в подростковом возрасте
В современной научной литературе достаточно широко в различных вариантах используют конфликты поколений и конфликты между представителями разных культур, которые происходили на всех этапах развития человечества. Но со второй половины ХХ-го века их значимость и актуализация стали расти, что проявилось, например, в движениях «битников», «хипстеров», «хиппи», «сексуальной революции», индигенизации в развивающихся странах, события 1968 года во Франции и т. д. эти феномены имели не просто социокультурный характер, представляли собой борьбу за власть или столкновение поколений, но и были их синтезом.
Некоторые из данных явлений, создав для общества и государства ряд временных, острых и тяжело решаемых проблем, постепенно стали терять свою значимость, трансформироваться в другие феномены, изменять свою форму и содержание, например, молодежные движения или субкультуры. Прочие, представляя собой ранее какое-то отклонение от норм поведения, морали и культуры, сами превратились в норму.
Одной из причин устойчивости некоторых из данных феноменов, включая молодежные субкультуры, есть возникновения разного рода болезненных зависимостей. Она бывает химической (наркотической - наркомания, алкогольной-алкоголизм и т. д.) и нехимической (игровой - игромания, магазинной - шопомания или ониомания, компьютерной-компьютеромания и т. д.).
Игромания у современных подростков является причиной конфликтов между ними и родителями.
Игромания (гэмблинг, китайский синдром, игровая аддикция, лудомания) является психологической зависимостью, Всемирной организацией здравоохранения обозначается термином «патологическое гэмблинг» в «классификации психологических расстройств МК – 10». Как о значимой социальной проблемы, о игроманах заговорили в 60-х годах ХХ-го века, хотя различные игры (игроки) появились и существовали значительно раньше, если не всегда.
В настоящее время многими значениями игромания характеризуется как социальная эпидемия [8, 2].
Играть можно в карты, в казино, лотерею, играть можно на тотализаторе, на бирже, на компьютере, на автоматах и т. д. Тем не менее, группы играют во всех перечисленных вариантах во многом, если не принципиально, разные, как качественно, так и количественно. Следует отметить их относительную латентность, потому что даже в ходе анонимных опросов не каждый (в первую очередь сам себе, как и алкоголик), зная о негативном отношение к играм общества, своего начальства, друзей, родственников и о возможной своей зависимости, зафиксирует факт своей игры во что-нибудь. Даже играя, например, на автомате, игрок сам себя может убеждать, что вот в такой форме «это не игра - ну сыграл один раз, ну бросил один раз 50 копеек - разве это игра?» и т. д.
В свою очередь И. Филипенко пишет: «специалисты обеспокоены тем, что почти 5% подростков проводят все свободное время в игровых и компьютерных клубах вместо того, чтобы заниматься спортом, общаться с друзьями или родителями» [14]. Это как правило и приводит к возникновению конфликтных ситуаций между родителями и подростками.
Условия для такого времени провождение вполне благоприятные. Подростки не имеют достаточных средств ни на игру на автоматах, ни на удовлетворение некоторых своих мелких потребностей (мороженое, кока-кола, посещение Макдональс и т. д.), иллюзия же возможного выигрыша (как и желание играть) и как следствие возможности решения ряда проблем «тянет» их играть, они легко поддаются соблазну. Родители или не одобряют такое поведение (не дают денег) или запрещают его. Правда, некоторые и не знают, и не догадываются о такой страсти, которая возникла у их детей.
Однако, подростки, несмотря на запреты родителей, идут играть (противоречат родителям, вступают с ними в конфликт) и проигрывают. Играют и более старшие их по возрасту, хотя и понимают, что могут проиграть, это, как правило, и происходит. У проигравшего возникает жгучее желание отыграться, мысль об этом буквально «точит» и губит многих игроков, не отпускает их, не дает ни есть, ни спать. Часто, чтобы реализовать это свое желание, они занимают деньги в долг (как алкоголики) ... и снова проигрывают. Чтобы отыграться и отдать долги продают свои личные вещи (мобильные телефоны, одежду и т. д.), Затем для продажи выносят вещи из дома, начинают воровать. Возникает потенциальная цепочка действий (схема, модель: игра - проигрыш - заем - игра - проигрыш - долг - продажа - игра - проигрыш - долги - преступление.
Конечно, не для каждого эта цепочка превращается в реальность, но для каждого игрока она в большой степени вероятна.
Во-первых, отсутствие или нехватка реального, «живого» (духовного) общения. У подростка (молодого человека) нет или почти нет общих проблем (интересов, потребностей, целей) в семье (не у всех) с родителями, друзьями (если они есть), со своим окружением (школой, двором-улицей, другими взрослыми) и даже обществом, как он его воспринимает и идентифицирует. Если же они и есть, то от решения этих проблем (их обсуждение и т. д.) перечисленные субъекты по разным причинам устраняются.
Подросток не живет, а сосуществует с родителями, семьей, последняя как ячейка общества, которая выполняет функции воспитания, социализации, де-факто их не выполняет или выполняет не в должной мере.
Родители и дети перестают совместно проводить время, даже обедают не за «одним столом», по-разному проводят выходные и отмечают праздники, смотрят различные передачи и программы телевидения, а значит - не обсуждают их. Между ними отсутствует общая материально-практическая деятельность, исчезает необходимость в ее организации и координации, управление и контроль. «Глава» семьи теряет свой авторитет («Не учите меня жить - помогите материально»). Подобные процессы происходят и на других уровнях общения. Одна из причин - родителям, родственникам и другим взрослым некогда общаться с подростком, нет времени, у них свои заботы, проблемы, работа и т. д. Друзья - могут не понимать этих проблем, не оценить их значимости. Возникает некий разрыв (конфликт) между подростком и родителями, семьей, социальной группой (класс, школа и т. д.), окружением и обществом в целом, что проявляется в не понимании друг друга, своеобразном отчуждения. Это - «уход» (как специфический по форме социальный конфликт) от семьи, школы, улицы (от друзей, взрослых), социальной группы, общества, уход как «побег» (подобным же образом возникает наркомания, бродяжничество, беспризорность, безнадзорность и т. д.), физический и духовный. Как следствие, у подростка (особенно из-за непонимания) возникают проблемы с окружением, он теряет друзей, остается в одиночестве, наедине со своими заботами, замыкается.
Но эти проблемы он может обсудить и решить в интернете, именно там есть варианты найти необходимых и новых друзей, просто собеседника, сочувствие, одобрение, совет и другую поддержку. С собеседником в интернете можно говорить (и обсуждать) все и про все, а главное – выкладывать что-то реальное, жгучее, волнующее, то, что беспокоит, не дает спать, то реальное, о чем подросток боится или не хочет говорить вслух со своими родными, близкими, друзьями, знакомыми. Он исповедовался, на анонимного собеседника, который его не знает и не увидит и которого он сам не знает и не увидит, с которым он общаться не будет (возможно никогда?). Кроме того, проблему можно решить мгновенно, «здесь и сейчас». Возникает иллюзия, что «виртуальный собеседник - ваш единственный близкий человек на Земле, а друзья и домочадцы - всего лишь случайные попутчики» [10]. К тому же, этот собеседник не хлопнет дверью, он не кричит, не распускает руки, не выясняет отношения, а если идет, то идет по- английски - тихо и бесшумно [10]. Собеседника не видно (например, его не раздражает мимика) и не слышать, от него нет неприятных и других запахов, он в свою очередь не может зафиксировать растерянность и смущение подростка. Если общение с ним становится нежелательным, то его можно в любой момент прервать без всяких условий, обязательств. Общение происходит только с тем, кто желателен, к кому чувствуешь симпатию, с кем есть духовная общность, духовное единение.
Во-вторых, отсутствие общения, возникновения множества не решаемых проблем могут порождать у подростка какое-то чувство и осознание своей ущербности, ненужности. У него появляется обида и даже злость. Но общение по интернету убеждает и доказывает ему самому, что он кому-то нужен, что он может добиться признания окружающих. Это происходит потому, что Интернет виртуально устраняет всякие социальные различия, не изжиты комплексы у взрослых и еще существующие в подростков, уравнивает всех собеседников. Он помогает виртуально осуществить нереализованные желания.
Более того, он предоставляет реальную возможность виртуально изменить свой статус, создать миф о себе.
В-третьих, компьютероманией, как правило, болеют трудоголики, «маньяки своей работы». Интернет открывает для них широкие возможности для реализации интеллектуальной свободы, творчества, осуществление нестандартных действий и не шаблонного поведения. Он позволяет доказать какое-то преимущество (часто реальную) того или иного индивида над другими, если не над очень многими. Это и привлекает подростков, помогает им освободится от требований и обязательств, которые им навязывают взрослые (разрешение конфликта?)
О положительных и отрицательных чертах и последствиях захвата электронными устройствами написано и сказано много, тем более, что многие из них очевидны, но на некоторых из них следует остановиться отдельно.
В первую очередь на том, что современное поколение не просто проводит мало времени в семье, с друзьями и т. д. Оно не просто неистово увлеченно экраном, у него всегда катастрофически не хватает времени (данный факт может не осознавать), большую часть которого оно уделяет компьютеру. Следствием чего в обществе и у многих представителей поколения возникает очень серьезная проблема, сущность которой раскрыл американский психиатр Эдвард Хэллоуэлл: «Проблема в том, чего вы НЕ ДЕЛАЕТЕ, если взаимодействие с электроникой занимает слишком много времени» [4]. Иначе говоря – человек не живет, а только существует, он лишает себя всех удовольствий и вкуса жизни, многогранности чувств и тонкости ощущений. «Дух» самой жизни оказывается вне ее, он в значительной мере сам превращается в компьютер.
Итак, подытоживая выше сказанное, что подросток не только не чувствует и не понимает реально жизненных ценностей человека, воспринимает их, возможно сказать, виртуально, но и виртуально начинает относиться к самой реальности. У него формируется и начинает доминировать в реальном поведении его виртуальная составляющая. Более того, его реальное поведение в объективной действительности превращается в виртуальное поведение в действительной реальности. То есть, реальность он начинает воспринимать как обратную форму во времени, подчинение своей воли и изменения его желанию. Совершил какое-то действие, не удовлетворяет его результат (отрицательный, некрасивый и т. д.) – его можно заменить, а действие повторить с самого начала, с «чистого листа».
Таким образом, виртуальная реальность, в которой находятся подростки, значительно усложняет отношения между родителями, в следствии чего возникают недопонимания и конфликты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучая психолого- педагогическую литературу, основываясь на исследованиях психологов по опросу родителей, школьников и педагогов, мы смогли дифференцировать сферы и выделить типичные причины конфликтов взаимодействия родителей с детьми.
Основными причинами непонимания родителями психологического возраста ребенка не учет возрастных потребностей школьников, эмоциональных и физических возможностей, несоответствие требований и ожиданий взрослых к возможностям потребностям ребенка, обострению негативных поведенческих проявлений присущих возрастному кризису.
В сфере отношения родителей к детям ведущими факторами конфликтности выступает неподходящий стиль родительского воспитания, расхождение воспитательных позиций родителей, семейные стереотипы поведения, проявления негативных личностных качеств родителей в отношениях с детьми (тревожность, принципиальность, недоверие, суровость, раздражительность) и их проекция на детей, воспитательный микросоциум семьи, зависимость ребенка от родителей, авторитарность во взаимодействии с детьми.
Учебная деятельность как сфера конфликтного взаимодействия родителей и детей обусловлена низкой успеваемостью учащихся, несформированностью мотивации обучения, что сочетается с высоким уровнем притязаний родителей, с заниженной оценкой взрослыми учебных достижений детей, их перегрузкой. Родители не всегда могут помочь ребенку в решении проблем связанных со школой, общении с учителем, налаживании межличностных отношений со сверстниками.
В вне учебной деятельности конфликтные ситуации связаны с организацией режима дня, досуга, отдыха, самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, выбора кружков, спортивных секций.
В сфере индивидуальных черт ребенка типичными причинами конфликтности определено недовольство родителями личностными качествами характера ребенка.
Определение причин и дифференциация сфер конфликтного взаимодействия позволяет конкретизировать перспективы дальнейших исследований, которые заключаются в разработке и апробации диагностических методик для выявления особенностей возникновения и эскалации конфликтов родителей с детьми.
Мы выяснили, что виртуальная реальность, в которой находятся подростки, значительно усложняет отношения между родителями, в следствии чего возникают недопонимания и конфликты.
Родители и дети перестают совместно проводить время, даже обедают не за «одним столом», по-разному проводят выходные и отмечают праздники, смотрят различные передачи и программы телевидения, а значит - не обсуждают их. Между ними отсутствует общая материально-практическая деятельность, исчезает необходимость в ее организации и координации, управление и контроль. «Глава» семьи теряет свой авторитет («Не учите меня жить - помогите материально»). Подобные процессы происходят и на других уровнях общения. Одна из причин - родителям, родственникам и другим взрослым некогда общаться с подростком, нет времени, у них свои заботы, проблемы, работа.
Возникает некий разрыв (конфликт) между подростком и родителями, семьей, социальной группой (класс, школа и т. д.), окружением и обществом в целом, что проявляется в не понимании друг друга, своеобразном отчуждении. В последствии подросток захватывается электронными устройствами и еще больше отдаляется от родителей, друзей. Это неразрывная цепочка приводит к постоянным конфликтам детей и родителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Бондарчук О.І. Психология семьи: Курс лекций. – К.: МАУП, 2001. – 96 с.
Блумер Г. Коллективное поведение //Американская социологическая мысль: Тексты./Г.Блумер – М.: Изд-во МГУ, 1994 – 496 с.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
Верните поколение М в семью //Зеркало недели. – 2006 – 17 июня. – С.22
Максакова В. И. Организация воспитания школьников: Метод.пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2003. – 254 с.
Нагаев В. М. Конфликтология: курс лекций (модуль вариант): Обучающее пособие.- К.: Центр обучающей литературы, 2004.-198 с.
Орбан-Лембрик Л. Е. Социальная психология: Пособие.- К.: Академвидав, 2003. – 448 с.
Побережнюк Р. Донбасс оккупировали /Р.Побережнюк // «2000». – 2007 – 14 сентября.- С.47
Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М,: Политиздат, 1990. – 494 с.
Раскина Е. Плоть и кровь иллюзий/ Е.Раскина // Зеркало недели. – 2003 – 13 сентября. - С.22
Савчин М.В., Василенко Л.П. Возрастная психология: Обучающее пособие.-К.: Академвидав, 2005. – 306 с.
12. Скородумова О.Б. Хакеры как феномен информационного пространства /О.Б.Скородумова// Социс. – 2004 - № 2 – 70-79 с.
13. Столин В. В., Соколова Е. Т., Варга А. Я. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультативной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М., 1989. – С. 16-37.
14. Филипенко И. Подрастает поколение лудоманов /И.Филипенко // День. – 2008 – 29 февраля.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!