это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2123153
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ Детство миллионов советских граждан пришлось на период Великой Отечественной войны. Война наложила неизгладимый отпечаток на их характеры и судьбы. Различные стороны жизни советских детей стали предметом изучения отечественной историографии, однако военное детство как исторический феномен и комплексная научная проблема до сих пор не стала предметом специального исследования. Поэтому тему курсовой работы мы считаем актуальной. Степень изученности проблемы. Вопросы, касающиеся защиты детства, заботы государства о несовершеннолетних гражданах часто освещались на страницах советских печатных изданий. 1 После ХХ съезда КПСС появляется большое количество публикаций, монографий и мемуарной литературы, посвященной событиям Великой Отечественной войны. В них освещаются вопросы, касающиеся социального обеспечения детей, организации учебно-воспитательного процесса, а также их участия в событиях 1941-1945 годов. В 1960-е – 1970-е годы появляются исследования, касающиеся темы беспризорности и заботы государства о детях-сиротах. 2 Однако в советский период вопросы государственной политики в отношении детей рассматривались сжато и неполно. Больше внимания уделялось вопросам патриотического воспитания молодёжи, тогда как вопросы народного образования в военные годы освещались скупо и неполно. 1 Постановление Совнаркома СССР от 23.01.1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://av.disus.ru/monografiya/712611-7-front-bez-granic-istoriko-pravovoy-analizobespecheniya-bezopasnosti-fronta-tila-severo-zapada-monografiya-sankt-peterburg-2001-udk84.php. Дата обращения: 17.01.2020. 2 Военно-историческая антропология. Актуальные проблемы изучения. Детская беспризорность // Дебитор - Евкалипт. М. : Советская энциклопедия, 1972. С. 166-167. 4 Появление сборников воспоминаний, публикации детских писем, в которых отражена жизнь детей военной поры, являются ценным источником для изучения детской повседневности. В них было то, что выходило за рамки официальной статистики и отчетов государственных органов: дети войны сами рассказывали о своих переживаниях, друзьях, школе, еде, играх, быте, страхах и мечтах. 3 Во второй половине 1980-х годов внимание историков всё больше акцентируется на теме военного детства. В своих работах исследователи постепенно освобождаются от штампов, стереотипов и догм, и делают попытки осмыслить обширный фактический материал о военной повседневности. 4 Начиная с 1990-х годов, появляется значительное количество публикаций, посвященных гендерным исследованиям. В годы Великой отечественной войны женщины заменили мужчин в тылу. Доля женщин в некоторых отраслях производства достигала 70%, а в сельском хозяйстве достигала 90%. Работая под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы», женщины в силу объективных причин не могли уделять детям столько внимания, как в довоенное время. На наш взгляд, в этот период происходят изменения социальных ролей детей и родителей, гендерная мобилизация, когда женщины и дети выполняют мужскую работу, однако традиционное разделение обязанностей все же возвращается с завершением войны. 5 Исследования начала нынешнего века рассматривают различные аспекты повседневности в городской и сельской среде, на производстве и в фронтовых условиях. Освещаются проблемы беспризорности и детской преступности, деятельность органов внутренних дел по изъятию детей и 3 Гришин В.Г. Великая Отечественная в письмах. 2-е изд.. М.: Политиздат, 1983. С. 187- 189. 4 Кондратьев В.А., Политов З.Н. Говорят погибшие герои (1941-1945 гг.). М.: Политиздат, 1986. С. 176-178. 5 Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи: голоса из хора. М.: Институт философии РАН, 1996. 216 с. 5 подростков из улиц, организации детских домов и учебных заведений интернатного типа6 . Использованный авторами широкий круг источников, схожие аспекты повседневной жизни регионов, позволяют увидеть характерные особенности детской повседневности не только в региональном, но и во всесоюзном масштабе. На основе вышесказанного становится понятным, что проблема изучения повседневной жизни детей в годы Великой Отечественной войны является довольно актуальной. Объектом данного исследования выступает советская повседневность военного времени. Предмет исследования - повседневная жизнь детей в СССР с 1941 по 1945 гг. Цель исследования – выявить и охарактеризовать повседневные практики детей во время Великой Отечественной войны. Задачи исследования: – изучить влияние войны на особенности быта советских семей, в том числе на условия жизни детей; – рассмотреть систему государственных мер, направленных на организацию обучения и воспитание детей; – выявить наиболее характерные виды досуга и времяпрепровождения детей военной поры; – проанализировать эффективность борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны. Территориальные рамки исследования: территория СССР. Хронологические рамки исследования. Исследование охватывает временной интервал с 1941 по 1953 гг. 6 Кривоносов А.Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право. № 7. 2003. С. 92-98. 6 Источниковая база исследования. Изученные источники можно разделить следующим образом: документы нормативно-правового характера, периодика, источники личного происхождения. Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б), опубликованные в ряде сборников, позволяют рассмотреть государственные механизмы в области продовольственного снабжения взрослых и детей, распределения промышленных товаров, жилищного устройства. Использование названных материалов позволяет полнее рассмотреть политику государства по отношению к детству, выявить наиболее важные проблемы повседневной жизни военного времени
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Источники Нормативно-правовые акты 1. Постановление от 31.05.1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://ria.ru/20100531/239205216.html. Дата обращения: 16.01.2020. 2. Постановление Совнаркома СССР от 23.01.1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://av.disus.ru/monografiya/712611-7-front-bezgranic-istoriko-pravovoy-analiz-obespecheniya-bezopasnosti-fronta-tilasevero-zapada-monografiya-sankt-peterburg-2001-udk-84.php. Дата обращения: 17.01.2020. 3. Постановление ЦК ВЛКСМ от 1942 г. «О мерах комсомольских организаций с детской беспризорностью, по предупреждению детской беспризорности» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.mark5.ru/32/9241/index7.7.html. Дата обращения: 18.01.2020. 4. Постановление Совета народных комиссаров СССР от 15.06.1943 г. «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=2448 7#09551050016956207. Дата обращения: 16.01.2020. Документальные материалы 5. Война глазами детей: сб. документов. М.: Гос. архив Калужской области, 1993. С. 34-35. 6. Народное хозяйство СССР за 60 лет: юбил. стат. ежегодник [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://istmat.info/node/18073. Дата обращения: 24.01.2020. 31 Мемуарные 7. Детство, опаленное войной. Сб. восп. /Под ред. М.А. Марченко. Н.Новгород, 2015. С. 39-40. 8. Дорогами войны. Сб. восп. /Под ред. Т.А. Гаузовой, Г.Д. Селяниновой, Андреевой Л.М. Пермь, 2010 – 264 с. 9. Мочилин Е.А. Судьба и жизнь. Воспоминания [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://kniga.pmem.ru/2-8-sudba-zhizn.htm. Дата обращения: 24.01.2020. 10.Человек и война. Сб. восп. /Под ред. Г.Д. Селяниновой и Б.Ф. Субботина. Пермь, 2010. С. 148-149. Литература 11. Акимова Л.В. Борьба с беспризорностью в годы Великой Отечественной войны // Берегиня. 777. Сова. 2010. № 5(7). С. 32-33. 12.Безрогов В.Г. Воспоминания как источник по истории детства // Педагогическая антропология и история детства. М., 2001. С. 44-56. 13. Беловинский Л.В. Энциклопедический словарь истории советской повседневной жизни. М.: Новое Литературное Обозрение, 2015. 776 с. 14. Военно-историческая антропология. Актуальные проблемы изучения. Детская беспризорность // Дебитор - Евкалипт. М. : Советская энциклопедия, 1972. С. 166-167. 15. Гришин В.Г. Великая Отечественная в письмах. 2-е изд.. М.: Политиздат, 1983. С. 187-189. 16. Гудков Л. Идеологема «врага»: «Враги» как массовый синдром и механизм социокультурной интеграции. М., 2005. – 150 с. 17. Дерябин Г. С. Охрана стальных магистралей. М.: Транспорт, 1981. С. 70-73. 32 18.Дробов Е.В. Борьба с детской безнадзорностью и беспризорностью в годы Великой Отечественной войны. М.: Акад. ФСИН России, 2012, С. 112-113. 19. Емелин С.М. Борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]. М. 2010. Режим доступа: URL: http://juvenjust.org/index.php?showtopic=1443. Дата обращения: 15.01.2020. 20. Касавин И.Т., Щавелев С.П. Анализ повседневности. М.: Канон+, 2004. С. 147-148. 21.Климчук М. Ответы на письма читателей // Работница. - № 2. 1950. С. 31-32. 22. Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи: голоса из хора. М.: Институт философии РАН, 1996. 216 с. 23. Кондратьев В.А., Политов З.Н. Говорят погибшие герои (1941-1945 гг.). М.: Политиздат, 1986. С. 176-178. 24. Кривоносов А.Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право. № 7. 2003. С. 92-98. 25. Рожков А. Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории. 2000. С. 134-139. 26. Полухин В.Г. Дети военной поры. Воспоминания. М.: Политиздат, 2016. С. 58. 27.Попова В.И. Региональные аспекты безнадзорности несовершеннолетних [Электронный ресурс]. М. 2019. Режим доступа: URL: https://books.google.ru/books?id=l33bAwAAQBAJ&printsec=frontcover&h l=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false. Дата обращения: 15.01.2020. 28. Рольф М. Советские массовые праздники. М.: РОССПЭН, 2009. С.328- 332. 33 29. Сенявская Е.С. Военно-историческая антропология. Актуальные проблемы изучения. М.: ПетрГУ, 2006. С. 245. 30. Тимофеев В.В. Борьба сотрудников милиции с беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны. М.: Чуваш. унта, 2002, С. 188-189.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!