это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2129769
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
1. Общая характеристика социальной напряженности 5
1.1. Понятие социальной напряженности 5
1.2. Типы и динамика социальной напряженности 8
2. Особенности социальной напряженности молодежи и общества 12
2.1. Социальная напряженность молодежи и общества 12
2.2. Условия и механизмы преодоления социальной напряженности во
взаимоотношениях молодежи и общества 15
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Введение
В последние годы наблюдается значительное усиление социальной
напряженности как в целом в мире, так и в России. Наша страна переживает
достаточно сложные времена. В данных условиях растет и развивается наше
будущее поколение – молодежь. В ближайшем будущем они станут
основным трудовым ресурсом нашей страны.
Общество в лице его различных социальных институтов и организаций
призвано содействовать молодежи в получении образования, социально-
профессиональной позиции, в приобретении жилища, семьи, предоставлении
возможности самореализации и социальной безопасности.
Если молодежь постепенно получает все жизненно необходимое, она
успешно интегрируется в существующие общественные структуры, что не
всегда устраняет у нее чувство отчуждения. Если же отдельные слои
молодежи встречают на своем пути препятствия, не позволяющие им
интегрироваться в общество, адаптироваться к его институтам, возникает
социальное напряжение. Молодежь тогда либо обращается к девиантным
формам поведения, либо пытается создавать социально напряженные
ситуации.
Социальная напряженность представляет собой состояние
потенциальных участников социальных конфликтов, выражающееся в
эмоциях, настроениях, взглядах, суждениях и поведении, характеризующих
беспокойство, неуверенность, страх, агрессивность, недоверие, жестокость и
т.п., и характеризует состояние психики, сознания и поведения социальных
субъектов.
Цель данной работы – рассмотреть социальную напряженность в
отношениях молодежи и общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. дать определение понятию социальной напряженности;
2. изучить типы и динамика социальной напряженности;
3. охарактеризовать социальную напряженность молодежи и общества;
4. рассмотреть условия и механизмы преодоления социальной
напряженности во взаимоотношениях молодежи и общества
1. Общая характеристика социальной напряженности
1.1. Понятие социальной напряженности
Социальная напряженность – это состояние человека или коллектива,
обусловленное предвосхищением неблагоприятного для них развития
событий. Социальная напряженность сопровождается ощущением
дискомфорта, тревоги, иногда страха, однако в отличие от тревоги включает
в себя готовность овладеть ситуацией, действовать в ней определенным
образом.
Социальная напряженность - это особое состояние общественного
сознания и поведения, специфическая ситуация восприятия и оценки
действительности. Это состояние свойственно конфликту и сопровождает.
его. Масштабы социальной напряженности большей частью сопоставимы с
масштабами конфликта и порождаются ими. Можно вести речь о
напряженности межличностной, межгрупповой, межнациональной или о
глобальной напряженности в обществе.
Социальная напряженность — это социально-психологическое
состояние людей, обусловленное их социальным положением и степенью
неудовлетворенности состоянием дел или ходом развития событий.
Определенный фоновый уровень социальной напряженности в оптимально
функционирующем обществе — вполне естественное явление,
представляющее собой защитную и адаптивную реакцию социального
организма. Однако превышение оптимального уровня социальной
напряженности может привести к возникновению конфликтной ситуации.
Социальная напряженность представляет собой эмоциональное
состояние в группе или обществе в целом, вызванное давлением со стороны
природной или социальной среды, продолжающееся, как правило, в течение
более или менее длительного времени. Напряженность может быть вызвана
отнюдь не только стремлением достичь какой-либо цели, но и разного рода
ошибками или некомпетентностью лидеров. Кроме того, обычное состояние
людей может резко измениться из-за воздействия не подконтрольных
человеку сил природы: изменения климата, истощения ресурсов,
землетрясения и т.д.
И.В.Пирогов формулирует определение социальной напряженности
следующим образом – это специфическое состояние общественных
отношений, основанное на неудовлетворенных потребностях индивидов и
характеризующее нестабильность социальной системы.
Н.С. Данакин определяет социальную напряженность как состояние
социальной системы, содержание которой составляет процесс возникновения
и развития противоречивости отношений, интересов, действий людей,
социальных групп, институтов и общества в целом.
В.О. Рукавишников считает, что социальная напряженность – не только
сигнал о кризисном состоянии социальной системы, о нарушении ее структур
и функций. Не менее важно, что она отражает определенное духовное
состояние индивидов и социальных групп, подчас весьма значительных, их
эмоции, неудовлетворенность существующим положением, отношение к
происходящему, к другим индивидам и группам, от которых в существенной
мере зависят мотивы их общественного поведения.
Существует иная точка зрения, в рамках которой социальная
напряженность отображается в сознании индивидов как объективные
характеристики действительности. Данную идею развивает М.Н.Муханова,
отмечая, что социальная напряженность фиксируется в отрицательных
устойчивых и динамичных эмоциях, чувствах, ощущениях и представлениях,
выступая функцией отражения.
В более широком понимании формулирует определение А.В.Дмитриев,
указывая, что социальная напряженность представляет собой эмоциональное
состояние группы или общества в целом, вызванное давлением природной
или социальной среды и продолжающееся, как правило, в течение более или
менее длительного времени.
О самом же понятии «напряжения» говорит Т.Парсонс. В «Структуре
социального действия» он указывает, что нормативный элемент, встречая
сопротивление при реализации социального действия, является источником
социальной напряженности и потенциального конфликта.
Существует также и иной подход (Г. Салливан), характеризующий
«напряженность» как элемент межнациональных отношений. К сторонникам
подобного подхода относиться и Л.Козер, подчеркивавший, что подавление
различного рода напряженностей в социальной системе может привести к
острому конфликту по базовым ценностям, затрагивающим основы
общественного согласия.
Социальная напряженность характеризуется:
— ростом недовольства политикой государства;
— недоверием к властям;
— экономическим спадом;
— высоким уровнем тревожности и конфликтности среди населения;
— увеличением депрессивных состояний.
— ухудшением демографической ситуации;
— ухудшением криминогенной ситуации в государстве;
— увеличением степени недовольства населения;
— усилением негативных явлений (алкоголизм, наркомания,
проституция, воровство и т.д.).
Социальная напряженность выполняет две основные функции:
1) деструктивную — разрушает отношения между государствами и
людьми, экономические связи; дестабилизирует экономику, социальные
отношения и т.д.;
2) конструктивную — повышает мотивацию на преодоление
трудностей; мобилизует экономические, политические, человеческие
ресурсы.
1.2. Типы и динамика социальной напряженности
Социальная напряженность проявляется:
- в состоянии острого недовольства обстоятельствами жизни;
- в атмосфере психического беспокойства и тревоги;
- в сильной степени эмоционального возбуждения;
- в учащении агрессивно-враждебных столкновений в рамках
межличностных отношений;
- в усилении отклоняющегося или криминального поведения;
- в потребности в «охоте на ведьм», т.е. в поисках виновного;
- в преобладании деструктивного состоянии психики над
конструктивным.
Ситуации социальной напряженности могут иметь место на макро-,
мезо- и микроуровнях. Макроуровень - это масштаб общества, в условиях
России, например, это или вся страна, или какая-либо ее часть (субъект
федерации). Мезоуровень - это общность какой-то относительно некрупной
административной единицы, небольшой территории - города, поселка
городского типа или села (деревни). Микроуровень - это предельно малая
общность, например, небольшой производственный коллектив, семья,
неформальная группа.
Можно выделить следующие формы проявления социальной
напряженности:
1) снижение рождаемости и продолжительности жизни, рост
смертности;
2) криминализация общества;
3) определенные психологические настроения, а именно: тревога,
массовое недовольство или депрессия, агрессия или надежда на чудо,
увлечение мистикой, паника и т.д.;
4) недоверие к власти, предъявление к ней требований;
5) экономическая и политическая активность (имеется в виду
гражданское неповиновение, голодовки, самосожжение, забастовки, митинги,
демонстрации и пикетирования и т.д.).
Динамика социальной напряженности имеет двойственную природу:
стихийный и целенаправленный (умышленный) механизм развития.
В первом случае социальная напряженность развивается
непроизвольно. В качестве механизма выступают такие способы
психического воздействия, как заражение, внушение, подражание и т. д. При
этом проявление социальной напряженности подчиняется определенным
закономерностям и носит стадиальный характер. Через какое-то время с
момента возникновения социальной напряженности резкие эмоциональные
формы протеста сменяются безразличием, депрессией.
Социальная напряженность проходит несколько стадий своего
развития.
Социальная напряженность имеет несколько стадий развития:
1) скрытое нарастание недовольства, без ясного осознания его причин,
т.е. конфликтная ситуация налицо, но ее осознание не произошло и
существует на уровне массовой психологии в форме эмоций, чувств,
настроений,
2) осознание конфликтной ситуации как причины своего недовольства
(т.е. предмета конфликта и различия интересов своих и государственных),
переход социальной напряженности в стадию размышления и выводов,
понимание препятствий, собственных качеств и средств;
3) возникновение очагов сопротивления конфликтной ситуации либо
исчезновение социальной напряженности в результате соответствующих
действий субъектов, вызвавших ее.
В. О. Рукавишников выделяет следующие стадии и признаки
социальной напряженности:
1) в самых широких кругах населения распространяются настроения
недовольства существующим положением дел в жизненно важных сферах
общественной жизни;
2) под влиянием общественных настроений утрачивается доверие к
политике властей, широкое хождение приобретают пессимистические оценки
будущего, всевозможные слухи в обществе в целом или в отдельных его
сегментах, возникает атмосфера эмоционального возбуждения;
3) социальная напряженность проявляется не только в общественных
настроениях, но и в массовых действиях.
П. И. Куконков считает, что социальная напряженность в процессе
своего развития проходит следующие этапы:
• усиление неудовлетворенности различных социальных субъектов
условиями жизнедеятельности;
• обнаружение причинно-следственной связи между характером
объекта неудовлетворенности и деятельностью других социальных
субъектов, вызывающее социальную напряженность;
• усиление социальной напряженности, трансформирующейся в
конфликтный потенциал;
• аккумулирование конфликтного потенциала и его переход в открытый
социальный конфликт.
А. В. Дмитриев выделяет три основные стадии социальной
напряженности.
Первая стадия характеризуется скрытым нарастанием недовольства,
ростом обеспокоенности, отсутствием ясного осознания массами причин и
масштабов происходящих изменений. По сути, здесь речь идет о
предконфликтной ситуации.
На второй стадии происходит осознание большинством населения
ненормальности существующего положения. Здесь речь уже идет о
конфликтной ситуации.
Третья стадия обычно характеризуется снижением социальной
напряженности.
2. Особенности социальной напряженности молодежи и общества
2.1. Социальная напряженность молодежи и общества
Молодость – это ответственный этап жизни человека, который
предполагает смену социального статуса ребенка на социальный статус
взрослого, которая не бывает одномоментной, а всегда предполагает
достаточно длительный временной период. В этот период происходит
привыкание к взрослому образу жизни, которая состоит в ответственном
подходе к планированию своей деятельности, самостоятельности суждений и
взглядов.
Обращение к исследованию проблем молодежи – это попытка
заглянуть в завтрашний день общества. Выбранные молодежью социальные
ориентиры во многом определяют будущее общества.
Одним из основных критериев отграничения молодежи является
возраст от 14 – 30 лет. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих,
прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности
молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в
процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не
только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные
отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в
основе целого комплекса специфических молодёжных проблем.
Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности,
интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от
других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит
вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет
страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и
интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное
пространство.
Процесс трансформации общества сопровождается усилением
факторов, провоцирующих социальную напряженность. Нельзя не
согласиться с высказываемыми мнениями о том, что основными причинами
наблюдаемой сегодня напряженности в среде молодежи являются:
- социально-экономические проблемы;
- несоблюдение декларированных конституционных прав;
- неэффективность воспитания в семье и в учебных заведениях;
- разрушение массовых детских и молодежных организаций;
- невозможность реализовать чувство "мы" в общественнополезной
деятельности;
- манипулирование сознанием;
- рост числа психических заболеваний, вызывающих агрессивность.
Ощущение социальной бесперспективности, ограниченность
культурного уровня, взаимная нетерпимость, поклонение "культу денег"
также закладывают основы длительных социальных конфликтов,
втягивающих в себя молодежь.
В состав системы показателей социальной напряженности входят
признаки:
- мнения людей по отношению к тем или иным событиям, действиям;
- их оценки меры удовлетворения своих жизненно важных
потребностей, ожиданий, решения проблем, затрагивающих общие интересы;
- доверие к правительству и руководителям более низких рангов;
- оценки соблюдения прав человека;
- состояния охраны общественного порядка и личной безопасности
граждан;
- экологической ситуации, состояния межнациональных отношений.
Во многих случаях напряженность во взаимоотношениях молодежи и
общества проходит лишь начальные стадии (возникновения, становления,
развертывания, кристаллизации и закрепления). Отсутствие социального
опыта, неспособность самостоятельно провести анализ собственного
положения, отношений с другими общественными субъектами не позволяют
молодому поколению дойти, достигнуть, «дозреть» до стадии «нового
самовыражения», а тем более до стадий коллективных, скоординированных
действий.
В отличие от других социальных групп молодежь не является единым
субъектом. Это обстоятельство нельзя не учитывать при изучении
социальной напряженности. Положение и возможности влияния молодежных
когорт на общественные перемены зависят от того, к какой из общественных
групп принадлежат молодые люди (к рабочим, крестьянам, служащим,
интеллигенции, военнослужащим, силовым структурам и т.п.).
Молодежные группы, как правило, слабо подготовлены для
организации самостоятельного и серьезного социального протеста. Даже
если они в определенный момент смогут мобилизовать все свои ресурсы и
выступить организованной силой, эту силу значительно легче рассеять,
рассредоточить, направить её энергию по другому руслу. Молодежь
достаточно редко выступает как самостоятельная группа протеста, чаще она
объединяется с другими, более развитыми и опытными социальными силами
(партиями, движениями).
В основе социально-политической «сдержанности» российской
молодежи лежат различные причины. Среди них и определенная
«замкнутость молодежи на себя», умение быстро адаптироваться,
приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, стремление к
социальной безопасности (понимание молодыми силы социального
контроля), неверие в эффективность возможных акций протеста. Вследствие
указанных причин социальная напряженность в отношениях молодежи и
общества может достаточно долго существовать только как свойство
группового сознания молодежи, и разрешаться эта напряженность будет
преимущественно в самой молодежной среде или в различных формах
отклоняющегося поведения отдельных категорий молодежи.
2.2. Условия и механизмы преодоления социальной напряженности
во взаимоотношениях молодежи и общества
Анализ условий и механизмов преодоления социальной напряженности
требует специальной теоретической реконструкции непосредственных
условий жизнедеятельности молодежи и проектирования моделей
конструктивного социального поведения на основе использования различных
версий социальной реальности, представленных в макро- и
микросоциологических и социально-психологических концепциях. Под
социально-конструктивным поведением понимаются действия всех
участников социально напряженных ситуаций: индивидуальные и групповые
действия молодежи, органов власти и социальных институтов,
репрезентирующих социальный порядок, средств массовой информации как
посредника в диалоге молодежи и общества.
В качестве условий конструктивного социального поведения следует
рассматривать всю совокупность существующих экономических,
социальных, политических и социокультурных процессов и явлений.
Понятие механизмов интерпретируется как совокупность форм
группового и коллективного поведения, репрезентированных в различных
видах группового, коллективного и массового волеизъявления и
институционализированных в форме молодежных организаций различной
направленности (образовательных, профессиональных, политических,
социокультурных). Такими же механизмами со стороны общества выступают
специальные органы власти и социального контроля, социальные институты,
полностью или частично ответственные за реализацию социальный политики
общества в отношении молодого поколения.
Под механизмами преодоления социально-напряженных ситуаций
понимаются и конкретные социальные технологии, способствующие
устранению причин социальной напряженности. Субъектами или
инициаторами использования таких технологий выступают все участники
социально-напряженных ситуаций (молодежь, СМИ, общество, государство,
общественные организации и социальные институты). Континуум таких
технологий чрезвычайно широк: от социальных инициатив, социальной
терапии до принудительных мер социального контроля.
Конструктивное преодоление социальной напряженности во
взаимоотношениях молодежи и общества в самом обобщенном виде означает
успешное становление, социализацию молодого поколения и является
конструированием социальной реальности независимо от того, сохраняются
в неизменном виде функции институтов или в них вносятся какие-то
изменения. История социальных институтов свидетельствует: благодаря
индивидуализации выполнения ролевых предписаний, социализация
конструктивна даже в случаях внешней неизменности норм и социального
контроля. В реальной повседневной жизни успешная социализация в одни
социальные институты сочетается с неуспешной социализацией в другие.
Структура социально распределенного знания о социально-
напряженной ситуации такова, что на стороне контрсубъекта (власти) не
только знание истории каждого отдельно взятого института, но и теории
социальных решений, в то время как на стороне первичного субъекта
(молодежи) знание только того, что представлено в качестве реальности их
повседневной жизни.
Различия в знаниях молодежи о повседневной реальности и знаниях
власти, используемых в решении социальных проблем, носят не только
содержательный, но и структурный характер. В структуре знаний молодежи
о социальной реальности преобладают реальные жизненные потребности,
меньший удельный вес имеют индивидуальные и групповые интересы, и еще
меньший – ценностные ориентации.
Структура знаний о реальности, лежащая в основе властных действий,
имеет зеркально противоположное сочетание удельных весов потребностей,
интересов и ценностей: преобладание ценностно-нормативных знаний и
минимальный удельный вес знаний о реальных жизненных потребностях
молодежи. Таким образом, преодоление различий в структуре знаний о
социальной реальности составляет еще одно существенное условие
преодоления социально-напряженных ситуаций в отношениях молодежи и
власти.
Совокупность эмпирических и теоретических знаний о социальной
реальности, являющихся условиями ее воспроизводства, составляет
смысловой (символический) универсум общества и обладает равноправным с
социальной реальностью онтологическим статусом. Любая общественная
система заинтересована в поддержании собственного смыслового
универсума, закрепляемого в системе правил поведения, моральных
принципов и предписаний, ценностей и верований, социальных идей, для
теоретической интеграции которых прилагаются значительные усилия.
Однако смысловой универсум общества неоднороден. Он состоит из
множества подуниверсумов, связанных с различными элементами
социальной структуры общества, социальными группами и институтами.
Как социально-демографическая группа молодежь формирует
собственный смысловой подуниверсум, частично совпадающий со
смысловым универсумом общества и подуниверсумами его институтов.
Однако значительная часть смыслового подуниверсума молодежи не
совпадает с тем смыслом, которым общество пытается наделить биографию
каждого молодого человека. Интеграция значений, определяющих смысл
жизни молодого человека, нередко выражается в иных смысложизненных
ориентациях в сравнении с ожидаемыми обществом.
Механизмы конструктивного преодоления социально-напряженных
ситуаций формируются на основе содержания многообразных форм
социального действия, различающихся соотношением в них эмоциональных
и рациональных компонентов, количеством участвующих, уровнем
организованности и сплоченности, целями поведения и действия, наличием
или отсутствием адресата действия и другими признаками.
Специфические механизмы преодоления социальной напряженности
формируются в контекстах социальных движений.
Типы социального действия и формы коллективного и группового
поведения молодежи, как механизмы преодоления социально-напряженных
ситуаций, являются образцами, обобщенными моделями реального
поведения индивидов, коллективов и групп, стимулирующими разработку
конкретных социальных технологий. Субъектами или инициаторами
разработки таких технологий, как отмечалось выше, могут быть все
участники социально-напряженных ситуаций. Пространство таких
технологий характеризуется гораздо большей широтой и разнообразием в
сравнении с многообразием механизмов, а их типология соотносится с
потребностями, интересами и ценностями молодежи.
Основное направление (поле) разработки механизмов и технологий
преодоления социальной напряженности во взаимоотношениях молодежи и
общества образуют согласованные действия субъектов, контрсубъектов и
посредников (СМИ) в сфере социально-экономических отношений.
Образование, занятость, социокультурная сфера предполагают не только
максимально эффективное использование уже существующих механизмов,
но и поиск новых, позволяющих обеспечить реализацию притязаний
молодежи, ее участие в социально-экономических и социокультурных
изменениях.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Социальная
напряженность – это многогранный динамический феномен,
характеризующий состояние группы вне зависимости от ее масштаба,
формирующийся на основе высокого уровня нестабильности
эмоционального, духовного и психического состояния индивидов,
определяемого интенсификацией движения (обмена) социальной энергии.
Процесс трансформации общества сопровождается усилением
факторов, провоцирующих социальную напряженность. Во многих случаях
напряженность во взаимоотношениях молодежи и общества проходит лишь
начальные стадии (возникновения, становления, развертывания,
кристаллизации и закрепления).
Нынешняя молодежь достаточно самостоятельна, индивидуальна,
уверенна в себе. Ее интересы и деятельность разнонаправлены, но
необходимо их направить в нужное русло, чтобы избежать разногласий,
конфликтов и повышения социальной напряженности.
Список использованной литературы
1. Абгаджава Д. А., Стребков А. И., Сунами А. Н. Теоретико-
методологические основания конфликтологической диагностики
современного российского общества // Конфликтология. 2015. № 2. С. 13-14.
2. Алейников А. В., Артемов Г. П., Пинкевич А. Г. Опыт изучения
социальной напряженности // Конфликтология. 2015. № 2. C. 129.
3. Диагностика социальной напряженности на основе оценки
стабильности социальных связей в обществе / Мир науки, культуры,
образования // 2015. № 3. 253 с.
4. Зеленков, М.Ю. Конфликтология: Учебник / М.Ю. Зеленков. - М.:
Дашков и К, 2015. - 324 c.
5. Пинкевич А. Г. Возможности изучения социальной напряженности
в России на основе данных Европейского социального исследования //
Мир России. 2015. № 1. С. 150-169.
6. Риккарди, Андреа Жить вместе в 21 веке / Андреа Риккарди. - М.:
Алетейя, 2015. - 136 c.
7. Степанов, Е.И. Современная конфликтология: Общие подходы к
моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов / Е.И.
Степанов. - М.: ЛКИ, 2015. - 176 c.
8. Тепечин В. И. Социальная напряженность в контексте проблемы
национальной безопасности России // Социальные конфликты. Вып. 9. С. 27-
28.
9. Фещенко П.Н., Социальная напряженность: монография / Фещенко
П.Н. - М.: Проспект, 2019. - 216 с.
10. Шарков, Ф.И. Общая конфликтология: Учебник для бакалавров /
Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский. - М.: Дашков и К, 2015. - 240 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!