это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2138178
Ознакомительный фрагмент работы:
Развитие в образовательной системе требует от педагогической
науки и практики изучение и внедрение новых методов обучения и
воспитания детей. Научная область, которая занимается отбором,
классификацией, теоретическим осмыслением, педагогических
современных технологий называется педагогическая инноватика.
Следовательно, современные образовательные технологии в данной
работе будут рассматриваться как инновационные.
Инновации в образовательной сфере связаны с общими процессами
в обществе, глобальными проблемами, интеграцией знаний и форм
социального бытия. Современное образование учитывает перспективы и
тенденции развития человечества и реагирует на новые
цивилизационные вызовы.
Инновационная педагогическая технология – процессуально
структурированная совокупность приемов и методов, направленных на
изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной педагогической
деятельности, в результате которой создаются и материализуются
нововведения, вызывающие качественные изменения в образовании.
Современная образовательная система имеет особенность –
сосуществование двух стратегий организации обучения: инновационной
и традиционной. Термины «традиционное обучение и «инновационное
обучение» предложены в докладе Римскому клубу (1978) группой
ученых [20]. Они, в свою очередь, обратили внимание мировой научной
общественности на несоответствие принципов традиционного обучения
требованиям современного общества к личности, ее познавательных
возможностей.
Инновационное обучение стимулирует прогрессивные изменения в
культуре, социальной среде и трактуется как процесс и результат
учебной и образовательной деятельности. Ориентация на формирование
готовности личности к динамическим изменениям в обществе за счет
развития способностей к творчеству, различных форм мышления, а
также способности к труду с другими людьми – вот отличительная
особенность инновационного обучения.
В педагогической литературе встречаются несколько видов
классификаций современных образовательных (педагогических)
технологий. Разные авторы классифицируют современные
образовательные (педагогические) технологии в зависимости от
выбранной основы для классификации. По своим целям, содержанию,
применяемым методам и средствам существующие образовательные
(педагогические) технологии имеют сходство, но отличаются по
различным параметрам.
Актуальной классификацией современных педагогических
технологий является классификация Г.К. Селевко [22]. За основу
классификации автор взял способы организации учебного процесса.
Представим классификацию современных педагогических технологий по
Г.К. Селевко в виде таблицы (Приложение 1).
Анализ современных образовательных технологий является
многоаспектным, главным критерием оценки образовательной
технологии, согласно ФГОС, является ее эффективность и
результативность [26, 27]. В связи с этим в научной литературе также
выделяются и другие классификации, представленные ниже.
А.В. Хуторской в основу для классификации взял доминирующую
ориентацию обучения [28]. Данную классификацию также представим в
виде таблицы (Приложение 2).
Л. Пироженко и А. Пометун выделяют четыре группы
современных технологий: интерактивные технологии кооперативного
обучения; интерактивные технологии коллективно-группового обучения;
технологии ситуационного моделирования; технологии обработки
дискуссионных вопросов [19].
Одной из технологий кооперативного обучения является работа в
динамических парах. По А. Пометуну, динамическая пара- это
совместная работа четырех учащихся, сидящих за соседними партами и
меняющих трижды партнера [19]. Ее можно использовать для усвоения,
закрепления, проверки знаний на уроках истории. Такая деятельность
дает возможность высказаться всем ученикам, способствует развитию
навыков общения, критического мышления, умения оценивать себя и
других. Кроме того, при такой организации учебного процесса
обучающиеся не могут уклониться от выполнения задания.
Технологии коллективно-группового обучения предусматривают
одновременную общую (фронтальную) работу школьников.
Разновидностью общего обсуждения является технология «Микрофон».
Применительно к урокам истории, она дает возможность, по мнению А.
Пометуна, каждому по очереди высказаться или ответить на вопросы
преподавателя [19]. Передавая друг другу воображаемый «микрофон»
(ручку, карандаш, линейку или любой другой предмет), обучающиеся по
очереди высказываются по поводу предложенной ситуации или
проблемы. При этом говорить имеет право лишь тот, у кого в руках
«микрофон». Формулировать мысли следует быстро и лаконично (на это
отводится 0,5 – 1 мин.). При этом ответы не комментируются и не
оцениваются, только в конце обсуждения делается общий вывод.
Работа по этой методике, согласно А. Пометуну, дает возможность
эффективно работать над формой выражения собственных соображений
по различным группам вопросов, сравнивать их с другими, отрабатывать
умение говорить кратко, но по сути и убедительно [19].
Технологии ситуативного моделирования, согласно А. Пометуну,
предусматривает включение участников учебного процесса в игру
(игровое моделирование) во время урока истории. При таких условиях
школьникам предоставляется максимальная свобода интеллектуальной
деятельности, которая ограничивается только правилами игры.
Обучающиеся сами выбирают роли в игре, выдвигая предположение о
вероятном развитии событий, ищут пути решения проблемной ситуации,
берут на себя ответственность за выбранное решение.
Среди большого арсенала технологий ситуативного моделирования
А. Пометун выделяет значительные возможности разыгрывания
ситуации по ролям (ролевая игра) [189]. Цель ролевой игры – определить
отношение к конкретной исторической ситуации, приобрести опыт,
овладеть определенными навыками. В ходе игры могут имитироваться
определенные исторические события, конкретная деятельность людей
(деловое совещание, проведение беседы, обсуждение плана и т.п.) и
обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется
деятельность. Игроки имеют возможность проанализировать и творчески
использовать собственный опыт для имитации событий и поступков.
На сегодняшний день метод проектов – это способ достижения
дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая
должна завершиться реальным, практически ощутимым результатом.
Проектная технология, по мнению А. Пометуна, позволяет не столько
передавать школьникам сумму тех или иных знаний по различным
вопросам, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно,
уметь пользоваться приобретенной информации для решения новых
познавательных и практических задач [19].
Говоря о современных образовательных технологиях в буквальном
смысле, нельзя обойти вниманием мультимедийные технологии
обучения. Мультимедиа – это комплекс аппаратных и программных
средств, позволяющих пользователю общаться с компьютером,
используя разнообразные, удобные себе самому средства: видео,
графику, звук, анимацию. Использование мультимедийных средств на
уроках истории способствует повышению интенсивности и
эффективности процесса обучения; создает условия для
самообразования, тем самым позволяя осуществлять переход
непрерывного образования; в сочетании с телекоммуникационными
технологиями решает проблему доступа к новым источникам
разнообразной по содержанию и форме представления информации.
Так, например, одной из распространенных форм использования
мультимедийных технологий на уроках истории является
мультимедийная презентация, которая создается с помощью программы
Power Point. Современная мультимедийная презентация – это
совокупность текстов, изображений, звука, видео, анимации и других
способов представления информации.
Наиболее эффективным для обучающегося считается
использование в мультимедийной презентации аудиовизуальной
информации, когда ученик слышит и видит одновременно. Удобство её
заключается в возможности просматривать информацию одним или
несколькими лицами. Она может храниться на локальном компьютере
или воспроизводиться потоково через сеть.
Личностно–ориентированное образование – образование,
обеспечивающее развитие и саморазвитие, исходя из выявления
индивидуальных особенностей субъекта познания (на основе создания
индивидуальной карты развития).
Личностно–ориентированный смысл образования может быть
заложен при любом типе обучения, если личностная ориентация является
одним из признаков обучения любого типа или вида. Если учитываются
природные, личностные и индивидуальные особенности школьника при
проектировании, осуществлении и диагностики образовательного
процесса и способны оказать влияние на него, то говорят о личностном
обучении. Данный подход сформулирован на основе гуманистического
подхода к процессу обучения и воспитания ребёнка, прописанного во
всех образовательных стандартах [25, 26, 27].
Удобно рассматривать некоторые технологии, основой которых
является личностно–ориентированный подход в виде таблицы
(Приложение 3).
К личностно–ориентированным технологиям можно отнести
педагогику сотрудничества. Её авторы: Джон Хопкинс, Джон Аронсон,
Роберт Джонсон, Дэвид Джонсон [33]. Основные положения технологии:
– уход от педагогики требований к педагогике отношений;
– гуманно–личностный подход к ребенку;
– единство обучения и воспитания;
– изменение отношения взглядов педагогов к ошибкам учеников.
В основе данной технологии лежит организация учебного процесса
в малых группах. Отличия обучения работы в малых группах по
методике сотрудничества:
– тесная взаимосвязь членов группы;
– личная ответственность каждого члена группы за собственный
успех и успех товарищей;
– совместная учебно–познавательная, творческая и прочая
деятельность в группе;
– социализация деятельности в группе;
– общая оценка работы в группе.
В России личностно–ориентированной деятельностью считается
метод проектов [30]. Следовательно, метод проектов также можно
отнести к современным образовательным технологиям
личностно–ориентированного обучения.
Метод проектов впервые появился в 1920 году в США. Разработал
ученик Дж. Дьюи – У. Киллпатрик [15]. Проект предполагает четкую
формулировку мотивации деятельности, т.е. получение любых знаний с
определенной целью. Метод проектов – это технология, предполагающая
наличие интеграции знаний и постановку проблемного вопроса. Для
реализации метода проекта требуется проблема, взятая из реальной
жизни, знакомая и значимая для ученика, для решения которой ему
необходимо приложить полученные знания и приобрести новые.
Действует такая схема: учитель подсказывает – обучающиеся решают
общими усилиями проблему самостоятельно.
К личностно–ориентированным образовательным технологиям
также относится разноуровневое обучение, которое предполагает
внешнюю и внутреннюю дифференциацию [30]. Некая модель внешней
дифференциации – это, например, классы с углубленным изучением
истории в школе. За рубежом внешняя разноуровневость представлена
классами с углубленным изучением дисциплин на основе способностей
учеников. Внутренняя дифференциация основана на определении
способностей или возможностей учеников. Например, на уроке истории
при выполнении самостоятельной работы, тем обучающимся, которые
испытывают затруднения, предлагается дифференцированная помощь:
-в виде вспомогательных заданий;
-в виде подсказок (карточек, опорных конспектов);
-справочный материал (таблицы);
-памятки, планы;
-иллюстрации;
-план ответа.
Сильным учащимся в самостоятельной работе предлагается
задания повышенной сложности, увеличивается количество заданий,
присутствуют задания с операцией сравнения.
Использование «кейса» как личностно ориентированной
образовательной технологии является новой в школах России, хотя она
активно внедряется в учебно-воспитательном процессе высшей школы
зарубежья. Это инструмент самооценки собственного, познавательного,
творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности
[25]. Предполагает комплекс документов для самостоятельной работы
обучающихся. Комплекс документов разрабатывает учитель и
предусматривает:
– задания для ученика по отбору материала в «кейс»;
– анкеты для родителей, параметры и критерии оценки, вложенные
в «кейс»;
– анкеты для экспертной группы для объективной оценки
представленного «кейса».
Технология «кейс» рассматривается как технология аутентичного
оценивания, поскольку применение ее позволяет не столько выявить
объективный уровень владения знаниями, умениями и навыками,
сколько увидеть реальный интерес к предмету, отметить положительный
мотив обучения, уровень исследовательских умений, а также трудности в
усвоении учебного материала, общекультурный уровень ученика [25].
Результативность использования «кейса» в определенной степени
связана не столько с углублением и прочностью усвоения содержания
дисциплины, сколько с реальными изменениями в мотивационной и
коммуникативной сфере конкретного ученика.
Среди современных образовательных технологий, затрагивающих
субъектный опыт учеников, следует рассматривать технологию
эвристического (проблемного) обучения. Для ее реализации необходимы
следующие организационно–педагогические условия: отбор задач,
актуальных для учеников; адаптация технологии к различным сферам
знаний; построение оптимальной образовательной среды для
проблемного обучения: создание дидактических пособий, подбор
необходимого оборудования; личностный подход, компетентность и
мастерство преподавателя, способного актуализировать познавательную
деятельность учеников.
В процессе реализации образовательной технологии проблемного
обучения учитываются ценностные ориентации ученика и структура его
убеждений, на основе которых формируется «внутренняя модель мира»,
при этом процессы преподавания и обучения взаимно согласуются с
механизмом познания, особенностями мыслительных и поведенческих
стратегий личности.
Среди инновационных образовательных технологий обучения
следует отметить технологию модульного интерактивного обучения,
построенную на основе диалогового общения, и которая является
способом организации личностно мотивированной, познавательной
деятельности обучающихся в течение учебного процесса [7].
Практической и научной актуальностью названной технологии
являются:
1. Организация учебной деятельности, при которой ученик сам
оперирует учебным содержанием, что, безусловно, ведет к глубокому и
осознанному усвоения материала;
2. Интегрирует идею активности обучающегося в процессе его
четких логических действий, постоянный самоконтроль своих действий,
индивидуализированный темп учебно–познавательной деятельности,
рефлексию;
3. Имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития школьника.
Модульная интерактивная технология базируется на идее
воспроизводственного учебного цикла, в содержание которого входят:
общая постановка цели обучения; переход от общей формулировки цели
к ее конкретизации; предварительная (диагностическая) оценка уровня
осведомленности учеников; совокупность учебных процедур (на этом
этапе должна происходить коррекция обучения с помощью оперативной
обратной связи); оценка результата [7]. Учебный модуль состоит из трех
структурных частей: вводной, диалоговой и итоговой.
В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения
разработан ряд технологий, которые различаются своими целевыми
ориентациями, содержанием и методикой.
К развивающим образовательным технологиям относятся:
1. Технология Л.В. Занкова, которая направлена на общее,
целостное развитие личности [13].
2. Технология Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, которая
акцентирует развитие способов умственных действий [9,31].
Собственно, термин «развивающее обучение» берет свое начало в
работах такого педагога, как Д. Давыдова [9, 31]. Под развивающимся
обучением понимается новый активно–деятельностный способ обучения,
идущий на смену объяснительно–иллюстративному способу.
Развивающее обучение учитывает и использует закономерности
развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивида.
Идеи Л.В. Занкова о том, каким должно быть обучение детей в
школе, живут и используются в прогрессивных направлениях
современной школы, несмотря на то, что его технология разрабатывалась
в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в. Особенности дидактической системы
развивающего обучения Л.В. Занкова обусловливают иной тип обучения
по сравнению с применяемым в массовой практике [13]. Он строится на
основе учета внутренних закономерностей развития ребенка и внимания
к его внутреннему миру, индивидуальности, которые в каждый момент
времени проявляются как результат сложного взаимодействия внешних и
внутренних факторов.
В развивающем обучении педагогические воздействия опережают,
стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных
личности. Таким образом, ребенок является субъектом своего развития.
Целевая ориентация системы развивающего обучения
Л.В. Занкова: высокое общее развитие личности и создание основы для
всестороннего гармонического развития личности [13].
Выделим основные концептуальные дидактические положения
системы Л.В. Занкова [13]:
1. Целенаправленное развитие на основе комплексной
развивающейся системы;
2. Системность и целостность содержания;
3. Ведущая роль теоретическим знаниям;
4. Обучение на высоком уровне трудностей;
5. Продвижение в изучении материала быстрыми темпами;
6. Осознание ребенком процесса учения;
7. Проблематизация содержания (коллизии);
8. Вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
9. Работа над развитием всех «сильных» детей.
Таким образом, в основе занятий в школе, согласно теории
Л. Занкова, должно быть непринужденное общение учителя с учениками
[13]. Дидактическая система исследователя акцентирует внимание
учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать
практически.
Система развивающего обучения, разработанная педагогами под
руководством Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Репкина, значительно
отличается от других концепций развивающего обучения своей прямой
направленностью на задачу психического, умственного и личностного
развития учащихся [9, 31].
Данная система была разработана ещё в конце 60-х г. XX в., и
программа по этой технологии в школах долгое время была
экспериментальной, велся контроль за успехами детей, обучающихся по
данной системе, в сравнении с учениками обычных школ. Эта
технология и в настоящее время внедряется в программы
общеобразовательных российских школ, так как результаты тестов
школьников, обучающихся по данной технологии, показывают высокие
показатели по усвоению учебного материала, отличаются уровнем
высших психических функций, коммуникативных способностей.
Технология развивающего обучения Эльконина–Давыдова
принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на
развитие теоретического мышления школьников, под которым
понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения
той или иной вещи, того или иного явления, понятия [9, 31].
Кратко раскроем основные особенности содержания данной
технологии:
1. Специальное построение учебных предметов, моделирующее
содержание и методы научной области, организующее познание
ребенком генетически исходных, генетически существенных свойств и
отношений объектов, условий их происхождения и преобразования.
2. Повышения теоретического уровня образования, передача детям
не только эмпирических знаний и практических умений, но и высоких
форм общественного сознания, исторических понятий, исторических
образов, нравственных ценностей.
К современным развивающим технологиям относится «Система
развивающего обучения с направленностью на развитие творческих
способностей». К системе относятся концептуальные положения школ
И.П. Волкова, Г.С. Альтшуллера, И.П. Иванова [1, 8, 12]. Классификация
данных технологий представлена в таблице (Приложение 4).
Выделим общие черты особенности методики системы
развивающего обучения с направленностью на развитие творческих
качеств личности:
1. Свободные группы, в которых ребенок чувствует себя
расковано, не чувствует подчинения учителю.
2. Педагогика сотрудничества, товарищество учителя и ученика
3. Применение игровых методик на уроке.
4. Применение методик коллективной работы на уроках: мозговая
атака, организационно–деятельностная игра, свободная творческая
дискуссия.
5. Мотивация, стремление личности к творчеству, к
самовыражению, к самоутверждению, самореализации.
К современным технологиям обучения относятся информационные
технологии. Наиболее ярко современные информационные программы
обучения представлены в компьютерных технологиях. Компьютерные
технологии оговариваются логическими, содержательными,
организационными аспектами.
Использование компьютеров в учебном процессе, например, на
уроках истории, решает ряд важных проблем:
1. педагогическую: помогает ученику быстро и качественно
усваивать учебный материал по истории; наглядно учебный процесс;
индивидуализирует обучение.
2. организационную: обеспечивает возможность одновременного
компьютерного тестирование всех учащихся; проводит компьютерный
контроль за качеством работы и ее экономный учет.
3. Кроме того, формирует умение пользоваться учебными
программами.
С помощью компьютера как средства обучения можно реализовать
программируемое и проблемное обучение. Так как каждый обучающийся
имеет дома компьютер, то использование техники в процессе обучения
способствует повышению интереса и общей мотивации учеников
благодаря новым формам работы; активизации деятельности благодаря
использованию привлекательных и быстроменяющихся форм
представления информации; индивидуализации обучения (так как
каждый работает в режиме, который его удовлетворяет); расширению
информационного и тестового «репертуаров», доступа учащихся к
«банку информации», возможности оперативно получать необходимые
данные в достаточном объеме; объективности проверки и оценки знаний,
умений и навыков обучающихся.
В отдельную группу современных образовательных технологий
выделяют групповую деятельность. Групповая форма учебной
деятельности возникла как альтернатива существующим традиционным
формам обучения. В их основу положены идеи Ж. Руссо, Й. Г.
Песталоцци, Дж. Дьюи о свободном развитии и воспитании ребенка.
Групповая учебная деятельность – это форма организации
обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной
целью при опосредованном руководстве учителем и в сотрудничестве с
учениками [14].
Учитель в групповой учебной деятельности руководит работой
каждого ученика опосредованно, через задачи, которые он предлагает
группе, и регулирующих деятельность учащихся. Отношения между
учителем и учениками приобретают характер сотрудничества, потому
что педагог непосредственно вмешивается в работу групп только в том
случае, если у обучающихся возникают вопросы и они сами обращаются
за помощью к учителю. Это их совместная деятельность.
Групповая учебная деятельность, в отличие от фронтальной и
индивидуальной, не изолирует учеников друг от друга, а наоборот,
позволяет реализовать естественное стремление к общению,
взаимопомощи и сотрудничества. Известно, что некоторым ученикам
бывает психологически непросто обратиться за разъяснением к учителю.
А вот к ровесникам – гораздо проще.
Технология групповой учебной деятельности школьников
базируется на таких особенностях как:
– необходимости обучать школьников приемам делового
сотрудничества;
– специального, основанного на совокупности определённых
качеств, умений и навыков, отбора детей в группы;
– актуализации активности каждого ученика;
– сочетании всех форм учебной деятельности школьников.
Ещё одной отдельной группой образовательных технологий
являются игровые технологии. В настоящее время это наиболее
распространённые, широко применяемые и предпочитаемые детьми
технологии. Выделим целевые ориентации игровых технологий:
1. Дидактические (кругозор, познание, ЗУН, общеучебные,
трудовые навыки);
2. Развивающие (развитие внимания, памяти, воли, мышления);
3. Воспитывающие (самостоятельность, нравственность,
мировоззренческие установки).
4. Социализирующие (приобщение к нормам и ценностям
общества).
Концептуальные основы игровой технологии:
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на
фундаментальные потребности личности в самовыражении,
самоутверждении, саморегуляции, самореализации и реализации
творческого потенциала.
1. Игра – форма психогенного поведения по Д. Узнадзе.
2. Игра – пространство внутренней социализации ребенка по Л.
Выготскому.
3. Игра – свобода личности в воображении по А.Н. Леонтьеву.
Игра как метод обучения используется:
– в качестве самостоятельной технологии для освоения понятий,
темы, раздела и учебного предмета (в данном случае – истории);
– как элемент более обширной технологии;
– в качестве способа реализации урока или его части;
– технологии внеклассной работы.
Так, на уроках истории в ходе ролевой игры, может использоваться
прием «персонификация», когда реально существовавшее лицо участвует
в игре как помощник учителя, консультант, член жюри и др. Например,
при изучении темы: «Древневавилонское царство», ученик – Хаммурапи
–оценивает ситуации с позиции своих законов, а в качестве членов жюри
выступают жрецы, воины, земледельцы и т.д. Более подробно игровые
технологии будут рассмотрены в следующей главе.
Таким образом, игра в процессе образования – это развлечение и
отдых, который перерастает в оригинальный процесс усвоения или
проверки знаний.
В настоящее время всё более актуальными становятся
здоровьесберегающие технологии. В связи с изменениями,
происходящими в образе жизни современного человека, а именно –
соблюдением сидячего образа жизни большинством населения,
здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью
образовательного процесса, согласно ФГОС [26, 27].
Целью данной технологии становится преодоление «больного
детства». Для реализации данной цели выделяют следующие основные
направления работы в современной школе:
1. Использование режима двигательной активности (проводить
физминутки, комплекс упражнений для уставших мышц, зарядку для
глаз).
2. На перемене между уроками проводить проветривание класса,
т.к. детям нужен свежий воздух для улучшения самочувствия и
повышения работоспособности.
3. Использование специальных пауз во время урока. Учитель
может позволить детям шутить, смеяться, но не нарушая дисциплину в
классе. Кроме того, ученики могут передвигаться по классу,
пересаживаться с целью поиска решений для различных вопросов.
4. Передача знаний о физическом здоровье посредством разных
приемов. Например, при изучении темы «Стародавний Египет» (5 класс)
можно рассмотреть вопрос: «Почему в ежедневном рационе египтян
были чеснок и лук?» А при изучении средневековой Европы
подчеркивать, что основная причина голода и эпидемий – отсутствие
элементарных правил гигиены, таких как принятие ванн, смена чистой
одежды и т.д.
Вы выяснили, что существует несколько видов классификаций
современных образовательных (педагогических) технологий. Разные
авторы классифицируют современные образовательные технологии в
зависимости от выбранной основы для классификации. Так, А.В.
Хуторской в основу для своей классификации взял доминирующую
ориентацию обучения. Г.К. Селевко классифицировал по организации
учебного процесса. Л. Пироженко и А. Пометун выделили 4 группы
интерактивных современных образовательных технологий.
В своей работе выяснили: по своим целям, содержанию, методике
и средствам существующие образовательные технологии в целом и
общем имеют сходство, но при этом они всё же отличаются по
различным параметрам.
Однако одной из важнейших стратегических задач на сегодняшнем
этапе модернизации высшего образования России является обеспечение
качества подготовки педагогов на уровне международных стандартов.
Решение этой задачи возможно при условии изменения образовательных
методик и внедрения инновационных (современных) образовательных
технологий. Ведь, задача технологии в целом заключается в определении
наиболее эффективных путей и средств достижения любых целей
деятельности.
Наиболее оптимальными для гуманитарного подхода (в
преподавании истории) можно считать диалоговые, игровые,
проективные исследовательские образовательные технологии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Альтшуллер Г.С. - Найти идею. Введение в теорию решения
изобретательских задач.- Новосибирск: Наука, 1986.- 209 с.
2. Балашов М.М. Дидактическая игра на уроке // Школьные
технологии.-1998.-№5.-С. 137-140
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии
обучения.- М.: Академия,2001.-320 с.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии/ В.П.
Беспалько.-М.:Педагогика,1989.-190 с.
5. Библер В.С. Концепция школы диалога культур//
Психологическая наука и образование.- 1996.-88 с.
6. Библер В.С. Цивилизация и культура/ В.С. Библер.-М.:
Просвещение, 1993.- 240 с.
7. Блохин Н.В. Технология модульного открытого обучения в
системе модернизации образования/ Н.В. Блохин// Психологическое
сопровождение процессов модернизации образования и
профессионализации кадров: Материалы международного симпозиума.-
Часть 1.- 2002.- С. 24-25.
8. Волков, И.П. Цель одна - дорог много: проектирование
процессов обучения / И.П. Волков. - М.: Просвещение, 2015. - 159 c.
9. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития
ребенка.- М.: Издательство МГУ, 1985.-48 с.
10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения/ В.В.
Давыдов-М.: Педагогика, 1986.- 265 с.
11. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения/ В.В.
Давыдов- М.: Просвещение,1996.- 178 с.
12. Иванов И.П. Методика Коммунарского воспитания/ И.П.
Иванов Просвещение 1990. - с. 59-63.
13. Занков Л.В. Дидактика и жизнь/ Л.В. Занков.- М.:
Просвещение, 1968.- 245 с.
14. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический
словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.:
Издательский центр «Академия», 2000 – 176 с.
15. Килпатрик В. Х. Основы метода / В. Х. Килпатрик. – М.;
Л.: Госиздат, 1928. – 115 с.
16. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике/ М.В.
Кларин.- М.: Эксперимент, 1997.- 235 с.
17. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге/
С.Ю. Курганов.- М.: Просвещение, 1989.- 235 с.
18. Личностно- ориентированный подход в работе педагога:
разработка и использование/ Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера»,
2003.
19. Научно-методическое пособие / А. И. Пометун, Л. В.
Пироженко. Под ред. А. И. Пометун. - М.: Издательство А. С. К., 2004.
- 192 с.
20. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. -М.:
Педагогика, 1978.
21. Новиков А.М. Развитие отечественного образования/
Полемические размышления. - М.: Издательство «Эгвес», 2005. – 176 с.
22. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии:
Учебное пособие/ Г.К. Селевко.- М.: Народное образование,1998.-256 с.
23. Столяров А.М. Эвристические приемы и методы
активизации творческого мышления/ А. М. Cтоляров.- М.: ВНИИПИ,
1988.-126 с.
24. Стрекалова, Н. Д., Беляков, В. Г. Разработка и применение
учебных кейсов: практическое руководство [Текст] / Н.Д. Стрекалова,
В.Г. Беляков; Санкт-Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая
школа экономики». — CПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ
— Санкт-Петербург, 2013 — 80 c.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки
России от 06 октября 2009 г. N 373
26. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (ФГОС ООО). Приказ Минобрнауки
России от 17 декабря 2010 г. N 1897
27. Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО). Приказ
Минобрнауки России от 07 июня 2012 г. N 24480
28. Хуторской А.В. Методика личностно - ориентиованного
обучения. Как обучать всех по-разному?- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005
29. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки/ В.Ф. Шаталов.-
М.: Педагогика, 1979.-238 с.
30. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология/ Н.Е. Щуркова.-
М.: МГПУ, 1994.
31. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего
школьника/ Д.Б. Эльконин, М.: Просвещение, 1984.-328 с.
32. Якиманская И.С. Технология личностно -
ориентированного обучения в современной школе.-М.: Сентябрь, 2005.
33. David W.Johnson, Roger T.Johnson, Karl A.Smith.
Cooperative Learning Returns To College // Change. – 1998, July/August. –
P.27-35.
Приложение 1
Таблица 1
Классификация современных педагогических технологий по Г.К. Селевко [22]
Название
классификации
Примеры педагогических технологий
1.Современное
традиционное обучение
2. Педагогические
технологии на основе
активизации и
интенсификации
деятельности учащихся
1. Проблемное обучение (Дж.Дьюи).
2. Технология коммуникативного обучения
иноязычной культуре (Е.И.Пассов).
3. Игровые технологии. Технологии развивающих игр
(Б.И.Никитин).
4. Технологии интенсификации обучения на основе
схемных и знаковых моделей учебного материала
(В.Ф. Шаталов) [29].
3. Педагогические
технологии на основе
эффективности
управления и организации
учебного процесса
1. Технология уровневой дифференциации (Н.П.
Гузик).
2. Уровневая дифференциация обучения на основе
обязательных результатов (В.В. Фирсов).
3. Технология индивидуализации обучения (И.Э.Унт,
А.С.Границка, В.Д. Шадриков).
4. Технология программированного обучения (В.П.
Беспалько) [3]
5. Коллективный способ обучения (КСО) (А.Г. Ривин,
В.К. Дьяченко).
6. Групповые технологии (В.К. Дьяченко).
7. Компьютерные технологии обучения
4. Педагогические
технологии на основе
дидактического
усовершенствования и
реконструирования
1. Диалог культур (В.С. Библер, С.Ю. Курганов) [6,17]
2. Реализация теории поэтапного формирования УД
(М.В. Волович) [10]
материала
5. Частно-предметные
педагогические
технологии
1. Педагогические технологии на основе системы
эффективных уроков (А.А. Окунев).
6. Альтернативные
технологии
1. Технология вероятностного образования (А.М.
Лобок).
2. Технология мастерских
7.Природосообразные
технологии
1. Технология саморазвития (М. Монтессори).
2. Природособразное воспитание грамотности (А.М.
Кушнир).
8. Технол?
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!