это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2143684
Ознакомительный фрагмент работы:
План
Введение………………………………………………………………….....3
Семья в ситуации развода как объект психолого-педагогического консультирования……………………………………………………….5
Специфика психолого-педагогического консультирования семей с детьми в ситуации развода……………………………………………7
Психолого-педагогическое консультирование семей в ситуации развода..........................................................................................7
Консультирование в ситуации развода родителей, имеющих детей…………………………………………………………………9
Заключение………………………………………………………………...11
Список использованной литературы…………………………………….12
Введение
В формировании личности ребенка семья играет самую важную роль. Она оказывает влияние на его полноценное развитие, способствует предупреждению различных фобий, именно в семье формируются гетеросексуальные навыки, стереотип полоролевого поведения. И важным здесь является общение с родителями обоих полов. В нашей стране психологическая помощь людям в ситуации развода довольно долго являлась неактуальной, так как развод был довольно редким явлением.
Проблемы, связанные с семьей, в последнее время приобретают все большую актуальность из-за большого количества разводов. После развода происходит разрушение сложившейся системы взаимоотношений, что может оказать негативное влияние на развитие и социализацию ребенка.
Развод в семье с детьми не означает, что она полностью прекращает свое функционирование. За семьей сохраняется такая важная функция, как воспитание детей. Разведенные супруги могут не быть больше мужем и женой, но обязаны оставаться родителями для своих детей.
В психолого-педагогической литературе много исследований посвящено теме развода, проводится анализ причин и факторов, ведущих к нему, но мало внимания уделяется практике работы психолога-педагога с разводящейся семьей, особенно имеющей несовершеннолетнего ребенка. Сегодня психологи довольно активно обсуждают наиболее эффективные методы консультирования людей, переживающих развод. И наибольшую актуальность приобрело консультирование разводящихся родителей, имеющих ребенка, как наиболее острая психологическая проблема для семей в стадии развода.
Объектом исследования является психолого-педагогическое консультирование семьи в ситуации развода.
Предмет исследования: специфика психолого-педагогического консультирования семьи, имеющей ребенка, в ситуации развода.
Цель – раскрыть содержание психолого-педагогического консультирования разводящихся родителей, имеющих ребенка.
Задачи:
- Изучить семью как объект психолого-педагогического консультирования;
- раскрыть специфику психолого-педагогического консультирования разводящихся родителей, имеющих ребенка.
Семья в ситуации развода как объект психолого-педагогического консультирования
Семья является древнейшим институтом человеческого общества. Именно она передает подрастающему поколению основные знания, умения, навыки. В семье познаются установки и традиции общества. Говоря словами И.А. Ильина «Семья – это лаборатория человеческих судеб»[1]. Все действия людей в семье способствуют воспитанию нового поколения, они создают его.
К.Б. Зуев подчеркивает, что на всем протяжении своего существования семья трансформируется[4]. И этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока семья, как социальный институт, существует.
«Семья – один из важнейших воспитательных институтов…»[3; С.112]. На любые изменения, происходящие в семье, наиболее сильно реагируют дети. Самые большие переживания у детей вызывает нарушение контакта с родителями, которое происходит в процессе развода.
Большое количество исследований с древних времен до наших дней посвящено семье и браку. Психология семейных отношений рассматривает закономерности межличностных отношений в семье и внутрисемейные отношения. Знания закономерностей позволяют вести практическую работу с семьей, диагностировать и при необходимости перестраивать семейные взаимоотношения.
Специалисту по психолого-педагогической работе часто приходится анализировать факторы семейного благополучия-неблагополучия. Так как семья представляет собой сложную систему, то выделить полный список таких факторов невозможно. Создавая семью, люди стремятся удовлетворить свои потребности. Однако семья – это все-таки не реализация идеальных представлений о браке. «Это реальная жизнь двух, а затем и нескольких людей, во всей ее сложности и многообразии: она включает в себя непрерывные переговоры, заключения соглашений, компромиссы и, конечно, преодоление трудностей, разрешение конфликтов, которые есть в каждой семье»[3; С.33].
Для оказания психолого-педагогической помощи семье специалист должен учитывать нормативные кризисные этапы развития семьи. Конечно, каждая семья индивидуальна и проблемы у всех разные, но выделить наиболее типичные можно.
Развод является семейным кризисом, который характеризуется сложными взаимоотношениями, существенными переменами в семье и высоким эмоциональным напряжением. Другими словами развод – результат семейного кризиса, сложных отношений в семье. Происходит распад семьи и ее разрушение, как социального института. Психологи, как правило, ситуации развода оценивают негативно.
В России проблемами разводов занимались социологи и демографы, которые исследовали семьи на разных стадиях неблагополучного брака. А вот именно психологических работ исследования разводов в России очень мало. Развод происходит не внезапно, ему предшествуют напряженные или конфликтные отношения в семье.
Сам факт развода не становится моментом прекращения взаимоотношений между бывшими супругами. Так как партнерам приходится решать материально-бытовые проблемы и выполнять родительские обязанности. Следовательно, о разводе можно говорить ни как о ситуации прекращения взаимоотношений, а об их изменении. Роли супругов прекращаются, а родительские остаются.
Не всегда семья, пережившая развод, становится неблагополучной. Если сохраняется эмоциональная привязанность супругов, и они продолжают выполнять родительские обязанности, то такая семья может считаться социально-адаптированной.
Следовательно, с точки зрения социально-психологического знания, развод можно рассматривать как ситуацию изменения взаимоотношений и супружеских, и родительских.
2.Специфика психолого-педагогического консультирования семей с детьми в ситуации развода
2.1 Психолого-педагогическое консультирование семей в ситуации развода
Социально-психологические проблемы семьи подразделяют на три группы[3]:
- добрачные;
- супружеские;
- взаимоотношения детей и родителей.
Основным направлением работы психолога-педагога по семейным отношениям является диагностика. С ее помощью можно получить информацию о взаимоотношениях членов семьи на разных этапах ее существования.
Психологическое консультирование имеет свою специфику. Она и определяет предмет, цели и задачи этого процесса. Также в процессе консультирования немаловажную роль играет профессиональная роль консультанта, его теоретические предпочтения и научные знания. «Консультироваться – значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу»[3; С.114].
Таким образом, можно сделать вывод, что психологическое консультирование – непосредственная работа с людьми, которая направлена на решение психологических проблем, возникающих в процессе межличностных отношений. А психолого-педагогическое консультирование, в свою очередь, направлено на решение психологических проблем, возникающих в процессе общения с ребенком. Главным средством воздействия является определенным образом организованная беседа[5]. Разговор с психологом должен способствовать решению проблем человека в налаживании взаимоотношений с окружающими.
Существуют различные подходы к пониманию сущности психологического консультирования, но все они сходятся в одном, что это профессиональное взаимодействие клиента и консультанта. Оно направлено на решение проблем клиента.
Целью психологического консультирования семьи является восстановление или изменение взаимоотношений членов семьи. Существует три стадии консультирования семьи: диагностика, осуществление необходимой помощи и поддержки клиента (отбор и применение средств, способствующих созданию условий для позитивных изменений в семейных отношениях), анализ промежуточных и полученных результатов.
Чаще всего к психологу-педагогу родители обращаются при возникновении проблем с поведением ребенка. Чаще всего причиной такого неблагополучия является родитель. Оказывая семье помощь в сложные периоды жизни, педагог-психолог не должен открыто рассматривать причину такого неблагополучия. Намного важнее с помощью целенаправленных действий изменить взаимоотношения внутри семьи, между ее членами. За помощью к специалисту семьи чаще всего обращаются из-за проблем во взаимоотношениях между членами семьи, при возникновении напряжения и конфликтов.
Психологическое консультирование является одним из видов психологической помощи, оказываемой разводящимся людям. Его важность определена тем, что любой развод – серьезная травма, ведущая к полной реорганизации жизни. Даже если развод произошел по обоюдному согласию.
Особенностью консультирования расторгающих брак супругов, по мнению Ю.Е. Алешиной[3], является информирующая функция. Именно поэтому специалист, проводящий консультацию, должен быть хорошо осведомлен в области юридических аспектов развода и, особенно в вопросах, касающихся детей. И здесь высока роль такого профессионала, как педагог-психолог, который может помочь родителям правильно выстроить отношения с детьми в сложившейся ситуации.
Психологическая помощь семье, находящейся в состоянии развода определяется динамикой бракоразводного процесса и имеет различные формы:
- индивидуальное консультирование;
- супружеское консультирование;
- групповая терапия для разводящихся супругов и детей;
- семейное консультирование.
Работа специалиста с людьми, пережившими развод, занимает много времени и включает в себя реорганизацию всей семейной системы. Консультирование в ситуации развода, позволяет осуществить реорганизацию жизни клиента, переключить его на что-то более важное и способствует изменению взаимоотношений с партнером.
Консультирование родителей по проблемам ребенка включает в себя и не менее значимый вопрос о необходимости личной терапии родителей. Таким образом, педагог-психолог, решая проблемы ребенка, проводит и терапию родителей, т.к. семья – это единое целое и проблемы у них общесемейные.
2.2 Консультирование в ситуации развода родителей, имеющих детей
В процесс развода вовлекаются и дети, которые в ситуации развода страдают довольно сильно. Американские исследователи считают, что развод наносит огромный вред психике ребенка. Ведь для него не может быть развода ни с отцом, ни с матерью[5].
Наиболее травматичен развод для детей дошкольного возраста и подростков.
В процессе проведения консультации, необходимо разъяснить родителям правила поведения в данной ситуации, для того, чтобы максимально сохранить психологический комфорт ребенка. Необходимо оказать родителям помощь в заключение договора, который будет регламентировать участие каждого из родителей в воспитании ребенка. Помочь родителям правильно объяснить ребенку ситуацию развода, подчеркнуть, что в этом нет его вины и, что родители его по-прежнему любят, и будут любить и дальше. Разводящиеся родители нуждаются в психологической помощи и поддержке в воспитании и организации взаимодействия семьи на новом этапе жизни.
Консультация разводящихся родителей, имеющих детей включает в себя три этапа:
- оказание помощи родителям в осознании травматичности их действий для ребенка;
- совместно с родителями подобрать правильную форму для разъяснения ситуации ребенку;
- обеспечить ребенку устойчивое положение по отношению к обоим родителям.
Чаще всего на этом работа консультанта не заканчивается, и он переходит к следующему этапу семейного консультирования в ситуации развода: работа с самим ребенком. Очень важно помочь ребенку принять ситуацию развода, оказать ему эмоциональную поддержку. Затем оказать ему помощь в борьбе с негативными чувствами, эмоциями и ощущениями, вызванными данной ситуацией.
Довольно часто, разводящиеся родители испытывают чувство вины перед ребенком, т.к. считают, что лишают его будущего. Консультанту следует помочь клиенту посмотреть на эту проблему с другой стороны. Так важно показать, что ребенку лучше жить в спокойной и доброжелательной обстановке, пусть и с одним из родителей, чем в полной семье, но в атмосфере конфликтов и скандалов.
Ребенку легче пережить развод родителей, если у него сохраняются максимально хорошие отношения с обоими родителями. Необходимо, в беседе с клиентами ориентировать их на то, что родитель, проживающий отдельно от ребенка должен максимально полно участвовать в его воспитании.
Довольно часто родители считают, что скрывая от ребенка факт развода как можно дольше, они ограждают его от лишних волнений. Консультант должен объяснить родителям, что реакция ребенка на ситуацию в большинстве случаев копирует реакцию взрослого. Поэтому родители не должны фиксироваться на негативных аспектах сложившейся ситуации ради своего ребенка.
Еще один вопрос, беспокоящий разводящихся родителей – это как рассказать ребенку о сложившейся ситуации. Консультант может рекомендовать приблизительную фразу: «Нам с папой (мамой) стало сложно жить вместе. И мы решили жить отдельно друг от друга. Мы надеемся, что это не сильно отразится на тебе и на твоих отношениях с каждым из нас. Ведь мы оба сильно тебя любим, и будем продолжать любить также сильно, как и раньше». Для ребенка очень важны отношения с родителями и именно поэтому последняя фраза очень важна.
Консультант должен объяснить родителям, что, конечно, хорошо, когда живущий отдельно берет детей на прогулки, навещает их и т.д., но очень важно, чтобы ребенок имел возможность пожить с ушедшим родителем рядом какое-то время, например, съездить с ним в отпуск или провести у него каникулы.
Заключение
С проблемами развода в последнее время сталкивается большое количество супружеских пар. Довольно часто в этой ситуации семье требуется психологическая помощь.
За консультативной помощью семья переживающая развод обращается в поисках решений для безболезненного процесса развода. В большинстве случаев ей нужна помощь в выстраивании отношений после развода. Консультант должен объяснить основные закономерности эмоциональной реакции на развод, правила сообщения о разводе детям и другим родственникам, разъяснить возможности выстраивания адекватных отношений после процесса развода.
Именно психолог в состоянии помочь решить основные проблемы семьи на данном этапе существования: правильно рассказать ребенку и ситуации, поддержать его, как вести себя родителям, чтобы ребенку было легче пережить ситуацию развода и главное помочь построить взаимоотношения всех членов семьи, а особенно ребенка с обоими родителями в сложившейся ситуации.
Психолого-педагогическое консультирование направлено на восстановление и изменение связей между членами семьи, на организацию правильного взаимодействия родителей с ребенком в ситуации развода.
Таким образом, мы увидели важность и необходимость психологической поддержки разводящихся родителей, имеющих ребенка, а также рассмотрели специфику проведения консультации в данной ситуации.
Следовательно, поставленные при написании данной работы задачи решены полностью и цель написания работы достигнута.
Список использованной литературы
Азаров Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. – СПб.: Питер, 2011. – 685 с.
Нартова-Бочивер С.К. Жизненное пространство семьи: объединение и разделение / С.К. Нартова-Бочивер, К.А. Бочивер, С.Ю. Бочивер. – М.: Генезис, 2011. – 320 с.
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. Пособие / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
Семья, брак и родительство в современной России. Вып.2 / А.В. Махнач, К.Б. Зуев. – М.: Когито-Центр, 2015. – 408 с.
Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире / Отв. ред. В.А. Кольцова. – М.: Институт психологии РАН, 2013. – 956 с.
Тюрина Э.И. Технологии социокультурной работы с семьей / Э.И. Тюрина. – СПб.: Государственный институт психологии и социальной работы, 2012. – 208 с.
Черняк Е.М. Семьеведение / Е.М. Черняк. – М.: Дашков и К°, 2013. – 320 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!