это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2144511
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: В статье рассмотрен анализ литературных источников проблемы социально-психологической адаптации студентов к обучению в педагогическом вузе. Определена сущность понятия адаптация в представления зарубежных и отечественных авторов. Адаптация в системе обучения педагогического вуза нами рассматривается как процесс и результат взаимодействия студентов с образовательной средой. Адаптивные способности личности во многом приобретают зависимость от психологических характеристик личности, которые определяют способность адекватно регулировать функциональные состояния организма в различных условиях жизни и деятельности. Проблемы социально-психологической адаптации бывших школьников к обучению в высшем учебном заведении определены психологическим своеобразием юношества. Для юношеского возраста специфично влечение к познанию себя и самоопределению, как субъекта жизни в обществе, а также активное взаимодействие с окружающей действительностью. Видами психологической адаптации студентов в вузе, мы считаем: адаптацию к условиям учебной деятельности; адаптацию к группе; адаптацию к будущей профессии. Эмпирическое исследование социально-психологической адаптации студентов первого курса выявило особую специфику, характерную для педагогического вуза. Проанализировав полученные результаты, нами было выявлено, что студенты первого курса факультета психологии и педагогики демонстрируют в целом высокий и средний уровень адаптации, как в учебной группе, так и в учебной деятельности. Показатели по адаптации к учебной группе, по сравнению с адаптацией к учебной деятельности, в целом более высокие. При этом, есть и те студенты, чьи показатели свидетельствуют о низком уровне адаптации. С данными студентами проводится профилактическая работа по активизации внутренних ресурсов и повышению уровня адаптационных возможностей.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, адаптированность, адаптивные способности, профессиональное образование, концепции.
Abstract: The article considers the analysis of literary sources of the problem of socio-psychological adaptation of students to study at a pedagogical university. The essence of the concept of adaptation to representations of foreign and domestic authors is determined. Adaptation in the teaching system of a pedagogical university is considered by us as a process and a result of the interaction of students with the educational environment. Adaptive abilities of a person in many respects become dependent on the psychological characteristics of the person, which determine the ability to adequately regulate the functional states of the body in various conditions of life and activity. The problems of socio-psychological adaptation of former schoolchildren to study at a higher educational institution are determined by the psychological peculiarity of youth. For adolescence, a specific attraction to self-knowledge and self-determination as a subject of life in society, as well as active interaction with the surrounding reality, is specific. Types of psychological adaptation of students at the university, we believe: adaptation to the conditions of educational activity; adaptation to the group; adaptation to a future profession. An empirical study of the socio-psychological adaptation of first-year students revealed the specifics characteristic of a pedagogical university. After analyzing the results, we found that first-year students of the faculty of psychology and pedagogy demonstrate a generally high and medium level of adaptation, both in the study group and in educational activities. The indicators for adaptation to the study group, in comparison with adaptation to the educational activity, are generally higher. At the same time, there are those students whose indicators indicate a low level of adaptation. Preventive work is being carried out with these students to revitalize internal resources and increase the level of adaptive capabilities.Key words: socio-psychological adaptation, adaptability, professional education, concepts.
Жизненный этап человека – от рождения до смерти – идет рука об руку с непрерывным процессом адаптации. Адаптировать человека, особенно молодого человека, в обществе постоянных перемен проходит довольно сложно, человек не всегда успевает за быстро изменяющимися событиями. В настоящее время обществу нужны люди, которые способны существовать во внешнем мире, но также могли бы и реализовать себя в жизни, используя свой внутренний потенциал.
В настоящее время проблема адаптации личности, особенно молодежи на первом этапе профессиональной подготовки, является актуальной. Адаптационным исследованиям посвящены работы таких зарубежных исследователей, как К. Роджерс, Р. Даймонд, А. Бандура, Г. Гартманн, А. Басс, Л. Берковитц, Г.Айзенк, К. Леви, К. Лоренц, 3. Фрейд, и др. Различные аспекты изучения социально-психологической адаптации рассмотрены в трудах отечественных психологов А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина, В.В. Грищенко, Н.Е. Шустовой, Т.В. Барласа, А.Г. Амбумовой, А.Г. Асмолова и так далее. При рассмотрении социально-психологической адаптации мы опираемся на ряд концепций адаптации личности:
В контексте гуманистического направления психологии проблемы адаптации анализируются с точки зрения идеального взаимодействия человека с окружающей средой. В работах Дж. Оллпорта, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла цель адаптации состоит в достижении позитивного духовного здоровья и согласовании ценностей личности и общества. В гуманистической психологии вопреки идее гомеостаза представлены диспозиции идеального взаимодействия личности и среды в динамике.
Обращаясь к концепции интерактивной адаптации, разработанной Л. Филлипсом, мы видим, что все типы адаптации могут быть вызваны внутрипсихическими факторами и факторами окружающей среды. Интерактивисты определяют в концепции «эффективной индивидуальной адаптации», тип адаптации, отвечающей минимальным требованиям и социальным ожиданиям [5].
Адаптация, по мнению Г.Гартманну, включает в себя процессы, связанные с конфликтными ситуациями и процессы бесконфликтной сферы Я. Психоаналитики разводят понятия – адаптацией – процесс, а адаптированность – результат этого процесса. В процессе адаптации личность и окружающая среда активно изменяются, что означает, что между ними устанавливаются отношения адаптации [1].
Советская специализированная литература предлагает более глубокое понимание социальной адаптации – это результат процесса изменения социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических отношений между людьми, адаптации к социальной среде.
В идеях Э.С. Маркаряна прослеживается мысль о том, что все общество является не только адаптивной (как биологическое общество), но и адаптивно-адаптивной системой, поскольку деятельность человека по сути трансформирующая. А.Г. Маклаков оценивает социально-психологическую адаптацию на основе таких критериев, как нервно-психическая устойчивость, принцип межличностных контактов (конфликт), опыт общения (коммуникабельность), моральная ориентация, групповая идентификация (ориентация на удовлетворение потребностей команды) [6].
Результатом процесса адаптации является адаптивность. Некоторые авторы считают понятия «адаптация» и «адаптивность» синонимичными. Например, А.А. Реан, А.Р. Кудашев А.А. Баранов определяются адаптацией как «процесс и результат внутренних изменений, внешней активной адаптации и изменения человека в новых условиях существования» [7].
Адаптацию в системе обучения педагогического вуза можно рассматривать как процесс и результат взаимодействия студентов с образовательной средой, который выражается в принятии ими норм, правил, требований и ожиданий образовательной среды, в переходе личности из зоны актуального в зону потенциального развития, своеобразного микроцикла развития [4]. Адаптивные способности личности во многом приобретают зависимость от психологических характеристик личности, которые определяют способность адекватно регулировать функциональные состояния организма в различных условиях жизни и деятельности. Чем выше адаптивность, тем выше вероятность нормального функционирования организма и эффективность деятельности при увеличении интенсивности воздействия психогенных факторов окружающей среды.
Вопросы социально-психологической адаптации недавних учеников школы к обучению в высшем учебном заведении определены психологическим своеобразием юношеского возраста. Специфичные особенности юношеского возраста являют собой влечение к познанию себя и самоопределению, как субъекта жизни в обществе, а также активное взаимодействие с окружающим миром.
Основными задачами юношеского возраста считаются: завершить выбор, сформировать идеал будущей профессии и понять ее специфику. Из-за нестабильных социально-экономических отношений практически невозможно построить временную перспективу. В молодежной среде мы наблюдаем такие опасные тенденции, как утрата чувства психической безопасности и межличностной поддержки, социального доверия к окружающим нас людям, усиление тенденций к снижению мобильности, неуверенность в отношении занятости и неуверенность в завтрашнем дне [3].
Определение собственного видения мира содержит социальную направленность личности, организацию жизненных планов, формирование ценностных ориентаций и собственных интеллектуальных исследований. Самоопределение – это развитие, сопутствующая трансформация внутриличностной системы и предъявление молодым человеком особых требований. Таким образом, процесс адаптационного обучения и роста сопровождается значительными психологическими трудностями, что также усугубляет проблемы социально-психологической адаптации первого года обучения.
При формировании личностных качеств студенты стремятся к самостоятельной, жизни. Они считают, что они принадлежат взрослым и полноправным членам общества, начинают участвовать практически во всех видах социальной деятельности и выполняют множество социальных ролей. Начинается процесс адаптации к педагогической сфере, овладение и принятие этических норм, профессиональной деятельности, профессионального общения и осознания важности будущей профессии и их участия в ней [8].
В психологической адаптации студентов в вузе принято, в частности, различать виды:
- адаптацию к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и т.п.);
- адаптацию к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций);
- адаптацию к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств).
С целью выявления особенностей социально-психологической адаптации студентов первого курса было проведено эмпирическое исследование. Диагностическое исследование представлено методикой «Адаптированность студентов в вузе» Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крыловой [2].
Методика предназначена для исследования адаптированности студентов в вузе и включает в себя две шкалы: адаптированность к учебной группе и адаптированность к учебной деятельности.
Эмпирическая выборка формировалась из студентов первого курса факультета психологии и педагогики ______________университет написать____________. Объем выборки составил 104 испытуемых, что составляет 87% от общего количества всех первокурсников на факультете. Выводы о наличии достоверных особенностей социально-психологической адаптации студентов первых курсов педагогического вуза делались на основании процентного и количественного отношения по шкалам методик. Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:
По методике «Адаптированность студентов в вузе» представлены в рисунках 1-4.
Рисунок 1. – График распределения уровней адаптации к учебной группе в выборке испытуемых
По результатам диагностики, большая часть 73% (76 человек) студентов факультета успешно адаптирована к учебной группе. Высокие показатели по шкале адаптированность к учебной группе свидетельствует о том, что студенты в группе чувствуют себя комфортно, легко находят общий язык с одногруппниками, следуют принятым в группе нормам и правилам, при необходимости могут обратиться к одногруппникам за помощью, способны проявлять активность и взять инициативу в группе. Студенты групп принимают и поддерживают взгляды и интересы друг друга.
У 26% (27 человек) опрошенных студентов средний уровень адаптированности к учебной группе. Эти студенты относительно комфортно чувствуют себя в группе, в некоторых ситуациях студенты испытывают сложности в общении с одногруппниками, проявляют сдержанность в отношениях.
Лишь у 1% (один человек) из числа опрошенных выявлены низкие показатели адаптированности к учебной группе. Низкие показатели по данной шкале свидетельствуют о том, что данный студент испытывает трудности в общении с одногруппниками. Он держится в стороне, проявляет сдержанность в отношениях. Ему трудно найти общий язык с однокурсниками, не разделяет принятые в группе нормы и правила, не встречает понимания и принятия своих взглядов со стороны одногруппников, не может обратиться к ним за помощью. Работа с данным студентом предполагает более пристальное внимание со стороны психологической службы, куратора, студенческой группы и преподавателей.
Рисунок 2. – График распределения уровней адаптации к учебной деятельности в выборке испытуемых
Одним из важнейших условий успешной адаптации студентов к вузу является их удовлетворенность учебным процессом и возможность полноценно получать знания в рамках своего направления подготовки.
По шкале «адаптированность к учебной деятельности» 48% (50 человек) продемонстрировали высокие показатели. Это свидетельствует о том, что студенты легко осваивают учебные предметы, успешно и в срок выполняют учебные задания; при необходимости могут обратиться за помощью к преподавателю, свободно выражают свои мысли, могут проявлять свои способности на занятиях.
51% (53 человека) продемонстрировали средний уровень адаптированности к учебной деятельности. Это проявляется в том, что освоение некоторых учебных дисциплин вызывает у них определенные сложности, в частности, зачастую им трудно выступать на занятиях, выражать свои мысли и т. д.
Низкий показатель адаптированности к учебной деятельности показал 1% (1 человек). Это значит, что студент некомфортно чувствует себя на занятиях, испытывает затруднения во взаимодействии с преподавателями, с трудом осваивает учебные дисциплины. По многим изучаемым предметам он нуждается в дополнительных консультациях, не может проявить свою индивидуальность и способности на учебных занятиях.
Рисунок 3. – График распределения уровней адаптации к учебной группе в разных группах
Более всего на высоком уровне адаптировались к учебной группе студенты группы Б-8061 (направление дошкольное образование), менее всего по высоким показателям, но более всего по средним, адаптировалась группа Б-8271 (психолого-педагогическое образование).
Рисунок 4. – График распределения уровней адаптации к учебной деятельности в разных группах
Более всего на высоком уровне адаптировались к учебной деятельности студенты групп Б-8021 (начальное образование) и Б-8061 (дошкольное образование), менее всего по количеству низких показателей адаптировалась группа Б-8271.
Таким образом, анализ полученных данных показал, что студенты первого курса факультета психологии и педагогики демонстрируют в целом высокий и средний уровень адаптации, как в учебной группе, так и в учебной деятельности. Показатели по адаптации к учебной группе, по сравнению с адаптацией к учебной деятельности, в целом более высокие. Однако, присутствуют студенты, чьи показатели свидетельствуют о низком уровне адаптации. С данными студентами была проведена работа по активизации внутренних ресурсов и повышению уровня адаптационных возможностей.
Список литературы:
Гефеле О.Ф. Социальная адаптация личности в ситуациях неопределенности // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов, 2003. №6. С.56-59.
Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2010. №2. [Электронный ресурс] – Режим доступа – https://psyjournals.ru/files/27814/psyedu_ru_2010_2_Dubovitskaya_Krilova.pdfКон И.С. Психология ранней юности. 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2005. 331 с.
Мельник С.Н. Проблемы адаптации первокурсников к учебному процессу // Студенческий научный журнал, 2010. № 6. С.80-94.
Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности: Формы, механизмы и стратегии. – Ереван, 2008. 345 с.
Осницкий, А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа, 2004. №1. С.43-56.
Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб., 2008. 341 с.
Росляков А.Е. Социально-психологическая адаптация студентов в условиях вуза МПС: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.05 / Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль, 2003. 26 с.
Bibliography1. Hefele O.F. Social adaptation of a person in situations of uncertainty // Yearbook of the Russian Psychological Society: Materials of the 3rd All-Russian Congress of Psychologists, 2003. No. 6. S.56-59.
2. Dubovitskaya T.D., Krylova A.V. The methodology of the study of the adaptability of students at the university // Electronic Journal "Psychological Science and Education", 2010. No. 2. [Electronic resource] - Access mode - https://psyjournals.ru/files/27814/psyedu_ru_2010_2_Dubovitskaya_Krilova.pdf
3. Kon I.S. Psychology of early youth. 2nd ed .. - M .: Education, 2005.331 s.
4. Melnik S.N. Problems of adaptation of freshmen to the educational process // Student Scientific Journal, 2010. No. 6. P.80-94.
5. Nalchajyan A.A. Socio-mental adaptation of personality: Forms, mechanisms and strategies. - Yerevan, 2008.345 s.
6. Osnitsky, A.K. Determining the characteristics of social adaptation // Psychology and School, 2004. No. 1. S.43-56.
7. Rean A.A., Kudashev A.R., Baranov A.A. Psychology of personality adaptation. SPb., 2008.341 s.
8. Roslyakov A.E. Socio-psychological adaptation of students in a university of the Ministry of Railways: abstract of thesis. ... candidate of psychological sciences: 19.00.05 / Yaroslav. state un-t them. P. G. Demidova. - Yaroslavl, 2003.26 s.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Расчет параметров участка электроэнергетической системы
Решение задач, Электрические системы, электроника, электротехника
Срок сдачи к 8 янв.
Доклад на тему "личность в теории деятельности а. н. леонтьева" + презентация
Доклад, Психология личности
Срок сдачи к 27 дек.
Заполнить журнал регистрации хозяйственных операций малого предприятия, проставив в нем корреспонденцию счетов
Другое, Финансовый учет и анализ
Срок сдачи к 4 янв.
9-11 страниц. правовые основы военной реформы в ссср в 20-е гг
Реферат, История государства и права России
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!