это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2152760
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение …………………………………………………………………... 3
1. Зарождение военного ветеринарного образования в русской армии вXVIII веке ……………. 4
2. Развитие военного ветеринарного образования в период роста
капиталистических отношений (1801 – 1860 гг.) …………..………..…. 6
3. Военное ветеринарное образование после отмены крепостного
права, в годы буржуазных реформ и в период русско-турецкой войны 1877–1878 гг. ………………...… 8
4. Состояние военного ветеринарного образования в конце XIX - начале XX веков …………..….. 9
5. Военное ветеринарное образование в период первой мировой
войны (1914-1918 гг.) ………………………………………………….. 12
6. Военное ветеринарное образование в период восстановления
народного хозяйства и строительства социализма (1921-1941 гг.) . 13
7. Военное ветеринарное образование в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) …………… 17
8. Военное ветеринарное образование в послевоенный период и во 2-й половине XX века …………………. 20
9. Развитие военного ветеринарного образования в XXI веке ………….22
Заключение …………………………………………………………...…. 26
Список используемой литературы ……...…………………………...…. 27
Введение
Профессия ветеринара всегда была в почете. Человек, который лечит
животных, птиц и т.д., достоин уважения. Работа ветеринара заключается
еще и в профилактике различных заболеваний, проведении операций по
кастрации, стерилизации и вакцинации. В обязанности этого врача входит
помощь животным в процессе родов и эвтаназия безнадежных питомцев.
Услугами ветеринаров пользуются не только владельцы домашних
питомцев. В функции этих врачей входит и контроль качества продуктов
животного происхождения, которые поступают на прилавки наших
магазинов и на рынки. При несоответствии продукции санитарным нормам
ветеринары обязаны наложить заперт на продажу или конфисковать товар.
Специалисты, работающие в лабораториях, проводят исследования в области
различных заболеваний, обнаруживают возбудителей инфекций и
занимаются поисками средств от болезней, которыми страдают животные.
Еще совсем недавно люди этой специальности трудоустраивались в
основном в сельском хозяйстве и на фермах. Но сегодня в ВУЗах есть как
кафедра домашних животных, так и экзотических. В ветеринарных клиниках
в настоящее время все чаще можно встретить специалистов более узкой
направленности.
В профессии ветеринара есть как плюсы, так и минусы. Удовольствие
от этой работы получит только человек, по-настоящему любящий зверей и
птиц. Постоянное общение с разными людьми и животными тоже можно
отнести к положительным моментам в профессии. Но довольно опасным в
этой специальности является риск быть, например, укушенным. При этом не
исключается и вероятность серьезных заболеваний, которые могут
передаться ветеринару от больного животного.
1. Зарождение военного ветеринарного образования в русской армии в XVIII веке
С первых дней создания регулярной русской армии Петр I придавал
особое значение развитию военных школ. Начало специального
ветеринарного образования в интересах армии также положено Петром I. В
Указе Сената от 31 марта 1715 г. было сказано: «Великий Государь указал ...
сыскать… коновалов для посылки в полки, в Губерниях же учить доброй
коновальной науке, а ныне в положенные на губернии полки из каждой
губернии кузнецов и коновалов, ежели есть в готовности, а буде нет, хотя,
наняв, прислать в скорых числах». Из указа следует, что коновальные знания
Пётр I считал наукой, а начало ветеринарному образованию в России было
положено тогда, когда в Западной Европе о ветеринарном обучении и не
помышляли: известно, что первая ветеринарная школа в Европе была
открыта лишь в 1762 г. в г. Лионе (Франция).
Дальнейшее развитие ветеринарное образование получило в период
роста в армии конницы, в связи с чем в стране проводились мероприятия по
развитию государственного коннозаводства. В 1732 г. в инструкции генерал-
майору Волынскому «О приведении конских заводов в лучшее состояние и о
размножении оных» было предписано учредить в Москве Конюшенную
канцелярию, а в § 12 этой инструкции сказано: «Притом особливо выбрать…
умеющих грамоте… 50 человек, … и отдать в школу для обучения…, читать
и писать, дабы оные могли знать на латинском языке имена трав и прочих
медикаментов, принадлежащих для пользования лошадей, а потом, когда в
этой школе обучатся, раздать их для обучения коновалам ...». Для
подготовительного обучения и была открыта в 1733 г. в селе Хорошевском
под Москвой школа-пансионат на 50 человек.
Кроме Хорошевской школы с конца 30-х гг. XVIII в. начали
создаваться школы при других царских конюшнях. В 1741 г. в них обучалось
86 человек. Школы существовали и в 60-х годах. Так, в 1763 г. в
Хорошевской школе полагалось иметь 50 учеников, в Бронницкой – 20,
Гавриловской – 40, Богородицкой – 40, Скопинской – 50, Пахринской – 50.
Подготовка коновалов проводилась также путём непосредственного
обучения опытными коновалами в частях. В 1732 г. в докладной об
устройстве конной гвардии было указано на необходимость при коновалах
«определить в науку солдатских детей…, которыя, выучась, могут быть
коновалами ...». К каждому коновалу было разрешено определять по одному
ученику. После длительного практического обучения (2-3 г. и более)
коновальные ученики экзаменовались комиссией из нескольких коновалов и,
выдержавшие экзамен, назначались вначале коновальными подмастерьями и
лишь через некоторое время, коновалами.
Начиная с 1757 г. в артиллерийских частях (в фурштатской команде, в
артиллерийских полках) также проходила именно такая подготовка
коновалов, для чего, в частности, в фурштатской команде, имелись для
преподавания коновальный мастер и 2 коновальных подмастерья,
коновальных учеников 12 человек. В последующем, в 1803 г., эта подготовка
организационно переросла в специальную «коновальную артиллерийскую
школу».
Кроме того, обучение коновалов проходило также при Кадетском
корпусе, в котором имелись для преподавания иностранные мастера –
коновал и кузнец. В Указе Сената от 27 марта 1761 г. говорится: «… впредь
для подготовки при кадетском корпусе брать от 13 до 15 лет детей нижних
чинов Кадетского корпуса и из вольных, неположенных в подушный оклад в
количестве 150 человек, из которых, в частности, содержать учеников
коновальных 20 и учеников кузнечных 20».
2. Развитие военного ветеринарного образования в
период роста капиталистических отношений (1801 – 1860 гг.)
В начале XIX в. потребовалась более рациональная постановка дела
сохранения и лечения конского состава армии. В войсках было очень много
лошадей, составлявших ценное достояние государства, численность которых
составляла: в 1803 г. - 66 000, 1808 г. - 269 252, 1813г. – 349 879 лошадей.
Необходимость обеспечения армии искусными «скотскими» врачами и
коновалами настоятельно требовала развития ветеринарного образования. В
результате в начале XIX в. возникло высшее ветеринарное образование, и
было организационно оформлено образование коновалов в войсках.
Еще в 1803 г. министр внутренних дел Кочубей в докладе императору
Александру I «О заведении в Санкт-Петербурге, Москве и Лубнах 3-х
скотоврачебных училищ» указывал, что выгоды от подобных училищ
неоспоримы. В частности, Кочубей считал, что главная цель учреждения
этих училищ состояла в обеспечении кавалерии искусными коновалами и
кузнецами, поскольку ремонтирование армии лошадьми стоило больших
средств, и сохранение конского состава в войсках приобретало
государственное значение.
В 1808 г. в Санкт-Петербурге и в Москве были открыты ветеринарные
отделения при Медико-хирургической академии, а учреждение
скотоврачебного училища в Лубнах было отменено.
В 1808 г. в уставе Императорской Медико-хирургической академии
отмечалось, что целью последней является образование юношества во всех
частях врачебных наук, при этом учреждалось три части преподавания:
медицинская, ветеринарная и фармацевтическая. Устав академии
предусматривал подготовку в Ветеринарном отделении воспитанников двух
разрядов.
С 1809 по 1824 гг. выпущено по ветеринарной части лекарей - 115, а
помощников ветеринарных врачей – 134. Как тех, так и других вначале
направляли только в армию. В 1818-1833 гг. преподавание ветеринарии
велось в Виленском университете, с 1833 по 1843 гг. – в ветеринарном
отделении Виленской Медико-хирургической академии (подготовлено около
200 ветеринаров); с 1835 по 1850 гг. - в Харьковской практической
ветеринарной школе при ветеринарной кафедре университета, а с 1851 г. - в
Харьковском ветеринарном училище, готовившем помощников (3-летний
срок обучения) и реорганизованном в 1873 г. в ветеринарный институт; с
1840 г. – в Варшаве, в «школе простых ветеринаров», впоследствии
реорганизованной в ветеринарную школу (1846 г.), ветеринарное училище
(1884 г.), а затем в ветеринарный институт (1889 г.); с 1848 г. – в Дерптском
(Юрьевском) ветеринарном училище, готовившем ветеринаров (4-летний
срок обучения), и ветеринарных помощников (3-летний срок обучения),
также реорганизованном в 1873 г. в ветеринарный институт. Наконец,
открывается Казанский ветеринарный институт (1873 г.).
В 1820 г. утверждается штат «Коновальной школы для полевой
артиллерии». По штату в коновальной школе состояло 30 коновалов в унтер-
офицерских чинах, 40 учеников и два артельщика; все они разбивались на
две «артели». Ученики в школу определялись из кантонистов или из
способных молодых рекрутов, хорошо знающих грамоту.
Подготовка коновалов производилась также недалеко от Варшавы в
деревне Бураково. Здесь с 1824 г. по 1830 г. при сельскохозяйственном
институте существовала ветеринарная школа для подготовки императоров
(коновалов) для кавалерии.
3. Военное ветеринарное образование после отмены
крепостного права, в годы буржуазных реформ и в
период русско-турецкой войны 1877–1878 гг.
Ветеринарное отделение Санкт-Петербургской Медико-хирургической
академии в начале второй половины XIX в. находилось в крайне
неудовлетворительном состоянии. Учреждённый в 1860 г. при Министерстве
внутренних дел особый временный рассмотрел в 1864 г. этот вопрос и
признал дальнейшее существование отделения необходимым. В следующем
1865 г. Президент Медицинской академии Дубовицкий представил проект
комитета с замечаниями Военно-медицинского департамента и
пояснительной запиской и 4 июля 1866 г. Военный Совет одобрил
предложение и назначил Дубовицкого заведующим ветеринарного
отделения.
Так, в 1861 г. при ветеринарном институте Санкт-Петербургской
Медико-хирургической академии ежегодно оставлялось на два года по
одному из отличнейших по способностям и успехам ветеринарных
воспитанников 1-го разряда, удостоенных по окончании степени ветеринара.
К концу первого года пребывания в академии они должны были выдержать
экзамен на степень магистра ветеринарных наук, а к концу второго года
защитить «магистерскую диссертацию». В 1869 г. были утверждены
«Правила для специального образования коновалов в войсках».
Порядок подготовки ковочных кузнецов в это время был следующим. В
1868 г. Военный Совет по представлению Главного Штаба ввел в
кавалерийские дивизии и резервные кавалерийские бригады вольнонаемных
ученых кузнецов, которым вменялось в обязанность обучать ковке нижних
чинов, как кавалерии, так и командируемых в кавалерийские части из
артиллерии и других войск.
4. Состояние военного ветеринарного образования в конце XIX - начале XX веков
При Петербургской Медико-хирургической академии подготовка
ветеринарных врачей проводилась до 1883 года. В это время особенно
большой вклад в развитие ветеринарного образования внес назначенный в
1872 г. приказом Военного министра заведующим ветеринарным отделением
профессор И.И. Равич, сыгравший значительную роль в развитии
отечественной ветеринарной науки.
Однако в 1879 г., в связи с преобразованием Медико-хирургической
академии в Военно-медицинскую академию, для ветеринарного отделения
возникли неожиданные осложнения. Главный военно-медицинский
инспектор заявил, что ввиду небольшой потребности армии в ветеринарных
врачах, в среднем 10 человек в год, нет надобности в особом ветеринарном
учебном заведении, и в 1880 г. прием учащихся на ветеринарное отделение
академии был прекращен. За 75-летний период существования ветеринарное
отделение выпустило более 1000 ветеринарных специалистов. Закрытие
этого образцового ветеринарного учебного заведения явилось начальным
фактом, снизившим качество подготовки ветеринарных врачей для армии, а,
следовательно, и постановку ветеринарного дела в армии.
После закрытия ветеринарного отделения академии военно-
ветеринарный состав армии стал пополняться за счет содержавшихся в
Варшавском, Дерптском, Харьковском и Казанском ветеринарных
институтах стипендиатов военного ведомства. Усовершенствование знаний
кадровых ветеринарных врачей проводилось также при ветеринарных
институтах. В 1886 г. за счет военного ведомства создаются при Дерптском
(Юрьевском) и Харьковском ветеринарных институтах специальные
лаборатории для усовершенствования военных ветеринаров по повальным
болезням, главным образом по сапу. В каждый институт посылалось ежегодно не более 5 ветеринаров. В течение учебного года им преподавался
специальный курс учения о сапе, и они по желанию посещали лекции для
студентов института. В 1911 г. устанавливаются новые правила
командирования ветеринарных врачей военного ведомства в те же
институты.
Таким образом, с 1880 г. в России высшего учебного военно-
ветеринарного заведения не существовало, хотя необходимость в нём была
очевидной. Ещё при закрытии ветеринарного отделения Медико-
хирургической академии Военному министру был предоставлен проект
штата Военно-ветеринарного института. Однако лишь через 34 года, в
первой половине 1914 г., был положительно решён вопрос об организации
Военно-ветеринарной академии с 5-летним курсом обучения (одобрено
положение об академии и пр.), но начавшаяся первая мировая война
помешала осуществить этот проект.
Кадры военных ветеринарных врачей после 1880 г. пополнялись
выпускниками 4 гражданских ветеринарных институтов, которые, однако, не
давали оканчивающим их ветеринарным врачам никакой военной
подготовки. Вследствие этого для врачей, поступавших на службу в военное
ведомство, с целью «ознакомления их с требованиями военной службы
вообще и военно-ветеринарной в частности» в 1903 г. утверждаются
временные правила и устанавливаются с 1 января 1904 г. ежегодные 3-
месячные подготовительные служебно-практические занятия. Назначенные
же на вакантные должности затем, начиная с 1913 г., командировались для
подготовки уже не в распоряжение корпусных ветеринаров, как это было до
1912 г., а на специально учреждённый в С.-Петербурге ветеринарный
курс при офицерской кавалерийской школе, открытие которого состоялось 2
октября 1913 г.
Специальная подготовка на ветеринарном курсе продолжалась 8 мес.
Число одновременно обучающихся – 25 человек. Для оканчивающих этот
курс был учреждён особый нагрудный знак. Ветеринарный курс 24 мая 1914 г. сделал первый выпуск 25 ветеринарных врачей, но затем из-за начавшейся
войны был расформирован.
В рассматриваемый период происходят дальнейшие изменения в
системе подготовки младших ветеринарных фельдшеров и ковочных
кузнецов. В 1907 г. устанавливается новый порядок подготовки младших
ветеринарных фельдшеров, вводится новая программа подготовки и
Положение о ветеринарно-фельдшерских школах в частях войск. В
ветеринарно-фельдшерские ученики назначались низшие чины «вполне
грамотные, способные, хорошего поведения, изъявившие желание посвятить
себя изучению ветеринарного дела».
Установленный в 1868 г. порядок подготовки ковочных кузнецов
только при учебных кузницах кавалерийской дивизии оказался
недостаточным, одна такая кузница не могла вести подготовку для всей
своей дивизии, тем более для других войсковых частей (стрелковых,
инженерных и др.). Вследствие этого, в соответствии с приказом по
военному ведомству от 14 марта 1901 г. № 99, организуются учебные
кузницы в артиллерийских бригадах, полках и отдельных конно-
артиллерийских дивизионах. В 1904 г. военный министр приказал
«существующие учебные кузницы – Варшавскую центральную, при
кавалерийских и казачьих дивизиях и при бригадах кавалерийского запаса
упразднить и учредить таковые при полках и кадрах». Создание учебных
ковочных кузниц непосредственно в частях способствовало значительному
росту числа кадров, обслуживающих конский состав правильной и
рациональной ковкой. В 1911 г. утверждается новое положение об учебных
кузницах в кавалерии и артиллерии и программа для преподавания ковки в
этих кузницах.
В частях кавалерии и артиллерии в 1912 г. состояло 180 учебных
кузниц, в которых обучалось 2825 низших чинов.
5. Военное ветеринарное образование в период первой мировой войны (1914-1918 гг.)
По штату мирного времени в армии до войны состояло 740
ветеринарных врачей и 2195 ветфельдшеров. В период войны численность
ветеринарного состава значительно возросла. Так, в войсковых частях на 1
января 1916 г. состояло – 2172 ветеринарных врача, 9691 ветеринарный
фельдшер и 457 ветеринарных санитаров.
На 1 января 1916 г. на 600 штатных мест ветеринарных врачей
недоставало 137 врачей, т.е. некомплект врачей составлял 22,6 %, и на 2151
штатных ветфельдшеров недоставало 497 фельдшеров, - некомплект 23,1 %.
Вследствие значительного некомплекта ветеринарных врачей в войсках
уже в марте 1915 г., а затем в феврале 1916 г. и в феврале 1917 г. проводятся
ускоренные выпуски студентов 4-х курсов из всех 4-х ветеринарных
институтов. С февраля 1917 г. было выпущено из Харьковского института
102 ветеринарных врача, из Казанского – 78, из Юрьевского – 47 и из
Варшавского – 97 ветврачей.
Подготовка ветеринарных фельдшеров в начале войны производилась
по сокращённым программам военного времени в ветеринарно-
фельдшерских школах. В школах обучалось по 25 человек с
полуторагодичным сроком подготовки.
Кроме того, вследствие значительного некомплекта ветеринарных
фельдшеров, в соответствии с приказом по военному ведомству 1915 г. №
222, проводилась подготовка их из ветеринарных санитаров.
6. Военное ветеринарное образование в период
восстановления народного хозяйства и строительства социализма (1921-1941 гг.)
Приказом РВС Республики в мае 1921 г. в Москве при
Главвоенветупре формируется Школа военно-ветеринарных агитаторов в
задачи, которой входила подготовка помощников ветсостава армии в его
работе по популяризации элементарных ветеринарных знаний и в
оздоровлении конского состава. Занятия в школе начались 1 сентября 1921 г.,
но вследствие значительного недостатка ветфельдшеров её переформировали
в Военно-ветеринарную фельдшерскую школу. В 1924 г. из школы были
выпушены первые 73 ветеринарных фельдшера. В этом же 1924 г. школа
перешла на новый штат, которым предусматривался приём 400 учащихся. С
1926 г. в школе вводится 3-летний курс обучения по расширенным и
углублённым программам, сроки обучения и программа приводятся в
соответствие с гражданскими ветфельдшерскими школами (техникумами),
выпускавшими ветфельдшеров со средним ветеринарным образованием.
В 1937 г. школа, находившаяся в то время в Ленинграде,
переименовывается в Ленинградское Военно-ветеринарное училище.
В 1925 г. для подготовки младших ветфельдшеров открываются
войсковые школы младших ветфельдшеров в кавалерийских и
артиллерийских частях, а позднее и при гарнизонных ветлазаретах.
В 1923 г. создается Центральная школа ковочных инструкторов.
Состав школы комплектовался вначале красноармейцами, не имевшими
кузнечной подготовки, а затем только ковочными кузнецами срочной и
сверхсрочной службы. Успешно выдержавшие испытание получали звание
ковочного инструктора и назначались в учебные кузницы частей на штатные
должности ковочных инструкторов. В 1926 г. в Ленинградскую школу
ковочных инструкторов было принято 120 человек, а в Московскую – 38.
Осенью 1924 г. по представлению Военно-ветеринарного управления РККА в
учебные кузницы стрелковых и кавалерийских дивизий, а также во все
другие войсковые части и учреждения, где положено содержать войсковые
учебные кузницы, вводятся должности ковочных инструкторов.
В 1925 г. разрешается вопрос подготовки для армии
квалифицированных военных ветеринарных врачей. Проводимые до этого
неоднократные мобилизации ветврачей, комплектование кадров добровольно
изъявившими желание служить в армии, особенно после отбытия
установленного законом срока обязательной срочной военной службы, а
также за счет военных стипендиатов институтов, не могли удовлетворить
ежегодную потребность армии в ветврачах и, кроме того, эти врачи не
имели военной подготовки. В соответствии с приказом Реввоенсовета СССР
от 12.09.1925 г. № 918 в 1925 г. при Казанском ветеринарном институте
открылось военное отделение, рассчитанное на подготовку 30 слушателей.
Слушатели военного отделения числились состоящими на действительной
военной службе, с сохранением оклада по последней занимаемой должности.
Казанский ветеринарный институт был выбран Военветупром РККА не
случайно, поскольку это был один из старейших ветеринарных вузов страны,
давший ветеринарии известных ученых, выдающихся ветеринарных деятелей
и врачей-практиков.
Первым начальником военного отделения (1925-1928 гг.) был Бауман
Викентий Ксаверьевич, а затем, в 1928-1932 гг. - Малицкий Сергей
Александрович впоследствии начальник Ветеринарного отдела ВМФ,
полковник ветеринарной службы.
Преподавание ветеринарных дисциплин вели выдающиеся ученые,
основатели научных школ микробиологии, биохимии, терапии,
эпизоотологии. В процессе обучения ветеринарным дисциплинам
учитывалась специфика военного отделения. Первый выпуск военных
ветврачей (28 человек) состоялся 8 октября 1929 года. Этот день положил начало планомерной системе в комплектовании Красной Армии ветеринарно-врачебным составом.
С 1929 г. военное отделение постепенно переводилось из Казани в
Москву, где в Московском зооветеринарном институте была организована
подготовка военных ветеринарных врачей. Одним из мотивов перевода
военного отделения являлась необходимость получения врачами и
некоторого зоотехнического образования, так как военным ветеринарным
врачам приходилось выполнять не только врачебную, но и зоотехническую
практику. В 1929 г. на первый курс военно-ветеринарного отделения
Московского зооветеринарного института был принят 51 человек. Вместе с
тем, 2, 3 и 4-й курсы военного отделения оставались в Казани, где вплоть до
1932 г. осуществлялись выпуски ветеринарных врачей. В 1930 г. военное
отделение Московского зооветеринарного института развертывается в
Военно-ветеринарный факультет, который в 1935 г. реорганизуется в
Военно-ветеринарный институт РККА и, наконец, в 1938 г. – в Военно-
ветеринарную академию РККА. Военно-ветеринарный факультет
комплектовался только начальствующим составом РККА.
После создания Военно-ветеринарной академии с увеличенным
контингентом приема, вопросы укомплектования армии ветеринарными
врачами были полностью разрешены. Красная Армия стала получать
высококвалифицированных специалистов, имеющих необходимую военную
подготовку и командирские навыки.
К началу Великой Отечественной войны научными работниками
академии было написано 24 учебника объемом в 281 печатный лист. На
Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1940 г. академия была
представлена 24 экспонатами и получила диплом I-й степени, а 4 ее
работника награждены медалями.
Наряду с подготовкой ветеринарных специалистов немаловажное
значение отводилось усовершенствованию их знаний. Уже в период
Гражданской войны уделялось значительное внимание повышению квалификации ветеринарного состава армии. Разного рода краткосрочные
курсы и учебные сборы, повторительные курсы для ветеринарных
фельдшеров, курсы усовершенствования ветеринарных врачей
способствовали углублению и расширению знаний военно-ветеринарного
состава как в специальном отношении, так и в вопросах военной подготовки.
В 1919 г. при Центральной военно-ветеринарной бактериологической
лаборатории организуются курсы по подготовке лабораторных работников,
преобразованные в 1923 г. в эпизоотологические курсы для повышения
квалификации ветеринарных врачей.
В 1925 г. при Военно-ветеринарном бактериологическом институте для
повышения квалификации ветеринарных врачей создаются штатные курсы
усовершенствования высшего и старшего ветеринарного состава (КУВЕТ),
На курсы усовершенствования командировались, как правило, старшие
ветеринарные врачи, аттестованные на высшую должность или
соответствующие занимаемой. Из младших ветеринарных врачей
направлялись на курсы только аттестованные к выдвижению на должности
старшего ветеринарного состава.
В 1921 г. в отдельных округах создаются краткосрочные
повторительные курсы для переподготовки ветеринарных фельдшеров. На
курсы командировались ветеринарные фельдшера по распоряжению
начальника окружного военно-ветеринарного управления, а из ближайших
фронтов – распоряжением начальников ветеринарных управлений фронтов.
Кроме постоянно действовавших штатных курсов ветеринарных врачей
и фельдшеров, усовершенствование знаний ветеринарного состава по
различным специальностям осуществлялось на разного рода курсах,
периодически организуемых по решению Ветеринарного управления КА и
ветеринарных отделов округов. Так, с 1925 г. периодически проводились
ветеринарно-химические курсы по изучению методов исследования фуража,
по физиотерапии, кинологии, ремонтированию, по военно-полевой
ветеринарной хирургии и др.
7. Военное ветеринарное образование в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
С первых дней войны военно-ветеринарная служба уделяла
исключительно большое внимание подготовке и усовершенствованию
кадров. Вся сеть учебных заведений, действовавшая до войны, продолжала
вести ускоренную и расширенную подготовку необходимых для армии
ветеринарных кадров.
Военно-ветеринарная академия Красной Армии проводила подготовку
ветеринарных врачей – офицеров ветеринарной службы – для частей и
учреждений армии. В октябре 1941 г. она была эвакуирована из Москвы в г.
Аральск, а в 1942 г. – в г. Самарканд. В 1943 г. Академия перешла на 4-
летний срок обучения. За годы войны академия произвела 8 выпусков, дав
армии 1178 ветврачей.
Ленинградское Военно-ветеринарное училище в годы войны сочетало
обучение курсантов с участием в обороне Ленинграда. Находясь в
блокированном Ленинграде, училище принимало активное участие в борьбе
с фашистскими оккупантами, командный состав и курсанты училища
показали образцы патриотизма и воинской доблести. Батальон из
преподавателей и курсантов (более 1200 человек) под командованием
начальника училища, генерал-майора ветеринарной службы Л.А. Байтина
оборонял один из участков на подступах к Ленинграду. Батальон особенно
отличился в боях под Невской Будровкой. В дни блокады курсанты несли
также караульную, патрульную и противовоздушную службу. За храбрость и
отвагу многие сотрудники и курсанты училища получили высокие
правительственные награды.
11 января 1942 г. училище было эвакуировано через Ладожское озеро
в г. Вельск, Архангельской обл. Здесь «на пустом месте» создавалась
необходимая учебная база. Один выпуск был произведен после годичного срока обучения, а последующие выпуски – с двухгодичным обучением. За годы войны училищем был подготовлен 1221 ветеринарный фельдшер. В первый период войны ощущался недостаток ветфельдшеров средней
квалификации. Вследствие этого при фронтовых ветлазаретах была
организована их подготовка по особой, ускоренной трехмесячной программе.
На соответствующие курсы отбирали главным образом лучших младших
ветфельдшеров, а также лиц, не окончивших ветеринарные вузы.
Подготовка младших ветфельдшеров производилась в школах при
фронтовых и гарнизонных ветлазаретах и запасных полках. Вследствие того,
что в школы направлялись в первую очередь призываемые ветфельдшера,
окончившие курсы, или лица, работавшие ветсанитарами, то за 6-месячный
срок обучения готовились вполне квалифицированные младшие
ветспециалисты.
Существовавшие Ленинградская и Харьковская школы ковочных
инструкторов, ввиду малой потребности в этих специалистах, проводили
подготовку и ковочных кузнецов. Срок обучения ковочных инструкторов – 6
мес. и ковочных кузнецов – 3 месяца.
Подготовка ковочных кузнецов в основном проводилась фронтовыми
лазаретами. Для этих целей в учебно-строевом отделе лазарета имелась
учебная кузница. Кроме того, во многих полевых ветлазаретах были созданы
внештатные учебные кузницы, готовившие кузнецов для частей армии.
Кадровый ветеринарный состав, имевший огромный практический
опыт, полученный еще в предвоенные годы, был основой в работе службы.
Из запаса, за период войны, было призвано в армию 6 507 ветврачей и 10 290
ветфельдшеров.
Основной формой подготовки ветсостава на протяжении всех лет
войны являлись сборы в дивизиях, корпусах, армиях, фронтах и в центре, к
проведению которых привлекались лучшие руководители и ветеринарные
специалисты. По далеко неполным данным за годы войны проведено только
центральных, фронтовых и окружных сборов 1391 с количеством участников 19 747 чел. На фронтовых и центральных сборах было подготовлен хирургов – 500, эпизоотологов – 500, терапевтов – 400.
Сборы ветеринарного состава и научно-практические конференции
способствовали повышению квалификации ветеринарных специалистов,
изучению и обмену практическим опытом работы в полевых условиях,
выработке единых взглядов на организацию лечебно-профилактических
мероприятий, проводимых на основе современного состояния ветеринарной
науки. За годы войны почти все ветврачи и значительная часть
ветфельдшеров прошли переподготовку, а большинство побывали на
учебных сборах неоднократно.
Большое значение в повышении квалификации ветеринарного состава
имели научно-практические конференции, проводившиеся ветотделами
фронтов. На этих конференциях в порядке обмена опытом работы
заслушивались доклады войсковых ветврачей, работников ветучреждений и
ветотделов армий и фронтов, а также представителей ветеринарной науки -
научных сотрудников Военно-ветеринарной академии, Ветеринарного
научно-исследовательского института КА, Военно-ветеринарной химической
лаборатории.
Следует отметить, что в период Великой Отечественной войны
ветеринарная служба Советской Армии полностью справилась с подготовкой
для армии, как ветврачей, так и ветфельдшеров, младших ветфельдшеров,
ковочных инструкторов и ковочных кузнецов. Некомплект ветспециалистов,
возникавший в ходе боевых действий, сравнительно быстро покрывался за
счет очередных выпусков военно-ветеринарных учебных заведений.
8. Военное ветеринарное образование в послевоенный период и во 2-й половине XX века
Военно-ветеринарная академия в 1948 г. была преобразована в Военно-
ветеринарный факультет при Московской ветеринарной академии, который
функционировал до 1956 года. С 1956 по 1978 гг. подготовка и
переподготовка офицеров ветеринарной службы осуществлялась на
офицерских курсах (КУОВС, 43 ОКВС).
1 июля 1978 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров
СССР от 19 августа 1977 г. на базе 43-х офицерских курсов ветеринарной
службы был вновь сформирован (воссоздан) Военно-ветеринарный
факультет при Московской ветеринарной академии им. К.И. Скрябина,
главной задачей которого стала подготовка военных ветеринарных врачей.
При факультете функционировали 2-месячные курсы переподготовки и
повышения квалификации офицеров кадра и запаса ветеринарно-санитарной
службы и офицеров сельскохозяйственных предприятий Министерства
обороны РФ, одномесячные сборы по подготовке офицеров запаса
ветеринарно-санитарной службы. Всего за время существования факультета
на этих курсах прошли переподготовку около 1000 офицеров ветеринарно-
санитарной службы кадра (запаса).
В период с 1978 по 2001 гг. сотрудниками НИЛ ВВФ выполнено около
200 научных работ, из них ряд тем выполнялся совместно с ведущими
научно-исследовательскими учреждениями и военно-учебными заведениями
Вооруженных Сил, Министерства сельского хозяйства, Министерства
здравоохранения, других министерств и ведомств.
С научно-исследовательской работой неразрывно связана
изобретательская и рационализаторская работа и здесь немногочисленным
составом факультета достигнуты хорошие результаты, с 1978 по 2001 гг. получено 4 авторских свидетельства на изобретения, разработано 77 рационализаторских предложений.
Большим достижением в деле подготовки научно-педагогических
кадров, как для факультета, так и для службы в целом явилось открытие на
факультете в 1994 г. очной адъюнктуры. Всего методом соискательства и в
адъюнктуре на факультете подготовлено 4 доктора и 16 кандидатов наук.
Залогом успешной деятельности факультета на протяжении более чем
2-х десятков лет явилось умелое руководство его деятельностью со стороны
начальников факультета. Первым начальником факультета, под
руководством которого произошло его формирование и становление, был
полковник ветеринарной службы В.М. Коняев, затем на этой должности его
последовательно сменили полковники медицинской службы В.Н. Тулупов,
В.П. Попов, И.С. Колесниченко. Ближайшими их помощниками были
заместители начальника по учебной и научной работе: В.Н. Тулупов, Е.К.
Богацкий, А.П. Петухов, А.А. Абливанов.
Постоян?
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!