это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2162492
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение…………………………………………………….……………….. 3
Понятие комплекса неполноценности в общей психологии, и его последствия………………………………………………………..… 4
Основные отличия комплекса неполноценности в общей и социальной психологии……………………………………………… 6
Особенности комплекса неполноценности на примере разных социальных групп…………………………………………………….. 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..………………..…11
ВВЕДЕНИЕ
Иногда каждый чувствует себя неуверенно, например, перед тем, как принять важное решение или сделать трудный выбор, в любой ситуации, когда вы должны твердо верить в свои способности, возможности, себя. В таких случаях характерны тревога и волнение, и это является общим для всех, поскольку в действительности это совершенно нормальная и стандартная реакция человеческой психики. Однако не каждый способен всегда верить в себя, преодолевать психологические барьеры. И если, в конце концов, происходит сбой, провал, неудача или какое-либо другое событие отрицательного характера, особенно если это происходит часто и систематически, может возникнуть комплекс неполноценности.
Изучение комплекса неполноценности относится к области психоанализа и теории личности, где исследования проводились такими психологами, как А. Адлер, З. Фрейд, К. Юнг и др. [1,4,8]. Также вопросами изучения комплекса неполноценности занимались отечественные ученые-психологи: М.К. Акимова, Л.С. Выготского, Р.Н. Немова, А.И. Сухарева и др. [2,3,6,7].
Актуальность данной темы заключается в том, что болезненное переживание собственной неполноценности не только не способствует личностному росту, может породить у человека неуверенность в своих силах, что создаст ему многочисленные проблемы, а также может отрицательно сказываться на других людях, с которыми он тесно контактирует.
Цель – рассмотреть комплекс неполноценности и особенности его проявления на социальном уровне.
Задачи:
изучить понятие комплекса неполноценности в общей психологии, и его последствия;
выявить основные отличия комплекса неполноценности в общей и социальной психологии, а так же рассмотреть примеры комплекса неполноценности разных социальных групп.
Понятие комплекса неполноценности в общей психологии, и его последствия
Термин «комплекс неполноценности» появился в психологии благодаря известному немецкому психоаналитику Альфреду Адлеру [1]. Именно Адлер дал ему определение и определил несколько компонентов.
Комплекс неполноценности - это совокупность эмоциональных и психологических ощущений, которые выражаются в смысле самой неполноценности и необоснованной веры в превосходство окружающих над собой.
Комплекс состоит из нескольких элементов:
постоянной и сильной неуверенности в себе;
чрезмерно заниженной самооценки;
неразвитого чувства собственного достоинства;
ощущения превосходства окружающих над собой.
Проще говоря, это можно назвать комплексом неудачников, потому что человек верит в свою неудачу, в свою бесполезность, в свою неполноценность, в свою ущербность, в отсутствие положительных качеств и навыков, которые позволят ему добиться успеха.
Альфред Адлер полагал, что комплекс неполноценности основан на страхе – страхе быть излишним и одиноким, быть отвергнутым, ненужным или неполноценным, и все эти страхи продлеваются бессознательным страхом смерти [1]. Ученый также сказал, что чувство неполноценности возникает в раннем детстве, когда ребенку приходится сталкиваться со всевозможными ограничениями из-за возраста, физического и психического развития.
В целом, причинами комплекса неполноценности являются:
недостатки физического или косметического характера;
отсутствие благоприятных условий для формирования навыков самостоятельности;
чрезмерный родительский контроль и опека (подавление личности);
отсутствие внимания и поддержки со стороны родителей (развитие неуверенности);
тяжелая психологическая травма (насилие, развод, воспитание в детском доме и т. д.);
дискриминация;
постоянные неудачи с последующей уничижительной критикой со стороны окружающих [8].
И если мы объединим все причины в один знаменатель, то увидим, что основная проблема, которая служит катализатором возникновения комплекса, заключается в жестком подавлении индивидуальности человека с первых лет его жизни.
Среди прочего, комплекс неполноценности служит источником для других связанных с ним комплексов, таких как, например, комплекс превосходства, который выражается в высокомерии и хвастовстве. Это также имеет примеры: дети и молодые люди часто вступают на путь криминальной жизни, чувствуя явное превосходство над самыми слабыми людьми и теми, за чей счет им удается утвердиться.
Однако последствия могут быть еще более серьезными. Во всех деталях мы не будем анализировать последствия комплекса неполноценности, а просто укажем их. Мы думаем, что только с их описанием уже можно будет достичь четкого понимания того, что может привести к чувству неполноценности и бесполезности.
Распространенными последствиями комплекса неполноценности являются психические расстройства разной степени:
суицидальные мысли и наклонности;
психологическая зависимость от людей, привычек, условий жизни;
различные проявления невроза;
затяжная депрессия;
деградация личности;
самобичевание, чувство вины, чувство жалости к себе и другие формы саморазрушения;
разлад в отношениях с окружающими, вплоть до распада семьи;
одиночество, затворничество, бегство от мира [6].
Как мы видим, люди с комплексом неполноценности рискуют оказаться в очень неприятной, если не сказать плачевной ситуации, последствия которой могут быть необратимыми. Поэтому с ним обязательно нужно бороться. Тем не менее, вы не должны брать на себя слишком много и думать, что у вас комплекс неполноценности только потому, что иногда вы чувствуете себя неуверенно и неспособны что-либо сделать.
Основные отличия комплекса неполноценности в общей и социальной психологии
Как известно общая психология – это наука, которая изучает индивидуальное поведение и деятельность человека, и те психические механизмы, которые обеспечивают поведение и деятельность человека.
Что касательно социальной психологии, то эта наука изучает взаимодействие и общение человека, его психические механизмы поведения и деятельность, которые обусловлены ситуацией общения и взаимодействия.
Исходя из этого, мы понимаем, что главной отличительной чертой этих двух наук является объекты и предметы изучения. Следовательно, понимание понятие «комплекса неполноценности» тоже будет разным.
Общая психология будет выстраивать исследования комплекса неполноценности с точки зрения одного человека, и его общего психического состояния, внутренней структуры человека, как личности. В данной науки не изучают такие явления как общение и взаимодействие, даже не смотря на то, что человек всегда будет с кем-то контактировать и общаться.
Социальная психология будет рассматривать данный феном так: как люди с комплексом неполноценности будут влиять на других людей, как социальные ситуации будут отражаться на этих людях.
Социологи будут изучать комплекс неполноценности объективными общественными законами, общественными и общими категориями, влиянием человека, который страдает данным комплексом на отношения с разными социальными группами (семья, трудовой коллектив и т.д.). Потому что социальная психология изучает личность человека – как вывернутый «наизнанку» социум. И данное понятие «комплекса неполноценности» будет рассматриваться как отношения общественных групп через отношения социальных единиц.
Делая вывод, мы можем отметить, что такую проблему, как комплекс неполноценности лучше рассматривать со стороны социальной психологии, так как данный комплекс зарождается вследствие определённых причин: душевных травм, различных неудач, дискриминации, личных ошибок вызванных взаимодействием и общением с социумом.
Особенности комплекса неполноценности на примере разных социальных групп
Давайте рассмотрим, что же обуславливает возникновение комплекса неполноценности на примерах разных социальных групп, таких как: семья, служебный коллектив, государство.
В рамках развития нездоровых реакций на несовершенство членов семьи, которые и рождают в их душах ощущение собственной неполноценности. Рассмотрим наиболее типичные из этих реакций [7]:
Семья ведет себя так, как будто человек совершенен, и полностью отрицает все, что в нем «плохо».
Семья идеализирует одного из детей, в результате чего «образцовый ребенок» чувствует себе непомерно важным, а остальные воспринимают себя ни на что негодными неудачниками.
Семья клеймит кого–то из детей как «паршивую овцу», и этот ребенок олицетворяет все проблемы и неблагополучия, что есть в семье.
Когда член семьи терпит неудачу, его высмеивают, и этому человеку становится стыдно быть собой, его осуждают, и остальные члены семьи злятся на него.
Семья очень зависит от мнения окружающих, и у детей складывается убеждение, что создание видимости благополучия важнее, чем честность и умение быть самими собой.
В бесплодных поисках идеала семья сравнивает своих родных друг с другом и с окружающими людьми.
В семье отсутствует понимание, что у каждого есть как сильные, так и слабые стороны; как достоинства, так и недостатки. Никому не приходит в голову, что это нормально.
Идеализируемый член семьи ведет себя так, словно он слишком хорош по сравнению с остальными. Возможно, он даже жалуется, что ему приходится терпеть компанию таких неудачников.
Другой пример, который мы рассмотрим, проявления комплекса неполноценности в служебной коллективе. Рассмотрим наиболее типичные из этих реакций:
Коллектив или же один из сотрудников способен вызвать комплекс неполноценности у другого человека, проявляя по отношению к нему моббинг, так сказать психологический террор. Это же может проявляться как со стороны подчинённых к начальству или наоборот.
Когда человек, не может добиться ни каких результатов, на протяжении многих лет, а терпит только поражения, он чувствует обиду и собственную беспомощность, тем самым другие могут восхищаться его целеустремленностью борьбой за лучший результат.
Проявление комплекса неполноценности на рабочем месте способен работать рычагом движения, к достижению повышения на карьерной лестнице.
У некоторых достаточно богатых люде формируется комплекс неполноценности за своё состояние в обществе, почему у них больше денег, чем у других, это приводит к самоуничтожению, уничтожению своей собственности, своего дела.
Но существует и другая сторона медали. Немецкий психиатр Альфред Адлер, утверждал, что в профессиональном смысле, этот комплекс даже полезен, потому что человек, решая свои проблемы, вынужден совершенствоваться [1]. Стремление к совершенству испокон веков было и остается основной потребностью и движущей силой человека. Это и понятно. Ведь люди, чувствующие свое несовершенство или несостоятельность, во что бы то ни стало, пытаются это компенсировать.
Сплошь и рядом невротик перетолковывает свои симптомы как достоинства. Иногда, пытаясь компенсировать свою мнимую неполноценность, человек может реально многого достичь.
Предлагаю рассмотреть феномен «комплекса неполноценности» на примере, нашего, государства. Так как, по-моему, мнению, особенность комплекса неполноценности у России сформировалась давно. Еще из истории мы можем видеть: – «Почему французский язык был самым главным во времена Пушкина? Французам, например, в голову не приходило переписываться, скажем, по-русски. Это ощущение того, что на нас смотрят сверху вниз, нас не очень признают, – это давняя история».
Однако внутренняя неуверенность страны приводит к обратному –внешнему проявлению чувства своего превосходства, «шапкозакидательству». Наиболее яркий примером рассмотрения проявление комплекса неполноценности на сегодняшний день является проблема COVID-19, что стало наиболее заметно после того, как Россия вошла в тройку лидеров по численности заболевших короновирусом. Россияне были убеждены, что столь сильная нация способна противостоять смертельной реакцией организма на вирус и дальнейшему его распространению. Однако, как мы видим, Россия не готова к борьбе и противостоянию с вирусом, который успел уже потрясти весь мир. Этот пример доказывает, что комплекс неполноценности России, как государства, негативно сказывается на общей картине восприятия каждым человеком данной проблемы.
Таким образом, социум глядя на примеры других государств, формируют в комплекс неполноценности собственной странны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комплекс неполноценности – это ощущение ущербности, которое человек испытывает по отношению к себе на протяжении всей жизнь. Каждому известно, что идеальных людей не существует, у всех есть «свои слабые места». Но чаще всего эти «ужасные» недостатки, которые вызывают у нас комплексы, только мы и замечаем, а для других, на удивление, они нередко выглядят, как достоинства. Важно свои комплексы рассматривать, ка обратную сторону медали. Либо постоянно держать эту сторону на виду, что непременно приведет к стрессу или депрессии, либо же взять, и просто перевернуть монету.
Комплекс неполноценности - это именно комплекс, а не свидетельство неполноценности. Это – комплекс, который надо распознать в себе и спокойно бороться с его причинами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А.Адлер. – М.: Наука, 1995. – 324 с.
Акимова, М.К. Психология. Учебное пособие / М.К. Акимова. – Москва: Педагогика, 2003. – 489с.
Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский. Собрание сочинений, том 3. – М.: Педагогика, 2003. – 316 с.
Зигмунд Фрейд Введение в психоанализ / перевод Г.В. Барышниковой. Лекции. – М.: Наука, 1989. – 455 с.
Кедров, Б.М. Психология. Учебное пособие / Б.М. Кедров. – М.: Наука, 2001. – 113с.
Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 640 с.
Сухарева, А.И. Воспитать гения / А.И. Сухарева. – М.: Наука, 2000. – 488 с.
Юнг, К.Г. Обзор теории комплексов/ К.Г. Юнг. – М.: Университетская книга, 1997. – 544 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!