это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2179629
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
1. Садово-пapковое искусство Древнего Египта 4
2. Садово-парковое искусство Древней Греции 9
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Введение
Садово-парковое искусство – это искусство создание садов, парков и других объектов озеленения с помощью законов композиции, перспективы, теории света и цвета, при использовании природных (растения, вода, почва и пр.) и иных материалов, выражающее определенное идейное содержание в художественных образах. Оно является основой для ландшафтной архитектуры [1].
Другими словами, садово-парковое искусство – это синтез идейно-художественных концепций и приемов архитектуры, садоводства, декоративного и других искусств.
История зарождения и создания объектов ландшафтного зодчества насчитывает тысячелетия, уходит своими корнями в далекие времена Персии, Египта, Ассирии Вавилонии и Китая. В трактатах древних философов, историков, произведениях писателей находится целый ряд описаний парков и садов. Например, древнегреческий философ Платон в своем легендарном описании загадочной Атлантиды, якобы существовавшей 12 тысяч лет назад, указывает, что множество садов было вокруг грандиозного храма Посейдона.
Многим обязано садово-парковое искусство археологам, обнаружившим интересные сведения о садах и парках разных эпох. Эти находки закрепились в виде различных приемов, которые канонизировались, систематизировались, возводились в ранг эстетических и технологических принципов.
Садово-парковое (ландшафтное) искусство – один из видов творческой деятельности (таких, как живопись, музыка, скульптура), относящееся к пространственным видам искусств, призванное организовывать пространство средствами природных и искусственных компонентов. Садово-парковое (ландшафтное) искусство есть попытка создания человеком некого счастливого окружения [1].
Садово-пapковое искусство Древнего ЕгиптаОдной из первых стран, где возникло искусство создания садов и парков, считается Египет.
Древний Египет как самостоятельное государство был основан в конце IV тысячелетия до н. э. Его территориальные границы приурочены к долине р. Нил, несущей свои воды с юга на север и впадающей в Средиземное море.
История Древнего Египта, в том числе и его история архитектуры и градостроительства, делится на несколько периодов:
Древнее царство – 3200-2400 гг. до н. э., столица – Мемфис.
Среднее царство – XXII-XVIII вв. до н. э., объединение Египта после двухвекового перерыва, обусловленного войнами и раздробленностью, столица – Фивы. Затем наступил двухвековой перерыв (XVIII-XVII вв.), связанный с нашествием гиксосов.
Новое царство – XVI-XI вв. до н. э.
Позднее время – с X в. до 332 г. н. э., т. е. до завоевания Египта Александром Македонским, который основал новую столицу – Александрию [2].Природные условия Египта характеризуются очень засушливым климатом, почти с полным отсутствием осадков и горячими, знойными ветрами, несущими мелкие частицы песка, что исключало возможность существования древесной растительности на сколько-нибудь значительных площадях. Древними египтянами была создана развитая ирригационная система с каналами, обеспечивающими водой поля, и гидротехническими устройствами, защищающими города и поселения от наводнений во время разлива реки.
Из ценного строительного материала, которым был богат Древний Египет: гранита, известняка, песчаника и др. – возводились великолепные дворцы, долговечные храмовые комплексы и пирамиды, частично сохранившиеся до наших дней [2].
В долине естественно произрастали тамариксы и финиковые пальмы, а вдоль берегов Нила – тростники, гигантские папирусы, образующие целые заросли, лотосы. Предпочтение отдавалось в первую очередь деревьям с густой кроной, обеспечивающим защиту от знойных ветров, тень, прохладу, затем плодовым породам и видам, дающим благовонные масла для священных ритуалов.
Излюбленными цветами египтян считались гвоздика, маки, васильки. Широко использовались розы и жасмин [4].
Бесспорную роль в оформлении сада играли виноградники. Это яркий пример сочетания утилитарных целей с декоративными. Для винограда создавались специальные конструкции – перголы, образующие крытые тенистые аллеи (рисунок 1). Рисунок 1 – Пергола.
Характерной чертой в Египте, повлиявшей на садово-парковое искусство, является развитие архитектурных ансамблей, которые состояли из ряда зданий и открытых дворов по продольной оси. Использовался эффект светотени, перспективы, контраста при чередовании открытых и закрытых пространств. Пальмы, папирус, лотос в стилизованном виде – главные элементы отделки зданий [5].
Водоемы (бассейны, каналы, пруды) – неотъемлемая часть египетского сада, их размеры зависели от размера территории сада и служили как для полива растений, так и для декоративного оформления.
Сады Древнего Египта подразделялись на следующие типы:
священные рощи, располагающиеся на берегу, как правило, искусственного водоема, на территории храмовых комплексов;
озеленение улиц;
сады при загородных дворцах фараонов, отличающиеся обширными озелененными территориями (родоначальники парков);
сады при жилых домах знати [2]. Рисунок 2 – Сады Древнего Египта.
Сады вместе со священными рощами и озелененными улицами составляли зеленое оформление городов, которые имели прямолинейную сетку плана. Улицы, ориентированные на дворцы и храмы, играли роль парадных дорог для процессий и имели значительную ширину (до 40 м), рассчитанную на движение большого числа людей. По обеим сторонам располагались ряды пальм. При подходе к храму дороги часто украшали фигурами сфинксов, иногда в сочетании с пальмами. Использование такого приема давало ритмическое чередование стволов, затененных участков дороги, скульптурных изображений.
На территории храмового комплекса эта дорога становилась продольной композиционной осью, являющейся одновременно и осью симметрии архитектурной композиции. На нее как бы нанизывались пространства и объемы, которые по мере продвижения последовательно изменялись в размерах в сторону увеличения или уменьшения. В самом комплексе постоянная смена впечатлений достигалась за счет ритмического чередования открытых, освещенных солнцем внутренних дворцов с темными пространствами интерьеров храма, его колонных залов и последовательного изменения их размеров при движении [4].
Геометрическая сетка планов городов, осевое построение храмовых комплексов, канонизированное использование принципа симметрии определили характер египетского сада, который сформировался как регулярный с четко выраженной главной осью. В качестве примера приводится план строения египетского сада площадью 1 га (рисунок 3).
Рисунок 3 – Сад Древнего Египта площадью 1 га: 1 – вход; 2 – пергола, увитая виноградом; 3 – жилое здание; 4 – бассейны.
Сад имеет квадратную форму, обнесен стеной. Вход отмечен пилонами, обелисками или фигурами (чаще сфинксов) и является началом оси, замыкающейся домом, расположенным в глубине сада. Композиционная ось – крытая аллея, или так называемая пергола, увитая виноградом и образующая тенистый свод. Симметрично осевой дороге размещены четыре прямоугольных бассейна и две беседки. По периметру сада были предусмотрены защитные рядовые посадки деревьев и кустарников. Специфической чертой сада-образца регулярного стилевого направления является наличие ограждающей и внутренних стен, окружающих отдельные участки: входную площадку, перголу, водоемы, посадки. Сад давал тень и прохладу, обеспечивал плодами и цветами, здесь же находились священные растения – лотос, папирус и др. В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты: инжир, гранат, розы, жасмин [5].
Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций.
В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими композиционно-планировочными канонами:
регулярный план, включающий осевое построение;
композиции и использование симметрии;
формирование замкнутых композиций;
наличие водоемов как неотъемлемой, а часто и главной части сада;
использование ритма как композиционного приема;
применение аллейных и рядовых посадок;
использование растений – интродуцентов в ассортименте древесных растений [2].
Интродуценты – это преднамеренно переселенные растения за пределы естественного ареала в новые для них места обитания. Интродукция является процессом введения в некую экосистему чуждых ей видов [2].
Садово-парковое искусство Древней ГрецииИсторию культуры и искусства Древней Греции принято делить на пять эпох:
Крито-микенская (XX – XIII вв. до н. э.);
Гомеровская (XII – VIII вв. до н. э.);
Архаическая (VII – нач. V в. до н. э.);Классическая (V в. до н. э.);
Эллинистическая (II пол. IV – I вв. до н. э.) [5].Древняя Греция по своему географическому положению занимала часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и часть Малой Азии. Рельеф гористый. Ряд горных кряжей отделяет одну область от другой, без широких речных долин, морской берег изрезан.
Климат – средиземноморский с засушливым жарким летом и достаточно мягкой зимой. Воздух в Греции необычайно прозрачный и ясный, что обеспечивает хорошую видимость на большом расстоянии.
Из естественных насаждений преобладают низкорослые деревья на горных склонах. В основном для Греции характерны маслины, сосна приморская, дуб, платан, пиния, кедр, тополь, кипарис, вяз, гранатовое и инжирное деревья, лавр благородный, мирт. Из цветочных растений греки выращивали розы махровые, левкои, хризантемы, гвоздику, анютины глазки.
Из строительного материала использовали белый, голубовато-серый мрамор и темно-фиолетовый мраморный известняк [3].
Садовое искусство Древней Греции, в связи завоеваниями А. Македонского, в своей значительной части подверглось сильному азиатскому влиянию, поэтому территория садов и парков отличалась значительно более свободной планировкой и структурой композицией.
Для садово-паркового искусства Греции характерны следующие типы озеленения:
Священные рощи (нимфеи и герооны).
Нимфей – богопочитаемое место – дубовая, кедровая или маслиновая роща с водным источником в центре (рисунок 4). Источник украшался скульптурой, колоннами или небольшим сооружением садового типа. Например, роща Афины Паллады располагалась близ дороги, имела луг, окружающий источник, где стоял алтарь в тени четырех тополей [3].
Рисунок 4 – Нимфей.
Героон представлял первоначально рощу, посвященную герою, служил местом его захоронения и носил мемориальный характер (рисунок 5). Они украшались статуями знаменитых личностей и колоннадами вдоль беговой дорожки. В честь ушедших из жизни людей устраивались гимнастические игры и состязания. Герооны стали прообразом спортивных парков.
Рисунок 5 – Героон.
Гимнасии. Часть из них была преобразована из героонов и вначале они представляли собой места для занятий физическими упражнениями, затем стали использоваться просто для встреч или философских бесед, постепенно перерастая в философские сады. Гимнасии чаще всего представляли собой цветущие сады со множеством деревьев и лужаек. Известен случай, когда гимнасии были устроены на верхней палубе корабля. Здесь были размещены различные цветочные растения, на дорожках были устроены беседки из плюща и виноградных лоз, они обеспечивали тень, недостающую на корабле [3].
Озеленение территорий общественного значения (городские площади, улицы). Оформление городских площадей и улиц в Греции стали проводить V в. до н.э. Их оформление зеленью складывалось из рядовых посадок платанов вдоль дорог и сооружений.
Жители древней Эллады предпочитали небольшие сады. В Александрии – большие, четвертую часть которого занимали зеленые насаждения. Здесь находился парк, называемый Папейон. Парк украшал искусственный холм, к вершине которого вели дорожки, обвивавшие его по спирали. С этого холма открывался чудесный вид на весь город. Еще больше славилась своими садами столица Сирии – Антиохия на Оронте. Около Антиохии находился известный всему греческому миру парк Дафны, возникший возле святилища Аполлона и Артемиды. Местность, занятая парком, изобиловала родниками. На его территории было много сооружений: купален, портиков, фонтанов, домов для развлечений, гостиниц и т. п.
Наиболее распространенным украшением сада были гроты и крытые дорожки – перголы, обвитые плющом и другими вьющимися растениями. Возрос спрос на скульптуру, специально приспособленную к фону зелени или гротам. Водоемы украшали фонтаны в виде статуй. Постепенно сад, утративший свое общественно-воспитательное значение, превратился главным образом в место для развлечений и отдыха.
Философские сады преобразовывались из гимнасий или возникали как самостоятельные объекты, находились в парках, обсаженных платанами, маслинами, тополями и др. насаждениями (рисунок 6). Их планировка представляла собой зачатки пейзажного стиля. Там проводились ученые беседы и проводились занятия [3].
Рисунок 6 – Философские сады.
Частновладельческие сады. Они носили чисто утилитарный характер, но там использовались элементы художественно-декоративной обработки. Например: Дом Демона в Афинах был садом, где наряду с овощными культурами выращивали лилии, розы, фиалки, из древесных пород – платаны, гранатовые и инжирные деревья. В таких садах также использовалось террасирование, на них высаживали деревья, цветы, устраивали фонтаны. Эллинский сад выделялся насыщенностью: нагромождение зеленых масс, витые лестницы, много украшений [3].
Важным персонажем в истории ландшафтного дизайна Древней Греции стал Александр Македонский. Он привез из походов различные «новинки» из Египта, Индии и Персии. Взяв различные аспекты из других культур, греки привнесли и свои отличительные черты. Аристотель в IV веке до н.э. писал об этом: «Город должен строиться, чтобы обеспечить жителям безопасность и в то же время сделать их счастливыми». Поэтому ландшафтному дизайну было свойственно стремление к гармонии с природой. А парки и сады пребывали в тесной связи с окружающими объектами (горы, побережье) и человеком.
В античной Греции использовалась целая система пропорций – принципы золотого сечения, соотношение частей целого, ритма и симметрии. При использовании принципа золотого сечения созданная композиция смотрится естественно [2].
В истории ландшафтного дизайна Древней Греции декораторы также пользовались упрощенным вариантами золотого сечения – золотой серединой или золотым прямоугольником (при этом, располагая рядом два объекта нужно не забывать о том, чтобы одно было в 1,5 раза выше другого – тогда все будет выглядеть гармонично).
Основные черты садово-паркового искусства античной Греции:
утилитарность, выразительность художественного образа;
новые типы общественных объектов: гимнасии, стадионы, общественные сады
регулярный композиционный прием оформления и подбор красивого ландшафтного оформления.
Характерные особенности ландшафтного строительства Древней Греции:
использование гористой местности для устройства террас;
создание искусственных гидросооружений (фонтанов, бассейнов);
применение в парках цветов, архитектурных форм и скульптур, специально приспособленных к фону зелени или гротам [2].
Античная Греция дала миру много новых типов общественных сооружений: театров, одеонов, ипподромов, стадионов, палестр, гимнасий, лесх, портиков и стой. Приемы композиции, разработанные древними греками, не потеряли своего значения и для современной архитектуры. Древней Греции последующие поколения обязаны рождением и развитием нового типа сада – общественного. Он был или городским, или специальным при гимнасии [5].
Заключение
Характерные черты древних египетских садов можно свести к следующим:
наличие четко функционирующей оросительной системы;
присутствие и продуманное размещение водоемов;
многофункциональность
строгую симметричность размещения всех структурных элементов сада относительно центральной оси, то есть регулярный стиль организации его территории;
присутствие вокруг садов и внутри них высоких защитных стен от неблагоприятных природных явлений и нашествий;
введение интродуцентов в ассортимент растений, используемых в зеленом строительстве.
Характерные черты садов Древней Греции:
свободное композиционное решение культурных ландшафтов;
сложное террасирование, позволяющее создавать разноплановые композиции;
использование принципов равновесия, симметрии и ритма;
применение системы пропорций – принципа золотого сечения.
Практически все упомянутые элементы композиции и методы организации территории зеленых насаждений актуальны и в настоящее время.
Список использованной литературы
История садово-паркового искусства: краткий курс лекций для студентов 1-2 курсов направления подготовки 35.03.10 «Ландшафтная архитектура» / О.Б. Сокольская// ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ. – Саратов, 2016 – 178 с.
История садово-паркового искусства: учеб. пособие / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Агроном. фак.; сост. М. В. Фирсова. – Новосибирск: ИЦ «Золотой колос», 2014 – 96 с.
Садово-парковое искусство Греции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://life-prog.ru
Садово-парковое искусство Древнего Египта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://megaobuchalka.ru
Садово-парковое искусство Древнего мира и Античности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ospi.ucoz.ru
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить контрольную работу по Теоретической механике. М-08023
Контрольная, Теоретическая механика
Срок сдачи к 30 дек.
Пересечение криволинейных поверхностей плоскостью треугольника АВС
Решение задач, Начертательная геометрия
Срок сдачи к 10 янв.
выполнить задания
Решение задач, Актуальные проблемы права интеллектуального собственности
Срок сдачи к 28 янв.
Органихзация рекламного агенства
Другое, Организация рекламной и PR-деятельности
Срок сдачи к 2 янв.
Тема: имидж современного руководителя
Курсовая, менеджмент сфере культуры и искусства
Срок сдачи к 26 дек.
Практическая работа по дисциплине «Информационное обеспечение логистических процессов»
Другое, Операционная деятельность в логистике
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!