это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2181863
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИКИ БАСКЕТБОЛА 4
1.1 Основные элементы техники в нападении 6
1.2 Основные элементы техники в защите 9
2 АНАЛИЗ ТЕХНИКИ ПЕРЕДАЧИ ДВУМЯ РУКАМИ ОТ ГРУДИ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В современной жизни все больше использование занятий
физическими упражнениями направлено не на достижение высоких
результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы
населения. Для решения такой задачи наиболее эффективными средствами
являются, прежде всего, спортивные игры. Баскетбол, как средство
физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях
физкультурного движения. В системе народного образования баскетбол
включен в программы физического воспитания всех уровней образования.
Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой
эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень
популярен среди школьников.
Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и
собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для
формирования жизненно важных навыков и умений школьников,
всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные
двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические
упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и
рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в
самостоятельных формах занятий физической культуры.
Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и
агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать
настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе,
чувство коллективизма.
Цель. Определить основные элементы техники в защите и нападении и
изучить технику передачи двумя руками от груди.
Задачи:
1) Рассмотреть основные элементы техники в защите и нападении.
2) Проанализировать технику передачи двумя руками от груди.
1 ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИКИ БАСКЕТБОЛА
Понятие техника игры подразумевает совокупность игровых приемов и
способов их выполнения, позволяющих наиболее успешно решать конкретные
задачи спортивного противоборства.
Техника игрового приема - это наиболее эффективное, оправданное с
позиции биомеханики использование данного игрового действия, дающее
наилучший практический результат [1].
Техника баскетбола - это специальные приемы - действия, необходимые
для ведения игры. К основным приемам относятся передачи, броски, ловля и
ведение мяча, повороты, обманные действия и передвижения. Кроме того,
применяются выбивание, вырывание мяча и удары по нему руками [3].
Работа с мячом. Мяч держат свободно расставленными пальцами. При
передаче и ведении мяча, броске в корзину руки согнуты в локтях.
Передача мяча. В большинстве случаев мяч передается обеими руками для
того, чтобы передача была более точной, уверенной и быстрой. Передавать мяч
можно с места, в движении (на бегу), в прыжке, непосредственно товарищу по
команде или после удара об пол. Быстрый темп игры обуславливает передачу
мяча за наименьшее время и с любого положения.
Приём передачи. Принимать мяч нужно по возможности двумя руками. К
моменту касания мяча руки должны быть вытянуты по направлению к нему, а
затем быстро согнуты (уже с мячом) в локтях с целью ослабления силы удара.
При ловле мяча на бегу необходимо соблюдение 2-контактного ритма
(двухшажной техники).
Прием мяча с одновременным касанием пола засчитывается за 1 шаг
(первый контакт). Как только спортсмен поймал мяч, он делает легкий прыжок.
Через шаг он должен остановиться или передать мяч дальше до того, как будет
сделан 3-й шаг.
Ведение мяча. При ведении мяча на бегу спортсмен на каждом втором
шаге ударяет мячом (одной рукой) об пол и плавно ловит его. На мяч
желательно не смотреть. Спортсмены должны одинаково хорошо уметь вести
мяч как правой, так и левой рукой.
Броски в корзину. Броски в корзину – ближние или дальние – выполняются
одной или двумя руками непосредственно в корзину или после удара мячом о
щит.
Ближний бросок в корзину осуществляется, как правило, в прыжке после
удара мячом о щит (иногда на бегу или с места) и с большой силой для того,
чтобы защитники соперника не могли бы помешать этому броску.
Дальний бросок, имеющий высокую траекторию полета, осуществляется
непосредственно в корзину с места (опытные баскетболисты исполняют этот
бросок в прыжке). Во всех случаях решающее значение имеют направление и
сила броска. Броски в корзину с ближней дистанции спортсмены должны
выполнять одинаково хорошо как правой, так и левой рукой.
Принимая во внимание сдерживание натиска команды соперника,
соблюдение важнейших правил, быстрое передвижение по площадке, большие
затраты сил, можно сказать, что бросок мяча в корзину является самым
сложным техническим элементом игры в баскетбол, к тому же он требует от
спортсмена хорошей ориентации, быстрой реакции и комбинационно-моторных
навыков.
Техника владения телом. К технике владения телом относятся обычно все
движения без мяча: поворот, все виды пробежек, остановок и прыжков. Они
являются предпосылкой для овладения техникой работы с мячом и основой
техники ведения защиты.
Характерная для баскетболистов основная стойка – ноги слегка согнуты в
коленях, правильное распределение основного центра тяжести тела помогает
быстро реагировать на изменение ситуации на площадке.
Существуют различные виды пробежек. Для них характерны частая и
внезапная смена скорости, направления и техники пробежек (обычная ходьба и
бег, приставной шаг). Они чередуются прыжками. Спортсмены часто
используют повороты на одной ноге (другая нога отставлена в сторону) для
удерживания мяча.
Финты. Финты (обманные движения) связаны с техникой владения телом
и используются в основном нападающими. Существуют прежде всего финты с
мячом – ложные передачи, броски в корзину, дриблинг и финты без мяча –
ложная смена скорости и направления. Необходим быстрый переход от финтов
к самой игре.
Технике игры в баскетбол целесообразно обучать в следующей
последовательности:
- стойкам и передвижениям;
- обучение технике владения мячом в нападении;
- обучение технике противодействия и овладения мячом в защите;
- обучение игровым действиям (сочетанию приемов) в нападении и
контрдействиям в защите.
Направленность игровой деятельности позволяет выделить два раздела:
технику нападения и технику защиты. По характеру игровой деятельности в
каждом разделе выделяют по две группы: в технике нападения - технику
передвижений и технику владения мячом, а в технике защиты - технику
передвижений и технику противодействия и овладения мячом. Каждый
технический прием, входящий в ту или иную группу, может исполняться тем
или иным способом, у которого есть несколько разновидностей.
1.1 Основные элементы техники в нападении
Современная техника нападения многообразна. Она проста и рациональна,
но требует проявления необходимых физических кондиций особенно
скоростно-силового характера, а также достаточного уровня развития
специфических координационных способностей.
Отличительной особенностью баскетбола на нынешнем этапе его развития
стало утвердившееся господство так называемой техники одной руки - даже
девушки преимущественное большинство игровых приемов выполняют одной
рукой [4].
Однако для результативных занятий баскетболом в разные возрастные
периоды необходимо постепенное освоение всего арсенала техники игры с
установкой на дальнейшее применение наиболее эффективных приемов для
конкретного этапа обучения.
Для эффективного овладения основами техники игры игровые приемы
нападения и их сочетания следует изучать в строгой последовательности:
- стойка готовности (основная) и основные способы передвижений;
- остановка двумя шагами;
- повороты на месте и в движении;
- держание мяча и стойка игрока, владеющего мячом;
- ловля и передачи мяча в статическом положении (на месте);
- остановка двумя-шагами с ловлей мяча, посланного партнером;
- ловля и передачи мяча в движении;
- дистанционные броски с места;
- бросок одной рукой сверху (от плеча, от головы) в движении;
- бросок одной рукой сверху (от плеча, от головы) после вышагивания;
- ведение мяча;
- остановка двумя шагами после ведения мяча;
- бросок одной рукой сверху (от плеча, от головы) после ведения мяча
(проход-бросок);
- остановка прыжком (без мяча; с ловлей мяча, посланного партнером;
после ведения мяча);
- бросок в прыжке;
- разновидности бросков одной рукой в движении и после ведения мяча;
- разновидности броска в прыжке;
- финты (обманные движения) без мяча и с мячом;
- игровые действия (сочетания приемов).
Начинают овладение навыками игры с простейших приемов: стоек и
передвижений. Правильное и надежное их усвоение создает прочный
фундамент успешности дальнейшего процесса обучения [2].
Базовым элементом техники нападения в баскетболе является
двухшажный такт работы ног. Поэтому именно остановка двумя шагами
должна составлять основу постепенного овладения многообразной техникой
нападающих действий.
В то же время многие специалисты отдают предпочтение первичности
изучения остановки прыжком.
Главным аргументом такого подхода служит утверждение о большем
потенциале маневренности нападающего, совершившего остановку прыжком,
по сравнению с игроком, остановившимся двумя шагами. Возможность
использовать любую ногу как опорную, безусловно, дает атакующему,
владеющему мячом, большое преимущество при переходе из статического
положения в движение. Особенно существенным оно становится на этапе
совершенствования нападающих действий в условиях игрового
противоборства. Однако без первоначального овладения школой двухшажной
техники работы ног у занимающихся могут возникнуть существенные
трудности в усвоении рациональной техники игровых приемов, выполняемых в
динамическом режиме.
Приемам техники владения мячом обучают, постепенно усложняя условия
выполнения заданий: вначале - с места, затем - в движении; вначале - без
сопротивления, затем - с пассивным и активным противодействием; вначале - в
упражнениях, затем - в игровых условиях.
Изучению разновидностей бросков с места предшествует освоение
однотипных передач.
Простейшие сочетания приемов: остановка с ловлей мяча, посланного
партнером; остановка после ведения; проход-бросок — рассматриваются как
элементарные игровые действия [3].
Они изучаются как целостные компоненты техники нападения после
овладения составляющими их движениями: остановками, ловлей мяча,
ведением, броском в движении.
Многокомпонентные сочетания, включающие несколько игровых приемов,
выполняемых в пространстве и во времени, осваиваются на этапе
совершенствования техники. Количественный и качественный состав,
последовательность воспроизведения входящих в сочетания приемов постоянно
варьируются и определяются структурными особенностями игрового
противоборства, т.е. логикой самой игры.
Значительное место в техническом арсенале нападающих занимают финты
(обманные движения). Они выполняются без мяча и с мячом, предшествуют
основным действиям игрока и изучаются во взаимосвязи с ними в ситуациях,
требующих преодоления сопротивления защитников.
1.2 Основные элементы техники в защите
Приемы игры в защите направлены на противодействие нападающей
команде. Основная цель игры в защите — прервать атаку соперника и овладеть
мячом до его броска в корзину. Защитник должен постоянно стремиться занять
необходимую позицию для предотвращения выхода нападающего к щиту или
на выгодное для развития атаки место. Не менее значимо также умение игрока
препятствовать передачам и ловле мяча, ведению и броскам мяча.
Соответственно технику защиты подразделяют на две основные группы:
1) техника передвижений;
2) техника противодействия и овладения мячом.
Обучение технике защитной стойки и передвижений следует начинать
параллельно с изучением техники игры в нападении. Необходимо добиваться
умелой позиционной игры защитника, т. е. развивать его способность занимать
нужную по игровой ситуации стойку и хорошо маневрировать, выбирая
наиболее рациональные в данный момент способы передвижений. Кроме того,
стойки и передвижения в защите используют непосредственно в процессе
обучения действиям в нападении. Благодаря включению этих элементов
техники защиты в задания для совершенствования ловли и передач мяча,
ведения и бросков мяча занимающиеся учатся преодолевать пассивное, а затем
активное противодействие соперников [5].
Активным приемам противодействия и овладения мячом обучают по мере
усвоения учащимися конкретных приемов нападения, руководствуясь
положением о том, что созидательная деятельность всегда отличается большей
сложностью по отношению к разрушительной. К тому же технический арсенал
нападающего значительно шире и разнообразнее, чем защитника. А приемы
защиты более универсальны и достаточно эффективны в различных игровых
ситуациях при старательном и правильном их выполнении.
Следовательно, обучению контрприемам должно предшествовать усвоение
занимающимися основ техники нападения. Только уверенное, безошибочное
исполнение отдельных действий нападающим дает педагогу право перейти к
обучению адекватным приемам активного противодействия со стороны
защитника. В связи с этим целесообразно обучать:
- вырыванию мяча после освоения держания и ловли;
- выбиванию мяча после освоения ловли, передач и ведения;
- перехватам мяча после освоения ловли, передач и ведения;
- накрыванию и отбиванию мяча после освоения бросков;
- взятию отскока (овладению мячом в борьбе за отскок) на своем щите
после освоения бросков и добивания.
Такая последовательность обучения приемам защиты соответствует
содержанию, структурным особенностям и самой логике игры в баскетбол. Она
позволяет постепенно подвести занимающихся к эффективному использованию
всего приобретенного ими технического арсенала в условиях игрового
соревновательного противоборства.
2 АНАЛИЗ ТЕХНИКИ ПЕРЕДАЧИ ДВУМЯ РУКАМИ ОТ ГРУДИ
Передача мяча – прием техники владения мячом, с помощью которого
партнеры, перемещая мяч, создают благоприятную ситуацию для завершения
атаки броском. Существует несколько способов выполнения передач.
Передача мяча двумя руками от груди – основной способ, позволяющий
быстро и точно направить мяч партнеру на близкое или среднее расстояние в
сравнительно простой игровой обстановке, без плотной опеки соперника [1].
С передачи мяча двумя руками от груди на месте нужно начинать
обучение учащихся передачам. Этот прием применяется для точной и быстрой
передачи мяча партнеру на небольшое расстояние, примерно до 6–8 м (рис. 1).
Баскетболист находится в основной стойке, когда мяч удерживается двумя
руками у груди, локти свободно опущены, пальцы широко расставлены –
большие сзади, направлены друг к другу под углом 90–120°, остальные вверх-
вперед. Замах начинается небольшим круговым движением рук вниз (при этом
пальцы смотрят вперед, а ноги сгибаются) на себя – вверх, до исходного
положения перед грудью (ноги при этом начинают выпрямляться), после чего
руки быстро разгибаются вперед (пальцы смотрят вверх). Вес тела переносится
на впереди стоящую ногу. Завершается передача активным движением кистей.
Мячу придается обратное вращение. После выпуска мяча руки выпрямлены и
находятся параллельно друг другу, направлены в сторону передачи, а кисти
опущены вниз. Затем вес тела переносится на обе ноги равномерно, руки
сгибаются к груди. Принимается положение основной стойки.
Рисунок 1 – Передача мяча двумя руками от груди
Большое значение в технике выполнения различных приемов мячом имеет
его правильное держание мяча. На рис. 2а показано положение пальцев на мяче
при бросках (передачах) двумя руками. При бросках не касаются мяча всей
площадью ладони, а удерживают его кончиками пальцев (рис. 2б), что
позволяет лучше управлять им и добиваться большей точности попадания.
а)б)
Рисунок 2 – Способы держания мяча
Итак, рассмотрим передачу двумя руками от груди на месте:
Исходное положение (И.П.) – стойка игрока, владеющего мячом, т.е.
положение, из которого баскетболист наиболее быстро может действовать без
мяча или с мячом. При правильной стойке, обеспечивающей устойчивое
равновесие и быстрый маневр, ноги ставятся на ширине плеч, стопы
параллельно друг другу на одной линии или одна из них выдвинута на 15–20
сантиметров вперед. Тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги, на
передние части стоп. Пятки приподняты от пола на 1–2 сантиметров (для
лучшей устойчивости и маневренности). Колени полусогнуты, спина прямая,
руки согнуты в локтях и слегка разведены в стороны. Когда игрок овладевает
мячом, он подтягивает его к груди, ноги и туловище при этом сохраняют то же
положение.
Подготовительная фаза: кисти с расставленными пальцами свободно
охватывают мяч, удерживаемый на уровне пояса, локти опущены; мяч подводят
к груди петлеобразным движением кистей сверху вперед и вниз, затем вверх
вдоль туловища; кисти «берутся» на себя (максимально разгибаются); масса
тела переносится на впереди стояшую, согнутую в колене ногу; сзади стоящая
нога почти выпрямляется, сохраняя опору на переднюю часть стопы; туловище
удерживается в вертикальном положении.
Основная фаза: одновременно с выпрямлением впередистоящей ноги
начинается последовательное разгибательное движение рук в плечевых и
локтевых суставах параллельно площадке, а туловище подается вверх-вперед;
последними в работу включаются кисти, мяч посылают вперед резким
выпрямлением рук почти до отказа, выталкивая («выжимая») мяч через
указательные пальцы в нужном направлении, придавая ему обратное вращение;
масса тела подается на впередистоящую ногу.
Завершающая фаза – после передачи кисти сопровождают мяч полным
сгибанием в лучезапястных суставах и поворотом до положения, когда большие
пальцы опущены вниз, тыльные стороны ладоней обращены друг к другу,
выпрямленные руки расслабленно опускаются вниз. Затем игрок выпрямляется
– приходит в стойку готовности на слегка согнутых ногах, распределяя массу
тела на переднюю часть стоп (такая завершающая фаза типична и для
остальных способов передачи).
Выполняя передачу двумя руками от груди нужно помнить: не следует
разводить локти в стороны при замахе, они должны быть опущены; движения
рук и ног должны быть согласованы. Разгибать колени активно, мяч кистями
выпускать хлестко; ловлю мяча и последующую передачу делать слитно, без
паузы, без лишних движений.
Типичные ошибки:
1) движения верхних и нижних конечностей не согласованы;
2) при замахе локти широко расставлены в стороны;
3) чрезмерная амплитуда замаха;
4) отсутствие захлеста кисти;
5) потеря равновесия;
6) при замахе туловище наклоняется назад.
Быстрота и точность выполнения передач в значительной мере зависят от
энергичной работы кистей и пальцев в основной фазе приема. При передаче
мяча нужно в основном действовать кистями и пальцами, тогда сопернику
трудно определить направление передачи. Партнера, принимающего мяч, надо
видеть, но не смотреть прямо на него. При передаче важно сохранять
положение равновесия, ибо направление предполагаемой передачи может быть
перекрыто соперником, а игрок волей-неволей сделает «пробежку» или мяч
перехватят.
Специфической особенностью современной техники разновидностей всех
передач, выполняемых на месте, является активное использование
вышагивания при разгоне мяча в основной фазе приема. Чаще всего оно
выполняется сзади стоящей, но не опорной ногой. Это движение придает мячу
дополнительную инерцию. Тем самым увеличивается скорость его полета и
повышается эффективность данного технико-тактического действия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Баскетбол - игра увлекательная, динамичная, требующая от игроков
хорошей физической подготовленности и технико-тактического мастерства. В
основе игры на фоне постоянно меняющейся информации лежат активно
выполняемые естественные движения: бег, прыжки, передачи, броски, ведение
мяча и т.п.
Специфика двигательной деятельности игры в баскетбол способствует
рациональному физическому развитию, всесторонней физической
подготовленности, увеличению подвижности суставов, укреплению
деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также
положительно влияет на развитие психомоторных механизмов (быстрая и
адекватная ориентировка в сложной двигательной деятельности, развитие
реакции выбора, концентрация внимания, распределение внимания, объем поля
зрения, оперативность мышления, моторная выносливость).
Выводы:
1. Техника игры в баскетбол включает в себя подачи (передача мяча,
прием передачи), ведение мяча, броски в корзину, технику владения телом и
обманные движения. Правильное применение техники в баскетболе во многом
зависит от соблюдения правил игры. Небольшая площадка для игры, правило
фола, правила передвижения по площадке – все это обуславливает постоянную
и быструю смену направления, движения и затраты сил, высокий темп игры.
Сочетанию приемов - игровым действиям и адекватным им
контрдействиям - обучают по мере расширения арсенала изученных отдельных
элементов техники нападения и защиты.
2. Передача мяча двумя руками от груди – основной способ, позволяющий
быстро и точно направить мяч партнеру на близкое или среднее расстояние в
сравнительно простой игровой обстановке, без плотной опеки соперника. С
передачи мяча двумя руками от груди на месте нужно начинать обучение
учащихся передачам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А. Муллер, Н. Дядичкина, Ю. Богащенко, А. Близневский. Физическая
культура студента [Текст]: Учебное пособие. – 2018. – 170 с.
2. О. Масалова. Теория и методика физической культуры [Текст]:
Учебник. – 2018. – 576 с.
3. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Спортивные игры
[Текст]: учеб. для студентов образоват. учреждений высш. проф. образования
по направлению «Физ. Культура» / под ред. Ю. М. Макарова.-3-е изд., стер. -
М.: Академия, 2014.-272 с.
4. Теория и методика физического воспитания и спорт [Текст]: учебник /
И.С. Барчуков; под общ.ред. Г.В. Барчуковой. – 5-е изд., стер. – Москва:
КНОРУС, 2017. – 366 с.
5. Ю. Гришина. Физическая культура студента [Текст]: Учебное пособие.
Изд-во Феникс, 2019. – 283 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Расчет параметров участка электроэнергетической системы
Решение задач, Электрические системы, электроника, электротехника
Срок сдачи к 8 янв.
Доклад на тему "личность в теории деятельности а. н. леонтьева" + презентация
Доклад, Психология личности
Срок сдачи к 27 дек.
Заполнить журнал регистрации хозяйственных операций малого предприятия, проставив в нем корреспонденцию счетов
Другое, Финансовый учет и анализ
Срок сдачи к 4 янв.
9-11 страниц. правовые основы военной реформы в ссср в 20-е гг
Реферат, История государства и права России
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!