это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2197180
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: В статье представлены результаты исследования функции воображения в социальной ситуации развития детей старшего дошкольного возраста. Сделан обзор научно-психологической литературы, выделены значимые труды исследователей в области развития воображения дошкольника, аргументирована актуальность вопроса на сегодняшний день.
Литературный обзор. Вопросами изучения воображения задавались многие исследователи и специалисты области психологии и педагогики. Например, Л. С. Выготский в своей работе: «Воображение и творчество в детском возрасте» рассматривает сущность воображения у детей и основные факторы, способствующие его эффективному развитию. А. В. Брушлинский в своем исследовании «Субъект: мышление, учение, воображение» также уделяет изучению воображения значительное внимание, рассматривая его основные аспекты. В результате, он пришёл к тому выводу, что воображение наиболее ярко проявляется в детском возрасте, и именно данный возрастной период в полной мере характеризует творческие способности человека. Р. Г. Натадзе в своей работе «Воображение как фактор поведения» выявляет, что по большей части именно воображение активным образом воздействует на поведение ребёнка, а впоследствии может отразиться и уже на взрослом человеке. Тем самым, тема воображения изучена в полной мере.
Собственно воображение представляет собой способность создавать различные образы и управлять ими, видоизменяя их и сохраняя в памяти. Иначе говоря, воображение определяется способностью придумывать, фантазировать и представлять какие-либо образы.
Воображение начинает закладываться и развиваться непосредственно в детском возрасте, а именно – у младших и старших дошкольников, которые непрерывно познают жизнь, усваивают новые знания и формируют различные навыки и умения.
Чтобы проанализировать воображение у дошкольников, необходимо провести исследование, которое позволит выявить сущность данной способности у детей.
Объектом исследования являются дети дошкольного возраста
Предмет исследования: воображение старших дошкольников
Цель исследования заключается в анализе воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие воображения определяет сформированность коммуникативной сферы и культуры поведения старшего дошкольника.
Выборка исследования: исследование было организовано в ГБОУ СОШ № 2107 г. Москвы. В исследовании приняли участие дети старшей и подготовительной групп, всего 110 человек: контрольная группа – 50 человек, экспериментальная группа – 60 человек. Возраст детей – 5-6 лет. С экспериментальной группой проводилась программа развития социально-коммуникативной функции воображения старших дошкольников «Воображаем вместе».
Методы исследования. Для реализации поставленных целей и задач использованы следующие методы развития: беседа, ролевые игры, элементы сказкотерапии, тематическое рисование, игры-релаксации.
Игровые упражнения направлены на закрепление навыков понимания и выражения вербальных и невербальных компонентов общения, в том числе и в проигрывании конкретных ситуаций.
В программу развития воображения входят также элементы арт-терапии. При выборе этого метода было учтено, что в данном виде деятельности происходит согласование большинства психических функций, постигаются и преобразуются свои возможности. В рисунках данного возраста проявляется проекция особенностей старшего дошкольника, даже травматические ситуации ребенок безбоязненно может отобразить при помощи арт-терапии.
Методики исследования. Для проверки гипотезы использовались следующие методики:
Модификация методики «Наблюдение за культурой поведения детей» А.М. Щетининой.
При использовании данной методики исследуется культура поведения детей по параметрам, соответствующим ряду коммуникативных умений (обращаться за помощью и оказывать ее, поддерживать диалог и др.). Методика представляет собой бланк с таблицей, где по горизонтали обозначены характеристики культуры поведения детей, а по вертикали вносятся фамилии детей по группам. Бланки методики заполняются воспитателем. Воспитателю необходимо поставить галочку в ячейке напротив соответствующей ребенку характеристики. Уровни культуры поведения ребенка (низкий, средний и высокий) определяются по количеству набранных баллов.
Методика «Картинки» Е.О. Смирновой.
Методика направлена на выявление коммуникативной компетентности в общении со сверстниками. Детям показывают картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых присутствует обиженный персонаж. Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка: на картинках для мальчиков изображен обиженный мальчик, на картинках для девочек – обиженная девочка. Каждая картинка предъявляется отдельно.
Детям задается вопрос, что нарисовано на этой картинке? Если ребенок видит на рисунке конфликтную ситуацию, его спрашивают: «Что бы ты сделал на месте этого (обиженного) мальчика (девочки)?» В тех случаях, когда ребенок не замечает обиды, не соотносит ее с конфликтной ситуацией и дает «общий ответ» на первый вопрос («Дети», «Мальчики и девочки играют»), констатируется отсутствие социальной компетентности. Если ребенок замечает конфликт и пытается предложить содержательную интерпретацию событий, изображенных на картинках, варианты ответов квалифицируются следующим образом:
- уход от ситуации (ответы типа «убегу», «не знаю», «пожалуюсь маме», «обижусь»);
- агрессивный выход («всех прогоню», «побью», «расстреляю», «покусаю» и т. д.);
- вербально-оценочное решение («скажу, что так нельзя», «скажу, что она плохо сделала», «объясню, как надо»);
- конструктивное решение («найду других друзей», «построю новый дом», «починю куклу», «подожду»).
3. Методика «Где чье место» Е.Е. Кравцовой.
Методика является инструментом диагностики уровня развития воображения ребенка. Она дает возможность проследить, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.
Для проведения этой методики-игры используется специальный рисунок с изображением домика, рядом с которым стоит коляска, конура, растет дерево, имеется клумба, пруд и т. д. При этом ребенку предлагается набор кружочков, на которых изображены предметы, животные и др. Ребенка просят поставить кружочки в «необычные» места и объяснить, почему они там оказались. Ребенку самому предстоит превратить выполнение задания в игру, однако для этого уйти от привязки изображенного на кружочке к привычным условиям, смоделировав в воображении ситуацию в целом.
В зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту задачу.
1-й уровень: дети испытывают трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места, а все объяснения сводят к тому, что так и должно быть (место собаки – в конуре, рыбки – в пруду, малыша – в коляске и т. д.). Если взрослый сам поставит кружочки на «чужие» места, это может насмешить ребенка, но объяснить, почему они там оказались, он не сможет. Если же удается получить от ребенка какие-то объяснения, то они будут шаблонны: «Кошка на клумбе, потому что она спряталась», «Собака в пруду, потому что она спряталась» и т. п.
2-й уровень: дети не испытывают трудностей с выполнением задания, легко ставя кружочки на «чужие» места, но по-прежнему не могут объяснить причины такой «инверсии». Решения дошкольников, демонстрирующих этот уровень развития воображения, как правило, опираются на имеющийся опыт: ребенок видел, как кошка залезала на дерево (ставя кружочек с изображением кошки на дерево); ему известно, что собаки любят купаться (помещая собаку в пруд); видел телесюжет о дружбе собаки с птичкой, которая жила с ней в конуре (воспроизводя соответствующую ситуацию на рисунке).
3-й уровень: дети расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои «продуманные» решения. При этом иногда ребенок берет на себя какую-либо роль, с позиции которой дается объяснение. Например, ребенок говорит: «Я волшебник, я оживлю эту картинку», после чего рассказывает фантастическую историю, сюжет которой оправдывает «уместность неуместного». Такие истории дети могут сочинять и без вхождения в роль, после некоторых размышлений: «На столе лежала картинка, и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер (ребенок начинает дуть), и все предметы разбежались». Дети, которые проявляют этот – высокий – уровень развития воображения, связывают в своем рассказе-«объяснении» отдельные эпизоды в единый сюжет.
Результаты исследования. При анализе взаимосвязи развития воображения со сформированностью коммуникативной сферы и культуры поведения старшего дошкольника выявлены следующие значения.
Обнаружены значимые различия между уровнями по методике Е.Е. Кравцовой (p < 0,01): при переходе от «низкого уровня» к «высокому уровню» этой методики значимо возрастает частота встречаемости «вербально-оценочных решений» и «конструктивных решений» по методике Е.О. Смирновой, а частота встречаемости «отсутствие ответа», «уход от ответа» и «агрессивный ответ» значимо убывает.
Выявлены значимые различия между уровнями по методике Е.Е. Кравцовой (p < 0,01): при переходе от «низкого уровня» к «высокому уровню» воображения по этой методике значимо возрастает уровень культуры поведения дошкольника по методике А.М. Щетининой.
В результатах исследования проступает взаимосвязь развития воображения с социально-коммуникативной сферой ребенка и культурой поведения, подтверждая наше предположение.
Таким образом, можно сделать такие выводы: чем более развитым является воображение дошкольника, тем выше уровень его социально-коммуникативных навыков и культуры поведения, в которой они находят свое выражение. Если воображение дошкольника находится на низком уровне развития, низким будет уровень его социально-коммуникативных навыков.
Тем самым, гипотеза «развитие воображения определяет сформированность коммуникативной сферы и культуры поведения старшего дошкольника» подтверждается. Именно развитое воображение во многом определяет эффективность коммуникативных навыков ребенка и его поведение в обществе.
Ключевые понятия: воображение, способность, дошкольник, развитие, поведение.
Выводы. Воображение закладывается и развивается в детском возрасте, когда ребёнок начинает познавать мир, изучать окружающую среду и непрерывно узнавать новое, формировать различные умения и навыки. Посредством воображения детям удаётся развивать свой внутренний мир, который позволяет им стать уникальными личностями.
Ссылка на источник: Волохова Д. Анализ функции воображения в социальной ситуации развития детей старшего дошкольного возраста / Д. Волохова. – Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2018. – № 2(12) – С. 137-152. DOI: 10.28995/2073-6398-2018-2-137-152
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!