это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2201504
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Изучение имен собственных развивается в современной науке в разных
направлениях. Одно из них – изучение экклезионимов, имен собственных,
обозначающих названия соборов, храмов и монастырей, часовен.
Северный регион (города Псков, Великий Новгород и др.) выделяется
своей яркой историко-культурной самобытностью, особым характером
ландшафта и лингвистическим разнообразием. В терминах эколингвистики
можно говорить о «культурной зоне» региона [1]. Культурная зона
характеризуется особенностями словарного состава, который фиксирует и
сохраняет для новых поколений национально-языковые, культурно-
исторические, общественно-бытовые и духовные черты народа, проживавшего
и проживающего на данной территории. Например, изучая рукописи ХIV века,
В.Н. Щепкин ввел в свих работах термин «псковизмы» [2] – слова, которые
вызывают лингвистический интерес сразу в нескольких аспектах: многие
лексические единицы сохранили в своем составе значения, этимология которых
зачастую проясняет и определенные исторические события или особенности
быта региона.
Лингвистические особенности такого пласта лексического состава, как
названия северный храмов, позволяет приобщиться к духовной культуре
народа, проявленной в языковой картине мира.
§1 Принципы номинации русских православных храмов.
В русской ономастической системе представлены различные
классификации наименований. Место в этих системах экклезионимов
исследовантели осмысляют по-разному. И.В. Бугаева рассматривает систему
агонимов, в которую включает словосочетания, служащие для именования лиц
или объектов, на которых почивает благодать Божия или святость через чин
прославления или освящения [3]. По ее мнению, в эту группу входят названия
название церковных праздников, название храмов и монастырей, наименование
икон, которые составляют ономастическое пространство, объединенное
значением святости. Один из видов агонимов – экклезионимы, которые
исследователь подразделяет на отдельные разряды в зависимости от того, какой
компонент присутствует в названии храма: географический объект, имена
святых, название церковных праздников. Е.П. Аринина рассматривает
экклезионимы как самостоятельную разновидность наименований в русской
ономастической системе [4].
Особенность семантики русских экклезионимов состоит в тесной связи
данных именований с основными концептами мировоззрения носителей
православной христианской культуры, что нашло отражение в выборе для
номинации храмов имен прославляемых святых и их добродетелей, почитаемых
икон Божьей Матери, значимых религиозных праздников и т.д. Частью
наименования становятся также названия поселений, водоемов или других
особенностей ландшафта. Народная терминология, диалектные слова, названия
форм рельефа, водоемов, закрепленные в названиях церквей, соотносят их с
региональной топонимией, сохраняют архаичные черты языка, что в свою
очередь, сохраняет этническую культуру региона [5].
Семантическое наполнение экклезионимов включает, прежде всего,
этнокультурную составляющую, отражающую особенности менталитета
русскоязычного православного населения. Названия объектов культового
назначения выражают идею сакральности, которая является одной из основных
категорий религиозного мировоззрения. В силу специфики объекта номинации,
неотъемлемости сопутствующих ему фоновых знаний и определенных
ассоциаций, экклезионимы оцениваются исследователями как историко-
культурные номинативные единицы.
Основные принципы номинации русских православных храмов
обусловлены их спецификой. Различаются три разновидности номинаций:
канонические, обиходные и местные.
1. Канонические соответствуют канонам Русской православной церкви и
предполагают каноническое именование:
– имен святых (агионимов)
Храм Иоанна Милостивого (Великий Новгород), Церковь Петра и Павла
(Великий Новгород), Церковь Ильи Пророка, Церковь Феодора Стратилата
(Великий Новгород);
– церковных праздников (эортонимов)
Церковь Воскресения Христова; Церковь Покрова Пресвятой
Богородицы (Псков);
– икон (иконимов)
церковь Казанской иконы Божией матери (Псков).
2. Обиходные имена храмов производны от канонических, которые
сводятся обычно к одному (простому или составному) слову, которое играет
роль «ключевого идентификатора». Им может быть собственное имя святого,
нарицательное имя иконы (редко — её типа), обиходное имя праздника
(некоторые имеют по несколько имён) и т.п. В зависимости от каждого
конкретного случая храмы, имеющие разные канонические имена, могут иметь
одно и то же обиходное имя: Спасская церковь – церковь Спаса Преображения в
Великом Новгороде, церковь Спаса Нерукотворного Образа в Пскове.
3. Местные имена образуются путём дальнейшего упрощения обиходных
имён или их модификации путём присоединения дополнительного
идентификатора: Покрова от Пролома, Покрова в Углу (Церковь Покрова и
Рождества Богородицы от Пролома в Пскове). Известны случаи, когда имя
святого вообще выпадает из местного имени, уступая место идентификатору местоположения: Пароменская церковь (Успения Божией Матери у парома в
Пскове).
§ 2 Структура экклезионимов.
Одной из ярких особенностей экклезионимов является их структура: все
названия объектов культового назначения отличают многословность,
многокомпонентность, при этом экклезионимы строятся на относительно
ограниченной лексической базе. Поэтому грамматическую структуру
экклезионимов целесообразно рассматривать в тесной связи с их
семантическими особенностями [6].
Многокомпонентность структуры экклезионимов объясняется прежде
всего мотивами номинации церквей и монастырей и использованием, как уже
отмечалось, для называния данных объектов лексики других ономастических
разрядов (агионимов, эортонимов, иконимов).
Среди многокомпонентных онимов выделяются несколько моделей. В
качестве основных рассматривают две модели номинации:
1. Экклезионимы, включающие конструкцию «во имя + Р.п. сущ.» (во имя
какого-либо святого, праздника, иконы). Это наиболее ранняя модель но-
минации храмов, традиционно используемая при назывании культовых
объектов в Древней Руси. Например: церковь во имя Успения Божией Матери
(Великий Новгород); церковь во имя введения во Храм Пресвято Богородицы,
церковь во имя иконы Божией Матери «Одигитрия» (Псков).
2. Экклезионимы, включающие конструкцию «в честь + Р.п. сущ.»:
церковь в честь иконы Божией матери Неопалимая купина (Великий Новгород).
Подобные экклезионимы структурно осложнены, но однородны
семантически: раскрывают мотив номинации и не содержат каких-либо
дополнительных компонентов, идентифицирующих конкретный объект
номинации
§ 3 Семантика и структура экклезионимов, включающих компоненты
уточняющей номинации
Отдельного внимания заслуживает особый тип экклезионимов – сложные
названия-словосочетания, выполняющие функцию идентификации объекта и
содержащие уточняющие компоненты в составе именования: Церковь Уверения
Фомы на Мячине, Церковь Петра и Павла с Буя. Такие экклезионимы
представляют интерес как с точки зрения семантического наполнения, так и в
плане особенностей их построения.
Предметом нашего описания не случайно являются названия храмов
Пскова и Великого Новгорода: длительная история существования церквей в
этих северных городах позволяет учесть диахронический аспект в
формировании способа номинации.
Приведем список номинаций, к которым будем обращаться при анализе
языкового материала.
1. Храмы Великого Новгорода:
Церковь Уверения Фомы на Мячине, Храм Иоанна Милостивого на
Мячине, Церковь Двенадцати Апостолов на Пропастех, Храм Петра и Павла на
Синичьей горе, Церковь Благовещения на Мячине, Церковь Параскевы
Пятницы на Торгу, Церковь Иоанна на Окопах, Церковь Георгия на Торгу,
Церковь Ильи Пророка на Славне, Церковь Федора Стратилата на Ручью,
Церковь Воскресения Христова на Красном Поле.
2. Храмы Пскова:
Церковь Николы со Усохи, Церковь Петра и Павла с Буя, церковь Василия
на Горке, Храм Покровы от Торга, церковь Покрова и Рождества от Пролома,
церковь Георгия со Взвоза, Церковь Успения с Полонища, церковь Козьмы и
Дамиана с Гремячей горы, церковь Воскресения со Стадища, церковь Петра и
Павла на Брезе, церковь Успения с Парома.
В структурном отношении уточняющий элемент экклезионима во многом
зависит от смыслового наполнения номинации. Информация, представленная в
названии, влияет на то, какой семантико-грамматической структурой она будет представлена в экклезиониме. Поэтому есть смысл рассматривать структурные
типы уточняющих номинаций в составе экклезионима в связи с историей
названия церкви.
1. К первому типу относятся именования церквей, содержащих
информацию, дифференцирующую пространственное положение объекта по
модели «предлог НА + П.п. существительного»:
Церковь Уверения Фомы на Мячине (Великий Новгород), Храм Иоанна
Милостивого на Мячине (Великий Новгород), Церковь Двенадцати Апостолов
на Пропастех (Великий Новгород), Храм Петра и Павла на Синичьей горе
(Великий Новгород), Церковь Благовещения на Мячине (Великий Новгород),
Церковь Параскевы Пятницы на Торгу, Церковь Иоанна на Опоках (Великий
Новгород), Церковь Георгия на Торгу (Великий Новгород), Церковь Ильи
Пророка на Славне (Великий Новгород), Церковь Федора Стратилата на Ручью
(Великий Новгород), Церковь Воскресения Христова на Красном Поле
(Великий Новгород), церковь Василия на Горке (Псков), церковь Петра и
Павла на Брезе (Псков).
Во всех случаях обстоятельственное уточнение связано с указанием на
место возведения храма:
1) церковь Петра и Павла на Брезе расположена к северу от города
Пскова, в поле, на правом берегу реки Великой;
2) церковь Василия на Горке находится на Васильевской горке (горка в
древности была своеобразным возвышением посреди обширного болота);
3) церковь Федора Стратилата на Ручью, (на Фёдоровой улице) заложена
в 1360 году на берегу ручья (ручей упоминается в летописи как Плотницкий,
позднее стал Фёдоровским);
4) храм Петра и Павла на Синичьей горе расположен недалеко от
Новгородского кремля, где находится гора, называвшаяся Синичьей (по
преданию там жило там много синиц);
5) церковь Уверения Фомы на Мячине, Храм Иоанна Милостивого на
Мячине Церковь Благовещения на Мячине – храмы расположены рядом с озером Мячино, что по-старославянски обозначает «вмятина»;
6) церковь Георгия на Торгу, Церковь Параскевы Пятницы на Торгу –
церкви, расположенные недалеко от Торга (городского рынка);
7) церковь Рождества Христова на Красном поле (на Кладбище) –
новгородский храм конца XIV века, расположенный в районе, с названием
Красное поле;
8) церковь Ильи Пророка на Славне – храм, который стоял неподалёку от
крепостной Славенской башни, через ворота которой был «выезд и приезд с
Московской дороги»;
9) церковь Иоанна на Опоках на Ярославовом дворище в Великом
Новгороде, названа в честь пророка Иоанна Предтечи (название Опоки –
деревня и порог);
10) церковь Двенадцати Апостолов на Пропастех – рядом с храмом
проходила уже существовавшая в те поры Пропастьская улица.
Следует отметить, что рассматриваемая модель встречается чаще в
номинациях храмов Великого Новгорода. Названия храмов Пскова чаще
строятся по следующей (второй) модели.
2. Ко второму типу относятся именования церквей, содержащих
информацию, дифференцирующую пространственное положение объекта по
модели «предлог С/СО + Р.п. существительного»:
1) церковь Козьмы и Дамиана с Гремячей горы расположена возле горы,
азвание которой объясняется тем, что у самого ее подножия в древности
протекал ручей под названием Гремячий ключ (так называли ключи,
появлявшиеся, по поверью, от удара молнии (как тогда считали – грома);
2) церковь Воскресения со Стадища была построена в месте, которое
когда-то называли Стадищем, так как пойму Великой и Псковы за пределами
Посада жители города использовали для выпаса скота, позже так стали
называть монастырскую площадь;
3) церковь Георгия со Взвоза расположена в месте подъема реки к берегу
(такие подъемы назывались взвозами);
4) Церковь Петра и Павла с Буя поставлена на месте древнейшего
городского кладбища — буя (буевища), у крепостной стены среднего города,
над Псковой.
5) Церковь Николы со Усохи была построена рядом с усохой (усохой в
псковских краях именовали пересохшее болото или иной водоем);
3. К третьему (непродуктивному) типу относятся именования церквей,
содержащих информацию, дифференцирующую пространственное положение
объекта по модели «предлог ОТ + Р.п. существительного»:
1) церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома (Покрова от
Пролома, Покрова в Углу) находится в южном углу Окольного города в Пскове
(пролом – место обрушения крепостной стены во время осады Пскова
Стефаном Баторием);
2) церковь Успения от Парома (с Парома, у Парома) расположена на
паромной переправе (эта часть называлась еще Пароменьем).
4. К четвертому (непродуктивному) типу относятся именования церквей,
содержащих информацию, дифференцирующую пространственное положение
объекта по модели «предлог В + П.п. существительного»:
Церковь Покрова и Рождества Богородицы Покрова в Углу (Покрова от
Пролома) (см.: модель 3).
5. К пятому (непродуктивному) типу относятся именования церквей,
содержащих информацию, дифференцирующую пространственное положение
объекта по модели «предлог У + Р.п. существительного»:
Церковь Успения у Парома (от Парома, с Парома, Пароменская) (см.:
модель 3).
Остановимся подробнее на анализе непродуктивной модели «предлог ОТ
+ Р.п. существительного». Вероятно, она является результатом эллиптирования
исходной модели «недалеко от ...».
В составе компонентов уточняющей номинации экклезионимов возможна
структурная вариативность, в том числе синонимическая. Синонимические
отношения наблюдаются в нескольких случаях:
1. Синонимия названий с разными предложно-падежными формами:
церковь Успения у Парома /от Парома /с Парома. Варьируемость формы
может быть обусловлена лексическим заполнением обстоятельственной
позиции: церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома / в Углу.
2. Синонимия конструкций с предложно-падежными формами и с
определениями-прилагательными: церковь Успения у Парома / от Парома / с
Парома / Пароменская.
Анализ уточняющей номинации северных храмов позволяет говорить о
том, что при разнообразии их значений центральное место в системе
экклезионимов занимают уточняющие номинации, идентифицирующие
расположения храма. Часто в названии сохраняются черты морфологии (на
пропастех, на ручью, от торгу), фонетики (на брезе), лексической системы (с
пролома, со стадища, с буя) древнерусского языка. Все это позволяет считать
экклезионимы культурно–историческими памятниками духовной культуры
народа.
Заключение
Актуальность изучения названий православных храмов, церквей, монастырей
связано с актуальностью системного подхода к изучению и описанию языковых
явлений, прежде всего явлений лексико-семантической природы, так как
именно в них отражается, хотя и специфическим образом, окружающий мир, а
также сам человек как часть этого мира, его ментальность. Комплексное
системно-структурное исследование рассматриваемой ономастической лексики
в силу «антропологичности» и «теологичности» материала может дать многое
для осмысления и описания языковой картины мира. Интерес к экклезионимам
обусловлен и некоторыми социальными факторами: возвратом общества к
духовным религиозным ценностям, возрождением прежних и строительством
новых храмов, необходимостью восстановления культурно-исторических
объектов и их названий, имеющих непреходящее значение для культуры народа.
Список литературы
1. Белозерова Н.Н. Эколингвистика: В поисках методов исследования:
монография / Н.Н. Белозерова, Н.В. Лабу-нец. – Тюмень: Издательство
Тюменского государственного университета, 2012. – 256 с.
2. Щепкин В.Н. Учебник русской палеографии / В.Н. Щепкин. – М.:
Наука, 1968. – 225 с.
3. Бугаева И.В. Обозначение святости в ономастическом пространстве
русского языка. – Режим доступа. – www.portal-slovo.ru/philology/37388.php
4. Аринина Е.П. Экклезионимы как разновидность наименований в
русской ономастической системе / Е.П. Аринина. – Режим доступа. – vestnik-
samgu.samsu.ru/gum/2007web52/yaz/2007520803.pdf.
5. Волкова В.Я., Лекарева Л.А., Храпченкова И.И. Экклезионимы
объектов псковской школы архитектуры. русско-немецкий глоссарий //
Philology – Режим доступа. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28804880
6. Аринина Е.П. Содержательное и структурное своеобразие русских
экклезионимов в типологическом аспекте [Электронный ресурс] : автореферат
дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01. – Режим доступа.
–https://www.dissercat.com/content/soderzhatelnoe-i-strukturnoe-svoeobrazie-
russkikh-ekklezionimov-v-tipologicheskom-aspekte
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 4 теста по Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М-01725
Контрольная, Экономика
Срок сдачи к 24 мая
у необходимо выполнить задание на тему рассмотрения сущности и состава инфраструктуры нововведений, а также ее ключевых элементов и проблем.
Контрольная, Инновационный менеджмент
Срок сдачи к 19 мая
Выполнить тесты по курсу Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М-01724
Тест дистанционно, Экономика
Срок сдачи к 24 мая
Тема: "Функциональные состояния. Усталость, утомление, стресс
Курсовая, Психология труда, инженерная психология и эргономика
Срок сдачи к 7 июня
Вариант 1
Контрольная, Конструкция и технологические процессы технического обслуживания и ремонта автотранспортом средств
Срок сдачи к 23 мая
В течение 6 часов срочно выполнить эти задания
Контрольная, Математический анализ
Срок сдачи к 16 мая
Разработка и внедрение базы данных для предприятия ооо члз фест про
Диплом, компьютерные сети
Срок сдачи к 24 мая
Вариант 1
Контрольная, Проектирование и эксплуатация технологического оборудования
Срок сдачи к 23 мая
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!