это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2217751
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
Введение 3
1. Теоретические основы права и обязанности родителей по
воспитанию и образованию детей в РФ 4
2. Правовое регулирование прав и обязанностей родителей по
воспитанию и образованию детей в РФ 6
3. Проблемы реализации права на воспитание детей отдельно
проживающим родителем 9
Заключение 13
Список использованных источников 14
Введение
Актуальность темы. Как подчеркивается в Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год, «сердцевину конституционных положений о безопасности составляют защита прав и свобод человека и гражданина». Защита прав ребенка, в том числе, на воспитание и образование – право и обязанность его родителей.
Права родителей в отношении детей – важнейший элемент традиционных семейных ценностей, которые «лягут в основу давно ожидаемой и необходимой реформы семейного законодательства».
Целью работы является анализ прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей в РФ.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи исследования:
-охарактеризовать теоретические основы права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей в РФ;
-исследовать правовое регулирование прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей в РФ;
-рассмотреть некоторые проблемы реализации права на воспитание детей отдельно проживающим родителем.
1. Теоретические основы права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей в РФОсновные понятия, связанные с воспитанием и образованием ребенка, содержатся в ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Право осуществлять воспитание своих детей дает родителям возможность систематически, целеустремленно тем или иным способом воздействовать на психику детей с целью привития им тех качеств, которые такие родители считают нужными.
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
Закон об образовании в Российской Федерации в ст. 2 определяет общее образование как вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.
А в п. 3 ст. 66 этого же Закона сказано, что среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Вопросы определения и содержания прав родителей на воспитание и образование своих детей по-разному решались в различные периоды развития нашей страны. Так, в до революции власть родителей над детьми была практически безграничной. Все вопросы воспитания и образования родители решали самостоятельно. После революции был провозглашен приоритет государственного воспитания детей. Позднее родительское (семейное) воспитание стало сочетаться с государственным и общественным. После распада СССР на нормативном уровне был закреплен приоритет именно семейного воспитания.
2. Правовое регулирование прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей в РФВоспитание и образование ребенка – это личное, неимущественное право родителей и одновременно их обязанность. СК РФ в ст. 63 устанавливает преимущество родителей перед всеми другими лицами на воспитания и образование ребенка.
Право на воспитание и образование ребенка как одно из основных прав родителей закреплено в ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. Конституция РФ также провозглашает это право в ст. 38. Конкретизированы такое права родителей в Федеральном законе от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Указанные права распространяются и на несовершеннолетних родителей, а также на обоих родителей даже если кто-то из них проживает отдельно от ребенка. В последнем случае все вопросы относительно воспитания и образования детей решаются по взаимному согласию таких родителей, а если согласия достичь не удается – в судебном порядке или при участии органов опеки.
Рассматриваемые права и обязанности родителей прекращаются при наступлении следующих обстоятельств: по достижении детьми совершеннолетия; вступления несовершеннолетних детей в брак; эмансипации; усыновления детей; лишения родительских прав; смерти и объявления гражданина умершим.
Одна из обязанностей родителей – дать ребенку общее образование. Эта обязанность закреплена в ст. 28 Конвенции ООН о правах ребенка. Данная норма устанавливает соответствующие обязанности государства, которые необходимы для реализации родителями рассматриваемого права. Центральное из них – бесплатное начальное образование для всех детей.
Согласно п. ст. 63 СК РФ, родители имею право выбора формы обучения и образования детей. Подробно существующие в настоящее время в России формы образования и обучения закреплены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Родители имеют право, как было указано выше, выбирать форму образования и обучения ребенка. При этом закреплена их обязанность учитывать мнение самого ребенка, а также рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (если такие рекомендации существуют в отношении данного ребенка). Также родители выбирают организацию, в которой будет обучаться ребенок, язык образования, дополнительные предметы и курсы. Фактически это право сильно ограничено: часто утроить ребенка в школу можно только по месту его жительства, а выбор языка обучения практически нигде не предоставляется.
Общее образование может быть получено ребенком как в образовательной организации, так и вне её. При этом, образовательные организации обучают в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне такой организации обучение может быть осуществлено в семейной форме или в форме самообразования.
Родители имеют право дать ребенку семейное образование. Такой ребёнок получает образование силами и средствами родителей, но в любой момент может поменять форму обучения и продолжить его в образовательной организации.
Родители имеют право знакомиться со всеми документами образовательной организации: уставом, программами обучения и т.д.; методами и средствами обучения и воспитания, которые используются в такой организации; успеваемостью ребенка.
Родители могут дать или не дать согласие на психологическое, психолого-педагогическое обследование их ребенка, а также присутствовать при таком обследовании.
И при всех формах обучения правом и обязанностью родителей является защита прав и интересов ребенка.
Законодательство об образовании не содержит четкого указания на количество лет обучения необходимого для получения общего образования. Дискуссионным является также вопрос о введении обязательного среднего (полного) образования. Однако, фактически сотни детей не заканчивают даже 9 классов. Причины при этом различны: нет желания учиться, материальные проблемы в семье. При этом, устанавливая обязанность родителей обеспечить ребёнку получение образования, не определен принудительный механизм обеспечения исполнения такой обязанности. Следовательно, можно сказать что обозначенная норма носил лишь декларативный характер.
3. Проблемы реализации права на воспитание детей отдельно проживающим родителемКак известно, в России продолжается рост количества неполных семей. Как правило, развод родителей приводит к тому, что ребенок остается проживать с матерью, а отец, проживающий отдельно, отстраняется от решения вопросов воспитания и образования ребенка. В редких случаях ребенок остается жить с отцом.
Семейное законодательство кране слабо регулирует вопросы реализации прав и обязанностей родителей, которые живут отдельно от ребенка, по их воспитанию и образованию. В частности, отсутствует эффективный механизм защиты такого родителя от неправомерных действий второго родителя, который проживает с ребенком.
Семейное законодательство провозглашает право ребенка общаться в том числе и с родителем, который проживает отдельно, даже если место жительства последнего – другая страна. В ст. 66 СК РФ прямо закрепляется, что родитель, не проживающий вместе с ребенком имеет право участвовать в воспитании такого ребенка, общаться с ним и принимать решения относительно его образования. При этом отмечается, что родитель, живущий с ребёнком не имеет право препятствовать второму родителя общаться с ним. За нарушения данного запрета предусмотрена административная ответственность - п. 2 ст. 5.35 КоАП РФ. Но на практике родители часто не могут договориться друг с другом, и ребенок оказывается лишен этого общения.
Не урегулированными остаются многие иные аспекты рассматриваемого права. В частности, недостаточно урегулирован порядок согласования условий и порядка общения с ребенком после развода родителей.
Наблюдается и другая закономерность. Если один из родителей проживает отдельно от ребенка, то во всех случаях вопросы о лишении родительских поднимаются только в отношении другого родителя (того, кто проживает совместно с ребенком). Во-первых, этим нарушается принцип равенства прав и обязанностей родителей. Во-вторых, если второй родитель, проживая отдельно от ребенка никак не учувствует в его воспитании, то не следует ли лишать прав и его, ведь свои обязанности он тоже не выполняет?
Несмотря на то, что СК РФ дает право родителям самостоятельно решать с кем будет жить ребёнок после их развода, требования, в том числе форма, такого соглашения не определены. Нотариальная форма предусмотрена только применительно к соглашению об уплате алиментов (ст. 100 СК РФ). В результате, на практике такие соглашения обычно никак не оформляются, договорённости не фиксируются. Между тем, наличие соглашения в письменной форме помогло бы избежать многих недопониманий и злоупотреблений между родителями. Такое соглашение, помимо основного места жительства ребенка могло бы содержать и договоренности о времени и продолжительности общения с ребенком. Это, в свою очередь, соответствует не только интересам ребенка, но интересам родителей. Также соглашение могло бы включать в себя договоренности об образовании: какими занятиями он будет заниматься, кто из родителей и в каком порядке будет их оплачивать, так же здесь могли бы быть зафиксированы обязательства о предоставлении информации о здоровье и учебе ребенка.
Вопрос об определении места жительства ребенка тесно связан с его жилищными правами. Особенно важен этот вопрос в тех случаях, когда ребенок остается с родителем, не имеющим собственного жилья.
Если родители не смогли решать указанные вопросы самостоятельно, то они имеют право разрешить их в судебном порядке. Как правило, эти вопросы суд разрешает при рассмотрении дела об разводе. Однако, часто в судебном заседании эти проблемы оказывается неразрешенными. Одна из причине – противоречия между семейным и гражданским процессуальным законодательством. Так, если спор о детях отсутствует, то согласно ст. 23 ГПК РФ, такое дело будет рассматриваться мировым судьей. На практике, мировые суда часто принимают решения в отсутствие одного из супругов (а иногда – и обоих), соглашение об определении места жительства ребенка при этом не предоставляется.
Между тем, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, существует целый список обстоятельств, которые суд должен проанализировать при решении вопроса о месте жительстве ребенка, но на практике они рассматриваются крайне редко – ребенок остается с матерью практически всегда. При этом те редкие случаи, когда вопреки желанию матери ребенок отдавался отцу, связаны в его высокой должностью, хорошим социальным и материальным положением. Часто требование одного из родителей определить место жительства ребенка с ним обосновывается более высоким, чем у второго родителя доходом.
Сказанное позволяет говорить о необходимости реформирования семейного законодательства по рассмотренным вопросам.
Так, в научной литературе предлагается дополнить ст.65 СК РФ обязанность суда в ходе рассмотрения дел о разводе определять порядок общения родителя, который будет жить отдельно, с ребенком.
Кроме того, на нормативном уровне необходимо решить вопрос о правовом статусе такого родителя. Закреплённый сейчас принцип равенства прав и обязанностей родителей при их раздельном проживании не может быть реализован на практике. Кроме того, такое равенство противоречит как интересам ребенка, так и препятствует реализации своих прав живущему вместе с ребенком родителю. Такой родитель не может оперативно и самостоятельно принимать многие решения относительно ребенка, защищать его прав и интересы по причине необходимости согласования их с другим родителем.
Заключение
На протяжении своего исторического развития права и обязанности родителей по воспитанию и образованию своих детей неоднократно изменились и трансформировались.
Сегодня этой право (и одновременно – обязанность) закреплена как на международном, так и на внутригосударственном уровнях.
Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей в нашей стране закреплены в Конституции РФ, в Семейном кодексе РФ, в ряде федеральных законов.
Однако, существуют и проблемы, связанный как с практикой реализации таких прав, так и с наличием законодательных пробелов.
Так, в действующем законодательстве кране слабо регулирует вопросы реализации прав и обязанностей родителей, которые живут отдельно от ребенка, по их воспитанию и образованию. Такие родители часто лишаются права общения с ребенком по причине противодействия второго родителя.
Несправедливость наблюдается при решении вопросов о лишении родительских прав - если один из родителей проживает отдельно от ребенка, то во всех случаях вопросы о лишении родительских поднимаются только в отношении другого родителя (того, кто проживает совместно с ребенком).
Законодательство не регулирует форму и содержание соглашения об определении места жительства о порядке общения с ребенком.
Сказанное позволяет говорить о необходимости реформирования семейного законодательства по рассмотренным вопросам. В частности, на нормативном уровне необходимо решить вопрос о правовом статусе такого родителя. Также необходимо дополнить ст.65 СК РФ обязанность суда в ходе рассмотрения дел о разводе определять порядок общения родителя, который будет жить отдельно, с ребенком.
Список использованных источников
Конвенция о правах ребенка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. выпуск XLVI, 1993.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 46. ст. 4532.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). ст. 1.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. ст. 16.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. ст. 3802.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "Об образовании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 53 (ч. 1). ст. 7598.
Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год //https://rg.ru/2016/03/24/ombudsman-doklad-dok.html#letter/document/79582
МолеваГ. В. Проблемы реализации права на воспитание детей отдельно проживающим родителем // Концепт. 2018. № 27. С. 14-18.
Права человека в Российской Федерации: сб. докл. о событиях 2014 г. М.: Моск. Хельсинк. Группа, 2015. 303 с.
Пчелинцева Л. М. Семейное право России: учеб. для вузов. 11-е изд. М.: Норма: Инфра, 2017. 603 с.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 (ред. от 26.12.2017) "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 7. 1998.
Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011 // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 7. июль. 2012.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Расчет параметров участка электроэнергетической системы
Решение задач, Электрические системы, электроника, электротехника
Срок сдачи к 8 янв.
Доклад на тему "личность в теории деятельности а. н. леонтьева" + презентация
Доклад, Психология личности
Срок сдачи к 27 дек.
Заполнить журнал регистрации хозяйственных операций малого предприятия, проставив в нем корреспонденцию счетов
Другое, Финансовый учет и анализ
Срок сдачи к 4 янв.
9-11 страниц. правовые основы военной реформы в ссср в 20-е гг
Реферат, История государства и права России
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!