это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2242473
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Сегодня исследования свободы и ответственности личности являются достаточно актуальными.
Современные условия общественного развития ставят определенные рамки в отношении личности и делают значительной ее роль в обществе, однако, ограничивая ее свободу интересами данного общества.
Это часто приводит к возникновению проблемы свободы и ответственности личности перед обществом.
Не у каждого человека, как индивида, желания и интересы могут быть совпадающие полностью или частично с общественными интересами.
В этом случае общественные законы требуют от личности, чтобы она поступала в отдельных случаях так, чтобы не нарушались общественные интересы, иначе может последовать наказание от имени общества.
Таким образом, появляется проблема ограничения личности в свободе, невозможности ее полного достижения, то есть получения абсолютной свободы.
Человек - важный объект изучения в философии. И проблемы человека особенно актуальны в кризисный, переломный временной период, когда с особой остротой проявляются вопросы смысла существования, общественных ценностей.
Общество составляют люди, личности, каждая из которых имеет индивидуальность.
Поэтому значимым является изучение индивидуальности, формирования личности, понятий свободы и ответственности личности.
Без этих знаний многие философские проблемы невозможно решить.
В мире все находится во взаимосвязи. Можно отметить большую значимость данной темы.
Понятие и сущность свободы
Свободу можно представить в виде возможности личности мыслить и делать поступки соответственно своим представлениям и желаниям. Поэтому стремление к свободе — является естественным состоянием человека.
Свобода как основная философская категория, характеризует личность и взаимосвязь с обществом. Философию свободы и ответственности личности рассматривали многие философы, ученые, писатели, такие как: Кант, Сартр, Бердяев, Ф.М. Достоевский, Гегель, Маркс и др.
Французским экзистенциалистом Ж.П. Сартром не делалось различие бытия и свободы человека. Он отмечал: «Быть свободным, значит быть проклятым длябытия – свободы». Также он говорил: «Мы приговорены к свободе». По мнению Сартра, свобода означает для человека такую ситуацию, при которой он стоит перед выбором. С принуждением извне не может отмениться свобода личности, так как у него всегда имеется возможность выбирать. Сартр видел в свободе абсолютную ценность. [8, 79]
Концепция свободы Н.А. Бердяева рассматривает подлинную, действительную свободу в виде творчества. По мнению Бердяева, в любом моменте свободы, например, в выборе или возможностях относительно материального мира или созидания новых ситуаций - везде можно найти наличие творчества человека. [3, 139]
Интересная характеристика свободы как внутренней определенности у Ф.М. Достоевского, который говорил: «Человек не примет никакое общественное устройство, если оно не учтет выгоды человека быть личностью и иметь свободу для её реализации». [5, 45]
В учениях Г. Гегеля и К. Маркса представлены свои подходы к пониманию свободы. Гегелем представлялась свобода как постигнутая в понятии необходимость: способность человека к осознанию своих естественных
потребностей и готовности стать свободным от них. Гегель видел в этом осознанную необходимость, разумность в выборе, что и означает свободу. [1, 19]
У К. Маркса свой подход к проблеме свободы, изучаемой им относительно
проблем в жизни общества. Маркс рассматривал свободу не только как характеристику личности, но и как фактор общественной жизни. Проблема свободы личности, по мнению Маркса, связана с проблемой свободы в обществе.
Свобода является неотъемлемым атрибутом личности. [10, 148]
Индивид (от лат. individuum — неделимое) — обозначает единичное, отличительно от понятий - совокупность, масса; в виде отдельного живого существа, особи, отдельного человека. Индивидуальность включает различные способности, представляя их в целостности, но лишь в деятельности индивид становится, в самоутверждении, личностью. [9, 77]
Если лишить индивида общения и возможности выбора, это негативно отразится на личностном развитии. Также отрицательно скажется на развитии личности, если будет навязываться чужая воля. Человек, который в полном подчинении другому человеку, уже не может быть личностью.
Личность — является человеческим индивидом в аспекте его социальных качеств, которые формируются через процессы исторически конкретных видов деятельности.
Личность должна обладать значительной свободой, чтобы определять цели своей деятельности, средства, позволяющие их достижение. Свобода, следовательно, не может быть абсолютной, но предполагает возможность выбора действий.
Существуют различные модели взаимоотношений личности и общества относительно свободы.
Во-первых, это может быть борьба за свободу, с открытым конфликтом человека и общества, где он стремится к достижению своей цели любой ценой.
Во-вторых, это может быть в виде бегства человека от общества, когда им не
обретается свобода и он ищет ее в монастыре, ските, в себя, в своем «мире», в
виде способа свободной самореализации. [4, 43]
В-третьих, в виде адаптации в общественных условиях, иногда с некоторыми жертвами в стремлении обретения свободы, например с добровольным подчинением, когда свобода принимает определенный уровень модифицированной формы.
Могут и совпадать личностные и общественные интересы, когда, например, обретается свобода, при развитых демократических формах.
У свободы различные грани, например:
- сочетается внутренняя свобода (свобода намерений) и внешняя свобода (условия реализации);
- соответствуют внутренняя мотивированность и внешняя причинность;
- зависима свобода индивида от свободы в обществе и свободы других индивидов.
Итак, свободу можно представить таким специфическим способом бытия человека, который связан с его способностью к выбору решений и совершению поступков соответственно своим целям, интересам, идеалам и оценкам, которые
основаны на осознании объективности свойств и отношений вещей, закономерности окружающего мира.
Взаимосвязь свободы и ответственности
При свободной реализации своего выбора, у личности должна быть ответственность за последствия этого выбора.
Возникновение ответственности, как социального и личностного фактора
происходит, если у человека свобода мыслей и поступков. Если свобода отсутствует, то в действиях человека принужденность, «железная» необходимость, но при этом ответственность отсутствует, так как он не может
отвечать за навязанное ему, против его воли, помимо или вопреки его свободного выбора. [7, 95]
Соответственно этому, сформулируем понятие ответственности. Ответственность – в виде саморегулятора деятельности личности, показывает социальную и нравственную зрелость личности.
При ответственности предполагается, что личность имеет чувство долга и совесть, способность и умение к осуществлению самоконтроля и самоуправления.
Совестью контролируются все ее действия.
При выборе, принятом решении, у личности имеется готовность к взятию на себя всей полноты ответственности.
У границ свободы и ответственности совпадение, как у двух сторон одного листа бумаги.
Только там, где свобода у личности, где ею свободно принимаются решения, свободно совершаются действия, он может отвечать за них и их последствия.
Единой границей свободы/ответственности определяются одновременно и границы поступков как вменяемых действий, и, собственно, личностных границ, как свободного/ответственного (вменяемого) субъекта.
Итак, ответственность можно определить в виде осознания объективных условий и поставленных целей, с необходимостью выбора способов действий и принятия результата деятельности.
С развитием свободы личности происходит усиление индивидуальной ответственности.
Относительность характера свободы отражается в ее взаимосвязи с ответственностью личности, особенно в контексте их проявления относительно других личностей и общества в целом.
Зависимость свободы и ответственности личности является прямо пропорциональной: с большей свободой, которая дается человеку от общества, тем более возрастает и его ответственность за пользование этой свободой.
Заключение
Итак, свободу можно представить таким специфическим способом бытия человека, который связан с его способностью к выбору решений и совершению поступков соответственно своим целям, интересам, идеалам и оценкам, которые
основаны на осознании объективности свойств и отношений вещей, закономерности окружающего мира.
Ответственность личности можно определить в виде осознания объективных условий и поставленных целей, с необходимостью выбора способов действий и принятия результата деятельности.
Свобода есть там, где есть выбор. Только свободой выбора порождается ответственность личности за принятые решения и поступки, которые являются его следствием.
Свобода и ответственность являются двумя сторонами сознательной деятельности человека.
Свободой порождается ответственность, ответственностью направляется свобода.
Таким образом, свобода имеет непосредственную связь с ответственностью личности и с ее умением делать правильный выбор и отвечать за него.
Личная мера свободы личности в этом случае выступает как ее ответственность перед собой и другими.
Быть личностью – является не благим пожеланием, а требованием развития человека и человечества.
Брать на себя груз личности и общечеловеческих проблем - единственный путь выживания и дальнейшего совершенствования человека, как личности.
Он предполагает развитие высочайшей степени ответственности.
Список литературы
Абдоков С.А. Долженствование и ответственность в соотношении свободы и необходимости./ С.А. Абдоков. - Ставрополь: Знания, 2018. - 168с.
Асмаян Н.В. О принятии решений в ситуации выбора./ Н.В. Асмаян. – Спб.: Питер, 2017. – 498с.
Бердяев Н. А. Н. А. Бердяев. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. - М.: Правда, 2018. - 608 c.
Бондарев Г. А. Философия / Г.А. Бондарев. - М.: Добрая книга, 2016. - 920 c.
Бошарин С.Н. Философия / С.Н. Бошарин. - М.: Мир, 2017. - 515c.
Лазарева А. Н. Свобода и ответственность / А.Н. Лазарева. – М.: Гостехиздат, 2018. - 287 c.
Лимонова С.В. Философия/ С.В. Лимонова. – М.: ИнфраМ, 2016. - 575c.
Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. – Ростов – на - Дону: Феникс, 2017. – 305с.
Шумов А. М. Философия свободы: основные черты одного современного мировоззрения / А. М. Шумов. - М.: Апрель, 2014. - 750 c.
Шитов С.П. Истина и наука / С.П. Шитов. – Спб.: Азбука, 2018. - 438 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!