это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2256707
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
1. Общая характеристика внутриличностных конфликтов 4
2. Классификация внутриличностных конфликтов и особенности их
предупреждения 8
3. Разрешение внутриличностного конфликта 11
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Введение
Феномен конфликтности в сфере социальных отношений практически всегда остаётся актуальным и дискуссии по данной проблематике не утихают. Пока существует общество, состоящее из личностей и образующее различные социальные группы, будут и возникать конфликты.
Нередко бывает, что человек вступает в конфликт между самим собой.
Такой конфликт называется внутриличностный и характеризуется он особенностью протекания и выражается как глубокое внутреннее переживание, которое, в конечном итоге, может перерасти в депрессию, нервный срыв, стресс и т.д.
Эта проблема стремительно развивается сейчас, когда люди в силу определенных обстоятельств предъявляют к себе слишком много требований.
Внутриличностный конфликт всегда характеризуется сильными переживаниями, поскольку затрагивает наши индивидуальные мотивы и мысли. Конфликт такого плана может зреть и развиваться годами, на определенном этапе никак не мешая личности полноценно существовать. Однако в какой-то момент недовольство собой, своими достижениями становится слишком очевидным. Тогда внутриличностный конфликт проявляется во всей своей полноте.
Проблема внутриличностного конфликта в современном обществе, выработка средств психологической защиты от него является на сегодняшний день очень актуальной проблемой. Формирование новых рыночных отношений в нашей стране ведет к преобразованию важнейших институтов социализации – семьи и школы, прежде всего отражаясь на молодом поколении, от которого зависит будущее нашего общества, духовное и нравственное благополучие, культурное и экономическое развитие.
Цель данной работы – выявить условия предупреждения и механизмы разрешения внутриличностных конфликтов.
Общая характеристика внутриличностных конфликтовВнутриличностный конфликт – это сложно разрешаемое противоречие, происходящее внутри психики человека.
Внутриличностный конфликт обычно возникает в условиях, когда в человеческом разуме между собой сталкиваются равные по значимости и противоположные по направленности интересы, влечения, мотивы, потребности.
Современные психологи выделяют внешние и внутренние факторы, которые провоцируют возникновение внутриличностных конфликтов
- внутренние причины кроятся в противоречиях психики личности;
- внешние факторы, обусловленные статусом личности в определенной социальной группе.
Данные факторы взаимосвязаны, а их дифференциация считается довольно условной. Так, например, внутренние факторы, вызывающие возникновение внутриличностного конфликта, могут являться результатом взаимодействия индивида с социумом.
Особенности внутриличностного конфликта:
- необычная структура конфликта (внутриличностное противостояние не имеет субъектов взаимодействия, представленных отдельными личностями либо групп людей);
- латентность, заключаемая в сложности выявления внутреннего противоречия, поскольку часто индивид не осознает, что пребывает в состоянии конфронтации, также он может прятать собственное состояние под маской эйфории или активной деятельности;
- специфичность форм проявления и протекания, поскольку внутреннее противоборство протекает в виде сложных переживаний и сопровождается: страхом, депрессивными состояниями, стрессом.
Наиболее активно проблема внутриличностного конфликта разрабатывалась в западной психологической науке. Его научное обоснование неразрывно связано с основоположником психоаналитической теории З. Фрейдом.
Все подходы и концепции внутриличностного конфликта обусловлены спецификой понимания содержания и сущности личности. Поэтому, отталкиваясь от пониманий личности, сложившихся в разных психологических школах, можно выделить несколько основных подходов к рассмотрению внутреннего противоборства.
Фрейд приводил доказательства биопсихологического и биосоциального содержимого внутриличностного противостояния. По сути своей человеческая психика противоречива. Ее работа связана с неизменным напряжением и преодолением конфликта, возникающего между биологическими желаниями индивида и социокультурными устоями, между бессознательным содержимым и сознанием. Именно в противоречии и неизменном противоборстве заключается вся суть внутриличностной конфронтации, согласно концепции Фрейда.
Дальнейшее развитие описанная концепция получила в трудах его приверженцев: К. Юнга и К. Хорни.
Немецкий психолог К. Левин выдвинул собственную концепцию внутриличностного конфликта под названием «теория поля», согласно которой внутренний мир индивида попадает одновременно под воздействие полярно направленных сил. Человеку приходится выбирать из них. Обе такие силы могут быть положительными или отрицательными, также одна из них может быть отрицательной, а другая положительной. Главными условиями зарождения конфликта К. Левин считал паритетность и равную значимость таких сил для индивида.
К. Роджерса полагал, что зарождение внутреннего конфликта обусловлено несоответствием представлений о себе субъекта и его пониманием идеального «Я». Он был убежден, что такая рассогласованность может спровоцировать серьезные расстройства психической деятельности.
Большой популярностью пользуется концепция внутриличностной конфронтации, разработанная А. Маслоу. Он утверждал, что структура личностной мотивации базируется на иерархии потребностей, высшей из которых потребность в самореализации. Отсюда основная причина зарождения внутриличностных конфликтов заключается в разрыве между стремлением к самореализации и достигнутым результатом.
Среди советских психологов, привнесших существенный вклад в разработку теорий конфронтаций можно выделить концепции внутриличностного конфликта А. Лурии, В. Мерлина, Ф. Василюка и А. Леонтьева.
Лурия рассматривал внутриличностное противостояние в качестве столкновения двух противоположно направленных, но равных по силе, тенденций. В. Мерлин – в качестве следствия неудовлетворения глубоких актуальных личностных мотивов и отношений. Ф. Василюк – как противостояние двух внутренних мотивов, отображающихся в сознании личности индивида в качестве самостоятельных противопоставленных ценностей.
Проблема внутриличностного конфликта рассматривалась Леонтьевым в качестве вполне нормального явления. Он считал, что внутреннее противостояние свойственно структуре личности.
Всякая личность по своему устройству противоречива. Зачастую разрешение таких противоречий совершается в простейших вариациях и не ведет к появлению внутриличностного конфликта. Иногда разрешение конфликта выходит за границы простейших форм, становясь главным. Следствием этого и становится внутриличностное противостояние. Он считал, что внутренний конфликт – это результат борьбы ранжированных по иерархии мотивационных курсов личности.
А. Адлер считал базисом для зарождения внутренних конфликтов «комплекс неполноценности», который возникает в детском возрасте под давлением неблагоприятной социальной среды. Кроме того, Адлер также выделил основные методы разрешения внутреннего противостояния.
Э. Фромм, объясняя внутриличностную конфронтацию, предложил теорию «экзистенциальной дихотомии». Его концепция гласила, что причины внутренних конфликтов кроются в дихотомичной природе индивида, которая обнаруживается в проблемах бытия: проблеме ограниченности жизни человека, жизни и смерти и пр.
Э. Эриксон в собственной концепции стадий психосоциального формирования личности, выдвинув идею, что каждый возрастной этап знаменуется благоприятным преодолением кризисного события либо неблагоприятным.
При успешном выходе происходит позитивное личностное развитие, ее переход в следующий жизненный период с полезными предпосылками для его благоприятного преодоления. При неуспешном выходе из кризисной ситуации индивид переходит в новый период собственной жизни с комплексами предыдущего этапа. Эриксон считал, что пройти все этапы развития благополучно практически невозможно, поэтому у каждого индивида вырабатываются предпосылки для зарождения внутриличностного противостояния.
На основе изложенного, под внутриличностным конфликтом следует понимать феноменологически многоплановое психологическое явление, характеризующееся противоречивыми тенденциями внутри самосознания, которые отражают, прежде всего, диссонанс между мотивационно-смысловыми образованиями и возможностями личности и возникают под влиянием ситуации взаимодействия личности и социальной среды, внешне проявляясь на фоне негативных переживаний через затруднения в общении и деструктивное поведение.
2. Классификация внутриличностных конфликтов и особенности их предупрежденияКлассификацию внутреннего противоборства по типам предложил К. Левин. Он выделил 4 типа, а именно эквивалентный (первый тип), витальный (второй), амбивалентный (третий) и фрустрирующий (четвертый).
Эквивалентный тип – конфронтация зарождается, когда субъекту необходимо выполнить две или более значимые для него функции. Здесь обычной моделью разрешения противоречия будет компромисс, то есть частичное замещение.
Витальный тип конфликта наблюдается тогда, когда субъекту приходится принимать одинаково непривлекательные для него решения.
Амбивалентный тип – столкновение появляется, когда аналогичные действия и результат в равной степени прельщают и отталкивают.
Фрустрирующий тип. Особенности внутриличностного конфликта фрустрирующего типа заключаются в неодобрении социумом, расхождении с принятыми нормами и устоями, нужного результата и соответственно действий, необходимых для достижения вожделенного.
Кроме вышеприведенной систематизации существует классификация, базисом которой является ценностно-мотивационная сфера личности.
Мотивационный конфликт наступает, когда в противоречие вступают две одинаково положительные тенденции, бессознательные стремления. Примером данного вида конфронтации служит «буриданов осел».
Нравственное противоречие или нормативный конфликт зарождается при расхождениях между стремлениями и долгом, личными привязанностями и моральными установками.
Столкновение желаний индивида с действительностью, блокирующей их удовлетворение, провоцирует возникновение конфликта нереализованных желаний. Например, он появляется, когда субъект вследствие физического несовершенства не может осуществить свое стремление.
Ролевой внутриличностный конфликт является треволнениями, вызванными невозможностью одновременно «играть» несколько ролей. Также он наступает вследствие расхождений в понимании требований, предъявляемых личностью к реализации одной роли.
Адаптационный конфликт характеризуется наличием двух смыслов: в широком понимании он представляет собой противоречие, обусловленное нарушением баланса между личностью и окружающей действительностью, в узком – столкновение, обусловленное нарушением социального или профессионального адаптационного процесса.
Конфликт неадекватной самооценки зарождается вследствие расхождения между личностными притязаниями и оценкой собственного потенциала.
Предупреждение внутриличностного конфликта – это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону человеческих отношений.
На сегодняшний день конфликтология разработала целую систему способов и мер по предупреждению и разрешению внутриличностных конфликтов. При этом следует иметь в виду, что предупредить конфликт всегда легче, чем его разрешить.
Существуют общесоциальные условия и способы предупреждения внутриличностных конфликтов. Они связаны с установлением прогрессивной социальной структуры общества, гражданского общества, правового государства и касаются изменений, происходящих на макроуровне социальной системы. Отдельная личность в известной степени, конечно, может влиять на создание такого рода благоприятных макроусловий, но если иметь в виду "рядовую" личность, то ее влияние при этом все-таки не может быть значительным. Такие условия изменяются посредством действий больших социальных групп, классов, социальных общностей, объединений и движений.
Существуют эффективные методы предупреждения внутриличностных конфликтов, зависящих от самой личности. Прежде всего, это работа над собой, необходимо научиться принимать все жизненные трудности, как приходящие и уходящие ситуации. Такой подход позволит терпимей относиться к проблемам. Важно в жизни сформировать определенные ценности и принципы, которым вы будете следовать, но при этом не проявлять однобокость, а быть гибким и уметь подстраиваться под современный, постоянно меняющийся, мир.
Одним из важнейших методов предупреждения внутриличностного конфликта является исполнение иерархий ролей по их значимости, когда человек пытается везде успеть или выполнить несколько дел одновременно. Поэтому рекомендуется разграничить соблюдение ролей по их значимости.
Также рекомендуется не откладывать проблемы, которые требуют скорейшего решения. Избегание проблем не есть лучший способ выхода из ситуации, так как рано или поздно приходится делать выбор и запоздалое решение может привести к деструктивным последствиям конфликта.
Психологические условия предупреждения внутриличностных конфликтов:
- принимать трудные жизненные ситуации как трудности бытия;
- формирование жизненных ценностей и следование им;
- устойчивые жизненные принципы помогают избежать многих ситуаций связанных с сомнениями в истинности того или иного выбора;
- формирование адекватной самооценки и гибкость.
Развитие волевых, качеств во многом способствует предупреждению внутриличностных конфликтов. Именно воля, представляющая собой достигнутый уровень саморегуляции своей деятельности и поведения, предполагающая способность принимать решение со знанием дела, должна сопровождать все виды жизнедеятельности человека. Велика роль воли во внутриличностном конфликте, где только с ее помощью человек может преодолеть сложности ситуации.
Если человек находит в себе силы изменить привычный способ существования, убедившись в его несостоятельности, то выход из внутриличностного конфликта будет продуктивным.
3. Разрешение внутриличностного конфликтаПод разрешением внутриличностного конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности. А также установление единства сознания, снижение остроты противоречия жизненных принципов, достижение нового жизненного качества.
Можно выделить следующие факторы преодоления внутриличностного конфликта:
- тип темперамента, он влияет на скорость переживаний, их устойчивость, ритм протекания и интенсивность, направленность вовне или вовнутрь;
- глубинные мировоззренческие установки личности, ценности, содержание ее веры, опыт преодоления себя, развитость ее волевых качеств и социальное положение;
- половозрастные особенности личности, с возрастом формируются типичные для каждого индивида формы разрешения.
Наиболее эффективным способом разрешения внутриличностного конфликта является адекватная эмоциональная реакция личности - так называемая конгруэнтность (точное совпадение эмоций, их осознание и уместное проявление).
Развитию конгруэнтности способствуют следующие условия - создание правильного образа собственного «Я», то есть умение «смотреть правде в глаза», объективно оценивать себя и свое поведение. Также нужно стремиться не уделять повышенного внимания тому, что люди думают о вас, не зацикливаться на том, как они вас оценивают. Особо важно не культивировать в себе чувство обиды и жалости к себе, а ещё реагировать исключительно на факты, а не на представления о них.
Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным.
При конструктивном преодолении внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание.
Итак, самые разнообразные зарубежные и отечественные подходы к преодолению внутриличностных конфликтов признают следующие необходимые условия для их адекватного разрешения:
1) осознание своих внутренних противоречий и составляющих их сторон, и наличие конфронтации между ними;
2) занятие активной позиции личности, ведущей к переструктурированию иерархии ценностей и формированию внутреннего мира личности;
3) направленность этой активности на конструктивное преобразование составляющих внутриличностного конфликта, а не приспособление к нему, которое ведет к постепенному накапливанию осознанных и неосознанных неразрешенных противоречий во внутреннем мире личности;
4) развитие навыков личностной рефлексии, чтобы в последующем было возможно самостоятельно преодолевать подобные психологические проблемы.
Адлер выделил 2 способа разрешения внутриличностного конфликта:
1. Развитие социального интереса и чувства. Успешное развитие позволяет приспосабливаться к обществу и выстраивать хорошие взаимоотношения. В противном случае развивается алкоголизм, наркомания, преступность.
2. Стимуляция собственного потенциала:
- Адекватная компенсация.
- Сверхкомпенсация – развитие одной способности.
- Мнимая компенсация – некие факторы компенсируют комплекс неполноценности.
Преодоление внутриличностного конфликта обеспечивается образованием и действием механизмов психологической защиты. Не вызывает сомнений, что она представляет собой совершенно нормальный, повседневно работающий механизм психических процессов. Конкретные защитные механизмы психики - это специфическая система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.
Фрейд выделял порядка 30 видов психологических защит, в числе которых особо можно отметить следующие.
1. Сублимация - процесс преобразования энергии либидо (сексуальной энергии) в другие социально одобряемые и приемлемые формы (творчество, религию, возвышенную любовь и т.д.; действует принцип «замени это!»).
2. Проекция - приписывание другим собственных ощущений, влечений, мнений.
3. Рационализация - рациональное объяснение изначально иррациональных поступков (принцип «анализируй это!»).
4. Вытеснение - устранение мнений, чувств, реально действующих мотивов из сознания. Это, в сущности, забывание о собственных неудачах, страданиях (принцип «забудь про это!»). Однако следует отметить, что они не исчезают бесследно. Будучи вытесненными, они могут вновь появляться на сцене нашего сознания, причем в самый неподходящий, нежелательный момент.
5. Регрессия - обращение человека к примитивным уровням поведения, мышления, например детское поведение, сюсюканье, кривлянье, ребячливость у взрослого в сложных для него ситуациях (принцип «плачь, как ребенок!»).
6. Реактивное образование - изменение неприемлемой для «Эго» тенденции или способа поведения на противоположный.
7. Фиксация поведения - стремление сохранить привычные, стереотипные модели поведения, мышления, восприятия.
Таким образом, внутренний конфликт является одним из сложных видов конфликтов. Проблема состоит в том, что такой конфликт находится на подсознательном уровне и его причины не всегда понятны для самого носителя конфликта. При выборе способа преодоления конфликта нужно оценить ситуацию и в этом случае конфликт будет быстро и легко решен.
Заключение
В результате проделанной работы необходимо сформулировать основные выводы.
Внутриличностный конфликт – это сложно разрешаемое противоречие, происходящее внутри личности.
Внутриличностный психологический конфликт переживается индивидом как серьезная проблема психологического содержания, которая требует скорого разрешения. Внутриличностный конфликт возникает в условиях, когда в человеческом разуме между собой сталкиваются равновеликие по значимости и противоположные по направленности интересы, влечения, потребности.
Поскольку внутриличностных конфликтов избежать невозможно, то следует научиться создавать условия, предупреждающие их негативные последствия, использовать многообразные способы их профилактики и вовремя разрешать дисфункциональные конфликты в том случае, если они уже возникли.
На сегодняшний день конфликтология разработала целую систему способов и мер по предупреждению и разрешению внутриличностных конфликтов, зависящих от самой личности. Также можно назвать способы разрешения внутриличностных конфликтов, рассчитанные на управления процессами самопознания, самооценки и формирование установок. К типичным способам разрешения внутриличностных конфликтов можно отнести использование механизмов психологической защиты личности (вытеснение, сублимация, регрессия, рационализация, проекция и др.).
В зависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к внутриличностным конфликтам по-разному, избирают свои стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных конфликтов: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.
Список использованной литературы
Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. СПб.: Питер, 2015.
Ефимова, Н.С. Социальная психология: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: Форум, 2017.
Зеленков, М.Ю. Конфликтология: Учебник / М.Ю. Зеленков. - М.: Дашков и К, 2015.
Основы конфликтологии в деятельности руководителей органов внутренних дел: учебное пособие. Вахнина В. В. и др. / под ред. В. В. Вахниной – М.: Академия управления МВД России, 2019.
Сорокина Г. А., Сафонова М. В. Особенности протекания внутриличностных конфликтов старшеклассников // Молодой ученый. - 2016. - №20. - С. 657-659.
Трофимова Е. А., Казанская О. В. Системный подход к изучению конфликтов // Молодой ученый. - 2019. - №25. - С. 39-41.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени: новые пути в психоанализе. СПб.: Питер, 2016.
Шелехов И.Л., Белозёрова Г.В., Мартынова А.И. Личность и внутриличностный конфликт в концепциях фрейдизма и психоанализа // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. Психология. 2016. Вып. 1(11). С. 9-20.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!